{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Топ-10 ошибок руководителя, разрушающих бизнес

Предпринимательскую деятельность начал более 8 лет назад. Первый бизнес основывался на онлайн продажах кружек с напечатанными изображениями. Сегодня руковожу двумя предприятиями – в нефтегазовой отрасли и в сфере развлечения. За эти годы совершено немало глупых ошибок, и вот топ 10 из них.

Один в поле не воин

Ни один руководитель не может все делать в одиночку. Неумение делегировать полномочия ведет к неудачам. Я не мог понять, зачем платить за работу другим, если могу ее делать сам. В один из вечеров, подметая офис после ухода сотрудников, я посмотрел на часы и понял, что пора что-то менять. В попытке сэкономить 1000 рублей я терял бесценные часы, которые мог бы уделить своей семье.

Без очерченного круга задач, мероприятий, разделения их по ответственным лицам, хорошего результата ждать не приходится. Я научился поручать задачи сотрудникам, поверив в их силы. Сфокусировался на роста бизнеса. Внимание переключилось на стратегические цели, показатели компании начали расти быстрее.

Нечеткая постановка задач

Умение правильно выражать мысли помогает избежать многих проблем. Люди воспринимают информацию по-разному. Чтобы результат совпал с ожиданием, следует задать пару уточняющих вопросов: «С чего начнешь?», «Как будешь действовать?». Это поможет убедиться, что задача донесена до подчиненных правильно.

Если человек не понимает, что от него хотят, он самостоятельно додумает часть информации и выполнит работу неправильно. Конечно, есть риск столкнуться с некомпетентными сотрудниками. Но если работники снова и снова ошибаются, не торопитесь выказывать недовольство.

Дружба дружбой, а бизнес порознь

Предпринимательство зиждется на деньгах и прибыли. Попытка ведения бизнеса совместно с другом грозила крахом и партнерских, и личных отношений. Сначала оба горели воплощением стартапа в жизнь. Затем наступил период выяснений, какую пользу принес каждый участник дела, каждый «тянул одеяло» на себя.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит заранее провести четкую грань между дружбой и бизнесом. Договоренности лучше закрепить юридически. Мы с другом определили круг ответственности и задач, обозначили финансовые обязательства. Прагматичный подход помог сохранить дружбу, хотя периодически трудности все равно случаются.

Несовпадение ожидания и реальности

Завышенные ожидания погубили не один хороший проект. Уже на старте стоит определить затраты, понять, какие сложности подстерегают. Не следует отмахиваться от неприятных прогнозов. Мы с другом видели по расчетам, что окупаемость плана не уложится в год. Но не хотели признавать факты.

Когда иссякли деньги для покрытия издержек на банковском счете, пришлось в срочном порядке пересчитывать бизнес-модель и полностью менять ее концепцию. Нам повезло, что удалось избежать точки невозврата и сохранить предприятие жизнеспособным.

Отсутствие опыта в своей нише

Прежде чем начать собственное дело, стоит поработать «на дядю». Это поможет понять специфику работы определенной индустрии. Да, иногда выстреливает стартап у людей без опыта. Но в 9 случаях из 10 неумение выстраивать бизнес-процессы разрушит ваше предприятие.

Работа на чужой бизнес иногда затягивает. В дальнейшем тяжело отказаться от стабильной зарплаты, рискнуть и начать с нуля. Но понимание отрасли, представление портрета аудитории клиентов, дает знания, которые станут конкурентным преимуществом.

Панибратство с подчиненными

Не стоит идти на слишком тесное сближение с подчиненными. Удержание дистанции помогает сохранить рабочие отношения. Личное общение подрывает авторитет руководителя и усложняет решение вопросов кадровых перестановок. Сближение проявляется в мелких деталях, таких, как переход на «ты», использование ненормативной лексики в отношении сотрудников, общение на личные темы. Следует избегать подобных ситуаций.

Приятели не критикуют друг друга, не пытаются исправить. Но эффективный руководитель постоянно оценивает работу подчиненных, критикует, чтобы добиться перемен и развития. Не пытайтесь стать другом, ведь дружба – это союз равных, а отношения «начальник-подчиненный» не предусматривают равенства в полномочиях.

Бесконечные отписки

Сначала практика вопросов и распоряжений в виде электронных писем казалась хорошим решением. Но затем стало понятно, что отправленные емайлы возвращаются бумерангом с еще большим количеством вопросов. Работники не спешили выполнять поручения, надеясь, что удастся их избежать при помощи отписок.

Такой метод взаимодействия хорош только для простых договоренностей, понятных участникам дискуссии. В остальных случаях, сотрудник, получивший письмо, стремился переадресовать его коллеге с помощью шаблонной отписки. Вместо решения проблема только усугублялась, живое обсуждение более конструктивно.

Не радуйтесь успеху раньше времени

Однажды к нам поступил запрос от большой сети магазинов, заинтересовавшихся технологией. Это была оригинальная разработка в виде прототипа. От руководства сети поступил запрос о стоимости поставок в каждый магазин, после мы долго обсуждали условия сделки по телефону.

Я потирал руки в предвкушении прибыли, считал нули на банковском счете и прикидывал, куда вложу полученную выручку. Как вы уже догадались, запрос так и остался запросом. Теперь мы открываем шампанское, только когда деньги оказываются на счету.

Знайте личный предел

У англичан есть хорошая поговорка: «Bite off more than you can chew». Перевести ее можно как «руби сук по себе». Я слышал о профессиональном выгорании, но был уверен, что меня это не коснется. С энтузиазмом тянул любые задачи. Но оказалось, что у каждого человека есть свой предел, и надо его знать.

Я прошел через сложный период, когда взвалил на себя непомерную ношу. Было тяжело, и теперь я понимаю, что тогда достиг своего предела. Знаю, что лимит прочности есть и у сотрудников, его тоже стоит знать. Не следует обещать бонус за переработку на выходных, расплатой будут ошибки в работе, брак на производстве или личностные срывы. Я не предлагаю давать поблажки, но и перегружать сотрудников надо осторожно.

Признавайте свои ошибки

Главное, чему я научился за годы в роли управленца – это умение признавать и принимать ошибки. Раньше всегда искал виноватых среди подчиненных, если дела шли не так, как задумано. Со временем понял что, сначала следует задать вопрос себе: «Что ты сделал, чтобы предотвратить проблему? Был ли запасной план, чтобы исправить ее вовремя?».

Теперь задаю себе эти вопросы каждый раз, даже если уверен, что неприятность произошла не по моей вине. Управленческая работа в нефтегазовой отрасли научила, что цена ошибки может стоить компании миллионов. Этот опыт сделал меня осторожнее в принятии решений, научил принимать в делах личную ответственность.

Любая ошибка – это ценный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, но каждая ошибка должна послужить полезным уроком. В моей практике были сотни ошибок, научивших меня тому, что я умею сейчас. А какие ошибки на предпринимательском пути можете вспомнить вы? Что из перечисленного было для вас актуально?

0
184 комментария
Написать комментарий...
Иван Евменов

Совсем не согласен с пунктом про панибратство.

Панибратство это плохо. Но называть друг друга на ты - в этом нет ничего плохого. Такая культура, например, во всех Леруа Мерлен. К своему руководителю, директору магазина или даже ген.директору РФ только на ты в независимости от возраста. Но при этом это не значит, что тебя уволить не могут из-за этого. У нас в компании тоже самое. Все понимают что субординация никуда не девается от перехода на ты, как и необходимость показывать результат.
По поводу мата.
Самые сплоченные и продуктивные команды, как оказалось, общаются друг с другом и шутят с использованием ненормативной лексики. Более того, мат помогает эффективности и убедительности аргументов в деловых спорах внутри команды. Вот ссылка на исследование:
Риски которые вы имели ввиду я понимаю, но вы их попытались описать через какие-то внешние признаки (обращение на ты и мат) которые к делу отношения не имеют.

Еще очень интересно услышать ваш метод обратной связи сотрудникам (критика и похвала), и как они вас критикуют (это возможно у вас, вообще?). И какие способы мотивации используете?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Жопа есть, а слова нет? :-) И нет совершенно никакой разницы между: you, yo dawg, Sir, Mr и кучей других контекстуальных решений уважительного обращения?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zeld Treld

В России это значит что человек имеет власть, а кто всем выкает не имеет. Это особенность местного менталитета, на вы разговаривают только терпилы. Если к вам обращаются на вы, можно из этого человека веревки вить. Даже в суде судьи тыкают, а им все обязаннны выкать, потому что униженное положение по отношению к судье. В современной России все наоборот, высшее сословие тыкает всем, низшее выкает. Кто пытается в старые сословные порядки играть, хоть они даже на французском говори друг с другом, власть все равно не в их руках, это просто косплеей в дворянство. Надо что бы сотрудники выкали, а дир тыкал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zeld Treld

Как будто вы не видели, как старикам менты, врачи, кассиры и прочие тыкают, если одежда неказистая. И тут ошибки быть не может, человек с низким социальным статусом не может себе позволить дорогой автомобиль или одежду, его можно не уважать. Если мои родители, например, обслуживаются в спецполиклинике, там им не хамят и не тыкают, потому что там просто на учете не стоят те, кому можно хамить без потерь. А так да, отец много раз замечал, что если он просто с дачи едет в обычной одежде в магазине за ним фрукты на кассе перевешивают, если в костюме, то нет. Встречают по одежке, к деду вообще наблюдал резкую смену отношений всех от ментов до чиновников, когда они узнавали, что он в свое время председателем верховного суда республики был

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zeld Treld

Картины из реальной жизни немного другие. Сидит на автовокзале бомж, подходит наряд ППС, не громко разговаривает с ним, пинает слегка по ногам один мент, говорит иди отсюда. Что бы требовать надо тоже статус иметь, иначе требование не будет удовлетворено. Да это и не будет уже внутреннее вежливостью человека, если от него требовать ее необходимо . Так что в России начальник обычно с подчиненными на ты, подчиненный вынужден на вы

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Зачем вы пишете Вы с большой буквы? Типа смотри как я тебя уважаю, дорогй собеседник?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elena Cherepukhina

я тоже пишу "Вы" с большой буквы при индивидуальном обращении, "вы" - при обращении к группе, хоть это и является в современном контексте примером старорежимного воспитания. По таким признакам понятнее становится, с кем общаешься на одном языке, а с кем адаптацию к диалектам подключать надо. 

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Шесть абзацев душноты, спасибо Вам! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

К жене, родителям, детям, друзьям тоже на вы обращаетесь? Или это показатель их неуважения? я, например, общаюсь как с другом со своим коллегой 56 лет, а мне 34. Мне ему выкать, а он мне? Хотя он по иерархии подчинен мне, но по факту он коллега. Но я стараюсь горизонтальные связи развивать, чтобы на совесть работали, а не за страх.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дядя Скрудж

Сергей, со всем согласен, кроме большой буквы у "вы". Считается, что с большой буквы - это прям уважение-уважение, которое можно оказывать только прям совсем очень важной персоне, типа обращаясь к царю.
Во всех остальных случаях, вы, при обращении, например к коллеге, с маленькой буквы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дядя Скрудж
 общаюсь как с другом со своим коллегой 56 лет, а мне 34.
 Хотя он по иерархии подчинен мне, но по факту он коллега

Просто ты зазвездился и не воспитан. Явно же комплекс какой-то, типа смотри, раз я твой начальник, то я тебе МОГУ "тыкать". Не просто же так ты говоришь, что общаешься с ним "КАК с другом". Т.е. он тебе не друг, ты просто прикрываешься этим.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

Вы, вообще, не вкуриваете тему как у нас все устроено, а мыслите исходя из своих узких рамок и представлений. Еще и диагноз мне поставили. А по факту, все что вы написали в комменте - все мимо цели.

Ответить
Развернуть ветку
Дядя Скрудж

Иван, вы правы. Как обычно, я полез не в своё дело, было скверное настроение и наплодил негатив :( Извините! Я рад, что всё мимо цели. Удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Дядя Скрудж
к деду ... наблюдал резкую смену отношений всех от ментов до чиновников, когда они узнавали, что он в свое время председателем верховного суда республики был

вот у ТЕБЯ во всех комментариях это и прослеживается, сын чиновников - не привык кого-либо уважать, да?

 особенность местного менталитета, на вы разговаривают только терпилы

жесть, какой компот должен быть в голове у человека, чтобы такое сказать?
Ты к ребенку в школу придешь, к учительнице или с директором тоже "на ты" будешь говорить, или станешь временно терпилой?
Вежливость - это не слабость! Но тебя, похоже, этому не научили.

мои родители, например, обслуживаются в спецполиклинике, там им не хамят и не тыкают, потому что там просто на учете не стоят те, кому можно хамить без потерь

ясно... золотой ребенок, дедушка высокопоставленный, родители, соответственно тоже. Научили никого не уважать, встречать по одежке.

И тут ошибки быть не может, человек с низким социальным статусом не может себе позволить дорогой автомобиль или одежду, его можно не уважать.

Браво! Как же ТЫ мне противен!

Даже в суде судьи тыкают, а им все обязаннны выкать

нормальный человек такого судью попросит разговаривать "на вы", т.е. поставит на место.

Сам то добился чего-то или на родительские живешь?

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда