Более 10 лет ставлю цели на год: рассказываю, как это делать эффективно

Меня зовут Павел Комаровский, и я алкоголик [зачёркнуто] занимаюсь саморазвитием уже более 10 лет. Эта статья о том, какой подход к личному целеполаганию я выработал для себя в итоге – надеюсь, она поможет вам избежать ошибок, которых в своё время наделал я.

Я полностью прошёл все стадии грехопадения: в студенческие годы искал сакральные ответы в стопках self-help макулатуры; затем разочаровался и решил, что весь этот «успешный успех» – это разводилово для дурачков (до сих пор уверен, что Наполеон Хилл – шизофреник); позже переосмыслил всё ещё раз и пришёл к своему пониманию того, как может выглядеть саморазвитие с адекватным лицом.

Всё, что написано далее, – это выводы, к которым я пришёл на основе своего личного опыта. Понимаю, что мои методы подойдут далеко не всем, и никак не претендую на истину в последней инстанции. Но если хоть какие-то идеи покажутся вам интересными и окажутся толчком к тому, чтобы попробовать что-то сделать в жизни по-другому – я буду рад.

Зачем ставить цели

Любой уважающий себя инфоцыганин тонироббинсового разлива обязательно будет топить за магическую силу целей. Учёные ведь доказали, что 3% студентов Йеля с записанными целями спустя 20 лет оказались богаче оставшихся 97% вместе взятых! (На самом деле, конечно нет.)

Из-за такой наивной пропаганды многим сама идея постановки личных целей кажется глупой. Почему нельзя просто жить и делать то, что тебе кажется наиболее оптимальным в данный момент? Неужели для того, чтобы стремиться больше зарабатывать и хорошо делать свою работу, обязательно нужно писать на бумажке «хочу миллион баксов» и вешать её на холодильник? На мой взгляд – конечно, не обязательно. Но это и не значит, что ставить цели в принципе бесполезно.

Поведение любого человека в значительной степени обусловлено его привычками. При отсутствии сильных внешних стимулов, люди склонны продолжать делать то же, что они делали раньше – таким же способом. И получать примерно такой же результат. Это похоже на жизнь по инерции – движение по направлению, куда тебя несёт течение. Что само по себе не обязательно плохо: течение может быть и положительным фактором (если у вас правильные привычки, хорошее окружение, и так далее). Но лично мне всё же хотелось бы, чтобы моя жизнь развивалась менее стихийно, и я мог по возможности направлять её туда, куда надо мне. Постановка целей – это и есть тот процесс, с помощью которого я пытаюсь приплыть (вместе со своей жизнью) в нужном направлении.

Можно, конечно, грести куда надо и без какого-либо структурированного процесса целеполагания. Это неплохо работает, если у вас есть одна или две глобальных цели, а всё остальное – уже неважно. Но мне кажется, что наша жизнь – это довольно сложная штука, и попытка упрощения её до таких нехитрых двухмерных конструкций чревата перекосами. Именно так появляются истории о богатых, но не очень здоровых и счастливых достигаторах, о выгоревших стартаперах, и так далее. А одновременно успешно жонглировать кучей разных приоритетов в разных сферах жизни наш мозг умеет весьма посредственно: здесь ему как раз была бы кстати внешняя система целеполагания, которая поможет убедиться, что всё схвачено на всех фронтах.

Многие из вас наверняка сталкивались с такой ситуацией: задачи по работе успешно выполняются в срок, а более личные задачи благополучно откладываются «на завтра», кочуя изо дня в день по туду-листам. Почему так происходит? Рабочие задачи имеют соответствующий «обвес» в виде дедлайнов, системы контроля за их исполнением, и обратной связи по результатам. Если за личными устремлениями не стоит аналогичной системы – то неудивительно, что они часто проигрывают в битве приоритетов.

В общем, попробовав разные варианты, я для себя сделал вывод – с целями всё-таки получается более результативно, как ни крути.

Сферы жизни

Многие гуру советуют начинать процесс целеполагания с определения «главной цели жизни» или «личной миссии», из которой потом должно логично вытекать всё остальное. Мне такой подход кажется несколько надуманным – если у вас нет готового понимания глобальной сверх-идеи вашей жизни (в отличие от какого-нибудь Илона Маска, спасающего человечество), то попытка сесть и придумать её «после обеда 4-го января» вряд ли приведёт к чему-то практически полезному. Не говоря уже о том, что определённая таким образом «цель всей жизни» с большой долей вероятности окажется совершенно неактуальной уже через пару лет.

Я сторонник более прагматичного подхода, связанного с «накоплением капитала» в ключевых сферах жизни. Идея здесь следующая: В человеческом обществе существует набор мета-ресурсов, которые можно использовать для достижения любых других целей. Грубо говоря, какие бы цели вы перед собой ни ставили, реализовать их будет гораздо проще, если у вас будет много свободного времени, денег, социальных связей, и так далее. Поэтому мне кажется разумным уделять много внимания достижению целей в этих «ресурсных» сферах – по крайней мере, лишним это точно не будет, чем бы вы ни решили потом заниматься.

Для себя я выделил пять основных сфер жизни (подробнее о том, почему именно эти пять, и как они связаны с пирамидой Маслоу, я писал в этой статье).

Пирамида Маслоу

Здоровье. Ковидная пандемия как раз напомнила нам, что все мы можем оказаться внезапно смертны – и наличие лишнего веса, хронических болезней и вредных привычек сильно повышает вероятность преждевременного конца. В целом, мне жить нравится, и хотелось бы, чтобы это продолжалось подольше – так что я уже сейчас стараюсь приложить усилия, чтобы в 70 лет быть бодрым и весёлым рокнрольным дедом на доске для сёрфинга, а не грустной и больной развалиной на кровати.

Финансы. В нашем обществе деньги – это универсальное мерило ценности. Если у тебя нет финансового капитала, то значительную долю времени и усилий в своей жизни придётся безостановочно тратить на зарабатывание денег – чтобы тебе и твоей семье было где жить, что есть, и так далее. Наличие достаточной финансовой подушки, наоборот, позволяет меньше беспокоиться о будущем и свободнее распоряжаться своим временем и вниманием (подробнее об этом рассказывал в этой лекции).

Отношения. Человек – животное социальное. Крайне сложно быть счастливым и успешно функционировать в обществе без наличия крепких связей с другими людьми, которые всегда готовы тебя поддержать, – поэтому важность построения хороших отношений с друзьями, семьёй и романтическим партнёром трудно переоценить.

Работа. Ну, тут в целом понятно: работа – это и способ самореализации, и источник денег/уважения со стороны общества. Уметь хорошо делать свою работу (в широком смысле: сюда может попадать и работа по найму, и свой бизнес, и какие-то общественно-значимые проекты) – полезно со всех сторон.

Счастье. Для меня это дополнительная, бонусная категория. Чтобы активно делать что-либо со своей жизнью, нужно много энергии – а она как раз берётся из ощущения счастья и удовлетворённости этой жизнью. Чтобы не оказаться загнанным хомяком, который механически несётся внутри своего колеса с мыслями «нужно больше денег! кубики пресса! часики тикают!», важно иногда сделать шаг назад и постараться убедиться, что ты доволен своей жизнью уже сейчас – а не пытаешься сначала «достичь успешного успеха», а потом уже начать жить.

Как я ставлю цели на год

Каждый год в январские выходные я выделяю пару дней на то, чтобы провести новый большой цикл целеполагания.

Сначала я подвожу итоги прошедшего года: составляю большой отчёт про всё важное, что произошло за год. В какой-то момент я подумал: Если большие корпорации считают важным ежегодно отчитываться перед своими акционерами – то почему бы мне не начать отчитываться перед самим собой о том, что я делаю со своей жизнью? По каждой из пяти сфер я подбиваю итоги о произошедшем за год, сравниваю результаты с поставленными год назад целями, и оцениваю динамику в сравнении с предыдущими годами. Это позволяет мне не зацикливаться исключительно на каких-то текущих задачах и проблемах, и видеть более общую картинку целиком.

Фрагмент из моего «годового отчёта»

Потом я сажусь ставить цели на следующий год. Когда я начинал заниматься целеполаганием, мне за глаза хватало нескольких целей. Но потом я заметил, что год – это достаточно долго, и по-хорошему за это время можно успеть значительно больше. Так что теперь я ставлю гораздо больше целей – около 15 – и стараюсь сделать так, чтобы они охватывали все пять сфер моей жизни.

В итоге я почти никогда не достигаю за год прямо всех поставленных целей – обычно мой показатель успешности ближе к 70%. Но я не занимаюсь по этому поводу самобичеванием и не считаю это большой проблемой.

На мой взгляд, лучше поставить 15 целей и достигнуть 70% из них, чем на 100% выполнить три цели

Но при этом, все цели не обязательно должны быть одинаковыми по важности. Каждый год я выбираю одну какую-то сферу – обычно это та область, где давно не было значимого прогресса – и ставлю в ней одну главную цель года. Эта цель должна быть реально крутая – я описываю её для себя как «Что должно произойти в течение года, чтобы даже если всё остальное пойдёт наперекосяк – я всё равно останусь дико доволен и посчитаю, что год удался?» Это достаточно жёсткий критерий, поэтому главной целью оказываются почти всегда какие-то прорывные для моей жизни амбиции.

Соответственно, в течение года я каждый день оказываю этой альфа-цели первостепенное внимание: до того, как переходить к другим вещам, я всегда спрашиваю себя – а что я сделал для главной цели? Если ответ – «ничего», то заниматься другими вещами рано, надо сначала хоть как-то продвинуться в направлении самой козырной цели. Такой фокус позволяет мне быть уверенным, что самое важное для меня не окажется в составе тех 30% нереализованных целей. Именно через принцип «главной цели на год» я в своё время купил квартиру, сменил карьеру и переехал в Москву, поднял уровень доходов в несколько раз, начал ходить в тренажёрный зал и набрал 15 кг, встретил свою спутницу жизни.

Ещё один важный момент – это сама формулировка целей. Классическая рекомендация звучит как «цели должны соответствовать принципам SMART» (быть конкретными, привязанными ко времени, и так далее), но вы это и так сто раз читали, я уверен. Мне кажется более важным остановиться на различии целей от результата и от процесса.

Расскажу на примере: можно поставить себе цель «хочу накачаться как Арни, и жать соточку от груди через год». Проблема в том, что результат при такой формулировке находится уж очень далеко от стартовой точки (особенно если вы такой же худосочный нёрд, как я), и поддерживать должный уровень мотивации, страдая месяцами в зале и всё ещё видимо не приближаясь к конечной цели, довольно сложно.

Поэтому мне больше нравятся «процессные» цели (некоторые их называют проще – привычками): например, «в течение года я буду ходить в зал три раза в неделю и делать то, что говорит тренер». Это уже психологически гораздо проще – речь идёт не о каком-то труднодостижимом результате через год, а о том, над чем у меня есть полный контроль. Позанимался три раза за неделю – и уже можно быть собой довольным, даже если рубашка ещё не начала рваться в плечах. Как ни странно, если регулярно делать правильные процессные вещи, то и результат рано или поздно скорее всего получится такой, какой нужно.

Цели поставлены, что дальше?

Как вы, наверное, догадываетесь, поставить цели на год мало – их хорошо было бы ещё и как-то достигнуть. Большая часть целей на год благополучно забывается своими «владельцами» уже через месяц, аккурат к февралю – а потом про них вспоминают в лучшем случае в канун следующего Нового года.

Поэтому критически важно иметь какую-то систему, которая будет не позволять вам забывать о том, что цели вообще-то есть. Я считаю, что сам по себе факт отслеживания прогресса достижения цели оказывает большой «терапевтический» эффект – обманывать себя становится гораздо сложнее, а совесть рано или поздно заставляет предпринимать какие-то шаги.

Для меня такой системой служат ежедневные чеклисты. Я веду Excel-файлик, где по колонкам разбросаны уже знакомые нам сферы жизни, а каждая строка – это отдельный день. Каждый вечер я вписываю в соответствующую строку итоги дня: что было сделано для достижения целей в каждой из сфер. Если прогресс был – ячейка окрашивается в зелёный, если ничего не происходило – она остаётся белой, если произошло что-то негативное (например, критически важная задача оказалась не выполнена) – в красный. Таким образом, даже визуально легко определить, где намечается «провисание» по целям – в данной колонке будет видна череда белых/красных ячеек.

Фрагмент моего ежедневного чеклиста (текст внутри ячеек я удалил – там слишком личная информация)

Естественно, невозможно каждый день делать всё, что запланировал – поэтому для меня важнее агрегированные данные. Раз в неделю я переношу результаты на отдельный лист, который имеет такую же структуру, но каждая строка – это уже неделя, а не день. А раз в месяц, как можно уже догадаться, результаты месяца оказываются на другом листе с 12 строками – по одной для каждого месяца. В идеале, чем более высокий уровень агрегации – тем меньше должно оставаться регулярно «отстающих» сфер, если на уровне дней и недель вы вовремя перераспределяете усилия.

Такой подход позволяет мне не забивать на те цели, которые я сам для себя поставил в начале года. Достаточно трудно 365 раз в году каждый день писать в специальной колонке «сегодня я опять ничего сделал для этой цели» – рано или поздно приходится идти уже что-то делать, иначе стыдновато перед самим собой.

Мне часто говорят, что такой подход с чеклистами – это какое-то извращение, и нормальные люди так не живут. Многие из этих людей, как ни странно, не видят ничего плохого в том, чтобы заниматься прокачкой какого-нибудь орка в World of Warcraft и радоваться растущим циферкам его характеристик.

На мой взгляд, прокачивать своего персонажа в жизни гораздо полезнее и интереснее, чем в игре

Лайфхаки в достижении целей

За долгие годы практики целеполагания (или даже, что более важно, целедостижения) я опытным путём вывел для себя несколько работающих лайфхаков, которые облегчают достижение результата.

Agile-подход

Мне очень нравятся два принципа из философии Agile, они отлично работают не только в разработке программных продуктов, но и для личных проектов (подробнее писал об этом здесь):

  • Bias for Action («склонность к действию»). Если ты собираешься попробовать что-то новое, то не трать кучу времени на скрупулезное изучение вопроса и подготовку «идеального плана». Лучше вместо этого начни с конкретных действий, на практике приближающих тебя к конечной цели: начни ходить в зал, запишись на курсы программирования, познакомься с владельцем бизнеса и обсуди с ним свою идею. Разобраться в нюансах и составить толковый план будет гораздо проще по ходу, чем теоретизируя на диване.
  • Minimum Viable Product («минимально жизнеспособный продукт»). Не пытайся сразу же сделать идеально – такая высокая планка обычно труднодостижима, и ты гарантированно будешь «буксовать», пытаясь её осилить. Лучше подходить к вопросу поэтапно – сначала реализуй минимально допустимое решение (которое, тем не менее, будет хоть как-то работать), а потом можешь его постепенно улучшать. Это гораздо легче, чем пытаться сразу сделать идеально; более того, в процессе поэтапного улучшения может оказаться, что идеал и не нужен – приближения к нему на 70–80% вполне может оказаться достаточно (по принципу Парето).

Микро-шаги

Этот принцип несколько перекликается с предыдущими. Чтобы поменять свою жизнь, гораздо важнее регулярность и долгосрочная ориентация, а не какие-то разовые сверх-усилия. Обычно люди подходят к целям наоборот: если уж заниматься своим здоровьем – то нужно обязательно начинать ходить в зал так, чтобы упахиваться там до потери человеческого облика и выползать на четвереньках, блюя в коридоре из последних сил. Надо ли говорить, что заставлять себя регулярно ходить на такие самоизнасилования несколько, кхм, сложновато?

Гораздо более разумно, на мой взгляд, начинать с малого – пусть даже первое время это будет до смешного малое. Например, недельку можно хотя бы просто регулярно приходить в зал и не делать там ничего страшного, просто походить на дорожке. Как только привыкнете к ощущению, можно переходить к следующему этапу – вводить какие-то лёгкие упражнения, и так далее. Через 10 лет вам будет совершенно неважно: начинали вы по хардкору, или втягивались постепенно в течение месяца. Единственное, что будет иметь значение – это бросили вы или нет. Так вот, микро-шаги как раз помогают снизить вероятность преждевременного бросания.

Метод яростных наскоков

Выше я писал, что стараюсь во всех спорных случаях отдавать приоритет главной цели года, и только потом заниматься целями из других сфер жизни. Поэтому ближе к середине года я иногда замечаю, что в некоторых сферах месяцами ничего интересного не происходит. В этом случае я использую «метод яростных наскоков».

Он заключается в том, что я временно меняю приоритеты, и на одну неделю ставлю во главу угла какую-то из второстепенных сфер этого года. И стараюсь за неделю сделать максимум всего, что позволит сдвинуть дело с мёртвой точки. Обычно после такого сконцентрированного толчка продолжать дело по инерции гораздо проще, и остаток года делать что-то для достижения этой цели в фоновом режиме уже не составляет большого труда.

Getting Things Done

Долгое время я не пользовался никакими таск-менеджерами, задачи себе писал в бумажном ежедневнике или в своём Excel-файле, и считал известную систему Getting Things Done Дэвида Аллена замороченной ерундой, которая только усложняет жизнь. Но недавно тема GTD всплыла в разговоре с Гришей Мастридером, и оказалось, что мой подход к управлению временем и задачами на самом деле достаточно близок к этой концепции (если убрать всю олдскульную чепуху Аллена с десятками бумажных папочек).

Так что я пересел на приложение Todoist, внёс несколько поправок в свою систему в соответствии с заветами GTD – и теперь весьма доволен результатом. Использовать специальное приложение для управления задачами оказалось гораздо более удобным.

Целеполагание здорового человека

Я рассказал о подходе к постановке и достижению целей, к которому путём проб и ошибок пришёл я сам. Для меня он работает неплохо – но я далёк от мысли, что всем нужно жить именно таким образом. В конце концов, для того чтобы заполнение всевозможных табличек и чеклистов работало, нужно от этого процесса уметь ловить своеобразный кайф – а для этого необходим специфический склад характера, подойдёт точно не всем.

Этот момент мы обсуждали недавно в интервью с Алексеем Марковым (автором «Хулиномики») – он мой метод целеполагания немного покритиковал, и рассказал об альтернативном подходе, который практикует он сам. Это более мягкий вариант, без жёстких целей и чрезмерно анального контроля – более ориентированный на ценности, привычки и роли. Рекомендую послушать его рассказ – возможно, такой вариант подойдёт вам больше. Надо только учесть, что к такому «дзен-подходу» Алексей пришёл уже после достижения финансовой независимости – есть подозрение, что для максимально результативного стремления к амбициозным целям он приспособлен чуть меньше.

Если тема целеполагания вам близка, возможно будет интересно также посмотреть Твиттер-тред про это, который я публиковал пару лет назад.

Ну и напоследок – буду рад, если присоединитесь к моему Телеграм-каналу RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные ответы на важные жизненные вопросы: там больше про личные финансы и инвестиции, но также затрагиваются темы личной эффективности, ЗОЖ и так далее.

0
246 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei spiridonov

Я вот заебанный пришел с работы, дел до жопы, открыв ВЦ, пролистал и прям почувствовал, вот в эту статью мне надо, причем сразу в комментарии, там найдется человек и обрадует меня...как знал...как знал...:) Спасибо )

Ответить
Развернуть ветку
Пантелемон Суматохин

Ор выше гор

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гутник

1 коммент по уровню полезности более ценный, чем вся огромная простыня текста, которую я скипнул выше. 

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Бедный

Братик, спасибо за ор

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Вода водой. Какой хоть результат?
График дохода ниочем не говорит, можно сидеть на дошике и зарабатывать 7-8 тыс/месяц, потом устроиться на работу и к рациону добавить майонез, график будет примерно такой же.
Без оцифрованного результата - соплями по воде, а ещё SMART, Наполеон Хилл шизофреник и пр.
Хотя достаточно нескольких секунд просмотра видео на которое есть ссылка и все становится понятно, очередной «успешный успех» на пути становления

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Павел Комаровский
Автор

Да, общеизвестно, что если нет блестящего костюма и фото на фоне Мерседеса - то ничего не считается!

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Никита Хисматов

Так вроде чувак написал же про результаты: по работе получается, в личном - тоже, 15 килограммов опять же.

Или надо с шокирующими подробностями типа: «достиг вожделенных 5к/секунду, пожал 42 тонны, переспал с мамками всех комментаторов vc»?

Ответить
Развернуть ветку
Gesund Meister

Вставай в 5 утра и цели и подписывайся на мой успешный телеграм канал

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
Какой хоть результат?

Коротко: никакой

Ответить
Развернуть ветку
Бабак Шаян

У этого автора вообще все советы и статьи - вода. 
Мечется из стороны в сторону, смешивая абсолютно разные понятия. Но лайки от впечатлительных хомячков получает исправно. 

Ответить
Развернуть ветку
Влэд

Надо было про утреннюю рутину ещё расписать) 

📌 Как начинают утро успешные люди:

💬 04:00 Ранний подъем. Начинает работать японская биржа, нужно смотреть котировки и продавать активы.

💬 06:00-08:00 Активное кардио — восхождение на Эверест или изучение близлежащих пещер.

💬 09:00 Джакузи с шампанским для омоложения кожи.

💬 10:00...
📌 Как начинают утро успешные люди:

💬 04:00 Ранний подъем. Начинает работать японская биржа, нужно смотреть котировки и продавать активы.

💬 06:00-08:00 Активное кардио — восхождение на Эверест или изучение близлежащих пещер.

💬 09:00 Джакузи с шампанским для омоложения кожи.

💬 10:00 Завтрак из 5 компонентов: Камчатский краб, филе колибри, тосты по-швейцарски и кофе Копи Лувак.

💬 12:00 Прилёт на вертолете на Уолл-стрит. Сводка котировок и просмотр Инстаграма Уоренна Баффета.

💬 15:00-17:00 Обед с тайным правительством и создание заговоров.

💬 18:00 Сводка акций и фиксирование прибыли. Отлёт домой.

💬 19:00-20:00 Просмотр сериала "Моя прекрасная няня".

💬 20:00-22:00 Чтение мотивационных книг и посты в Инстаграм.

💬 22:00-04:00 Крепкий денежный сон.
Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

у Баффета нет инсты )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Lena Prokopenko

с моей прекрасной няни просто выпала:D

Ответить
Развернуть ветку
Tommy Gray

Жесткие цели демотивируют от их постоянного недостижения. Лет в 20-25 я примерно также размышлял как автор ютуб канала выше и каждый день занимался этой ерундой, тратя больше времени на планирование и отчеты, чем на реальное достигаторство.

Жить в комфортном ощущении без надрывов и вечных подстегиваний себя оказалось гораздо кайфовее, чем выстраивание всего по полочкам, т.к. идеал недостижим, а качество и уровень жизни не достигается на бумажках.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Жёсткие цели могут приносить определённую долю дискомфорта, это так. Частично я решаю эту проблему за счёт процессных целей (там нет постоянного недостижения). Ну и с другой стороны: какая-то доля здорового дискомфорта - возможно, это нормально? На работе начальник своими требованиями тоже доставляет дискомфорт, но это не означает, что от работы надо отказаться обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
danil nik

Спасибо за статью, выделил для себя несколько полезных и неочевидных моментов, например, про процессные цели. Конечно, я еще не дорос до того, чтобы актуализировать какой-то файлик постоянно, но в моем случае работает календарь, в котором есть эвенты, посвященные шагам к той или иной цели. Например, уроки английского. Даже если моя мотивация в какой-то момент будет снижаться и я начну забивать на уроки, то я по крайней мере не забуду о них окончательно и не вспомню только к концу года, в какой-то момент я все равно к ним вернусь. И еще хотелось бы добавить такой момент, которому, как мне показалось, маловато уделено внимания в статье, это внутренняя мотивация и ее поддержка. Можно бесконечно долго ставить цели и применять различные метрики для отслеживания их выполнения, но если тебя "не прет" от того, что ты делаешь, то ты забьешь. Прежде всего нужно делать то, что нравится, а профит ты в конечном итоге получишь, будь он финансовый или нематериальный. Есть еще вариант с альтернативой: например, я хочу заниматься спортом. Но я начинаю ходить в зал, а через 3 месяца забиваю. Почему? Да потому что работать с железом скучно и однообразно. Но если работать в офисе и не заниматься спортом, то будут проблемы, то есть, эта цель - необходимость. Как не забивать? Можно найти спорт, который тебе нравится (в моем случае теннис и бассейн). Это работает не только со спортом, с каким-нибудь айти тоже (полно сфер внутри айти), соответственно, область по душе поможет поддержать мотивацию, а значит и продвижение к цели. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Да, мотивация - это важная тема. К сожалению, у меня в плане неё нет каких-то чётких лайфхаков или систем. Для меня работа с мотивацией - это больше путь проб и ошибок: надо пытаться делать по-разному, если не работает - нащупывать своё опытным путём.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ILYA Z

Лично я решил задачу с регулярным помещением зала, найдя себе персонального тренера, уже почти 8 лет посещаю зал 3-5 раз в неделю рано утром ( обычно в 7:30) и могу абсолютно точно сказать, что без этого человека я бы не добился ничего подобного. И я не один такой.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Ярославцев

Какой полезный контент на vc.ru не опубликуй, все накинутся нв автора. Такое ощущение, что куча завистников сидят, которым тяжело с мертвой точки сдвинуться. Многое тоже из этого использую, результат есть. Автору спасибо, статья классная.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

Полезный контент? Рили?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Irina Kotush

поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Уровень токсичности комментариев в целом оказался сильно ниже моих ожиданий. =)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
An Ar

бинго

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Ну ты камня на камне не оставил, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

может и хуета, но вероятно не для быдла

Ответить
Развернуть ветку
Яков Сомов
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
AlexSandro

Из разряда "в нашем колхозе лошадь работала больше всех, но председателем так и не стала"

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Более 10 лет планирую заняться спортом с понедельника

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Krivtsov

Павел, прошу как аудитор не аудитору пояснить за график.
— Как так получается, что в 2018 чистая прибыль просела, притом что зарплата росла быстрее расходов? 
— Как удалось снизить расходы на протяжение 2013-2016? Отказались от алкоголя, наркотиков, проституток? Прошу отнестись к данному вопросу серьезно, так как я не понимаю, как можно снижать расходы когда цены растут :( 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Поясняю за график!
1. Там на самом деле есть скрытый компонент доходов - результаты инвестирования. Просто на этом графике он не выводится, здесь explicitly только зарплата показана. Так что Прибыль = З/п + доход от инвестиций - расходы.
2. График на самом деле в евро. По факту расходы в 2013-2016 были примерно без изменений, но курс евро немного подрос.

Ответить
Развернуть ветку
Карл

снижать расходы можно только снижая качество жизни

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Illarionov

Не устану повторять, для "успешного успеха" нужно иметь 1 из:
- "Стальную" нервную систему
- Пытливый мозг с большим объемом и скоростью DDR
- Видеть точку в конце тоннеля (быть одержимым)

Если этого у вас нет, можете хоть на лбу цели записывать.

Примеров масса. Вот пример из личного. Работал, вел несколько проектов, без записей (ну, кроме куска бумаги с каракулями, все в голове) целей и задач, одновременно и даже не уставал, всегда на позитиве, потом приболел и, не физически, не эмоционально, вообще ничего делать не мог, пол года со стеклянными глазами. Слаба богу, что теперь снова в с строю. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукиенко

Сколько
Ты
Зарабатываешь?
:)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

"А вы с какой целью интересуетесь?")

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lights Market

Учитель, скажите, а нужно ли выходить из зоны комфорта? И правда ли, что 20% действий принесут мне 80% результата?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Драган

Мой батя чем старше становится - тем ворчливее. Умудряется вообще во всем найти повод покряхтеть:
Пап, зацени американский боевик новый вышел - ВОТ ТАК И В НАШУ СТРАНУ ПИНДОСЫ ПОЛЕЗЛИ ВСЕ РАЗРУШИЛИ
Пап, у католиков сегодня Рождество - А У НАС ТУТ ВЫХОДНОЙ ВВЕЛИ ШИЗОФРЕНИКИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КОСЯТ ПОД ГЕЙРОПУ ТАК ВВЕДИТЕ ЕЩЁ ЕВРЕЙСКИЙ И КИТАЙСКИЙ
О, у вас в городе кофейня открылась - УРОДЫ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РАЗРУШИЛИ РАБОТАТЬ НИКТО НЕ ХОЧЕТ ОДНИ ТОЛЬКО КОФЕЙНИ ТЕПЕРЬ

Вот, сука, и на vc наверное ещё не было ни одной статьи под которую не набежала толпа душнил.
Рассказывают о своём неудачном бизнесе - ЛОШАРА ГОСПОДИ КАК МОЖНО ТАКИМ ДАУНОМ БЫТЬ ОШИБКИ НОВИЧКА НАТВОРИЛ. Об удачном бизнесе - НУ ТАК ТЕБЕ ОТЕЦ СВЯЗЯМИ ПОМОГ БЕЗ НИХ ОБОСРАЛСЯ БЫ.
О личном опыте - ОДНА ВОДА ТОЛКУ НИКАКОГО

Оспаде.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

"Какие плохие эти инфоцыгане", а по факту тоже самое...Для полноты картины не хватает "подписывайтесь на мой телеграм-канал"...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Подписывайтесь на мой телеграм-канал!

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

На первый взгляд вроде бодро, но сразу после вступления начинается очередная банальщина типа smart, gtd, excel, 5 сфер и не пытаться сразу сделать хорошо

занимаюсь саморазвитием уже более 10 лет

Если большинство плывет по течению, это ещё не значит, что использование надерганных из книг методов можно называть саморазвитием достойным статьи

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Кто знает — не говорит. Кто говорит — не знает. © 

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Мне всё равно ничего не помогает — так зачем же я это читаю? 😶

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А я ловлю патттерны в тесте и ухожу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Бурнатный

И да, и нет. Ставить цели хорошо, хорошо их добиваться. Но важно учесть обязательный критерий этих целей - сделает ли их достижение вас более счастливым, наслаждающимся жизни, но оценить это адекватно.
Можно поставить цель к концу года зарабатывать ххх.ххх, но реально получив это - не обрадоваться, а с абсолютным покерфейсом херачить работу дальше. Или вспомнить старую мечту арендовать дом в горах и собирать акустику премиум-класса и радоваться каждому малейшему успеху, вплоть до покупки новой пилы или клея. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Методика постановки SMART-целей как раз учитывает этот критерий. Там буква R – это "релевантная", значимая цель, соответствующая вашим потребностям, актуальная для вас, вашей ситуации, обстоятельств.

Автор лишь вскользь упомянул в статье SMART, заменив эту методику своим подходом.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Павел Комаровский
Автор

Я поэтому "счастье" и выделил в отдельную важную категорию - чтобы не попадать в ту ловушку, которую вы описали.

Но при этом, по моим ощущениям, для счастья всё-таки остальные сферы очень много значат. Быть счастливым, когда у тебя нет проблем с деньгами, здоровьем, отношениями и работой гораздо проще. А если во всех перечисленных сферах есть проблемы, то, возможно, попытка стать счастливым "в обход" их не будет самым оптимальным подходом.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Павлов

Спасибо! Сколько времени занимает привыкание к такой системе? И как много времени ежедневно у вас уходит на отслеживание?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Сложно оценить "изнутри". Система наполовину стихийно складывалась у меня на протяжении многих лет - в какие-то моменты бросал заполнение, потом возвращался. Сейчас уже привык и не трачу много времени (кроме больших упражнений, вроде ежегодного пересмотра целей), каждый день минут 5-10 уходит максимум.

Ответить
Развернуть ветку
The Коммент s

Пока нет пруфов, ты выглядишь как человек из БМ не умеющий в успешность, который учит успешности

// Вспомнил своего препода по экономике, который втискивался в битком набитую маршрутку, но в костюмчике

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

И это нормально. У меня нет цели кому-то что-то доказать (если бы я продавал курсы по успешности - то, наверное, нужно было бы). У меня и машины, кстати, тоже нет! На метро езжу регулярно, иногда даже в костюме.)

Ответить
Развернуть ветку
Карл

уфф.. еле доскроллил до комментов!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Шведов

Саморазвитие и мотивация – паразиты в мышлении современной молодежи. Для выполнения какого-либо действия они порой тратят больше времени (месяцы или даже годы) на поиск мотивации, чем на само действие. Саморазвитие превратилось в некий продукт, который успешно – и бесконечно – продают «гуру успеха», а если ты себя не развиваешь (бизнес литература, тренинги, марафоны и пр.), то ты просто будешь «чмо» (по мнению все тех же гуру). Люди тратят кучу времени на саморазвитие и планирование своей жизни, но, все их показатели и место в обществе при всем этом остаются на прежнем уровне. Один мой знакомый открыл года два тому назад точку по продаже фруктов, посетил для этого кучу тренингов и прочей хрени, почти год потратил на выстраивание бизнес-процесса по методам БМ. Итог: ушел в минус и закрылся через два месяца. А вот мои клиенты (парни из Азербайджана), которые арендуют у меня площади под тот же самый бизнес, без всяких этих курсов и саморазвитий успешно создают сети из пяти-семи точек. С саморазвитием сейчас у некоторых людей полный перебор: впитывают в себя много лишнего и это переходит в одержимость. Про поиск мотивации лучше вообще молчать (там конкретный п%здец).

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Понравилась идея с главной целью и ежедневным трекингом в excel-таблице.
Не понял только, как ты агрегируешь данные по неделям/месяцам? Ты применяешь условное форматирование? типа -1 - это красный, 0 - белый, 1- светло-зеленый, 2 - мощно поработал. А дальше эти цифры суммируешь в недельной/месячной агрегации?
Также ты сказал про todoist - ты в итоге перенес туда ежедневный excel-чеклист?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

По агрегации: пишу в ячейке самое основное, что было сделано за соответствующие период. Колор-кодинг показывает степень моей удовлетворенности результатом: белый - нейтрально, степень насыщенности зеленого/красного, соответственно, сигнализирует силу позитива/негатива.

В Todoist у меня дизагрегация целей на более тактические задачи. Сами чеклисты для контроля прогресса по задачам я веду в Excel - тудуист для такого не очень хорошо подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Кислов

Хорошо пишете👍. Интересно и информативно.

Я сам перепробовал (без особых правда достижений) множество методик целеполагания и контроля результата.

Пока определенных успехов достиг в сфере физического развития и контроля финансов.

По первому - просто нравится, и обратная связь налицо, о по второму - спасибо мобильным приложениям банков, делать подсчёт расходов сейчас чрезвычайно легко и быстро.

Спасибо за статью, попробую некоторые элементы внедрить.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Спасибо! Про контроль финансов я тоже, кстати писал. У меня там только сильная профессиональная деформация аудитора сказывается: https://www.rationalanswer.ru/2018/09/08/accounting_template/

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Планирование по сути бесполезно, это 1% от необходимого. Миллиарды людей что-то постоянно планируют, и практически никто целей не достигает.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
это универсальное мерило ценности

Нет. Знаю несколько потрясающе ценных людей без денег. Деньги это замороженный труд, кто-то нагрёб под себя кучку, кто-то не нагрёб, кто-то много работает, чтобы его регулярно добывать. Просто ресурс.

***

Не смотря на то, что я в том или ином виде делаю практически всё, что в статье описано, но вообще не в такой форме, та же ежедневная таблица с колонками — это сектантство какое-то. 😂 Зачем настолько себя контролировать? Это же убивает радость жизни. И что потом с этим чек-листом делать? Смотреть на него и думать: «Ах, как же я хорош! Как мощны лапищи!» Получается какой-то очень сложный инструмент самопоглаживания.

Ну и другие вопросы: Почему год? Почему в январе? Где духовное?

***

Ещё концепцию MVP упомяну:

Не пытайся сразу же сделать идеально – такая высокая планка обычно труднодостижима, и ты гарантированно будешь «буксовать», пытаясь её осилить. Лучше подходить к вопросу поэтапно – сначала реализуй минимально допустимое решение (которое, тем не менее, будет хоть как-то работать), а потом можешь его постепенно улучшать.

Вот в таком виде это приводит к замусориванию мира помоями, а гипотезы никак не проверяются. В моём понимании MVP должен быть идеальным, великолепным и прекрасным. И самым лучшим. Но с ограниченным функционалом. Нельзя выкатить кусок не пойми чего и по нему делать выводы. Вполне возможно, что он не взлетает из-за того, что очень страшен или очень крив.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Коньков

Я не скажу, что программа Автора бесполезная, для кого-то подойдет, НО все же склоняюсь, что каждый человек, должен под себя сделать программу и не обязательно такую, можно и проще, совсем. А что касается контролирования, не ищи логики, где ее нет) Это своего рода ритуал для кого-то и даже самому интересно что-то сделать в таком же стиле, только без таких заморочек

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор
Знаю несколько потрясающе ценных людей без денег.

Я, конечно, не предлагаю мерять людей деньгами. Но если вы можете придумать вариант с более универсальным способ измерения ценности чего-либо в обществе, чем деньги - было бы интересно услышать варианты.)

Это же убивает радость жизни.

Кому-то убивает, кому-то нет. Все люди разные, думать, что все похожи на тебя лично - это ошибка.

 Почему год? Почему в январе? Где духовное?

Вы такие вопросы задаёте, как будто у меня универсальная система для всех во вселенной). У меня вот так устроено, я так живу, мне нравится - достаточные ответы? И почему вы решили, что у меня нет "духовных" целей? (Кстати - какое определение их?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Марк Ванштейн

Спасибо за статью!
Можете рассказать на своем примере, как целеполагание помогло выбрать спутницу жизни? Разве это не случайность - встретить своего человека?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Как и во многих вещах в жизни, результат тут сильно зависит от случайности и удачи. Но удаче тоже нужно дать шанс себя проявить, как в том анекдоте: "Мойша, ну купи наконец лотерейный билет!"

Здесь как раз работает подход через процессные цели. Глупо ставить цель "встретить спутника жизни", но можно поставить цель, условно, "максимизировать количество ситуаций, в которых шанс развития романтических отношений повышен".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Половине - это как-то очень оптимистично. Думаю, даже 5% будет сильно завышенным ожиданием.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Хаттори Ханзо

Крутая статья для прочитывания и анализа не один раз! Благодарю за супер полезную инфу! Добавил статью в закладки и подписался на Вас! +++

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Рекомендую в 2021 году поставить цель - научится выжиманию воды из своих статей, очень много пустой болтовни.

Хотя бы через сервис Ильяхова прогнать и подсушить.

Ответить
Развернуть ветку
Ульяша

Спасибо за совет "На мой взгляд, лучше поставить 15 целей и достигнуть 70% из них, чем на 100% выполнить три цели"

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Bordian

Полезная статья, спасибо! Попробую некоторые идеи и через год отпишусь))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Удачи, буду ждать обратной связи через год ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Драган

Спасибо за статью! Хорошая!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Павлов

По поводу зачем ставить цели.
В тексте увидел только общие рассуждения, поэтому, если не против, дополню исследованиями.

Группа студентов, которые ставили цели, через 4 мес показала на 50,3% более успешную сдачу тестов, чем контрольная группа.
https://www.academia.edu/20590197/Setting_Elaborating_and_Reflecting_on_Personal_Goals_Improves_Academic_Performance

Вообще если берешь трудную цель, которую способны выполнить менее 10% всех кто за нее берется, то твоя эффективность максимальная. Даже если ты ее не достигнешь, видимый прогресс и самоощущение от прогресса будут позитивные.
https://journals.humankinetics.com/view/journals/jsep/13/3/article-p311.xml

Люди субъективно себя лучше чувствуют, когда видят прогресс по своим целям.
https://psycnet.apa.org/record/1994-29620-001

Конкретные цели, которые немного выше твоей текущей стартовой точки, показывают самую высокую продуктивность по сравнению с крупными "идеальными" целями или отсутствием целей.
https://psycnet.apa.org/record/1981-27276-001

А если все же не хочется ставить целей, потому что "а вдруг не достигну, зачем себя обманывать?", то могу успокоить - даже постановка самых минимальных целей даже с минимумом напрягов поднимает итоговую результативность на 21%. Это цифры по самый ленивой и раздолбайской группе испытуемых.
https://www.researchgate.net/publication/232501090_A_Theory_of_Goal_Setting_Task_Performance

Если цель сложная, ее никогда не достигал, то лучше поставить цель на поиск решений/методики достижения результата, чем цель на непосредственно достижение цели.
https://psycnet.apa.org/record/2001-06431-005

Небольшой оффтопик про делегирование - если ты предлагаешь подчиненному самому поставить цели, то его продуктивность выше, чем если ты ему указываешь цель.
https://psycnet.apa.org/record/1988-15596-001

Цели помогают даже в физиологической саморегуляции. Не только твой мозг, но и твое тело подстраивается под поставленные цели.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3588684/

Лучше цель поделить на небольшие достижимые участки, после каждого из которых ты чувствуешь что сделал прогресс. Поднимает эффективность на 40-50%. А вот если участки слишком сложные и ты их не выполняешь, то это роняет эффективность -30%.
https://www.uky.edu/~eushe2/Bandura/Bandura1983JPSP.pdf

Бизнес с 39 грузовиками поставил измеримую цель водителям на рост числа поездок. В итоге плюс $2,7 млн за 18 недель.
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1744-6570.1982.tb02221.x

Ну и кому мало - очень жирное метаисследование про цели.
https://www.researchgate.net/publication/254734316_Building_a_Practically_Useful_Theory_of_Goal_Setting_and_Task_Motivation_A_35Year_Odyssey

P.S: еще у себя в статье в вк писал про научные обоснования визуализации. Суть в том, что поставить цель и каждый день фантазировать свою жизнь какой она будет когда цель будет достигнута - это не маняфантазии, а реальный прирост твоей результативности в разы.

Ответить
Развернуть ветку
Kanski_LIVE

Спасибо,очень полезно👍

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Вот в этих историях 20 летнего улучшения себя всё рушат примеры людей добившихся огромного успеха без каких-либо книг, todo-приложений, ассистентов, спящих по 9 часов в день и так далее.
То есть это все так нелинейно...

Growth реально должен быть чем-то подкреплен, результатом.

Понимаю, что некрасиво и некорректно тыкать автора, мол, а чего ты добился, но логика таких комментаторов в целом ясна.

Вот интересен опыт Эдисона, Эйнштена, Маска, Роналдо.
Если речь про достижения.
Но дело в том, что повторение их схем тоже ничего не даст.
Причем они будут разными.
Это все какой-то культ карго.

Самое главное Execution, а его сделать почти никто не в состоянии, и повторить не смогут, много переменных, мотивация, генетика, время, место, случай.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Комаровский
Автор

Павлина - как раз из тех, кого я читал "в детстве", а потом разочаровался. Не знаю, насколько сейчас это всё гуглится, но у него была куча статей про всякую магию, невидимых сущностей, приносящих удачу, астральные битвы, реклама услуг его жены по налаживанию прямой линии для разговоров с умершими. Не буду говорить, что он жулик - скорее настолько непробиваемый, что даже сам себя убедит в любой ерунде (что ещё опаснее обычного жулика, на мой взгляд).

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

График подозрительный и странный. У вас за доходами не растут расходы, то есть нет целей для достижения. Такое бывает в двух случаях: человек живёт за счёт других (с родителями, к примеру) и копит, либо сам график не верен.

По своему опыту, да и не только своему, могу сказать, что расходы растут достаточно быстро за доходом. Были условные 100 тысяч - расходы быстро поднимутся до 70-80. Стало 150 - будет уже 100-120 и будет расти. Разные горизонты открываются. У вас же не так, даже если бы и пили, то было всё иначе ) Алкоголь хорошо подорожал. ))

Ответить
Развернуть ветку
Timur Sobolev

Взросление - это когда начинаешь понимать, что при зарплате в 100 т.р. в месяц через полгода у тебя не будет 600 т.р.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Ну вот по вашему опыту так не бывает, а по-моему - бывает. Как быть?)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Валерия Дмитриева

Но ведь если вы так живете и еще млны людей так живут, это не значит, что это правильно и что так живут все остальные. Попробуйте по-другому. Что за ограниченность, вам что 15?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergei Zotov

Кому-то еще не заходят именно "процессные цели"? Мне, например, тяжело регулярно выполнять какую-то задачу, чтобы потом как бы прийти к цели, поэтому я уже несколько лет себе ставлю "измеримые цели", т.е. типа definition of done. При этом абсолютно не переживаю, если не смог достичь конкретной цифры, ведь цифра всегда гипотетическая и никак не обоснована (иногда и недооценена).

Но такой подход иногда позволяет выполнить цель не за полгода регулярной работы в отрыве на другие задачи, а за пару недель, например, постоянной работы над ней. И да, это именно достаточно большая цель, которая в начале года, например, казалась достаточно большой и катать вату рядом с ней можно было долго, но при должном усердии и мотивации достигнута за такой достаточно короткий срок.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
Мне, например, тяжело регулярно выполнять какую-то задачу, чтобы потом как бы прийти к цели

Процессные цели не заходят тем, кто пытается быть тем, кем не является. Ну грубо говоря, фитоняшка качает попу и жрет салат потому что ей это в кайф, а не потому что захотела себе корму побольше. 
А вопросы здоровья, например, это как раз процессные цели и они на всю жизнь. Наскоком за пару недель ничего не получится. 9 женщин не родят ребенка за месяц. 

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Владислав Пестов

Паша, привет :))
Спасибо за статью, про agile и mvp - очень верно подмечено. 
Ещё есть такая фраза, тоже помогает: just fucking do it - позволяет сдвинуть любое дело с мертвой точки.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Привет, thanks!)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шепелёв

По статье видно что цели автора без полезны как и сама статья. Жалко парня.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Maleric
Без полезны
Жалко парня

🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
DMN

Проблема с мотивацией и статичных целей. Получается что не утоляешь голод, а охотишься за антилопой. Хотя по пути тебе может попасться и какая-нибудь зебра. Честно ответить на вопрос какую потребность я удовлетворю (безопасность, например) и какие маршруты могу простоить. Делая шаг - менять маршрут в случае надобности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мазур

Просто цели не работают, надо ставить цели из своих истинных потребностей и не гнаться за «выучить английский» потому что эта цель не закрывает ваши внутренние потребности. Если истинная потребность понимать своих бизнес партнеров или коллег то цель выучить английский уже важна вам, ради галочки это все не работает. Или ходить в зал 3 раза в неделю чтобы быть здоровым и тп, это булшит- зал может закрыть истинную потребность - быть сексуально привлекательным, востребованным у девушек или уверенным в себе и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

Каким ты был, такие ты и остался, а я всё это время развивался.

Ответить
Развернуть ветку
ЛИС ФИЗАЛИС ТАРОЛОГ

А что вы на него накинулись-то? Я тоже каждый год на год ставлю цели. Только мало цели ставить, по ним надо в течение года стрелять)

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Дмитриева

Полезная статья, чувствуется что прожито, на самом деле действительно подходит для людей определенного склада и привычек.
Для меня каждое слово было ценно. Спасибо
Я веду дневник и цели ставлю в прозе, так сказать, и они тоже кстати процессные. Мне такой способ  доставляет удовольствие.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Nodzhak

Большое спасибо за статью. Тот случай, когда только подумать успел – нашел ответ на свой запрос. Магия✨Идеальная база для доработки под себя.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
Достаточно трудно 365 раз в году каждый день писать в специальной колонке «сегодня я опять ничего сделал для этой цели» – рано или поздно приходится идти уже что-то делать, иначе стыдновато перед самим собой.

Ну это для вас. Большинство все это дело бросит, как вы и сказали, в феврале, а скорее всего еще раньше. Вами движет не система, система лишь инструмент, который вам помогает вести учет.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Да, это справедливо. Но я и не считаю, что моя система - она для большинства. Думаю, для какой-то доли прочитавших она окажется интересой и потенциально полезной - это уже хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Лень проверять, но подозреваю что текст зайдёт тем, кто совсем не в теме или  если людям до 25 лет. У всех, конечно, разный уровень зрелости, но от таких "откровений", льющихся последнее время потоком, уже есть некоторая усталость.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Д

Поставил цель дочитать пост, но не смог. Есть советы по мотивации ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Как раз решил поставить цели (в моей терминологии "Приоритеты") на 2021 год - несколько дней искал информацию по теме и опрашивал подписчиков кто какими инструментами пользовался в подобной деятельности. Случайно наткнулся на вашу статью. Вовремя =)

Благодарю автора. Читалось интересно. А насколько оказалось полезно, смогу отписаться только в конце года ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Удачи, надеюсь через год услышать новости! =)

Ответить
Развернуть ветку
Галина Мокрых

Большое спасибо за интересную статью, узнала много интересного. Тоже создам себе 10 целей

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кам - маркетолог

Не знаю где тут вода. Статья хорошая, спасибо автору. Я и сам путем проб и ошибок пришёл к похожей системе, только не осознанно. Принцип главной цели да, когда ее достигаешь, то и чувствуешь себя соответственно. Однако, что делать с второстепенными целями, до момента прочтения не понимал: всегда нахватает сил и энергии. Попробую в этом году, исправить перекосы. Задачи веду в обычном блокноте или в телеграмм- избранное.
Была ещё статья в августе 2020, кажется, где автор писал про ведение Эксель Таблицы по времени: типа сколько часов я уделяю определённой сфере жизни. Попробовал, тема огонь.

Ответить
Развернуть ветку
Antony Divnich

А есть приложение на телефон, которое помогает ставить и трекать глобальные цели на год? Так-то и в Ноушене можно список делать, но там не очень нравится

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

по поводу приложения конкретно не знаю, т.к. тоже Notion юзаю, но, может, будет интересен такой буклет (есть и на русском в А5/А4):

https://yearcompass.com

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Todoist, в целом, можно попробовать приспособить под это. У меня в ТГ-чате ещё рекомендовали Daylio.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ware Wow

Notion жутко громоздкий и сложный.
Todoist или TickTick, или что попроще.
Даже Trello можно адаптировать.
Вообще не принципиально, дело не в носителе.
Хоть на бумаге. Все спотыкаются на исполнении.
Вот главный затык.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Andreev

Ты счастлив? 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

4,9/6,0 по Оксфордской шкале

Ответить
Развернуть ветку
An Ar

можно идти всю. жизнь к мнимому счастью, и оказаться у разбитого корыта. можно ставить цели и быть несчастным, потому что ты несовершенен. а бомж живущий на помойке, счастлив здесь и сейчас. потому что он живет, а ты нет. ты стараешься и хочешь жить завтра, но для тебя оно не наступит никогда. подумай над тем, что ты теряешь навсегда.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Подумал. Пожалуй, я смирюсь с потерей дао бомжа на помойке.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Vernat Khisamov

Как цели соотносятся с чек-листом?  Имеем 15 целей, а в чек листе их 6

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Цели разложены по сферам - стараюсь поддерживать баланс, и делать что-либо в каждой сфере регулярно. Но вообще, да - я часто добавляю в чеклист дополнительные колонки под конкретные цели. В статье заскриншотил самый базовый вариант.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Антипов

Опять хотят описать строгий график который по сути не приведет к результату? Водичка и такой много, не зацепило(

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

У меня тут водочка холодная есть. Всяко лучше воды!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander Mia

Если ты такой умный то где твои деньги? (с)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Где надо (с)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Петров

«Что ж вы все себя не бережете-то совсем?! Студентики!», — вставлю фразочку из Убойных каникул :)

Ответить
Развернуть ветку
evgenia barabanova

красиво

Ответить
Развернуть ветку
evgenia barabanova

Автор – молодчина, продолжай в том же духе!

Ответить
Развернуть ветку
Ол Сен

Ничего полезного не подчеркнул из статьи

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
born in africa

Автор, у тебя "написание заметки про целеполагание" стояло в целях?

Настоящему путешественнику не важен пункт назначения. Конфуций.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Мишустин

ни о чем. Блог зато хорошо раскручивается кем-то)

Ответить
Развернуть ветку
vl ddd

Помимо того, чтобы ставить цели - их нужно еще и достигать

Ответить
Развернуть ветку
sleP

Какие то моменты подметила для себя, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Егор Красильников

На фото банан, не верьте его теориям или вы тоже станете бананом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бессонов

неплохо.

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Это не настолько хорошая статья чтобы публиковать ее одновременно на хабр, виси, тж и еще куда-то.

Ответить
Развернуть ветку
ООО ААА

Всё это саморазвитие не нужно, без сторонников (Команды).

Так было, так есть, так будет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ч

Еще одна статья про эффективность и целеполагание, сколько можно

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Некоторые моменты.
1. Н. Хилл расспросил (насколько я знаю) 500 респондентов, и впервые раскрыл эту тему.
2. Пути господа неисповедимы. У каждого свой путь, свой рецепт.  Например, вс коучи говорят, что с утра не читайте новости, но Безос делает наоборот.
3. Чтобы цели достигать, надо мысли на них направлять. Причем, целенаправленно, обозначенно. Кто как это делает это индивидуально (как уже говорил выше), и поэтому, кому заходит тимроббинсы, а кому то только свояк система.
4. Недавно один товарищ рассказал про своего друга, который проспал, пропил все свои деньги, упал ниже плинтуса, ушла жена, а сам устроился грузчиком. И в один прекрасный день его кто настойчиво старался будить в вагоне метро. А он не хотел откоывать глаза, чтобы не уступить место. Вдруг услышав свое имя открыл глаза. Оказался друг из Китая, бывший однокурсник, который сейчас торговал электроникой.....
Сейчас он (этот обанкроченный) заказывает продукты из за границ, имеет несколько машин, квартир, домов.
То есть, успех не всегда приходит после охренееного целепреследования. (Таких примеров знаю несколько).

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Насколько я знаю, Н. Хилл опросил не только 500 респондентов, но и невидимых тысячелетних астральных мудрецов с планеты Нибиру. Ну, по крайней мере, он сам так пишет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
SEO с 2002 года

Судя по росту подобного чтива 2021 год отметится еще большой ..опой...И будет популярна тема, как выжить  и что поесть. 

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Саморазвитие - это онанизм. (с) 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Boev

Автор молоток. 
Статья норм, все данные идеальны для создания биороботов и людей будущего)) 
Общий план и цели нужны. 
Но для того что бы научиться плавать достаточно оказаться в озере а не описывать agile-схему взаимодействия с водой ! 

Ответить
Развернуть ветку
SuperNova

Слишком много такого контента в последнее время

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry
Более 10 лет ставлю цели на год: рассказываю, как это делать эффективно

а сколько ТС лет?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

33

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Не ставлю на такой длительный срок цели, эффективнее ежедневно выполнять запланированное. 

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Более 50 лет ставлю цели на год, но так и не нашел эффективного плана как их достигать. Думаю еще лет 40 поищу, потом куплю какой нить курс в интернете чтоб научили как человеку жить правильно.
ИМХО личный опыт и личные ошибки именно потому и личные что подходят только конкретной личности.

Ответить
Развернуть ветку
Tamara Shulgina

Прочитала вашу статью на Хабре, конечно осталась не без вопросов, но думаю тут вопрос в индивидуальном подходе к планированию и целеполаганию. В любом случае полезно почерпнуть ваш опыт и сделать выводы, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей 111

Забавно читать комментарии. Ведь автор искренне делится своим опытом из жизни не претендуя на "истинность в последней инстанции", а его сразу же поливают грязью. Это ментальность общества

Ответить
Развернуть ветку
Денис Давыдов

Постарался сделать функционал, как описан в статье.

В экселе не удобно вести такой учет, поэтому делал с учетом своих пожеланий (еще в доработке некоторый функционал и "ежемесячный прогресс")

Можно зайти в демо аккаунт и в меню слева будет "личный прогресс" (так же на сайте есть учет финансов, если кому-нибудь нужно такое)

https://day-cash.com/

Ответить
Развернуть ветку
Степан Петров

Нашел очень много общего с моей системой ведения личных финансов (писал тут https://vc.ru/life/247758-kak-pokupka-noutbuka-pomogla-mne-sokratit-rashody-i-optimizirovat-byudzhet): новогодние праздники - отличное время подвести итоги и наметить цели на будущий год; также предпочитаю записывать все расходы каждый день, затем переносить в ежемесячные таблицы, затем и годовые. На 100% согласен с мыслью о том, что лучше не полностью выполненный план, чем отсутствие плана вообще.
 Спасибо за интересную статью!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Шлепнева

Наполеон Хил, посвятивший большую часть жизни изучению принципов сверхбогатых людей, - конечно же шизофреник 🙈 Хоть бы кто-нибудь из современных "супермыслителей" отвечал бы за свои слова.

Все, кто умеет объективно оценивать реальность знаю, что по себе не судят. Нельзя по себе любимому ни статистику мерять, ни сверхценные советы раздавать. И советы и стата являются реальными, когда созданы на основе данных. Данные - это N-количество объектов, являющихся статистически значимыми в какой-либо выборке.

Описал свой опыт - молодец! Только не надо пичкать это всем как волшебная таблетка. Таких много. 

Ответить
Развернуть ветку
66 DesignBand

отличная статья, спасибо. комментаторы ищут халявы и волшебной таблетки.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kasakow

Инфо-мошенники в деле. Есть только один способ достичь цель: пинок или диван.

Ответить
Развернуть ветку
Igor P

Интересно, "съездить в отпуск" это тоже фиксируете как цель? В какую категорию относите?))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

"Отдых и путешествия", отдельная есть под это)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
243 комментария
Раскрывать всегда