{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

От дежурного инженера до владельца бизнеса в США: как с нуля запустить свой софт на западном рынке

... и не потеряться среди крупных конкурентов.

Мечтаешь запустить собственный стартап, но боишься уйти со стабильной работы и не знаешь, с чего начать? Переживаешь, что не справишься, а гиганты ниши вытеснят тебя с рынка? Тогда читай историю стартапера, который с нуля запустил систему управления IT-инцидентами и не побоялся выйти на рынок США.

В гостях у проекта «Сделай Там» — Матвей Кукуй, основатель системы Amixr.io. Матвей поговорил с Александром Альховым, основателем компании CourseBurg, и поделился собственным опытом: рассказал о подводных камнях, ошибках и успехах.

Из интервью с Матвеем вы узнаете:

  • Как найти идею для стартапа, который станет королём ниши на рынке.
  • Как найти первых клиентов, когда о твоём продукте никто не знает.
  • Масштабирование: от первого клиента до отработанного цикла продаж.
  • Что даёт обучение в бизнес-акселераторе.
  • Как сформировать ценность продукта и найти идеального клиента.
  • Чек-лист: как сделать продукт, который будет нужен пользователям.

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале или в Facebook.

А чтобы первыми узнавать о предстоящих встречах с успешными стартаперами и задавать им вопросы напрямую, подписывайтесь на нас в Telegram.

Как найти идею для стартапа, который станет королём ниши на рынке

Сначала я работал в американской компании Cisco и жил в США. Потом устроился дежурным инженером в американский стартап, который делал поисковик, и начал путешествовать по миру. Вся инфраструктура в стартапе лежала на мне: я следил за работой поисковика, получал сигналы о сбоях и реагировал на них. Ответственность колоссальная: если поисковик ляжет хотя бы на 3 секунды, то компания попадает на штрафы.

Я начал искать решения, которые помогут быстро реагировать, но понял, что на текущем рынке нет того, что мне нужно, и с чем мне было бы комфортно работать. Как типичный пользователь, я чётко знал, что мне поможет.

Чтобы не опираться только на свои потребности, решил проанализировать, что гуглят люди, и оказалось, что ежемесячно несколько тысяч человек ищут решение, которое поможет им избегать даунтаймов. Так мне пришла в голову идея создать систему управления IT-инцидентами с глубокой интеграцией в корпоративные мессенджеры и капелькой искусственного интеллекта.

Например, у вас есть банковская шина. Она состоит из 5 компонентов, которые запущены в серверах, и над ними работает человек 50. Если какой-то кусочек ломается, то софт, который работает на серверах, тоже начинает ломаться, только постепенно.

Какие-то инциденты развиваются час, какие-то — намного дольше. Если в компании много людей, то быстро среагировать не получается: пока сигнал дойдёт до нужного человека, и тот начнёт реагировать, может пройти 12, а то и все 18 часов.

Система Amix.io решает подобные проблемы быстро: она собирает все сигналы с инфраструктуры и отправляет их конкретному человеку, который отвечает за сломавшийся кусочек. Система позволяет ловить даунтайм, как выпавший мяч, до того, как это заметят пользователи, и до того, как потеряются данные.

Да, мы не изобрели рынок — решения были и до нас. Но мне и многим другим типичным пользователям эти решения не подходили, поэтому наша система — другая. Она умеет собирать и классифицировать IT-инциденты и доставлять их именно тому SRE или DevOps-инженеру, который может решить вопрос с наименьшим стрессом.

А ещё в софт встроен аналитический движок. Он постоянно ищет аномалии и предлагает эффективные решения. Например, движок фиксирует, когда человек заступил на дежурство в неоптимальное время и предлагает ему поменяться с коллегой.

Чтобы запустить стартап, мне даже пришлось остаться в Москве и уйти с прошлой работы. Вообще, я уверен, что одновременно делать 2 вещи вряд ли получится хорошо. Исключение — если в стартапе есть фуллтайм человек, который готов посвятить себя проекту. У меня такого человека не было, поэтому я уволился и стал заниматься только своим делом. И сейчас я уверен, что это было правильным решением.

Когда уходил с работы, у меня были накопления — денег должно было хватить примерно на год жизни, и к ним я относился, как к инвестициям. Я даже вёл учёт в таблице Exel — таким образом у меня был некий Burn rate, и я видел, с какой скоростью стартап расходует мои накопления. Позже, когда мы привлекли инвестиции, этот график пошёл дальше.

Как найти первых клиентов, когда о твоём продукте никто не знает

С момента увольнения до того, как появился первый платящий клиент, прошло 3-4 месяца. Его я нашёл на конференции, когда решил рассказать про Site Reliability Engineering. Я как раз вернулся из поездки в швейцарский офис Google и хотел поделиться решением, которое считаю интересным для России. Параллельно в докладе я проводил ассоциации с софтом, над которым работаю.

После доклада ко мне подошёл технический директор одной крутой компании и сказал, что следит за нами чуть ли не с момента, когда мы только объявили о работе над стартапом.

Потом — созвон, демо и первая продажа. Оглядываясь назад, я понимаю, что мне повезло. Да, софт работал, но скорее он был зачатком тех тезисов, которые я декларировал. Наверное, большую роль сыграло то, что софт можно было покликать, — это очень важно. У нас никогда не получалось продать что-то только на обещаниях, хотя многие стартап-гуру активно продвигают такую позицию.

С нашими пользователями было по-другому: они хотели увидеть демо. Неудивительно, поскольку они рискуют своей инфраструктурой, деньгами и репутацией перед начальством, поэтому хотят убедиться, что платят деньги не просто так, и софт принесёт реальную пользу компании. Мы эту пользу наглядно демонстрировали: клиенты могли ещё до покупки оценить, подойдёт ли им система, и какие задачи она сможет решить.

Масштабирование: от первого клиента до отработанного цикла продаж

Буквально через 5 месяцев ко мне присоединился партнёр. Это мой друг детства, с которым мы давно прекратили общаться, а потом случайно встретились в Калифорнии, в офисе Cisco. Он тоже устал от наёмной работы и тоже понимал, что нужно делать что-то своё, поэтому не побоялся присоединиться ко мне, хотя на тот момент у меня был всего один клиент с чеком 100 $. В итоге мой товарищ ушёл с работы и переехал из Лондона в Москву, и мы стали работать вместе.

Сейчас в команде 12 человек со всеми фрилансерами. Масштабировались мы маленькими шажками. Большой прорыв был, когда нам удалось привлечь Pre-seed инвестиции. Но и здесь были свои условия. В договоре с инвесторами мы прописывали, что получим деньги на хороших условиях, если попадём в Y Combinator или 500 Startups.

В итоге мы прошли в 500 Startups: заполнили анкету, и нас пригласили на собеседование. Мы могли бы попасть и в Y Combinator: туда нас тоже приглашали на собеседование, но я не успел получить визу.

Когда выручка начала расти, мы наняли программистов, а сами смогли более плотно заниматься бизнесом. Мы понимали, что гигантов рынка можно и нужно двигать, и хотели занять серьезную позицию. Поэтому, когда взяли деньги, сильно поменяли концепцию. Улетели в США, сели в акселераторе, и там нас научили мыслить глобально и амбициозно.

Сейчас у нас отработанный цикл продаж. В основном это работает так: в Америке у маленьких отделов есть корпоративная кредитка с месячным лимитом до 1 000$. Сотрудники отдела могут спокойно потратить деньги с этой кредитки на покупку SaaS, особо не обсуждая этот вопрос с начальством. Чек небольшой, но когда софт разрастается внутри компании, к нам возвращаются уже с большим чеком.

Конечно, трудности с продажами всё равно остались. У нас есть воронка, которая работает за счёт идеи. А мы бьёмся, чтобы настроить широкую воронку: пробуем холодные продажи, проплачиваем рекламные посты, участвуем в вебинарах. Цикл замера результата и замера ROI у нас работает нормально, поэтому мы можем объективно оценивать, насколько эффективно работает каждая гипотеза.

Чтобы увеличить поток клиентов, стараемся масштабировать софт, предлагаем что-то новое. Например, в какой-то момент пришлось пересмотреть концепцию работы системы.

Мы были частью инфраструктуры Slack, и в какой-то момент поняли, что через 3 года он будет не в лучшей форме. Уже тогда у Slack были сильные конкуренты — Discord, который на голову выше по качеству, и Microsoft Teams. Пришлось задуматься, как построить компанию, чтобы даже через 5 лет она была доминантной. В результате мы решили сильно перевернуть продукт: сейчас софт не зависит от Slack, и к нему можно подключить любой мессенджер.

Что даёт обучение в бизнес-акселераторе

Как только мы получили Pre-seed инвестиции, сразу уехали в США, чтобы учиться в акселераторе. Ничуть не жалею, что мы попали именно в 500 Startups: там и обучение, и нетворкинг. А Y Combinator — это больше только про имидж и нетворкинг, и это скорее подходит другим компаниям.

500 Startups — это коворкинг, физическое пространство, где мы сидели 5 месяцев и обучались сразу нескольким вещам:

  • Продажам;
  • Фандрайзингу;
  • Общению с клиентами.

Проводили что-то вроде семинаров: нас разбили на группы, по каждому направлению назначили менторов, которые делились своим опытом.

Например, продажам нас обучал человек, который раньше возглавлял отдел продаж в крупном стартапе. С ним мы в течение трёх занятий разбирали, как проводить демо: созванивались с клиентам и демонстрировали им продукт. Все звонки делали под запись, а потом прослушивали разговоры и разбирали ошибки. Это был настоящий учебный процесс в той сфере, которая нам была нужна.

Теперь я понимаю, что до обучения мы совершили все ошибки, которые только можно сделать в продажах. Если раньше мы готовы были продать хоть за сколько-нибудь, то сейчас спокойно называем суммы, о которых раньше не могли даже разговаривать с серьёзным лицом.

А ещё у 500 Startups мощный нетворкинг. К ним можно обратиться, и тебя без проблем представят условному Microsoft, если поймут, что это взаимодействие будет полезно для обеих сторон.

И самое главное — в акселераторе мы поняли, какой компанией хотим стать. Если в Москве я ни разу не слышал, чтобы какой-то стартапер вышел на выручка в 1 млн.$, то там это обычное дело. Ты спокойно можешь обратиться к успешному стартаперу, и он расскажет, где берёт контент, как приводит лиды, какие гипотезы работают. Так ты находишься в атмосфере людей, у которых всё получается, и понимаешь, что ты тоже так можешь.

Как сформировать ценность продукта и найти идеального клиента

В первую очередь важно не распыляться, а идти за «своим» клиентом. А иначе можно получить не то, что нужно.

Мы хотели, чтобы нашим клиентом был технический менеджер, образованный американец, инноватор и интегратор всего прикольного. У нас таких клиентов не было долго. Чтобы они приходили, мы подбирали под них слова и использовали их во всех каналах коммуникации. А когда приходил клиент, мы сравнивали его с тем, которого хотели.

Когда нашел идеального клиента

Однажды к нам пришла крупная бразильская IT-компания. Мы проанализировали её, сравнили с «нашим» американским клиентом и поняли, что она гораздо ближе к идеалу, чем русские пользователи.

Потом появился американский клиент, и мы вывели его на разговор: узнали, что он искал и зачем купил, какое образование, кто его менеджер, как будет выбивать бюджет, какие фразы использует в разговоре, почему не купил у наших конкурентов. После этого мы полностью переделали сайт под нашего идеального клиента, и пошли другие.

Параллельно приходили и русские, и китайцы. Но когда приходил американец, мы брали от него максимум информации, и в какой-то момент таких клиентов стало больше.

Сейчас у нас есть чёткое понимание: чтобы заслужить доверие американского клиента, мы должны быть членами комьюнити и выступать на конференциях, которые важны для американского клиента. А ещё для «наших» американцев большое значение имеют “награды” — их мы тоже хотим навешать на грудь компании. Это всё важно для американских технических менеджеров, поэтому мы должны соответствовать.

Без общения с клиентами и их мнения не получится сформировать ценность продукта, поэтому мы делаем тестемониум.

Мы отправляем клиентам опросник и предлагаем вместе сделать пиар. Технический менеджер отвечает на вопросы, а мы постим это в своём блоге. В опроснике обязательно есть вопросы: зачем вам продукт, и что он даёт? Это же спрашиваем в лоб при продаже.

9 из 10 опрошенных отвечают своими словами, рассказывают о своих инсайтах, и эта информация нам полезна. Все ответы — под запись. Когда проскальзывает удачная фраза, берём её и грузим на сайт.

Чек-лист: как сделать продукт, который будет нужен пользователям

А теперь — чек-лист, которого мы придерживаемся при разработке любой фичи:

  • Анализируем потребности. Смотрим, сколько человек попросили фичу, у скольких людей мы увидели потребность, даже если они не озвучили это вслух.
  • Разговариваем с клиентами. С клиентами общаемся всегда, даже если думаем, что мы семи пядей во лбу и собаку съели.
  • Расставляем приоритеты. У нас есть встречи приоритезации, где мы разбиваем фичи на базовые, перспективные, Disruptive.
  • Делаем продуктовый анализ. Проводим опросы, чтобы понять, какой процент людей будет чувствовать себя совсем плохо, если продукт отнимут. На данный момент у нас этот показатель равен 40%, но его нужно повышать.
  • Делаем ставку на виральный охват. Концентрируемся не только на платных фичах, чтобы не превратить продукт в жертву маркетинга.

Многие думают, что шансы вывести бизнес на западный рынок равны нулю. На самом деле, это не так. Например, в США есть шикарные возможности обучиться, а поддержка других успешных стартаперов даёт ощутимые результаты.

Чтобы не пропустить новую порцию мотивации от тех, кто уже запустил собственный бизнес на Западе, подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Facebook и YouTube.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Ol Ka

У меня от череды интервью всех этих успешных на иностранных рынках стартаперов ощущение, что они меня как-то используют — но я пока не понимаю, как именно меня используют 🙂

Вот, к примеру, зачем мне знать о сервисе, который не имеет русской локализации — даже в планах?

И сайт этого сервиса явно не адаптирован под русскоязычного пользователя — опять же, зачем мне сообщать его адрес?

Или мне после прочтения нужно просто выразить радость и восхищение? Ок, выражаю радость и восхищение 🤭

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Kukuy

Спасибо за восхищение. Меня съела совесть и я решил во всем признаться — раскрыть наш коварный план.

Amixr — не инфобизнес, это SaaS. Когда мы его начинали, вокруг был вакуум. Людей, которые запускали что-то подобное, в нашем окружении можно было пересчитать по пальцам одной руки. Так в компании появилась установка "если у нас начнет получаться и кто-то будет просить помощи — будем выделять время и делиться". Просто чтобы таких сервисов было больше и вокруг были релевантные люди. Такие SaaS коммьюнити есть во многих странах и они друг другу помогают. 

Я рассказал это Александру, когда он закончил интервью (спасибо!), он спросил "чем это может быть вам полезно?". И мы придумали, что можно опубликовать вакансии.

Прямо сейчас ищем людей с хорошим английским языком на саппорт, коммьюнити менеджмент, development relationship, integration engineering. Компания небольшая, жестких формальных требований нет. Если вы хорошо говорите по-английски, хотите работать в Amixr, вне зависимости от опыта и технического навыка, присылайте прямо мне резюме на [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Kukuy

Дизайн купил в виде кита, правки заказывал отдельно на фрилансе, код писал сам... Сейчас я бы наверное раньше пошел за инвестициями и набрал команду, чтобы быстрее стартануть от самоделки.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Так вот он какой коварный план был, нагнать себе рабофф, капиталисты буржуи чертовы....

Черт не моя реплика.

Матвей спасибо, за интервью. Уж не знаю почему пересматривал его трижды. Очень крутая история у тебя и логика глобальная. Что редкость)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Как похорошела Москва при Собой....., ой не то

Наш коварный план в том что бы вы поняли что сотни наших мальчишек и девчонок запустили компании на западных рынках, а не сидят в болоте.

Ну и мне просто нравится общаться с сильными и смелыми людьми у которых получилось сделать, что то на неизведанных берегах.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Скажу честно: они сами и их сервисы, работающие за границей, лично для меня — вроде погоды. Да, они где-то есть, у них ТАМ дождь, снег, жара — но мне ЗДЕСЬ от этого ни холодно, ни жарко. Только без обид, говорю как есть 😐

Точно ли цикл статей про их успех сможет меня изменить? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Вас может и нет))) 

Но тогда странно что вы делаете на ресурсе с названием Венчурных Кэпитал которое пишет про айти компании и стартапы)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Лихо ты умозаключения выдаёшь. Прям бюро 🤭

Нет, чужих факапов я не жду — своих уже столько скопилось, что на небольшой городок хватит.

Но если вдуматься — что несёт эта конкретная история успеха?

Да, они смогли.

Вдохновит это кого-нибудь ещё пойти следом? Конечно.

Получится ли у других повторить успех? Возможно, но не у всех.

Возьмут ли у выживших второй волны интервью, и упомянут ли выжившие второй волны в своих благодарственных речах про выживших первой волны — вероятно, но не факт.

Но в целом-то что должно было измениться от истории успеха, который является суммой очень разных факторов вне зависимости от географии? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Видимо да)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Очень печально жить с таким майндсетом какой вы продемонстрировали.

Успехов вам по жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Ну вы это напрягитесь там что ли, надо как то работать над собой))) ну или не надо)))

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Попробуйте встать "над схваткой".
В этом вам может помочь сравнение и выводы из двух поговорок:
"Где родился - там сгодился"
"Нет пророка в своем отечестве".

Кто-то клянет "космополитов" - от обвинения в бегстве своего мозга от родных березок, до подозрения в "работе на врагов".
Кто-то (как ТС=Автор), берет лучшее везде, где оно водится, и делает полезное для всех, могущих и желающих воспринять.

У каждого есть выбор.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Большинство героев интервью живут тут и создают рабочие места тут, но соревнуются и побеждают на международных рынках.

По сути они просто вышли в высшую лигу и там научились побеждать

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
По сути они просто вышли в высшую лигу и там научились побеждать

Александр, а вот здесь не соглашусь.
Если бы речь шла о хоккеистах, особенно, времен СССР - то да. Там высокость лиги не зависит от почвы сражения и победы.

Прям в тексте есть существенное отличие (одно из):

в Москве я ни разу не слышал, чтобы какой-то стартапер вышел на выручка в 1 млн.$, то там это обычное дело.

Свободные капиталы, священное право собственности, патентная системы, независимые суды - много характеристик "почвы", на которой могут расти такие победы. И только на ней, независимо от национальности победителей.

Ещё, более мелкий, на важный тезис:

клиентом был технический менеджер, образованный американец, инноватор и интегратор всего прикольного.

Где он скорее мог вырасти? То-то и оно ...

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Если человек создал продукт мирового уровня и который востребован на западе странно было бы делать его только под ру рынок.

Стоит только поучиться)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chaban

Написание статьи на любом из ресурсов - возможность привлечь к себе внимание. На vc достаточно много достаточно таргетированной аудитории. И да, вас скорее всего используют :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Ваш комментарий уже использован, тащите еще)))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

зачем техническому сервису русификация? вы ведь не пользуетесь русской виндой или РАЕй?

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Я вижу, что НАШИ англоязычным сделали всё удобно, но СВОИМ они так же удобно делать не хотят — это не то что бы задевает меня. Это скорее демонстрирует качество подхода: если им плевать на локализацию для своих — не наплевать ли им будет и на проблемы своих?

— Здравствуйте, мы с марта ответ ждём, но...

— Э, не бузите там, в своём Мухосранске, вы же видите, мы все силы бросили на проект в Сиэттле! Подождите ещё немного, ща тут и Чикаго разгребём, и вами займёмся, поймите наши приоритеты!

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

наши люди предпочитают англоязычный интерфейс кривому русскому переводу. причём перевод будет кривым в любом случае - из-за неустоявшейся терминологии, плохого знания этой терминологии самими пользователями, разнице в грамматике. вы не станете хорошим айтишником без технического английского

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Александров

К сожалению очень мало информации о разработке первоначальной и на каком языке шла разработка, а там их несколько обычно, на сколько я понимаю.
Дизайн заказан, ок. Откуда навыки программирования, да еще и создания приложения? Ведь вы работали в Cisco .. а там не указана должность. Ну я так понял не разработка ПО, а администрирование.. Т.к. после ушли в DevOps.. что там за языки? ну bash и python вроде еще используется? (я мало осведомлен, но очень интересно)
У меня было три web проекта (что разработать легче чем ПО).
-К первому сделали дизайн, потом начал делать программист и исчез на конечной стадии. Никаких договор к сожалению не было, но и денег ему не было перечислено. Время упущено, проект потерял актуальность т.к. делался на хайп.
-Второй проект я делал сам. Мне понадобилось 1,5 месяца, что бы с нуля разобраться в joomla, css, photoshop и вспомнить html. Получился кривоватый собранный на коленке сайт с переделанным шаблоном.
-Третий проект, это новый сайт для второго. Я прекрасно понимал, что сам буду делать долго. В итоге дизайн, программист.. стоп. прогер которого забрали в армию в Украине на середине проекта. :))) Далее еще 4 прогера.. Делали год, сделали интернет магазин за небольшие деньги. Сейчас уже своими силами изучаю Frontend и переделываю этот проект.
Я это все к тому, что сложно поверить в создание ПО (пусть и сырое) за 3 месяца без опыта в создании ПО.
Можете подробнее рассказать эту часть? Мне интересно в плане своего опыта и вдохновения.
Удачи в развитии!

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Kukuy

Спасибо) И в Cisco, и до этого я несколько лет работал программистом на разных языках — C++, Python. Последняя должность действительно DevOps, но это большей частью тоже разработка на Python, иногда на C. Просто код ближе к инфраструктуре.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

их двое было и оба умели разрабатывать

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

два программиста это маленькая армия если они клювом не щелкают)

Ответить
Развернуть ветку
K R

Интересная история, спасибо.
Непонятно только, в каком все-таки году вы начали работу над проектом.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда