{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Родители приходят домой с работы счастливые, делятся своими успехами, радостью – это уже работа над преемственностью

О подготовке своих наследников рассказывает Дмитрий Тыщенко, сооснователь семейного бизнеса – брендингового агентства Горчица и клуба развития семейного бизнеса «Кураж». А ещё отец 4-х детей.

Дмитрий Тыщенко с семьей

Виктор Вяткин: Дмитрий, расскажи о своей семье.

Дмитрий Тыщенко: “Семья-то большая, да два человека...” )) Шучу. Хотя с нас двоих всё и началось ) Мы с женой 21 год вместе. У нас четверо детей, три семейных бизнеса, две собаки и одна на всех любовь ))

Младшая (Света) получает педагогическое образование, чтобы затем стать тренером по верховой езде и конкуру. Мечтает основать свой конный клуб.

Средняя (Вика) работает с нами - углубляется в маркетинг, параллельно развивает свой бизнес - исторические квесты по городу.

Сын (Антон) с ярко выраженными задатками лидера сначала работал в ресторанной сфере, во время пандемии переключился на строительство домов. Сейчас входит в партнёрство со своим работодателем. Вместе с Викой они активно помогают нам в организации и развитии лагеря для предпринимателей с семьями.

Старшая дочь (Надя) окончила институт с красным дипломом, вышла замуж, живёт в Питере, работает заместителем руководителя отдела маркетинга.

В: Средняя дочь уже помогает в маркетинге. Расскажи, как она пришла к такому выбору?

Д: Как-то летом мы поехали вместе с ней на одну из встреч сообщества “Маркетинг без пыли”, организаторами и душой которого мы были до мая 2019 года. Это был такой почти TEDовский формат - 15 минут на выступление по теме, 5 минут на вопросы, порядка 10-ти спикеров. Аудитория - маркетологи, топы и владельцы бизнесов. Ей тогда 14 лет было.

Побыла на одной встрече, на второй. “Как тебе здесь? - спрашиваем на третьей. - Не скучно?” “Я тут ничего не понимаю - говорит, - но мне очень интересно!” Потом стали давать ей какие-то несложные задачи - лендинг на Тильде создать под одну из наших услуг, потом открылось невероятное видение стратегии продвижения и подачи, когда обсуждали проекты... Она после лицея ВШЭ жадно впитывала знания по маркетингу. Так и втянулась )

В: С вами плотнее всего работает средняя дочь Вика. В орбите семейных дел сын Антон. Когда ты впервые задумался о том, что дети могут помогать в бизнесе и, в конечном итоге, стать его продолжателями?

Д: Ты знаешь, я вообще об этом не думал )) Начиная “Горчицу”, мы с Олесей не планировали передавать её кому-либо. Да и начали-то на условиях - давай попробуем работать вместе, не понравится - каждый займётся своим делом. Главное, о чём договорились “на берегу” - отношения важнее любого бизнеса. В итоге получилось так, что наши сферы - маркетинг и брендинг у Олеси, PR и копирайтинг у меня - прекрасно коррелируют между собой и мы не планируем уходить на покой. Во всяком случае, пока ) Мы не подчиняемся друг другу, что облегчает выстраивание рабочих отношений, хотя сейчас мы уже знаем, как сохранять отношения в вертикальной иерархии семейного бизнеса. Но если вспомнить наш путь в этом плане, то вовлечение детей у нас происходило как-то нативно, что ли.

Мы начинали бизнес с сувениров и подарков. В горячее предновогоднее время не хватало исполнителей – все загружены. И несложные работы – упаковать ручки в футляры, сложить по линиям сгиба открытки и т.п. – стали предлагать детям. Мотивация была с двух сторон: а) нам нужна помощь и б) мы можем отдать эту работу кому-то ещё, но тогда заплатить придётся им. Или эту работу выполните вы и мы заплатим вам.

Но честно скажу: мы тогда не думали, что закладываем в детей любовь к нашей работе, к агентству. Просто решали текущие задачи по бизнесу, параллельно показывая детям, каково это – зарабатывать деньги.

Я считаю, что ребёнок должен сам определиться, чем ему заниматься. Но предоставление вариантов – задача родителей.

В: То есть для тебя не принципиально, продолжит ли Вика, да и вообще, кто-либо из детей карьеру с вами или уйдет в самостоятельное плавание?

Д: Наша работа по профориентации детей началась с их вопроса о том, надо ли им будет работать в нашем агентстве. Мы тогда ответили, что нам было бы приятно, но это совершенно необязательно. Что гораздо важнее, чтобы дело, которым они будут заниматься, приносило им удовольствие и радость. Что ходить на нелюбимую работу нельзя.

В: Сколько работников в Горчице кроме членов семьи? Имеет ли Вика какие-то преференции как дочь владельцев компании?

Д: С августа 2019 года у нас нет штата, как такового. Все, с кем мы работали раньше в штате теперь работают с нами удалённо, в проектных командах. Как правило, в работе над проектом (заказом) у нас заняты от 5-ти до 10-ти человек – в зависимости от сложности задачи.

Мы не делим сотрудников на родственников владельцев и всех остальных. Есть задачи их надо решать. В случае косяков, по шапке получают те, кто в нём виноват – без учёта родственных связей. Премии и иные поощрения – аналогично. Кстати, нас с Олесей это правило тоже касается. Мы научились разделять личные отношения и рабочие и не приносить рабочие отношения в семью. Сейчас учим этому подходу Вику.

В плане преференций у Вики только одно преимущество: мы обучаем её ведению бизнеса. Да, с надеждой на передачу бизнеса по наследству. Но и с пониманием, что, если она от нас уйдёт в свой проект, у неё уже будут знания и навыки, которых не было у нас, когда мы начинали. А значит, она быстрее придёт к успеху.

В: Насколько ты считаешь себя вправе подталкивать ребенка к определенному выбору своего будущего? Где заканчивается привитие интереса и начинается навязывание воли родителей?

Д: Никогда не чувствовал желания подталкивать к определённому выбору. Возможно, потому, что первые 25 лет своей жизни прожил с подменными целями. Даже дважды поступал в лётное училище, но не прошёл по здоровью - аллергия. Избавился от нее в 45 лет сам )

Считаю, что родители вправе показать ребёнку то, чем они живут и зарабатывают на жизнь. Но решение ребёнок должен принимать самостоятельно. Без нажима “вырастешь, будешь как папа...” Или как мама. Ребенок вообще не должен быть как кто-то. Он должен быть как он сам. И все эти нереализованные “я всю жизнь хотела играть на пианино, у самой не получилось, так хоть у сыночка/доченьки получится”. И давай его в музыкальную школу запихивать. Отсюда и появляется “Вот тебе мой диплом с отличием об окончании музыкальной школы.” И к пианино больше ни ногой, ни рукой. И коронное родительское “Ах, неблагодарный!..”

Навязывание родительской воли начинается с подмены желаний ребёнка своими. А привитие интереса - с рассказов и возможностей попробовать поделать то, другое, третье. Мы танцуем латину и своих водили, и на танцы, и на гимнастику, и на балет… Из всего только хип-хоп и гимнастика увлекли. Вика со Светой в одном танцевальном коллективе были - хип-хоп танцевали. Третье место по России заняли в своё время. Эстрадно-цирковую школу с отличием закончили. А если бы мы их в балет запихивали?

Ребёнок не должен исполнять мечты родителей. У него должны быть свои мечты.

В: Рассказывая про танцы, ты упомянул личный пример. Насколько это важно, самому показывать? И можно ли воспитать что-то в ребенке, не делая этого самому?

Д: Есть такая шутка: если не умеешь делать сам – иди преподавать. )) Личный пример – лучшая мотивация. Разумеется, это не значит, что если, например, Света увлекается лошадьми и мечтает о своём конном клубе, то и мы тоже должны заняться с ней конкуром и открыть клуб. Я ей честно говорю – мне лошади интересны только в кино и на картинках. Но когда мы смотрим с ней фильмы про лошадей, мы вместе обсуждаем ситуации, проигрываем «а как бы ты поступила в этом случае?» Поддерживаем её в этом увлечении, побуждаем думать, как и где получить ответы на интересующие вопросы: «Как ты думаешь, у кого (или где) это можно узнать?»

Личный пример должен заключаться в собственном развитии. Когда дети видят, что мы с Олесей повышаем свои компетенции - слушаем вебинары, покупаем курсы, делаем домашние задания, а ещё занимаемся спортом, танцами, - им легче развиваться в своём направлении. И это не голословное умозаключение – они нам сами об этом сказали.

В: Как считаешь, нужно ли как-то направлять ребёнка - профессию получить, образование?

Нужно. Но прежде чем начать направлять (это сейчас уже, с позиции опыта и результатов я такой умный), надо спрашивать, что его интересует, чем хочет заниматься. И много наблюдать: что любит делать, а что нет. Если нравится что-то скрупулёзно собирать, подбирать, в чём-то копаться, изучать – вряд ли он сможет легко заниматься, например, продажами. В общем, если направлять, то туда, куда тянется он сам, а не туда, где родители чего-то не добились и пытаются будущим ребёнка закрыть собственный гештальт.

В: В каком возрасте вы проводите такой разговор? Кто его инициирует?

Со Светой всё было понятно - она чуть ли не с пелёнок увлеклась лошадьми, сейчас занимается конкуром и перенимает опыт у своего наставника. На днях, кстати, мы с ней составляли мини бизнес-план по созданию собственного конного клуба - в колледже задание дали. Кривое, конечно, но приятно, что образование наше хоть как-то начало смотреть в эту сторону.

А с Викой мы вели разговоры, когда она ездила с нами на встречи Маркетинг без пыли и др. Но, видимо, были слишком настойчивы в своём стремлении помочь ей выбрать путь, потому что однажды (ей тогда было лет 12) она не выдержала и со слезами на глазах спросила: “Кем вы хотите, чтобы я стала?” Мы переглянулись и почти в один голос ответили: “Мы хотим, чтобы ты стала счастливой. А кем ты будешь работать и чем заниматься - это совершенно неважно. Деньги можно заработать в любой сфере”.

Потом были парикмахерские, салоны мебели и красоты и ещё что-то - я уже не вспомню... Мы знакомили её с нашими знакомыми - владельцами таких бизнесов, она смотрела, как там всё работает, примеряла на себя…

А с подталкиванием к определённому выбору, у нас очень интересно получилось.

Примерно в том же возрасте, на её день рождения мы решили подарить ей квест. Везти кучу 10-12-летних друзей в Москву в известные квест-комнаты было хлопотно, а в нашем городе ничего подобного нет. И я придумал квест по городу. Честно, не предполагал, что через несколько лет эта моя идея прорастёт в голове дочери полноценным бизнесом. Два года назад она сама разработала квест, получила подтверждение изложенных фактов у экспертов нашего исторического музея. Сама придумала название, собрала сайт своего проекта, провела тестовые квесты, получила обратную связь. Одна участница даже отзыв на Отзовике оставила.

В общем, в августе этого года её проект kvestory.com получил поддержку администрации нашего города и уже прогремел в городских, районных и областных СМИ. Сейчас она уже задумывается над автоматизацией процессов в нём и масштабированием проекта на другие города.

Вроде бы, тут не было моего давления, да, а участие было? )

В: Как планировали траекторию развития дочери? Претерпела ли она какие-то изменения?

Д: У нас никогда не было жёстких установок “ты будешь тем-то”. Всем нашим детям мы говорили: главное не то, какую оценку ты в школе получил(а), главное - что в голове осталось. Дневник через год выкинешь, аттестат или диплом будут пылиться в документах, а кормить тебя будут те знания, которые ты с собой заберёшь. И из школы в том числе.

Конечно, получили оборотку “зачем мне химия/алгебра/физика, если я не буду учёным/технологом/инженером”. Проводили параллели со спортом: тело тренируете, и мозг надо тренировать. Для тела турники, растяжки, сальто, для мозга - задачки, анализ, выводы.

Поэтому про какие-то изменения “генеральной линии партии” мне сложно сказать - была ли эта линия вообще. ) В рамках нашей “политики воспитания” я считаю, что всё получилось закономерно и весьма неплохо. Мы показали ей все профессии, которые она перебирала. Во многих из них она себя попробовала. Так же как и в маркетинге. Даже когда она сказала, что хочет работать с нами, ответили: давай, попробуй. Не понравится - пойдёшь искать дальше. И в том, что она полюбила маркетинг, нет нашей заслуги. Хотя, тут я, наверное, лукавлю )

В: Насколько дети отличаются в плане интересов?

Д: Очень отличаются. Между собой у них, конечно, больше общего. Хотя Вике, Наде и Антону конный спорт не близок совсем. А Света и Вика ни за что не хотели бы работать, как Надя. Детям не обязательно должно нравиться то же, что и братьям, сёстрам, родителям. Это нормально.

Но мы всегда интересовались, что они слушают, смотрят, чем увлекаются. Старались находить время на разговоры о том, как прошёл день, что получилось, что нет, почему, как ты себя чувствуешь, о чём мечтаешь и т.п. Бывало, отменяли встречи, даже теряли клиентов, потому что ребёнок пришёл со школы со слезами на глазах… и фразой “Надо поговорить”

Они смотрят сериал - мы смотрим с ними: какие ценности несёт, чему учит. Это не одного дня дело. Где в играх, где в разговорах, где в рассказах, а порой и в анекдотах, делились тем, что ценим - в людях, в отношениях, в подходах к жизни. Предлагали смотреть фильмы, которые нам нравятся.

Сейчас уже традиция: по выходных включаем проектор и смотрим кино. Останавливаем на каких-то моментах, обсуждаем, что там произошло и почему. Делимся впечатлениями, мнениями, выводами. Так что при всей разности вкусов, у нас есть то, о чём мы можем говорить все вместе )

В: А старшие дети, насколько их путь отличается?

Д: Ну, мы же не сразу такими мудрыми стали ) Отличается, конечно, хотя сходство есть.

Надя работает в найме и про предпринимательство и своё дело слышать не хочет - их с мужем всё устраивает. Они, кстати, с 13-ти лет знакомы. И даже в институте учились на одном факультете, только зять - курсом старше. Оба закончили институт с красными дипломами (не для нас, нет)) Теперь в Питере. Зять по специальности работает, дочь не по профилю, но тоже с цифрами: в маркетинге без аналитики никак.

Антон долго искал себя. Работал на автомойке, барменом, официантом. Вырос до администратора одного из московских ресторанов. В пандемию не растерялся - пошёл в строительную компанию. Сейчас бригадир и, как я уже выше сказал, без пяти минут партнёр своего работодателя.

Несмотря на всю разность, что-то общее в их путях есть, согласен?

В: Согласен ) Большая семья – хорошая выборка. Как я понял, 3 из 4 твоих детей проявляют тягу к предпринимательству, предпочитая этот путь работе по найму. Как ты считаешь, имеет ли какую-то специфику подготовка наследника бизнеса? Нужны ли наследнику капитала какие-то особые навыки? Или это то же воспитание, что и в семье, например, инженера?

Д: На одной из встреч с предпринимателями по теме бизнеса и отношений прозвучал запрос от владельца мебельной фабрики: как быть? Хочу передать дело сыну, он работает с нами водителем-экспедитором, но об управлении делом даже слышать ничего не хочет.

Оказалось, отец, поднимая свою фабрику, с первых дней думал о том, что передаст её сыну. Вот только сыну об этом, почему-то, не говорил. И у парня сформировалась своя жизненная цель. Или, наоборот, не сформировалась.

Вот, пожалуй, в этом специфика. Нужно говорить с детьми о семейном бизнесе с ранних лет. Подбирать простые слова, объясняя, чем занимается папа или мама. Кстати, заодно отточите своё позиционирование. “Если вы не можете объяснить 5-летнему ребёнку, чем вы занимаетесь…” помнишь?

В: То есть начать разговор о преемственности это дело старшего поколения?

Д: Да. И тут очень важен формат. Не «слушайте дети, сейчас я расскажу вам, чем хорош наш бизнес», а ненавязчиво. Я бы даже сказал опосредовано. Родители приходят домой с работы счастливые, делятся своими успехами, радостью – это уже работа над преемственностью.

Приводите их в офис, если он есть, на производство – даже если оно не ваше – а вашего подрядчика. Показывайте, как вы решаете вопросы, рассказывайте, в чём заключается ваша работа, какую пользу людям она приносит. И так далее и тому подобное )

Если вы планируете передать бизнес детям, смотреть на него нужно, как на семейный бизнес с первых дней. И заинтересовывать детей, а не заставлять. Не все понимают эту разницу...

Лет пять назад, рассказывая о том, что мы 16 лет вместе и уже 6 лет ведём совместный бизнес, не расставаясь ни в офисе, ни дома, мы стали слышать вопрос: “Как вам это удаётся?” Когда он прозвучал в нашу сторону в пятый раз, мы начали догадываться, что обладаем неким сакральным знанием. Стали анализировать, что у нас и как. Так родился наш первый курс для предпринимателей “Бизнес и отношения: как развивать одно, сохраняя другое”.

Со временем этот курс вылился в глобальную цель: институт семейного бизнеса. И мы идём к ней последние 5 лет, выступая на днях счастья в Сколково, в аудиториях ГБУ “Малый бизнес Москвы”, вебинарах и мастер-классах в “Мой бизнес”. Рассказываем об этом на радио и на ТВ. В октябре вышли в ТОП-1000 идей форума АСИ (Ассоциация стратегических инициатив”). Сейчас выходим на ТПП РФ, которая уже третий год развивает тему поддержки семейного бизнеса.

А осенью этого года – опять-таки в рамках нашей глобальной цели - открыли свой лагерь для предпринимателей с семьями www.famcamp.ru. В конце октября провели первую смену. Уже почти набрали вторую - она пройдёт с 7 по 10 января в Сочи, на базе отеля Управления делами Президента республики Беларусь. С зимними активностями. Путёвки раскупаются, мест остаётся всё меньше.

Отзывы с первой смены самые тёплые. Несколько семей едут с нами во вторую смену.

Что мы там делаем? Общаемся, организуем активности для всей семьи, говорим о бизнесе, об отношениях, о том, как увлечь детей делом своей жизни, как вообще начать с ними дружить, а не только воспитывать. Как помочь им найти свой путь, выбрать своё дело. И как развить свой бизнес, чтобы было что оставить детям ) Этакий микс дела и отдыха )

Отношения после смены меняются - семьи сближаются, становятся дружнее, стираются барьеры между близкими. Люди мягчают, взгляды теплеют. Появляются новые друзья и партнёры. К слову, с одной из семей из первой смены у нас сейчас совместный проект.

И уже формируется сообщество, в котором мы помогаем друг другу. Вместе - оно всегда легче )

К чему я это? К тому, что дети видят нашу увлечённость, знают про наши цели. И понимают, как им строить свою жизнь, каким должно быть их отношение к тому, чем они планируют заниматься.

В: Вырастив четверых детей, какие бы советы ты дал молодым родителям-предпринимателям?

Д: Оставьте ребёнку право выбора. Не подменяйте его цели своими.

Мечтайте. Но не о том, кем станет сын или чего добьётся дочь - об этом пусть мечтают они )) Мечтайте о себе и реализовывайте свои мечты сами. Вы в детстве мечтали научиться играть на пианино? Запишитесь на курсы и устройте домашний концерт!

Растите над собой, развивайтесь. Наши дети часто повторяют нам, видя, как мы выполняем задания очередного курса: “Как же классно, что вы развиваетесь! Это очень помогает развиваться нам!”.

Это интервью войдет в книгу Виктора Вяткина о наследственном планировании для владельцев бизнеса, которая планируется к изданию в 2021 году.

Виктор Вяткин - руководитель Бутика наследственных решений "3В Консалтинг", к.ю.н., специалист по наследованию бизнеса.

0
2 комментария
Елена Варданян

Замечательные идеи замечательных людей! 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тыщенко

Спасибо, Елена! )

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда