Топ-10 ошибок руководителя, разрушающих бизнес

Предпринимательскую деятельность начал более 8 лет назад. Первый бизнес основывался на онлайн продажах кружек с напечатанными изображениями. Сегодня руковожу двумя предприятиями – в нефтегазовой отрасли и в сфере развлечения. За эти годы совершено немало глупых ошибок, и вот топ 10 из них.

Один в поле не воин

Ни один руководитель не может все делать в одиночку. Неумение делегировать полномочия ведет к неудачам. Я не мог понять, зачем платить за работу другим, если могу ее делать сам. В один из вечеров, подметая офис после ухода сотрудников, я посмотрел на часы и понял, что пора что-то менять. В попытке сэкономить 1000 рублей я терял бесценные часы, которые мог бы уделить своей семье.

Без очерченного круга задач, мероприятий, разделения их по ответственным лицам, хорошего результата ждать не приходится. Я научился поручать задачи сотрудникам, поверив в их силы. Сфокусировался на роста бизнеса. Внимание переключилось на стратегические цели, показатели компании начали расти быстрее.

Нечеткая постановка задач

Умение правильно выражать мысли помогает избежать многих проблем. Люди воспринимают информацию по-разному. Чтобы результат совпал с ожиданием, следует задать пару уточняющих вопросов: «С чего начнешь?», «Как будешь действовать?». Это поможет убедиться, что задача донесена до подчиненных правильно.

Если человек не понимает, что от него хотят, он самостоятельно додумает часть информации и выполнит работу неправильно. Конечно, есть риск столкнуться с некомпетентными сотрудниками. Но если работники снова и снова ошибаются, не торопитесь выказывать недовольство.

Дружба дружбой, а бизнес порознь

Предпринимательство зиждется на деньгах и прибыли. Попытка ведения бизнеса совместно с другом грозила крахом и партнерских, и личных отношений. Сначала оба горели воплощением стартапа в жизнь. Затем наступил период выяснений, какую пользу принес каждый участник дела, каждый «тянул одеяло» на себя.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит заранее провести четкую грань между дружбой и бизнесом. Договоренности лучше закрепить юридически. Мы с другом определили круг ответственности и задач, обозначили финансовые обязательства. Прагматичный подход помог сохранить дружбу, хотя периодически трудности все равно случаются.

Несовпадение ожидания и реальности

Завышенные ожидания погубили не один хороший проект. Уже на старте стоит определить затраты, понять, какие сложности подстерегают. Не следует отмахиваться от неприятных прогнозов. Мы с другом видели по расчетам, что окупаемость плана не уложится в год. Но не хотели признавать факты.

Когда иссякли деньги для покрытия издержек на банковском счете, пришлось в срочном порядке пересчитывать бизнес-модель и полностью менять ее концепцию. Нам повезло, что удалось избежать точки невозврата и сохранить предприятие жизнеспособным.

Отсутствие опыта в своей нише

Прежде чем начать собственное дело, стоит поработать «на дядю». Это поможет понять специфику работы определенной индустрии. Да, иногда выстреливает стартап у людей без опыта. Но в 9 случаях из 10 неумение выстраивать бизнес-процессы разрушит ваше предприятие.

Работа на чужой бизнес иногда затягивает. В дальнейшем тяжело отказаться от стабильной зарплаты, рискнуть и начать с нуля. Но понимание отрасли, представление портрета аудитории клиентов, дает знания, которые станут конкурентным преимуществом.

Панибратство с подчиненными

Не стоит идти на слишком тесное сближение с подчиненными. Удержание дистанции помогает сохранить рабочие отношения. Личное общение подрывает авторитет руководителя и усложняет решение вопросов кадровых перестановок. Сближение проявляется в мелких деталях, таких, как переход на «ты», использование ненормативной лексики в отношении сотрудников, общение на личные темы. Следует избегать подобных ситуаций.

Приятели не критикуют друг друга, не пытаются исправить. Но эффективный руководитель постоянно оценивает работу подчиненных, критикует, чтобы добиться перемен и развития. Не пытайтесь стать другом, ведь дружба – это союз равных, а отношения «начальник-подчиненный» не предусматривают равенства в полномочиях.

Бесконечные отписки

Сначала практика вопросов и распоряжений в виде электронных писем казалась хорошим решением. Но затем стало понятно, что отправленные емайлы возвращаются бумерангом с еще большим количеством вопросов. Работники не спешили выполнять поручения, надеясь, что удастся их избежать при помощи отписок.

Такой метод взаимодействия хорош только для простых договоренностей, понятных участникам дискуссии. В остальных случаях, сотрудник, получивший письмо, стремился переадресовать его коллеге с помощью шаблонной отписки. Вместо решения проблема только усугублялась, живое обсуждение более конструктивно.

Не радуйтесь успеху раньше времени

Однажды к нам поступил запрос от большой сети магазинов, заинтересовавшихся технологией. Это была оригинальная разработка в виде прототипа. От руководства сети поступил запрос о стоимости поставок в каждый магазин, после мы долго обсуждали условия сделки по телефону.

Я потирал руки в предвкушении прибыли, считал нули на банковском счете и прикидывал, куда вложу полученную выручку. Как вы уже догадались, запрос так и остался запросом. Теперь мы открываем шампанское, только когда деньги оказываются на счету.

Знайте личный предел

У англичан есть хорошая поговорка: «Bite off more than you can chew». Перевести ее можно как «руби сук по себе». Я слышал о профессиональном выгорании, но был уверен, что меня это не коснется. С энтузиазмом тянул любые задачи. Но оказалось, что у каждого человека есть свой предел, и надо его знать.

Я прошел через сложный период, когда взвалил на себя непомерную ношу. Было тяжело, и теперь я понимаю, что тогда достиг своего предела. Знаю, что лимит прочности есть и у сотрудников, его тоже стоит знать. Не следует обещать бонус за переработку на выходных, расплатой будут ошибки в работе, брак на производстве или личностные срывы. Я не предлагаю давать поблажки, но и перегружать сотрудников надо осторожно.

Признавайте свои ошибки

Главное, чему я научился за годы в роли управленца – это умение признавать и принимать ошибки. Раньше всегда искал виноватых среди подчиненных, если дела шли не так, как задумано. Со временем понял что, сначала следует задать вопрос себе: «Что ты сделал, чтобы предотвратить проблему? Был ли запасной план, чтобы исправить ее вовремя?».

Теперь задаю себе эти вопросы каждый раз, даже если уверен, что неприятность произошла не по моей вине. Управленческая работа в нефтегазовой отрасли научила, что цена ошибки может стоить компании миллионов. Этот опыт сделал меня осторожнее в принятии решений, научил принимать в делах личную ответственность.

Любая ошибка – это ценный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, но каждая ошибка должна послужить полезным уроком. В моей практике были сотни ошибок, научивших меня тому, что я умею сейчас. А какие ошибки на предпринимательском пути можете вспомнить вы? Что из перечисленного было для вас актуально?

0
184 комментария
Написать комментарий...
Alex Chernyshev

Увы но субординация нужна, причем не условная а реальная, отработанная и закрепленная:

Допустим, вы ведете переговоры с потенциальным заказчиком, само собой рассказывая про 'профессионализм команды','финансовое планирование' и тд.  Тут в кабинет вваливается условный 'инженер Вася' и ковыряя в носу выдает что-нибудь из серии:  сервер разработки на%бнулся - опять оплату хостинга/сертификата/интеграционного шлюза забыли.

Все ваши усилия тут же уходят в свисток,  репутацию перед потенциальным заказчиком вы испортили сразу и надолго.

Понимает ли это условный 'инженер Вася' ? Врядли, с его точки зрения все ок - он честно сообщил о проблеме.  Волнует ли его или потенциального заказчика что с деньгами в компании все ок, просто не пришло оповещение о продлении, сбойнул хостинг и тд - даже близко нет.  
Главное погромче крикнуть что 'король-то голый' и хитро улыбнуться.

Во чтобы такого не было как раз и нужна натуральная тренировка: не входить если идут переговоры, не сообщать при заказчике о каких-либо проблемах в компании, соблюдать общие правила приличия ( хотя-бы 'Здраствуйте-До свиданья' без хмурого %бала ), четко знать общую информацию о компании, как выглядит директор и как перенаправлять к ближайшему менеджеру.

Вот это и подразумевается под субординацией, как к кому обращаться - дело на этом фоне  где-то десятое с конца по важности.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А причём тут субординация? Это невоспитанность. Я также мог зайти в кабинет к главному и, если он один, то мог изложить проблему. Если какие-то партнёры, то извинялся и писал на почту.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Называйте это как угодно: невоспитанность, неуважение, нелояльность, отсутствие субординации - главное что по итогам компания несет потери.
Личные отношения в компании вообще вещь эфемерная, а вот потери вполне ощутимы и измеряемы.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

Вы путаете теплое с мягким, невоспитанность и субординация. Если на ты общаешься, то можно нахуй послать, а если на вы то в пешее эротическое? Что на вы общаетесь, что на ты, что коллега ваш друг, что вы лютые враги, хаять свою компанию в присутствии других это всегда плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'Вы путаете теплое с мягким, невоспитанность и субординация.'
Это все с одного поля ягоды - воспитанные про субординацию в курсе тк субординация часть любого воспитания.
  
С точки зрения потерь для бизнеса опять же абсолютно неважно по какому именно поводу сотрудник сотворил херню: по причине неуважения, нелояльности или просто так.

' хаять свою компанию в присутствии других это всегда плохо.'
У нас половина т.н интеллектуальной элиты занимается тем что хает не то что свою компанию - свою родину на публике, и ничего. 
Эти же люди потом про 'плохой инвестиционный климат' воют, хотя инвестор если глобально смотреть - точно такой же кастомер.

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда