«Коллеги стали людьми, а не безликими аватарками в чатике»: как сплотить удаленную команду в праздники

Привет! Я Екатерина Придворова, редактор в образовательном проекте Level One. В рабочее время я разбираюсь в архитектуре Древнего Рима и придумываю квизы про столыпинские реформы. Вне работы — люблю путешествовать, вышивать картины из бисера и дарить людям классные подарки. Расскажу, как последнее мое увлечение помогло сплотить команду.

Несколько лет назад мы с друзьями ездили на Камчатку. На фото я в Авачинской бухте с первой собственноручно пойманной камбалой!

С середины марта Level One превратился из крупнейшего офлайн-лектория в онлайн-платформу про искусство, культуру и науку. За год пандемии мы обросли большими контентными проектами и редакторской командой из 25 человек на удаленке, от Риги и Кракова до Новосибирска и Владивостока.

К концу 2020 года мы все устали, но так и не подружились. Кто-то работает на фултайме, а кто-то — 2-3 часа в день. Рабочие часы не совпадают, живого общения нет. Это проблема: когда завал по задачам, важна возможность обратиться за поддержкой к коллегам. А в нашем рабочем чате просьбы часто подвисали без ответа.

Хотелось как-то всех взбодрить и перезнакомить. Празднования сближают команду, поэтому я решила предложить редакции сыграть в «Тайного Санту». Реализовать идею оказалось не так просто, зато результат превзошел все ожидания. Расскажу по порядку.

В начале никто не откликнулся

После первого объявления об игре только 3 человека решились участвовать. Это и понятно: редакторы почти не были знакомы между собой, а решиться подарить подарок совершенно незнакомому человеку трудно.

В итоге мы решили посмотреть на «Тайного Санту» как на проект, у которого пока очень низкая конверсия в участие. А редакция — это комьюнити, которое нужно объединить. Это привело к следующему пункту.

Нам нужен был медиаплан

Мы решили построить контент-воронку вовлечения.

«Вовлечь людей в офлайн-активности сложно, даже если это коллеги, с которыми работаешь каждый день. Нужно сделать так, чтобы за игрой было интересно следить и захотелось принять в ней участие. В этом плане Тайный Санта не отличается от любых других медийных проектов. У нашего была небольшая, зато очень ценная аудитория».

Ира Енгалычева, главред Level One

Начали с игры, в которой главред еще раз познакомил участников друг с другом — это принесло еще 5-6 участников.

Затем на протяжении двух недель рассказывали о проекте: сколько человек уже участвует, какая у нас география и интересы; топ-5 самых желанных подарков по данным заполненных анкет. Всего мы опубликовали в чате редакции 14 постов. На этапе подачи анкет мы выкладывали по посту в день, затем — раз в несколько дней.

В итоге число участников выросло с 3 до 16 человек. 64% участников сообщества подарили и получили подарки и поделились впечатлениями. Для нас как для коммьюнити это был неожиданно крутой результат.

Пример сообщения воронки

Чего мы опасались: неудачные, забытые или потерянные подарки

Смысл игры — узнать друг друга получше и получить подарок-сюрприз. Но как сделать так, чтобы он был действительно в радость? Для этого мы составили анкету:

В анкете мы спрашивали об интересах участников. Это нужно, чтобы их Тайный Санта смог выбрать персонализированный подарок. Все получилось: подарки били в самое сердечко

А еще в таких играх всегда есть риск, что ты подаришь подарок, а тебе — нет. Эту проблему мы решали сообщениями-напоминаниями. Помогали и фотоотчеты участников, которые уже отправили или получили свои подарки. Это мотивировало быстрее отправить свой.

На основании данных анкет мы подсказывали участникам возможные варианты подарков

Когда первый участник игры получил свой подарок, мы опубликовали его фото с отзывом о подарке в чате, мотивируя других участников тоже похвастаться и вообще поделиться своими впечатлениями.

Примеры контента от участников игры

Некоторые участники рассказывали не только про получение подарков, но и про их отправку

В ходе игры у участников возникали проблемы. Например, один из подарков никак не хотел отслеживаться на сайте почты России.

Лишний раз перепроверить и вручную ввести номер с фотографии чека — уже проявление заботы, да и просто внимательного человеческого отношения

Собрали и проанализировали обратную связь

После игры мы задумались: а как это все восприняли сами участники? Понятно, что всем нравятся подарки, но все же… Поэтому мы попросили участников игры заполнить анонимный опрос, и вот его результаты:

Больше половины участников отметили, что стали больше общаться с коллегами

Также мы задали вопрос: «Узнали ли вы больше о своих коллегах? Как изменилось ваше восприятие людей, с которыми вы работаете вместе?»

Вот какие ответы мы получили:

«Коллеги стали менее абстрактны — теперь это люди, которые любят чай и тетрадочки и которые дарят тебе конфетки».

«Узнала ооочень много нового. Почувствовала себя частью команды. Люди стали людьми, а не просто там какими-то непонятными аватарками в чатиках».

«Да, больше узнали про увлечения, хобби и предпочтения в еде. Такие небольшие открытия ещё точнее прорисовывают человека: он становится реальнее, даже если вы всегда общаетесь онлайн и живёте в разных городах/странах».

«Мы работаем удаленно, большую часть команды я не видела вживую. Теперь я лучше представляю себе коллег, знаю, чем они интересуются, как любят отдыхать».

«Оказалось, что сложившийся из-за рабочих задач образ может не сходиться с тем, чем человек увлекается и что любит. И здорово, что можно больше узнать о людях, с которыми работаешь на удаленке (вживую так может и так бы уже узнали))»

Еще мы спросили: «Повлияла ли игра „Тайный Санта“ на восприятие Level One как компании? Если да, то как именно?»

«Очень приятно, когда компания думает не только о рабочих задачах, но и о самоощущении своих сотрудников. Поэтому такие новогодние дела только улучшают настрой».

«Пожалуй, повлияла. Вижу, что для компании важна эмоциональная составляющая работы, она уделяет внимание и время работе с командой».

«Да, мое мнение о компании сильно изменилось. Оказывается, такие интересные люди меня окружают! У нас столько общих интересов, и я могла бы многому у них научиться, да и просто поговорить есть о чем, помимо работы».

И самый любопытный отзыв: «Скорее нет. Это определенно было здорово, чтобы стать ближе внутри коллектива. Возможно, потому что это была инициатива самих сотрудников и они сами друг друга поздравляли. Возможно, если бы еще были подарки от компании. Да, это было бы формальностью, и их делал бы тоже кто-то из коллег. Но от лица компании».

Кажется, игре не хватило какого-то подарка или жеста, который сильнее бы связал ее с компанией. В следующий раз нужно будет подумать, как сделать эту связь сильнее: например, добавить брендированные подарки к личным.

Результаты

В игру было вовлечено 16 человек — это 64% всей редакции и на 433% больше, чем до использования контент-воронки. Все участники купили правильные и удачные подарки, не забыли их отправить и поделиться впечатлениями в чате. Успех.

Какая в этом польза для бизнеса? Для нас она выразилась в удовлетворенности сотрудников от совместной работы.

Что участники думают о «Тайном Санте»

«Может показаться, что если работаешь внештатным редактором, то и знать команду необязательно. Но всё наоборот: людей узнавать классно, даже если лично вы совсем не видитесь. С Тайным Сантой у нас получилось нестандартно — мы заполняли анкеты, где рассказывали о себе, своих интересах, желаемых подарках и о том, что не хотели бы получить. В итоге обнаружилась куча совпадений по увлечениям, еде, вину и внезапных открытий чьих-то хобби. А всю вторую половину декабря мы смотрели, кому какие подарки приходят: бонусом вспомнили о детском предвкушении распаковывания почтовых коробок. Наша команда находится в разных городах и даже странах, но благодаря Тайному Санте и общему чату появилось чувство, что мы все открывали эти подарки под одной елкой».

Дарина Веселовская, редактор

«Сам факт проведения Тайного Санты уже помог мне почувствовать себя частью команды. Собирать посылку было очень интересно: открытку я распечатывала сама из старинного рисунка, за конфетами специально ездила в ателье шоколада ручной работы)) Пришлось и сложности преодолеть: общение с почтой никогда не бывает легким и беспроблемным. Как минимум, очередь в ковидные времена всегда длинная, растянутая и нервная. Но оно того стоило!»

Анна Смирнова, редактор
Участники делятся своими впечатлениями от подарков в рабочем чате

«Мне очень понравилась эта акция, так как удалось почувствовать в реальной жизни своих виртуальных коллег — ведь мы все работаем удаленно, мы разбросаны по всему миру, и некоторые не могут встретиться даже на новый год, а эта акция позволила почувствовать тепло людей. Ты открываешь подарок, видишь, откуда он к тебе прилетел, чувствуешь старание и тепло того, кто его собирал и упаковывал специально для тебя — это непередаваемые эмоции.

А когда твои подарки долетают до адресатов и ты читаешь в общем чатике эмоции, которые люди испытали, открыв презенты, ты радуешься вместе с ними. Поэтому совершенно непонятно, что же в этой игре больше понравилось — получить подарки от других или искать и отправлять их самому? И то, и то подняло настроение, придало сил (которых под конец года уже не остается вовсе!) и дало чудесную возможность сплотиться и хоть чуть-чуть почувствовать друг друга в реальности, а не только в интернете!»

Лена Соболева

Кратко: как провести «Тайного Санту», который сплотит команду на удаленке

  1. Собирать анкеты удобнее всего с помощью гугл-формы. Вот такие вопросы задавали мы: не стесняйтесь и используйте у себя.
  2. Чем чаще и интереснее вы будете писать об игре, тем больше людей сможете привлечь. В этом смысле показателен отзыв одной из участниц: «У меня было много разных тайных Сант, но часто это просто через рандомайзер и потом уже само дарение подарков на вечеринке. А тут так получилось интересно со всеми вводными, гугл формами и историями».
  3. Придумывать классные подарки сложно, особенно если не знаешь человека лично. Помогите подобрать варианты подарков — люди оценят такую помощь.

  4. Помогайте участникам решать возникающие проблемы. Пустить все на самотек не получится.

  5. Не забудьте собрать обратную связь после игры. Лучше всего анонимно: тогда люди смогут написать честно, что им понравилось, а что нет, где слабые места и что нужно доработать.

Приходите к нам в команду, если вы редактор, таргетолог или имейл-маркетолог. Откликнуться и написать о себе можно тут.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Vasya Petrov

Озвучу непопулярное мнение, но, поработав много лет на удалёнке скажу, что безликие аватарки - это хорошо.
Вам  пофиг что за личность на тоей стороне, ваше отношение строится только на компетентности того, с кем вы решаете рабочие вопросы.
С той стороны может быть феминистка, эко-активист, веган или любитель Путина, да кто угодно. Вы про это не узнаете, вы видете только то, что реально важно для работы.

На работе должны всё решать компетентность, а не то, что кто-то забухал с директором на коропоративе и удачно ему на уши присел.
Когда у вас в отношения между сотрудниками входят межличностные отношения, то всё становится сложнее.
Армянин и азербайджанец будут отличными коллегами, пока они просто developer01, developer02 и общаются на наглийском.
На работе проблемы должны решаться через процессы, а не через межличностные отношения.
Например, я сам стараюсь не гуглить коллег, потому что мне важно качество их пулреквестов, а не то, что кто-то из них участвует в хохлосрачах.

Если я хочу пообщаться с живыми людьми, то у меня есть хобби, где есть мои единомышленники с которыми  у меня никогда не будет конфликтов интересов.
Чтобы забухать у меня есть друзья, с которыми я не делаю бизнес.

Удалёнка даёт возможность отделить работу от межличностных тёрок - и это прекрасно.

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Не у всех есть друзья. Приходится компенсировать общением с коллегами.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

нет друзей-не вреди коллегам

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Чем не вредить? Общением? Никто и не против.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

см выше, воспитанный человек не может написать в рабочем чате "как ты зае...л!"

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Коллеги сами не прочь попиздеть зачастую.

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда