{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Топ-10 ошибок руководителя, разрушающих бизнес

Предпринимательскую деятельность начал более 8 лет назад. Первый бизнес основывался на онлайн продажах кружек с напечатанными изображениями. Сегодня руковожу двумя предприятиями – в нефтегазовой отрасли и в сфере развлечения. За эти годы совершено немало глупых ошибок, и вот топ 10 из них.

Один в поле не воин

Ни один руководитель не может все делать в одиночку. Неумение делегировать полномочия ведет к неудачам. Я не мог понять, зачем платить за работу другим, если могу ее делать сам. В один из вечеров, подметая офис после ухода сотрудников, я посмотрел на часы и понял, что пора что-то менять. В попытке сэкономить 1000 рублей я терял бесценные часы, которые мог бы уделить своей семье.

Без очерченного круга задач, мероприятий, разделения их по ответственным лицам, хорошего результата ждать не приходится. Я научился поручать задачи сотрудникам, поверив в их силы. Сфокусировался на роста бизнеса. Внимание переключилось на стратегические цели, показатели компании начали расти быстрее.

Нечеткая постановка задач

Умение правильно выражать мысли помогает избежать многих проблем. Люди воспринимают информацию по-разному. Чтобы результат совпал с ожиданием, следует задать пару уточняющих вопросов: «С чего начнешь?», «Как будешь действовать?». Это поможет убедиться, что задача донесена до подчиненных правильно.

Если человек не понимает, что от него хотят, он самостоятельно додумает часть информации и выполнит работу неправильно. Конечно, есть риск столкнуться с некомпетентными сотрудниками. Но если работники снова и снова ошибаются, не торопитесь выказывать недовольство.

Дружба дружбой, а бизнес порознь

Предпринимательство зиждется на деньгах и прибыли. Попытка ведения бизнеса совместно с другом грозила крахом и партнерских, и личных отношений. Сначала оба горели воплощением стартапа в жизнь. Затем наступил период выяснений, какую пользу принес каждый участник дела, каждый «тянул одеяло» на себя.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит заранее провести четкую грань между дружбой и бизнесом. Договоренности лучше закрепить юридически. Мы с другом определили круг ответственности и задач, обозначили финансовые обязательства. Прагматичный подход помог сохранить дружбу, хотя периодически трудности все равно случаются.

Несовпадение ожидания и реальности

Завышенные ожидания погубили не один хороший проект. Уже на старте стоит определить затраты, понять, какие сложности подстерегают. Не следует отмахиваться от неприятных прогнозов. Мы с другом видели по расчетам, что окупаемость плана не уложится в год. Но не хотели признавать факты.

Когда иссякли деньги для покрытия издержек на банковском счете, пришлось в срочном порядке пересчитывать бизнес-модель и полностью менять ее концепцию. Нам повезло, что удалось избежать точки невозврата и сохранить предприятие жизнеспособным.

Отсутствие опыта в своей нише

Прежде чем начать собственное дело, стоит поработать «на дядю». Это поможет понять специфику работы определенной индустрии. Да, иногда выстреливает стартап у людей без опыта. Но в 9 случаях из 10 неумение выстраивать бизнес-процессы разрушит ваше предприятие.

Работа на чужой бизнес иногда затягивает. В дальнейшем тяжело отказаться от стабильной зарплаты, рискнуть и начать с нуля. Но понимание отрасли, представление портрета аудитории клиентов, дает знания, которые станут конкурентным преимуществом.

Панибратство с подчиненными

Не стоит идти на слишком тесное сближение с подчиненными. Удержание дистанции помогает сохранить рабочие отношения. Личное общение подрывает авторитет руководителя и усложняет решение вопросов кадровых перестановок. Сближение проявляется в мелких деталях, таких, как переход на «ты», использование ненормативной лексики в отношении сотрудников, общение на личные темы. Следует избегать подобных ситуаций.

Приятели не критикуют друг друга, не пытаются исправить. Но эффективный руководитель постоянно оценивает работу подчиненных, критикует, чтобы добиться перемен и развития. Не пытайтесь стать другом, ведь дружба – это союз равных, а отношения «начальник-подчиненный» не предусматривают равенства в полномочиях.

Бесконечные отписки

Сначала практика вопросов и распоряжений в виде электронных писем казалась хорошим решением. Но затем стало понятно, что отправленные емайлы возвращаются бумерангом с еще большим количеством вопросов. Работники не спешили выполнять поручения, надеясь, что удастся их избежать при помощи отписок.

Такой метод взаимодействия хорош только для простых договоренностей, понятных участникам дискуссии. В остальных случаях, сотрудник, получивший письмо, стремился переадресовать его коллеге с помощью шаблонной отписки. Вместо решения проблема только усугублялась, живое обсуждение более конструктивно.

Не радуйтесь успеху раньше времени

Однажды к нам поступил запрос от большой сети магазинов, заинтересовавшихся технологией. Это была оригинальная разработка в виде прототипа. От руководства сети поступил запрос о стоимости поставок в каждый магазин, после мы долго обсуждали условия сделки по телефону.

Я потирал руки в предвкушении прибыли, считал нули на банковском счете и прикидывал, куда вложу полученную выручку. Как вы уже догадались, запрос так и остался запросом. Теперь мы открываем шампанское, только когда деньги оказываются на счету.

Знайте личный предел

У англичан есть хорошая поговорка: «Bite off more than you can chew». Перевести ее можно как «руби сук по себе». Я слышал о профессиональном выгорании, но был уверен, что меня это не коснется. С энтузиазмом тянул любые задачи. Но оказалось, что у каждого человека есть свой предел, и надо его знать.

Я прошел через сложный период, когда взвалил на себя непомерную ношу. Было тяжело, и теперь я понимаю, что тогда достиг своего предела. Знаю, что лимит прочности есть и у сотрудников, его тоже стоит знать. Не следует обещать бонус за переработку на выходных, расплатой будут ошибки в работе, брак на производстве или личностные срывы. Я не предлагаю давать поблажки, но и перегружать сотрудников надо осторожно.

Признавайте свои ошибки

Главное, чему я научился за годы в роли управленца – это умение признавать и принимать ошибки. Раньше всегда искал виноватых среди подчиненных, если дела шли не так, как задумано. Со временем понял что, сначала следует задать вопрос себе: «Что ты сделал, чтобы предотвратить проблему? Был ли запасной план, чтобы исправить ее вовремя?».

Теперь задаю себе эти вопросы каждый раз, даже если уверен, что неприятность произошла не по моей вине. Управленческая работа в нефтегазовой отрасли научила, что цена ошибки может стоить компании миллионов. Этот опыт сделал меня осторожнее в принятии решений, научил принимать в делах личную ответственность.

Любая ошибка – это ценный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, но каждая ошибка должна послужить полезным уроком. В моей практике были сотни ошибок, научивших меня тому, что я умею сейчас. А какие ошибки на предпринимательском пути можете вспомнить вы? Что из перечисленного было для вас актуально?

0
184 комментария
Написать комментарий...
Ян Марков

Не знаю, я с руководителем на ты, дружеские отношения. Возможно я такой, что компании отношусь с трепетом (да и в целом сотрудников так набираем, чтобы была семья и чтобы все понимали, что работаем на общий котел), но когда косячим, папу слушают все и чувствуем вину. Все от человека зависит и руководит так, как умеет. Если в компании  больше 5-ти сторонних людей, значит все делаем правильно и никакие советы не нужны. 

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Вот про это общий котел такой скользкий момент. У вас акции компании выдаются вместе с зп, или только зп? Очень много таких "семей", где работник получает 30к, а его босс - 500к. Работаем, получается, не на общий котел, а на котел владельца. 
Да и нужен вам папа на работе? У меня свой папа есть. Зачем эти игры на работе - ума не приложу. Я с папой общаюсь бесплатно, а с "папой" на работе - исключительно за деньги. Это такое лицемерие всё. 

Ответить
Развернуть ветку
Ян Марков

1. Мы не АО. А вы хотите акциями получать оплату труда? :D
2. У нас папа получает вдвое больше меня. Иначе быть не может. Плюс наш папа индексирует зарплаты, если есть на что. В размере получаемых зарплат нет придела, человек всегда будет бухтеть "эээ, я вот 350к получаю, а директор 2 миллиона, вот он сука, на моем горбу зарабатывает!" 
 Наш папа жил на воде и пшенке, когда тянул бизнес. Поэтому высокие зарплаты оправданы из-за рисков. А еще наш папа работает на второй работе. 
3. Папа как в мафии, вы не путайте, что тут будут сюсюкаться. В вашем сообщении видно, что вы занимаетесь делом, которое вам не по душе. Отсюда и товарные отношения. Безусловно, цену себе надо знать, но и вы не последний кадр на планете. 

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Он реально что-ли ваш отец?) Просто я может не поняла...
Нет, у меня хороший коллектив и дело мне по душе, я большая фанатка своей работы (делаем продукт). Просто я чётко знаю, что семья у меня дома, а на работе любимые, но коллеги. Папой называть директора нет желания. Тем более работать в компании, где "как в мафии" мне не хотелось бы. Мне лично напоминает секту такой подход. Но здорово, что вас это мотивирует, кесарю кесарево, слесарю слесарево. 
Директорам выгоднее создание таких сект, чем работникам, на мой взгляд. Без мишуры вроде "папа похвалит, папа поругает" получается обычные трудовые отношения, для меня такое куда ближе. Просто мы параллельно развиваемся, я как специалист, компания как компания, директор как бизнесмен. Много уважения у меня к нему, он создал мне рабочее место. А папа мой, повторюсь, совсем не там, он в моей личной жизни. Которую я хочу охранять от вторжения остальных пап. Даже римских)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel One
директор как бизнесмен

Ошибка, директор это не бизнесмен, это наемный работник

Ответить
Развернуть ветку
Настя Каргаполова

Вы раскусили меня, я - школьник....

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда