{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как в поисках инвестиций сделать сайт, который подставит весь проект: пример Game Invest

Мой проект поставили в один ряд с финансовыми пирамидами, интернет заполонили отзывы и разоблачения, а меня без суда и следствия назначили мошенником — несмотря на то, что все инвесторы исправно получали выплаты.

Это произошло, потому что я допустил серьезные коммуникационные ошибки, когда превращал проект из частного в публичный. Возможно, эти ошибки покажутся очевидными. Но я надеюсь, что кому-то мой опыт поможет привлечь инвестиции и не испортить репутацию

Меня зовут Валерий Кудряшов, я основатель и руководитель проекта GameInvest. Не спешите проклинать меня и закрывать статью, если видели подобные отзывы:

Теперь я понимаю, чем вызвал подобную реакцию. Но сперва коротко про то, чем занимается мой проект, чтобы был понятен контекст.

Коротко о проекте

На торговой площадке Стима, почти как акции на бирже, торгуются виртуальные предметы. Они меняют облики оружия и героев в онлайн играх: например, в Доте 2, CS:GO и PUBG.

Предметы меняются в цене в зависимости от своей редкости и популярности среди игроков. Некоторые больше растут, чем падают: их выпускали в честь какого-то киберспортивного события в ограниченном количестве и больше таких предметов не появится.

С онлайн-играми я работаю с 2012 года: делал сайты-сервисы для ММОРПГ. В 2014 году попробовал торговать виртуальными предметами для CS:GO в Стиме, получилось неплохо. Кто-то анализирует графики доллара или акций Газпрома, а я начал анализировать графики кейсов, скинов и виртуальных ножей.

Деньги выводил через сайты партнеров: кто-то продавал мои скины за реальные деньги, для кого-то я покупал ключи на игры. Это не суперсекретный эксклюзивный способ, выводом через такие сайты может воспользоваться каждый.

К 2019 году у меня с командой накопилось столько аналитики и инструментов, что мы смогли автоматизировать процесс. Теперь мы могли прогнозировать, какой предмет принесет прибыль. А еще поняли, что можем влиять на цену. Все как на рынке акций, только там кукловодить могут фонды с миллиардами долларов, а в Стиме хватило бы 20—30 миллионов рублей.

А еще в какие-то предметы мы «инвестировали» вручную: например, покупали редкие кейсы для CS:GO на десять тысяч долларов, а через год продавали в несколько раз дороже. Но такие сделки замораживают капитал на долгий срок, изымают из оборота деньги, на которые бот мог бы торговать. Поэтому нужно было привлекать деньги.

Проект я назвал GameInvest. Пригласил маркетологов, те сделали презентацию проекта и сайт. Но они получились с такими косяками, что доверие к проекту в глазах некоторых инвесторов упало до уровня хайпов-однодневок.

Вот как можно добиться такого же эффекта.

Гарантируйте инвесторам доходность

Даже если вы придете к Уоррену Баффетту, он не скажет, сколько заработает в следующем году. Мы тоже не могли посчитать доход вплоть до копейки и гарантировать прозрачность: в конце концов, мы торгуем на рынке, хоть и не на обычном.

Мы понимали, что вложения в стартап, который занимается виртуальными предметами — это крайне рисковая идея. Поэтому решили гарантировать инвесторам безопасность вложений, а часть рисков взять на себя. Вообще, по мнению Центробанка, гарантия доходности — один из признаков финансовой пирамиды. Для прошаренных ребят это была красная тряпка.

Маркетологи посоветовали нам сделать вот такую таблицу на сайте. В отличии от других инструментов, у нашего был указан точный процент — еще так любят делать хайп-проекты

Что я понял. Теперь мы не гарантируем прибыль и не указываем точную доходность за год. С новыми инвесторами делимся третью полученной прибыли, пропорционально их инвестициям.

Например, больше не говорим, что мы — самые крутые и доходные. Показываем не точные цифры, а средние — так честнее, ведь ситуация год к году разная. И ничего не гарантируем

Забейте на рассказ о себе

Помимо Game Invest, я занимался и другими игровыми проектами: например, делал для европейцев сайты по открыванию кейсов, когда в России на них была мода, а в Европу она еще не дошла. На лендинге я решил рассказать о своем опыте. Правда, этим опытом я нигде раньше публично не делился — казалось, что если делаешь дело, то его заметят и оценят. Да и времени особо не было.

В итоге оказалось, что кроме лендинга почти нигде нет информации о том, чем и как я занимался. Заявления выглядели голословно, доверия это не прибавляло.

Этот скриншот сайта обзорщики особо любили. Немного сложно привлекать инвестиции, когда у вас с психотерапевтом, яхтсменом и актером одна фамилия и имя на четверых

Что я понял. Надо было рассказывать о своих проектах самому. Наверное, читателям VC это покажется очевидным: тут сотни стартапов рассказывают о малейшем достижении. Но я в свое время был сосредоточен на других вещах: сделал проект, заработал, пошел делать что-то еще. А исправить эту оплошность решил, как видите, только сейчас.

Теперь даже небольшому стартапу я бы посоветовал рассказывать о себе: в блоге, на странице в ВК или Фейсбуке, в телеграме или Дзене. Пусть сейчас это кажется неважным, никогда не знаешь, как аукнется в будущем.

Замыкайте связь на звонок по телефону

Первую версию сайта мы сделали максимально просто. Это было в стиле «Привет, это GameInvest, зарабатываем кучу денег, вкладывайтесь в нас. Оставьте свой телефон, мы все расскажем». Казалось, что никто не вложит деньги, пока не пообщается лично с создателем проекта и не задаст каверзные вопросы.

В 2019 году со всеми инвесторами я общался сам: считал, что иначе будет не солидно. И лишь когда звонков стало слишком много, делегировал процесс менеджерам.

В итоге оказалось, что многих вполне устраивает консультация менеджера. Но что удивило сильнее, некоторым хватало информации на сайте и в презентации, а общение по телефону они считали лишним. Кто-то вообще не хотел звонить: подозревал, что мы будем психологически обрабатывать их во время звонка.

Многие думали, что раз мы предлагаем связаться только по телефону или почте, то нам есть что скрывать. Хоть я ни от кого не прятался, наполнение сайта вызывало именно такие ощущения

Что я понял. То, как привычно и удобно для создателей проекта, не всегда так же привычно и удобно для инвесторов. Не нужно замыкать привлечение на себе. Лучше давать больше информации для размышления и больше каналов для связи.

Сейчас мы развиваем сайт, подготовили подробную презентацию и FAQ, которые можно получить на емейл, завели канал на Ютубе. Но первоначальная концентрация на общении по телефону дала повод усомниться в проекте.

Доверяйте всему, что советуют маркетологи

Это вообще самая страшная ошибка, которую мы допустили, и за нее вполне справедливо собрали негативные отзывы.

Маркетологи, у которых мы заказали презентацию проекта, уверяли, что чуть ли не главный слайд — это «Наша команда».

Но что делать, если наш программист — сумрачный гений, который не хочет публичности? Консультант по киберспорту просит называть себя по нику, а менеджер, который владеет ноутбуком с аккаунтами на миллионы рублей, боится, что его вычислят и применят терморектальный криптоанализ…

Маркетологи убеждали взять фотографии из интернета и поменять пару букв в ФИО. Говорили, что все так делают и не стоит переживать. Я подумал, что раз лично я общаюсь с инвесторами, то на остальных «ребят» не обратят внимание. Обратили: пробили фотки через поиск и нашли их на фотостоках. Было стыдно.

В отзывах на Game Invest писали, что всех этих людей не существует. На самом деле большая часть команды не захотела публичности и мы решили вместо них поставить «манекены». Это было глупо

Что я понял. Нельзя быть профессионалом во всех областях, именно поэтому мы приглашаем экспертов на помощь. Но если они советуют откровенную дичь, лучше доверится голосу разума или хотя бы проконсультироваться с другими специалистами.

Маркетологи взяли деньги за работу и ушли в закат, а нам пришлось оправдываться и извиняться перед инвесторами. Так что, пожалуй, если ваша команда хочет остаться непубличной, то лучше об этом сказать инвесторам прямо.

Оставьте нестыковки без объяснений

Еще одна не самая удачная идея — попытаться доказать выплаты скриншотами переводов инвесторам. И дело даже не в том, что при желании такие скриншоты можно нарисовать в фотошопе.

Продвинутые инвесторы проверяют все заявления проекта. Мы показывали выплаты за 2019 год, когда еще привлекали инвестиции через BeBoss и, не поверите, Avito. Сам сайт появился только в 2020 году, и такая нестыковка в датах многих настораживала.

Что я понял. Надо предлагать инвесторам как можно больше информации, объяснять не самые очевидные этапы развития проекта. Причем информацию нужно грамотно упаковывать, чтобы это все не показалось «впариванием».

Мы изменили формулировки на сайте и в презентации. Теперь посыл не «посмотрите, какие мы крутые, ни одной задержки по выплатам», а «посмотрите на наши цифры и примите решение сами. Если что — обращайтесь».

И главное — не гуглите, что про вас пишут

Весь год мы не знали проблем, пока один из действующих инвесторов не скинул отзыв: «ребята, в интернете пишут, что вы — мошенники».

Это звучит банально, но в постоянном потоке задач, встреч, созвонов и юридической волокиты у нас не было времени, чтобы гуглить отзывы. Проект развивался, инвесторы не жаловались, все было хорошо. Но это ошибка выжившего: люди, которые проектом не заинтересовались, не придут и не расскажут о своих претензиях. Их приходится искать самому.

Думаю, если бы мы вовремя собрали обратную связь, то быстрее поправили косяки в коммуникации, переделали сайт и изменили бизнес-модель.

А самое страшное, так как мы не знали о существовании подобных отзывов, то не могли дать комментарий и объяснить какие-то нюансы. В глазах потенциальных инвесторов все выглядело так, словно мы отмалчиваемся и сливаемся.

Причем на многие отзывы не могли ответить просто потому, что с нас требовали деньги! Десятки сайтов писали про GameInvest Space «негативные обзоры» лишь для того, чтобы потребовать от 15 до 100 тысяч рублей за удаление. В ближайшее время я планирую выпустить отдельную статью-расследование об этих сайтах.

Даже две строчки на не самом популярном сайте могут повлиять на решение инвестора. Причем тут даже не понятно, что именно не устроило человека
Мы хотели ответить на отзыв, но администраторы сайта потребовали деньги. И это был не единичный случай: мы нашли почти 20 подобных сайтов

Что я понял. Чтобы про тебя написали негативный отзыв, совсем не обязательно обманывать людей: в интернете существуют сайты, на которых «появляются из воздуха» негативные обзоры на сотни проектов. А отсутствие с нашей стороны обратной связи на таких сайтах может убедить инвесторов, что проекту не стоит доверять.

Это одна из причин, почему мы решили развивать собственный блог, соцсети и канал на Дзене: нужно публично отвечать на такие обвинения и рассказывать, как обстоят дела на самом деле.

Даже если с проектом все в порядке, нужно уделять время на мониторинг отзывов. А в перспективе, стоит нанять человека, который будет за этим следить и отвечать на критику.

Как работать дальше, если в интернете полно негативных отзывов

Мне кажется, негативные отзывы появляются из-за двух причин. Первая — естественная. Чем крупнее и известнее проект, тем больше у него критиков и хейтеров, которые излучают негатив независимо от реального положения дел. Всегда будут люди, которые в любой мелочи найдут подвох и обман.

Вторая причина — недостаток информации о проекте. А недостаток информации зачастую возникает из-за того, что банально не хватает времени рассказать о себе. Кажется, что всегда есть более приоритетные задачи.

Как бы вы не были заняты, я бы рекомендовал выделять время на блог и на работу с отзывами. Да, на сайте можно рассказать об основных тезисах, по телефону ответить на все вопросы, а при личной встрече показать проект в деле. Но все это не сработает, если вовремя не ответить на негативные отзывы.

Важно объяснять инвесторам все огрехи, которые возникли в процессе реализации. Иначе это может превратиться в конспирологические теории и обвинения в мошенничестве.

В следующей заметке я расскажу, как сайты с помощью подставных негативных отзывов вымогали у нас деньги, чтобы удалить свои пасквили. А пока прошу поделиться в комментариях, какие моменты вы посоветуете учитывать при сборе инвестиций, чтобы не навредить репутации проекта?

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Валерий Кудряшов
Автор

Добавлю еще один важный пункт к статье! Называется он одним словом - Нейминг. Когда мы создавали проект и регистрировали домен, не обратили внимание на тот факт, что уже есть компания с похожим названием. Наш домен gameinvest.space, домен другой компании gameinvests.com - так вот, эти ребята даже не в списке наших конкурентов, у них совершенно другая модель для инвесторов. А вот отзывы в интернете напрямую перекликаются с нашими, и далеко не всегда отличишь по заголовку о какой компании написан отзыв. Но что еще более странно, нас начали путать и смешивать в статьях обозревателей. Домен например наш пишут, а компания находится где-то в Чехии, условия для инвесторов совсем не те, что предлагаем мы... В общем-то, для тех кто не хочет подобных сложностей - очень рекомендую отнестись к выбору названия компании со всей серьезностью! 

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Стартаперы, которые не читают советы Аркадия Морейниса, до сих пор не понимают разницу, чем компания торгует и на чём она зарабатывает.
Правильный ответ:
Компания GameInvest зарабатывает на продаже игровых артефактов - оружия и скинов, а торгует она доверием своих клиентов и инвесторов.
Как повысить уровень доверия?
1. Правильно объясните инвесторам "Откуда мы получаем прибыль?"
Чтобы не было сравнений с финансовой пирамидой, предложите инвесторам не процент от вклада, а долю в продаже от закупок игрового инвентаря.
Это похоже на бизнес-модель "совместная закупка".
Ваша реклама будет примерно такой:
Ау! Мы умеем закупать инвентарь и продавать его дороже. Платим инвесторам 33% от торговой наценки. Велкам !
Финансовые пирамиды, как правило, не ведут реального бизнеса, поэтому все адекватные кандидаты в инвесторы поймут:
- Ага! Они просто перепродают игровой инвентарь ленивым игрокам! Вот номер моей банковской карты! Я в деле!
2. Развитие интернета повысило громкость хейтеров и конкурентов?
Бейте врага его оружием!
Антон Петров (уважаемый) предоставил пруфы, что GameInvest торгует дефицитом - количество желающих купить превышает количество желающих продать. Кого выбрать?
Есть два честных способа: английский аукцион и "творческий конкурс".
Аукцион - это кто больше предложил цену - тот и получил дефицитный инвентарь.
Творческий конкурс имеет простое правило:
2.1 Найди в интернете сайт, на котором компанию GameInvest называют финансовой пирамидой.
2.2 Напиши им письмо (или позвони) с предложением "решить вопрос".
2.3 Получи от хейтеров ответ с указанной суммой.
2.4 Сохрани записи разговоров и скриншрты
2.5 Запиши ролик с пруфами и выложи его на свой канал в Ютубе.
2.6 Пришли ссылку на ролик в группу GameInvest в социальных сетях
У кого будет больше просмотров ролика с "разоблачением жадных хейтеров" - тот и получает возможность купить игровой арсенал первым.
3. Команда - это главное !
Адекватному инвестору не нужны ФИО и домашний адрес вашего главного разработчика. Достаточно личного аккаунта пресс-секретаря.
Если вы вышли на оборот миллион долларов в год - можете смело записать в контракт с сотрудником пиар-службы - " активное ведение аккаунтов GameInvest в  социальных сетях и на Ютуб".
4. Наша сила - в плавках ! (с)
На Западе популярно выражение "амбассадор бренда".
Что мешает отобрать 10-15 человек среди активных покупателей, которые не прочь попиариться в соцсетях и Ютубе?
Это должны быть люди-мемы:
- грудастая длинноногая блондинка (неужели я один помню Карину-стримершу, которая записала ролик с Энджойкиным "Я скромная няша, Я - няша-стесняша, люблю читать книжки и в Доту играть"?
- ботан-очкарик
- школьник-девятиклассник "мама, дай 30 рублей на новое копьё"
Вот так советы Аркадия Морейниса помогают стартаперам в решении повседневных проблем.
Знание - сила ! (с)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кудряшов
Автор

Спасибо за развернутый комментарий, очень интересно! Приблизительно так же сейчас делаем.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Нам тоже накидали негатива на такие сайты "отзывов", один из них 5000 просил за удаление.
Будете писать статью, свяжитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Где же прокуратура и эти законы о клевете, когда они так нужны?

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кудряшов
Автор

В интернете нашел одних ребят, они писали в Роскомнадзор еще в 2018 году, на сайт seoseed - но по всей видимости, ничего не решилось, сайт как и прежде работает

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кудряшов
Автор

Борис, статья уже готова, со всеми скринами и подтверждениями, скоро добавлю в своем блоге

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Ох уж это "заработок" на школьниках орущих "ДРАГОНЛОООООР!!!!!" в чате...

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сила

Тем не менее, рынок стима со скинами приносит огромные доходы

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

В CS разве можно рисовать и продавать свои скины?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сила

Ты можешь нарисовать свой скин, но чтобы его приняло сообщество должно пройти 7 кругов ада. 1 на миллион конкуренция, так что можно считать что нет

Ответить
Развернуть ветку
Kirk Louson

ни черта не знаю про этого человека
но у меня прямо недавно был кейс, когда в процессе разработки одной штуки для финансистов девочка принялась приставать к участникам "давайте пилить нашу команду"
100% команды сказало - "ну ка на хрен")))
и это абсолютно легальный проект, без серых зон))))
публичность реально нужна только пока с портфолио ищешь себе клиентов, а если этот этап позади...

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кудряшов
Автор

Да, согласен! Но я понял это только спустя некоторое время, собственно когда уже репутация проекта ушла в минус

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Валера, всё равно тебе никто не поверит, поэтому отвлекись немного, пожалуйста, и объясни по-человечески — что значит «редкие кейсы» в игре, почему они редкие, почему столько сто́ят, и что и кто мешает нашлёпать их в нужном количестве и обесценить/продать оптом?

Это же ведь сука скины — почему на них дефицит сильнее, чем на махеровые шарфы в СССР в 80-х?

Ответить
Развернуть ветку
денькя

Потому что цена на рынке определяется спросом)

Скины нужны что бы удовлетворить свои потребности в игре - выделиться, повысить самооценку, свой статус в сообществе и т.д. Чем более редкий скин, тем сложнее его получить - тем больше он стоит.

Насчёт того что мешает нашлёпать - а что мешает государству нашлёпать банкнот, облигаций? Ничего кроме собственной монетарной политики, цель которой - обеспечить условия для экономического роста. Так же и разработчики игр - выпускают ровно столько предметов сколько нужно что бы не обвалить экономику игры.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Ок, я рисую 1 скин и у меня покупает его 1 человек — всё, редкость и уникальность обеспечена?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сила

Скины - это товар. Его нельзя получить из неоткуда. Вы не можете просто взять и создать кучу скинов. Это единица, которая продаётся на рынке. Скины ценятся тем, что есть не у всех, а только у тех, кто готов за них заплатить

Ответить
Развернуть ветку
денькя

Повторюсь - цена определяется спросом. У каждого покупателя на рынке есть некоторые финансовые возможности, а так же ожидания того сколько интересный ему товар будет стоить и некоторая субъективная оценка полезности этого товара.

Нет точного научного способа предсказать поведение конкретного покупателя и какая цена приемлема для конкретного покупателя, но имея информацию о поведении большого числа покупателей уже такую оценку можно дать. Т.к. если принять что поведение покупателей в некоторой степени случайно и в определенной степени не зависит друг от друга, то можно найти среднюю цену статистическими методами. Эта оценка цены товары называется рыночной ценой.

В вашем случае 1 производитель и 1 покупатель не формируют рынок, не возможно выявить рыночную цену ввиду того что нет условий для формирования большой статистической выборки которая бы давала устойчивую оценку.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Игроки не могут рисовать скины.
Это - привилегия разработчика игры.
(дизайнерам - на заметку)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Marin

Я правильно понимаю, что этот бизнес легко обвалить набегом с какой-нибудь весёлого *chan, где ребята скинуться по доллару, купят скин и расшарят его всем желающим for fun?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Радченко

Нет, они покупают только один предмет на один конкретный аккаунт. Предмет могут передать на другой аккаунт, но в таком случае он пропадет с аккаунта на котором эту вещь купили

Ответить
Развернуть ветку
Alecs Proz

Посмотрел проект. Из за чего не смог доверять:
1. Нет https - простейшая вещь, стандарт де факто. 
2. Не хватило информации блока вопросов и ответов. От какой суммы, как выводить, как инвестировать заработанное без вывода и прочее
3. Нет социальных каналов как Телеграмм группа например инвесторов. Будет Дзен - не убедит. 

В итоге вроде статья интересная, но не перевесила.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кудряшов
Автор

Спасибо вам за обратную связь
1 - Этот пункт исправили.
2 - Блок уже добавлен на сайт: https://gameinvest.space/
3 - Сейчас занимаемся этим вопросом

Ответить
Развернуть ветку
Антон Петров

Расскажи это 4 000 игроков которые выставили ордера по 2 000 $ на покупку этого скина.
Ордеров на сумму по 4 000 000 $

Вопрос задай Стиму - они расскажут тебе как сделать такую экономику. Или в WOT - напиши и спроси как картинки с танками по 5к покупать

P.S. Легенды EMS Katowice 2014 - товар в стим

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Остался нераскрытым вопрос, как гарантируются права инвесторов в целом. Идея вообще интересная, но я бы предпочёл в такое вкладываться в формате ЗПИФа или хотя бы какого-нибудь ICO, а просто нести деньги в какое-то ООО - слишком рискованно 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кудряшов
Автор

Раскрою этот вопрос в одной из следующих статей

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Безымянников

Как и убрать левых людей с сайта, как и предоставить все данные, договора, контакты и раскрыть "обеспечение", а так же рассказать где гарантии от процедуры банкротства физ. лица?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ivanov

Хотелось бы данный вопрос более подробнее осветить, в свете изменений от 2015 года. Банкротство физического лица сейчас сильно упрощенная процедура и стоимость процедуры банкротства физлица, фактически, мизерная. 

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда