Максим Белоусов: «Только вы выбираете, каким примером быть для своих детей»
Как можно работать всего два часа в неделю, но при этом продолжать расти и развивать свой бизнес? Как сообщество меняет жизнь? Как воспитывать детей, чтобы они перенимали качества лидера и успешного человека? Какие новые горизонты открывает предпринимателям путь мецената? Об этом и многом другом вице-президенту Рыбаков Фонда Елене Морозовой рассказал в интервью предприниматель, промышленник, меценат, участник Rybakov List 2024 года — Максим Белоусов.
– Я слышала, что вы со своим сыном играли в игру, о которой, я думаю, никто из наших зрителей не слышал. Игру про меценатов. Поделитесь, пожалуйста, этой историей.
– Я такой отец, который провоцирует детей на размышления, поиск ответов на вопросы. Как-то за завтраком я спрашиваю своего сына восьми с половиной лет: «Ты знаешь, кто такой меценат?». Он говорит, что не знает. А сам, конечно же, заинтересовался, а позже спросил, кто это. Я объяснил.
В семье у нас есть традиция устраивать такие рефлексивные круги, где мы обсуждаем различные ситуации, проблемы, потребности и интересы, и каждый имеет возможность рассказать о том, что для него важно. Во время одного из таких кругов мы вернулись к теме меценатства. Я задал сыну вопрос: «Если бы у тебя были все блага мира, что бы ты сделал?» Он начал говорить о гаджетах, поездке в Диснейленд и мороженом. Но когда я поделился с ним своим опытом и тем, как меценатство позволяет мне влиять на образование, сын сказал, что хотел бы создать свою школу мечты.
И теперь мы часто возвращаемся к этой теме: «Что бы ты сделал, будь ты меценатом?» Получается что-то вроде игры.
– Я впервые слышу о такой классной традиции, которая объединяет семью на таком глубоком уровне. Это не просто обсуждение бытовых вопросов, но и возможность говорить о глобальных вещах с маленьким человеком. Уверена, что после таких разговоров можно узнать много интересного от детей. Расскажите, как вы попали на программу «ЯРД»?
– Я вообще сам по себе достигатор, но меня это всегда очень истощало. В какой-то момент я осознал, что, если я продолжу гнаться за очередной целью, я рядом с ней же и умру. Я понял, что что-то нужно менять — окружение, мышление, что-то ещё.
Я наткнулся на наставничество Игоря Владимировича Рыбакова в Интернете и вступил в «ЯРД» — всё просто.
– Как изменилась ваша жизнь с этого момента?
– Я как будто заново родился. Сначала изменения коснулись только меня, а после — затронули всю экосистему Белоусова — от семьи до производства.
Главным изменением, случившемся благодаря вступлению в программу «ЯРД» Игоря Рыбакова, стало то, что я вышел из операционного управления бизнесом. Но вышел я не под пальмы с коктейлем в руках, а в совсем иную плоскость. Я стал той ролевой моделью, к которой тянутся другие, к которой прислушиваются, в замыслы которой погружаются.
Чтобы выйти из операционки, предприниматель должен подготовить для этого почву, а не уходить в никуда. Предприниматели — люди, обладающие огромной энергией, и для нас нужно подготовить пространство, где она будет направлена и использована с пользой. Это может быть, например, творчество. Так, я давно хотел начать петь, но в своем окружении не встречал поддержки. А в экосистеме Рыбаков Фонда такие увлечения воспринимаются совершенно естественно.
Спев один раз и ощутив удовольствие, я решил направить энергию в это направление и реализовывать себя. Я начал писать картины. Заниматься спортом. Начал преподавать и участвовать в форумах. Также немного погрузился в меценатство.
– Не очень-то и немного! Вы создали один эндаумент, потом второй. Какой запрос у вас был, когда вы начали заниматься этим?
– Девять лет назад у меня родился сын. Однажды я пришел домой в нетрезвом состоянии, и жена мне сказала: «Какой пример ты хочешь передать своему сыну? Что ты хочешь ему показать?» И я задумался.
Какую ролевую модель я передам своему сыну? Однажды я осознал, что должен что-то менять. У меня был бизнес — пришел, шашкой помахал и ушел. Был жесткий спорт, где я мышцы рвал. И немного дом. Работа — зал — дом. Иногда отпуск. Потребности свои закрывал, а дальше что делать со своей энергией? Позже я начал путь мецената и удивился, когда понял, сколько есть возможностей, чтобы расширять свои горизонты и открывать себя с самых разных сторон.
– Я правильно понимаю, что, достигнув стабильности в бизнесе, вы открыли для себя меценатство как новый уровень развития. Расскажите об этом: какие ваши потребности или амбиции удовлетворило меценатство?
– Я в принципе и раньше делал отдельные попытки в этом направлении, но не называл это «меценатством». Например, я был патроном спортивного клуба «Феникс» в Наро-Фоминске. Помогал благоустраивать зал для единоборств, куда ходил мой сын, и старался научить тренера мыслить как предприниматель. Сейчас я осознаю, что тогда был для него наставником.
Сейчас, например, я поддерживаю студента МФТИ, предоставив ему стипендию. Я также выступаю патроном «Силы сообществ». И формирую свое сообщество промышленников, которые в будущем тоже смогут стать меценатами — это моя амбиция.
– Расскажите больше про создание эндаумента как формы меценатства.
– Эндаумент в городе Чита мы создавали с моим товарищем Антоном Кожевниковым. И это, кстати, первый в мире эндаумент в детском саду.
Был еще один объект — гимназия А.Л. Кекина в Ростове Ярославской области.
– По какому принципу вы выбирали гимназию?
– Меня пригласили на открытие музея в гимназии Лаура Сугробова и Мирослава Монцманова. Мы туда отправились с супругой на годовщину нашей свадьбы. Это стала одной из самых необычных наших годовщин.
Заряженные дети и учителя гимназии: там царила нереальная энергия! Они уже сделали эндаумент, я только дополнил его.
Спросил у жены: «Ты хочешь почувствовать себя значимой?» На ее утвердительный ответ я решил узнать мнение и нашей трехлетней дочки — она тоже согласилась. Так мы и приняли совместное решение.
Мне очень нравится влиять на качество жизни людей через улучшение образования.
– Расскажите, как ваши личные изменения повлияли на ваш бизнес?
– Повлияли колоссально! Теперь я не в системе, а над ней — я стал наблюдать, видеть, выявлять таланты, раскрывать в людях сильное. И бизнес начал расти, хотя уделяю я ему только два часа в неделю. Освободилось время на то, чтобы способствовать развитию людей.
– Получается, вы создаете пространство, позволяющее другим раскрыть свои творческие способности? Вы испытали радость от осознания этих ролей и хотите теперь помочь другим ощутить то же самое?
– Да, как точно вы подметили! Это будет пространство, где люди смогут запускать свои бренды. Мой бизнес связан со сферой текстиля. Мы планируем открытие цеха с теми, кто к нам присоединится, — будь то студент, начинающий с нуля, человек, который занимался поставками с Китая и теперь хочет создать что-то свое, или владелец небольшого цеха, который стремится к масштабированию. Мы предоставим все необходимые для этого ресурсы. Первое — это создание сообщества, где участники смогут общаться и обмениваться знаниями, поддерживая друг друга. Здесь не будет соперничества, а наоборот, все будут стремиться к общим целям, например, к выходу на международный уровень.
– Как вы попали в бизнес?
– Кто-то сказал: «Если у тебя ничего нет — делай бизнес».
Я служил по контракту, все было хорошо, но мне хотелось большего. Я начал изучать бизнес-литературу и искать наставника. На меня повлиял мой учитель — Денис Семёнов, ему было 18, а мне 27.
Я всегда любил изучать людей, и у меня была возможность анализировать успехи новичков. Так я обратил внимание на одного человека, рядом с именем которого стояло слово «Предприниматель». Мы познакомились, и я стал изучать его путь, следить за его успехами, примерять его опыт на себя и задавать вопросы.
Когда он начал зарабатывать, я задумался: что я делаю не так? Я начал адаптировать его опыт к своей сфере.
– Принять финальное решение оставить постоянную работу и начать свой бизнес было легко или это вызвало страх?
– Безусловно, это было страшно. В тот момент мы с супругой ожидали второго ребенка. У нас была стабильность и хороший доход. Когда я сказал ей о своем намерении, она была в шоке. Пришлось немножко схитрить.
– Внутреннего предпринимателя уже было не остановить, да?
– Да, я уже принял свое решение. Я начал читать бизнес-литературу и смотреть тематические фильмы, и в моем окружении стали появляться люди, разделяющие мои интересы.
– Максим, я восхищаюсь! Ведь вы еще и многодетный отец. Как вам удается гармонично сочетать все эти роли? Какой вы отец?
– 29 ноября у меня был день рождения. Моя старшая дочка подарила мне плакат, который тронул меня до слез. На нем было написано все: что я добрый и мудрый, что она чувствует себя со мной, как за каменной стеной. Вот это для меня самое большое признание.
– Вас эта роль наполняет?
– Важно, чтобы тебе самому нравилось, что с тобой происходит. Ты можешь много чего делать, но если ты не счастлив, как может быть счастливо твое окружение? Поэтому призываю всех — с себя начинайте. Чтобы было счастливое окружение, нужно самому быть счастливым.
Сейчас моя дочка говорит: «Пап, я хочу спеть. Подари мне на день рождения песню, чтобы я могла ее исполнить». Конечно, я с радостью это сделаю.
Потом она спрашивает: «Что такое клампы и круги?» Я объясняю ей, как она может сама создать свое окружение и развиваться как лидер. Как вы думаете, оказываю ли я на нее влияние? Конечно. Дочь уже начинает размышлять о том, что нужно для успешной жизни и хорошего заработка.
Раньше, когда я был погружен в операционные рутины, дети не задавали таких вопросов. А сейчас у нас и песня для дочери, и круги, и постановка танца для сына, а наша младшая дочь везде ездит с нами и даже создает эндаументы. Сейчас, выйдя из операционки, у меня есть возможность уделять всему этому время и оказывать влияние на себя, на детей. И это меня наполняет.
– В завершение хотела бы попросить вас поделиться со зрителями советом. Когда вы находились на развилке, в поиске себя, что вам помогало не застрять на этом этапе и продолжать двигаться дальше?
– Важно понять, для чего ты проживешь свой путь. Я пришел к этому пониманию, когда стал размышлять, каким я буду предком для своих детей и потомков, что они смогут сказать обо мне. Только вы выбираете, как влиять на своих детей и каким примером быть для них.
И еще один важный момент — полюбите себя целиком. Пока я не принял себя и не начал исследовать то, что приносит мне радость, мое окружение тоже не сформировалось. Ищите общество, которое наполняет и поддерживает вас. Только здесь я нашел такое окружение, на энергии которого такие проекты создаются!
Уделяйте внимание не только цели, но и самому процессу: чтобы сам путь вам тоже нравился. Делайте этот путь наиболее комфортным для себя: кто-то может писать книги, заниматься творчеством — ищите себя и то, что вам интересно. Возможно, вам стоит пробовать себя в роли наставника — я тоже сейчас нахожусь на этом пути.
Формируйте свое окружение, ведь все новые возможности приходят через людей.
Еще больше историй современных меценатов в телеграм канале Рыбаков Фонда