«Нью-Йорк — это город трудоголиков»

Графический дизайнер о работе и образовании в американском мегаполисе.

Графический дизайнер Алиса Алфёрова написала колонку для vc.ru о том, как она получила работу в Нью-Йорке и защитила там магистерскую диссертацию. Она сравнила дизайнерское образование в России и США, а также описала бытовые проблемы, с которыми можно столкнуться в американском мегаполисе.

Графический дизайнер Алиса Алфёрова

Три года назад я устроилась на две удалённые работы по полставки, собрала и оформила все необходимые документы и отправилась в Нью-Йорк учиться в одном из ведущих образовательных учреждений в области дизайна — Институте Пратта.

В детстве я с родителями четыре года жила в Нью-Йорке и вынашивала мечту стать художником. В художественную школу я не попала, так что, поступая на графического дизайнера в Москве, я не знала даже самых элементарных вещей, вроде того, как изобразить на картине белый цвет или как правильно держать карандаш.

Обучение в России

Поступить в очень хорошее училище не получилось, я пошла в вуз среднего уровня, но меня это не остановило. Я проводила дни за мольбертом, упорно занималась и на собственном опыте поняла, что успех в обучении зависит от того, сколько сил и времени ты в него вкладываешь. Учиться я люблю, так что с энтузиазмом и мотивацией проблем не возникало. Более того, мне очень повезло с преподавателями, которые восполняли своим трудом несовершенства образовательной программы.

Особенно на меня повлиял преподаватель фотографии Алексей Сулима, который открыл для меня красоту фотографии, рассказал много о правильном кадрировании, композиции, о том, как обрабатывать снимки в Photoshop. Он успешный фотограф со своей студией фотографии и дизайна. Он добился всего этого сам и стал для меня вдохновляющим примером.

Ирина Кикина — преподаватель дизайна периодических изданий — познакомила меня со множеством интересных дизайнеров журналов, рассказала о развитии типографики и поощряла нашу креативность. До этого нам преподавали всё очень академично, поэтому именно на её занятиях я стала осознавать, что творчество не имеет границ, что можно ломать традиционные подходы и создавать совершенно безумные на первый взгляд решения. До сих пор, много лет спустя и будучи уже опытным дизайнером, если вдруг работа идет очень туго, я мысленно возвращаюсь к её занятиям и пытаюсь почувствовать свободу творчества, которая пришла ко мне тогда.

Тогда профессия дизайнера для России была новой, поэтому образование было очень похоже на художественное — на протяжении пяти лет нам давали рисунок, живопись и историю искусств. В итоге я научилась рисовать и писать красками, но дизайнер обладать этими навыками не обязан.

На последнем курсе обучения, в 2009 году, я устроилась на работу, потому что шестой год обучения был посвящен подготовке к диплому, и ходить на занятия было практически не нужно. Естественно, как всегда в вакансии требовался человек с высшим образованием и опытом работы. У меня было неоконченное образование и не было никакого опыта работы, но в тот момент мне очень нужны были деньги, так что пришлось выкручиваться и рассказывать о многочисленных проектах, которые я якобы делала на фрилансе, демонстрируя при этом университетские работы.

Мне повезло, и меня взяли дизайнером в рекламное агентство Twiga, где мне приходилось учиться всему на ходу и узнавать вещи, которые нам, по идее, должны были объяснять в вузе. Это была моя первая работа дизайнером, и я никак не могла поверить, что я делаю то, что мне нравится, а мне за это ещё и платят деньги.

После этого всё пошло в гору: попав в мир рекламы, я очень быстро набрала много полезных дизайнерских навыков. Это произошло благодаря специфике рекламной среды, где всё очень быстро, работы всегда вал, а дедлайн — самое часто произносимое слово. Приходилось делать много разных проектов одновременно, так что опыт набирался интенсивнее — в рекламе год идёт за два, а то и за три.

После этого я перешла на позицию дизайнера в маркетинговое агентство E:mg, где получила колоссальный опыт работы в сильной команде, получившей множество наград в области рекламы. Там я проработала больше двух лет, выступая дизайнером, а в некоторых случаях и арт-директором проектов для Coca-Cola, Unilever, Mercedes, Nestle и других брендов.

В марте 2012 года я перешла в команду ведущего рекламного промо-агентства России Action. Мне удалось поработать на проектах для Heineken, Powerade, а также в знаменитом Coca-Cola Torch Relay. Но мне всё равно хотелось двигаться дальше и теперь, уже будучи состоявшимся дизайнером, продолжить своё образование в сильной международной школе.

Так начался мой долгий путь в Нью-Йорк.

Переезд

Альтернатив Нью-Йорку я не рассматривала, потому что с детства мечтала туда вернуться. И нельзя забывать, что Нью-Йорк — это рай для графического дизайнера. Количество интересных образов в рекламе, архитектуре и вообще бурлящая атмосфера города притягивают в «Большое Яблоко» представителей профессии со всего мира.

Для того, чтобы оказаться здесь, мне пришлось пройти через несколько кругов бюрократического ада, подтянуть свой английский и найти средства к существованию.

Так как обучение в США начинается в конце августа, сдать все документы нужно еще зимой, в декабре-январе. Для того, чтобы тебя приняли в американское учебное заведение, нужно знать о многих нюансах: в том числе о том, как правильно составлять портфолио, так как разные вузы имеют свою направленность.

После того, как первая попытка поступить не увенчалась успехом из-за плохого теста по английскому, я приехала в Нью-Йорк и обошла все интересные мне школы, чтобы понять, как можно увеличить свои шансы на поступление. Например, есть школы, для которых наличие живописи в портфолио будет минусом, потому что они делают большой акцент на отличии дизайна от искусства. Если ты умеешь правильно подать себя и знаешь, что конкретная школа ждет от тебя, как от студента, то можно рассчитывать на поступление или даже на финансовую поддержку.

Именно этот критерий стал для меня решающим, когда нужно было выбрать из трёх принявших меня школ ту, в которой я проведу следующие два с половиной года. Институт Пратта обещал финансовую помощь, да и на мои вопросы отвечал с большим энтузиазмом. Хотя, прежде чем войти в его двери, я столкнулась с проблемами на границе.

Первые проблемы

Каким-то образом получилось так, что информацией о том, что студенческая виза недействительна без формы от института I-20, я не обладала. Я думала, что эта форма нужна только для получения визы, поэтому, когда в аэропорту меня спросили: «Где ваша I-20?» — я ответила, что она дома, в Москве.

В результате я четыре часа просидела в полицейском участке аэропорта Кеннеди, убеждая офицеров в том, что форму мне привезут через неделю — на счастье, одна из моих подруг должна была скоро прилететь в Нью-Йорк. В итоге всё обошлось, и мне поверили. Скорее всего, просто проверили по базе и поняли, что я действительно числюсь в Институте Пратта.

Потом я отправилась на съемную квартиру. Когда ты самостоятельно ищешь квартиру в Нью-Йорке, высок риск снять что-то «не то», так как город по своей структуре очень сложный — на одной улице может быть опасно ходить одной даже после 8 вечера, тогда как за углом все спокойно и цивилизованно. Самое главное, что с первого взгляда это никак не определить.

Когда я вышла из такси, водитель сказал, что не уедет, пока не увидит, как я зайду в дом. Почему он проявил такую озабоченность, стало ясно только через день, когда я вышла на улицу восточного Нью-Йорка. Несмотря на то, что дома и садики выглядели очень симпатично, оказалось, что из всех, кто находился на улице, я, пожалуй, единственный опрятный человек.

Основная часть жителей этого района находится за чертой бедности, много бездомных, мало кто работает. И если днем они просто хмуро посматривают на тебя, сидя на крыльце своего дома, то под вечер они включают хип-хоп на полную громкость, и от него никуда не деться до полуночи. Через три дня после того, как я туда въехала, на углу улицы произошла серьезная потасовка с участием полиции, битым стеклом и пострадавшими.

Оказывается, я попала в самый опасный район Нью-Йорка. Сейчас мне кажется безумием, что я не поинтересовалась районом, в котором снимаю квартиру, но мой разум не был заточен на то, чтобы мыслить районами, а в Нью-Йорке вся яркость разнообразия проявляется даже в этом. Два дня я просидела дома, опасаясь выйти на улицу и усиленно разыскивая другое жильё.

Срочно найти жилье в Нью-Йорке — задача не из легких. В основном все пользуются сайтом craigslist.org, но искать там человеку, который не знаком с городом, — это всё равно, что гадать на кофейной гуще. Надёжнее было воспользоваться сервисом Airbnb, где есть отзывы и какие-то гарантии. Я переехала во временную квартиру в Астории (район Нью-Йорка — прим. ред.) и принялась активно искать новую квартиру.

С детства у меня остались некоторые связи с одноклассниками в Нью-Йорке, так что мне повезло, и один из моих знакомых рассказал о хорошем варианте — квартире-студии в Йонкерс. Район находится далеко, но стоимость аренды была терпимой, улицы безопасными, а сдать квартиру были готовы на два года, поэтому я радостно согласилась.

В этот момент я уже начала учиться, и мне приходилось иногда засиживаться до раннего утра, чтобы успеть и с работой, и с учебой. В первый день моего пребывания на новом месте я сидела с работой до пяти утра, а потом рухнула на кровать, чтобы поспать хотя бы пару часов перед институтом. Лежа в кровати, я поняла, что меня что-то кусает. Сначала я не придала этому значения, потому что очень хотелось спать. Но когда укусы продолжились, я включила свет и обнаружила, что вся моя кровать заселена клопами.

Bedbugs — это вообще своего рода бич города. Они появились и стали так быстро распространяться, что достаточно быстро от них стал страдать весь Нью-Йорк. Для того чтобы от них избавиться, нужно провести как минимум две дезинфекции всего дома с перерывом в неделю и жить при этом в полностью упакованной квартире.

Так что после десяти минут паники я поискала информацию в интернете, прочитала, что клопы умирают от высокой температуры, и закинула в сушилку все вещи, которые могла. После этого я собрала чемоданы и приехала к одному из своих друзей, у которого была четырехкомнатная квартира на Манхэттене.

К сожалению, у него не было возможности сдать ни одну из комнат мне больше, чем на три дня — все уже было арендовано. Отоспавшись эти трое суток, я заявила, что никуда оттуда не поеду. На счастье, через пару недель один из жильцов решил съехаться со своей девушкой, так что я заняла его комнату. Там я прожила два года.

Обучение в Нью-Йорке

Первое, чему удивляешься, попав на американскую программу по повышению квалификации, — это то, что ты чуть ли не единственный человек с опытом работы по специальности. За последнее время в США очень поднялись требования к образованию. Возможно, это искусственно создано из-за того, что высшее образование требует больших вложений, и людям приходиться набирать много кредитов. Так или иначе все стремятся получать уже даже не два, а три образования.

Из-за этого, окончив одну школу, они тут же идут в новую. Мне кажется, в этом есть что-то неправильное: я думаю, получать второе образование, не зная точно, что ты из себя представляешь и в каком направлении хочешь двигаться — трата времени.

Приятно удивляет то, как в Америке построен образовательный процесс. Курсы и преподавателей ты выбираешь самостоятельно, поэтому можешь использовать и развивать свои сильные стороны. Например, у нас на курсе большинство дизайнеров работало на компьютере. Но были и дизайнеры, которые с программами были не на «ты» и делали все руками, — и те, и другие создавали интересные проекты.

А еще здесь обучают через позитив — когда ты показываешь свою работу, мало кто её критикует — в основном отмечают хорошие моменты и советуют, над чем нужно поработать. Возможно, для кого-то метод мотивации через двойки и тройки, как мне преподавали в России, работает лучше, но мой опыт показывает, что в позитивной атмосфере учиться намного приятнее. Это не значит, что никому не ставили низкие оценки или принимали слабые работы, но тебя всегда старались подбодрить и помочь направить в нужную сторону.

Вся структура классов построена на диалоге и на участии каждого человека в мозговом штурме всех проектов. Группы максимум по 12 человек, и на всех занятиях мы сидели по периметру, так чтобы можно было устраивать обсуждения. Таким образом, активно обсуждая другие работы, ты делаешь не один, а все 12 проектов. На каждое занятие надо приносить очень много домашней работы, пропустить можно максимум 3 раза, но в целом никто особо и не пропускал — так как обучение дорогое, все хотели получить от этого максимум.

Это было очень приятно — находиться среди студентов, которые ходят в институт с энтузиазмом и ко всем заданиям подходят нетривиально. Благодаря тому, что в группах были люди из разных стран и с разным менталитетом, все приносили совершенно неожиданные решения, и это помогало расширить собственное восприятие и посмотреть на вещи с другой стороны.

В конце каждого семестра на последнем занятии каждого предмета нам раздавали анонимные анкеты, где надо было оставить своё мнение о курсе, преподавателе и советы по улучшению программы. Преподаватель не имел права даже находиться в аудитории во время заполнения анкет. После этого все анкеты запечатывались в конверт и относились прямиком в деканат — таким образом реализуется обратная связь со студентами.

Так что учиться мне очень нравилось, но давалось это непросто — я получала кандидатскую степень, и работала очень интенсивно, 40 часов в неделю, чтобы иметь возможность оплачивать счета. Помимо этого, иногда поступали дополнительные заказы, поэтому кроме компьютера и кровати я не видела почти ничего.

Именно с момента своего переезда в Нью-Йорк я стала работать 7 дней в неделю. Вначале было сложно, но сейчас я уже привыкла. Нью-Йорк — это город трудоголиков, здесь все нацелены на успех и на карьеру. Я думаю, только с таким мировоззрением можно почувствовать здесь себя в своей тарелке.

Траты

Ну и конечно, Нью-Йорк — это дорогой город. Здесь самые высокие цены на аренду жилья по всем США. За комнату в Бруклине в среднем просят $1000 в месяц. Договор обычно подписывают на год, но без кредитной истории проверку на платежеспособность не пройти. Если ты приезжий студент у тебя её просто-напросто нет. В таком случае нужен гарантор — человек, который подписывает договор и формально берёт ответственность за оплату на себя.

То есть, если ты не будешь платить, то все претензии и финансовая ответственность будут на гаранторе. Он должен предоставить документы, доказывающие свою финансовую состоятельность. Обычно в этой роли выступает гражданин США, но некоторые владельцы домов принимают и международных гаранторов, хотя это редкость. Если у тебя нет ни финансовых счетов, подтверждающих возможность платить, ни гарантора, ни кредитной истории, можно оплатить шесть месяцев вперёд. Иногда просят и год оплаты вперёд.

Ещё один вариант — снимать у кого-то, кто подписал договор на своё имя. И тогда ты формально снимаешь не у владельца, но такие варианты надо долго искать. Мне повезло — я два года снимала комнату у друга, с которым не надо было соблюдать эти формальности.

Важно заранее думать о кредитной истории, наличие которой может сильно облегчить жизнь. Чтобы начать кредитную историю, надо завести кредитную карту и оплачивать ей каждый месяц какую-то сумму, например, $200, а потом вовремя их возвращать. Таким образом можно быстро создать себе положительную динамику.

Проблема в том, что приезжему студенту очень сложно получить кредитную карту американского банка. Есть разные варианты. Я знаю, что можно сначала получить так называемую secured credit card, на которую ты кладёшь депозит и пользуешься им как кредитным лимитом. А потом, если все хорошо, можно получать полноценную кредитную карту. У меня до сих пор нет кредитной истории, хотя есть дебетовая карта и работа, никак руки не дойдут этим заняться. Но желательно об этом думать сразу.

Из других трат — проездной на метро на месяц стоит $116, мобильная связь — в среднем $65, подписки на лицензионный софт (Microsoft Office, Adobe Creative Cloud) — около $35 в месяц. На еду уходит $60−100 в неделю в зависимости от аппетитов. Лично я ем мало, поэтому это была моя меньшая статья расходов.

Ещё один важный момент — каждый студент обязан иметь медицинскую страховку. Она входит в стоимость общей суммы оплаты обучения. Если ты гражданин США, ты можешь отказаться от страховки, которую предлагает вуз, и пользоваться другой. Я пользовалась той, которую предлагал Пратт. Это стоило $2500 в год, что для страховки является очень неплохой ценой.

Но страховая никогда не покрывает всю стоимость лечения — обычно около 85%. Поэтому за посещение врача всё равно придётся заплатить небольшую сумму. На территории университета есть медпункт, куда ходить выгодней, так как там не надо платить за приём. После окончания учёбы надо покупать страховку самостоятельно. И цены уже намного выше. Если ты находишь официальную работу или работаешь много с рекрутинговым агентством, они предоставляют страховку. Если же у тебя нет страховки, то в конце налогового года (первого апреля), тебе выставят большую неустойку. Так что все эти особенности жизни в Нью-Йорке надо учитывать.

Таким образом, мне приходилось много работать, чтобы справиться с такими тратами, и помимо всего прочего, мне удалось устроиться на работу на кампусе. Работа на кампусе (это называется assistanship) приносит $9−12 в час. В месяц получалось примерно $300. Столько же получает помощник преподавателя и ассистент в деканате. Но с визой F-1 (студенческая виза) нельзя работать больше 20 часов в неделю. Поэтому нельзя набирать много работы. В один из семестров у меня случайно вышло три работы, и я была на грани. Обычно больше двух уже не разрешают.

Опыт преподавания

С таким графиком у меня совсем не было свободного времени, но в работе я делала успехи. Мой профессиональный уровень заметно повысился, и на фрилансе мне удалось получить и реализовать несколько крупных проектов. Мне кажется, чем больше задач, тем больше можно успеть, так как начинаешь ценить каждую минуту. На втором курсе мои работы отправили на выставку лучших работ института NASAD, а на последнем семестре я также была отмечена в публикации о пяти самых подающих надежды студентах выпуска.

Также мне дважды удалось поработать ассистентом преподавателя. В принципе это признание со стороны учителя, потому что эту позицию предлагают самым сильным студентам, тем, кто активно принимает участие в обсуждениях на занятиях и даёт полезные советы. Ну и помимо всего прочего эта работа оплачивается, так что я была очень рада.

Так как в Пратте я серьёзно увлеклась моушен-дизайном, то в качестве помощника преподавателя я разработала свой воркшоп по основам моушен-дизайна для первого курса и помогала студентам, если у них возникали сложности или вопросы в течение семестра.

Во второй раз я работала с одной из самых опытных преподавателей института, Алисой Замир — она преподавала у многих знаменитых дизайнеров Пратта, например, у Стэфана Сэгмайстера. У нее уникальная манера структурировать информацию самым простым для восприятия образом, работа с ней очень многому меня научила. Так что упорство открывает возможности, о которых поначалу даже не задумываешься.

Диссертация

Самый полезный опыт я получила при написании диссертации. На диссертацию здесь отводится полтора года, и первые полгода посвящены поиску темы, которая должна быть очень конкретной, например, «Проблемы восприятия текстовых информационных табло для испаноговорящих молодых людей, приехавших из Колумбии в Бостон».

Сужать нужно до бесконечности, это оказывается очень сложным. Нам демонстрировали разные техники работы с материалом и поиска идей. Нужно много читать, смотреть по сторонам, впитывать в себя информацию. Но это только часть процесса.

На само написание диссертации, поиска информации, источников и проведение экспериментов уходит следующие полгода или даже больше. Помимо этого, нужно брать обязательный предмет — «Написание диссертации», — на котором учат именно писать и структурировать свои мысли. Эта дисциплина тоже была очень полезной. Также институт предлагает бесплатные услуги писательского центра для студентов, которые не очень уверенно пишут на английском. Там проверяют орфографию, помогают правильно строить предложения, чтобы они были написаны научным языком.

Третья часть диссертации — это сам проект. На поиск идеи для решения обычно уходит большее количество времени, чем на его реализацию. Всё это титанический пласт работы, но с ней нужно справиться. Это учит делать проекты от начала до конца, учит углубляться в тему и работать со сложной информацией, выделять главное и находить решения.

Где я сейчас

После окончания института у любого международного студента есть возможность поработать по профессии в течение года, находясь в статусе OPT (Optional Practical Training). Это всё в рамках студенческой визы, нужно только подать документы для смены статуса и заплатить за сборы $300.

Я, конечно, воспользовалась этой возможностью и стала активно искать работу. Конкуренция тут большая, но главное — не опускать руки. В Нью-Йорке очень много интересных возможностей для дизайнеров.

В конце марта этого года мне удалось попасть на проект для компании TED, куда были отобраны только пять дизайнеров. Темой этого проекта была важность сотрудничества науки и дизайна. Каждый дизайнер работал с одним учёным. В рамках проекта я работала с моушеном и сотрудничала с учёным из Лаборатории Колумбийского Университета, занимающимися изучением ухудшения памяти у пожилых людей, а также болезнью Альцгеймера.

Это был уникальный опыт — я побывала в их лаборатории, прошла тест на память, прочитала много научных трудов. По итогам проекта состоялась выставка пяти созданных работ и множество публикаций в медиа. В ближайшее время эта выставка планирует перейти на постоянную экспозицию в Институт Мозга при Колумбийском Университете.

Также я сотрудничаю с несколькими рекрутинговыми агентствами — Creative Circle и Creative Group. Это облегчает поиски работы и фриланса. Они могут высылать как небольшие проекты — на день-два — так и крупные многомесячные проекты для удалённой работы и даже на полный рабочий день. Формально ты являешься работником их агентства, получаешь зарплату, а иногда даже и бонусы, включая страховку.

За это время мне удалось поработать с разными компаниями, в том числе с агентством Oberland, которое специализируется на социальных кампаниях. Я сотрудничала с ними в качестве моушен-дизайнера на проектах помощи детям, больным раком, помощи по восстановлению здоровья спортсменам, получившим травмы.

Сейчас я работаю с веб- и моушен-дизайном в компании Ovis Creative. Здесь очень сильная команда, есть возможность учиться друг у друга. Мне кажется, работа в команде развивает больше, чем фриланс, когда работаешь без коллектива.

Также я делаю фриланс-проекты, с которыми ко мне обращаются, продолжаю сотрудничать с Москвой, оттуда тоже регулярно поступают заказы. Очень важно везде создавать себе связи: это то, над чем надо работать и здесь. Моя главная ценность — это время, свободных минут очень мало, спасает то, что я люблю свою работу.

Нью-Йорк обладает своим духом, я влюблена в ритм города, мне нравится, что здесь много разных культур, обилие информации. Этот город уникален именно этим. Здесь всё время что-то происходит, это мне очень близко. Здесь есть все возможности, чтобы поучаствовать в интересных проектах, стартапах и встретить необычных людей со множеством новых идей.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Lenar Singatullov

Портфолио то откровенно слабое. Неужели в NY настолько важны достижения, вроде опыта работы или учебы в известном институте, нежели уровень работ?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Брейвен

поддерживаю! Вопрос стоит ребром, неужели в NY нету дизайнеров, что они берут заморских или тех кто учился на пятерки.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда