Развитие логистики холодовой цепи: система интегрированного мониторинга температурных показателей на этапах транспортировки и складирования

В условиях растущих требований к перевозке и хранению товаров организация холодовой цепи становится сложной и многогранной задачей. Данное исследование, восполняя пробел в научной литературе, предлагает комплексную систему мониторинга температуры в логистике холодовой цепи с акцентом на транспортировку и складирование. Управление температурно-чувствительными грузами усложняется из-за увеличения числа участников цепи, что подчеркивает необходимость надежного контроля. Глобальные кризисы последних лет спровоцировали серию деструктивных событий, еще больше затрудняющих бесперебойную доставку таких грузов. В связи с этим крайне важен тщательный контроль температуры на всех этапах – от перевозки до хранения; его отсутствие может привести к серьезным последствиям.

В работе проведен детальный анализ существующих систем доставки в холодовой цепи, а также изучены различные устройства мониторинга температуры в грузовых отсеках транспортных средств и складских помещениях. Исследование не только оценивает текущие тенденции, но и предлагает инновационные решения для эффективного контроля. Результаты вносят значительный вклад как в теорию, так и в практику, формируя основу для дальнейших изысканий и предоставляя рекомендации для специалистов и руководителей отрасли.

Концепция и технологии контроля температурного режима для чувствительных к температуре товаров существуют уже несколько десятилетий. Однако развитие систем холодовой цепи, особенно в аспекте государственной политики, остается относительно новым направлением.

Холодовые цепи можно рассматривать скорее как бизнес-функцию в рамках глобальной цепочки создания стоимости, а не как отдельную отрасль.

В развивающихся экономиках первоначальные возможности для развития холодовой цепи включают: проектирование складов, оптимизацию логистических операций, внедрение технологий, привлечение логистических провайдеров в качестве потенциальных поставщиков услуг.

Это может способствовать эффективному развитию инфраструктуры. В странах с нестабильным электроснабжением требуются уникальные или альтернативные решения для поддержания температурного контроля на складах.

Неправильная организация холодовой цепи или ее отсутствие в современном бизнесе считается недопустимым по ряду причин.

Потери продовольствия представляют собой серьезную экономическую, экологическую и социальную проблему. Согласно исследованиям, одна треть всего производимого в мире продовольствия так и не доходит до потребителей. Это не только оказывает значительное влияние на климат и здоровье населения, но и приводит к постоянному росту экономических потерь.

В странах с недостаточно развитой системой холодовых цепей ежегодно теряется до 200 миллионов тонн пищевой продукции еще до ее поступления на рынок.

Особую значимость холодовые цепи приобретают в фармацевтической отрасли, где их использование рассматривается как одно из ключевых решений. Учитывая прогнозируемый рост мирового фармацевтического рынка на 41% в период с 2025 по 2050 год, в будущем соблюдение холодовой цепи может стать обязательным требованием. Это открывает возможности для повышения качества жизни в развивающихся странах, обеспечения населения передовыми медицинскими и фармацевтическими препаратами по всему миру.

Обеспечение доставки грузов в различные регионы и отдаленные местности неизбежно связано с увеличением протяженности маршрутов. Условия транспортировки часто носят непредсказуемый характер, что повышает вероятность пересечения различных климатических зон, недостаточного развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах.

Логистическим операторам приходится учитывать многочисленные нормативные требования, существенные различия в таможенных режимах, ограниченность вариантов местных транспортных решений. Эти факторы приводят к значительному увеличению затрат на успешную доставку грузов. При этом стоимость неудачной транспортировки неизмеримо выше. В таких сложных условиях ключевое значение приобретают тщательный подбор упаковочных решений для каждого типа грузов, учет возможных изменений условий во время транзита.

Непрерывный мониторинг транспортных средств с отслеживанием критически важных параметров играет ключевую роль в обеспечении сохранности и качества продукции при транспортировке. Этот аспект представляет собой дополнительный критически важный фактор, которому следует уделять особое внимание для успешной доставки. Несмотря на то, что компании часто полагаются на упаковку при транспортировке, они нередко недооценивают важность мониторинга. Хотя упаковка действительно имеет критическое значение, она представляет лишь один из аспектов безопасной перевозки термочувствительных грузов. Даже при выборе наиболее подходящего упаковочного решения множество внешних факторов и неопределенностей в процессе транспортировки могут привести к выходу температуры за пределы допустимого диапазона, что неизбежно повлечет порчу продукции.

В связи с этим крайне необходимо внедрение системы непрерывного температурного мониторинга, которая предоставляет данные в режиме реального времени и позволяет оперативно принимать корректирующие меры при выходе за допустимые температурные пределы.

Помимо мониторинга в процессе транспортировки, равно важным является контроль температуры при хранении, поскольку термочувствительная продукция может подвергаться порче в момент приемки и в течение периода складирования. Создание оптимальных условий хранения требует использования специализированных измерительных приборов и систем постоянного температурного контроля.

Учитывая все вышесказанное, настоящее исследование ставит целью разработку комплексной системы мониторинга температурного режима в холодовых цепях с особым акцентом на процессы транспортировки и складские операции.

Ключевые преимущества предлагаемого подхода: интеграция всех этапов логистического процесса, предупреждение рисков порчи продукции, обеспечение прослеживаемости температурного режима, возможность оперативного реагирования.

Данная концепция предназначена для логистических операторов, производит��лей термочувствительной продукции, складских комплексов, регулирующих органов.

Технологическая основа системы включает датчики нового поколения, платформы для анализа данных, системы оповещения в реальном времени, интеграционные решения для всего цикла поставок.

Реализация данного подхода позволит существенно сократить потери продукции, повысить эффективность логистических операций и обеспечить соответствие международным стандартам.

Значение мониторинга и контроля температурного режима в холодовой цепи

Развитие температурно-контролируемых перевозок берет свое начало в XIX веке, когда первые перевозчики использовали лед и соль для охлаждения термочувствительных грузов в железнодорожных вагонах. Однако данный метод оказался крайне неэффективным, приводя к значительным потерям товаров и снижению рентабельности. На рубеже XX века произошел качественный скачок в развитии технологий перевозок с появлением рефрижераторного транспорта. Технологический прогресс сыграл ключевую роль в становлении холодовой цепи, что способствовало расширению массового производства. На начальном этапе температурно-контролируемой транспортировки фармацевтической продукции перевозчики применяли упаковки из вспененного полистирола с гелевыми аккумуляторами холода. Несмотря на валидацию данных решений для конкретных временных интервалов и температурных диапазонов, их экономическая эффективность снижалась из-за частых выходов за установленные температурные пределы даже при использовании пассивных охлаждающих элементов. Логистическим операторам приходилось проверять множество допущений о соблюдении температурного режима при транспортировке, что могло приводить к задержкам для производителей.

Бесспорно, эволюция упаковочных решений в холодовой цепи теряет свою значимость без инструментов, гарантирующих сохранность груза. Исследования показывают, что большинство температурных отклонений происходят в радиусе 1,6 км от точки назначения, что подчеркивает критическую необходимость внедрения технологий, обеспечивающих непрерывный температурный мониторинг на всех этапах доставки, в процессе транспортировки, во время складирования, а также комплексный контроль, включающий круглосуточное отслеживание параметров, фиксацию малейших отклонений, автоматизированное оповещение. Преимущества такого подхода заключаются в предотвращении порчи товаров и снижении финансовых потерь, повышении надежности цепочки поставок. Особое внимание следует уделить "последней миле" доставки, где, согласно статистике, возникает наибольшее количество инцидентов. Современные IoT-решения позволяют минимизировать эти риски за счет высокоточных датчиков, облачных платформ мониторинга и систем предиктивной аналитики.

Для многих категорий продукции транспортировка в температурно-контролируемых условиях является не выбором, а абсолютной необходимостью. Согласно прогнозам фармацевтической отрасли, к 2030 году объем рынка логистики фармацевтической холодовой цепи достигнет 36,6 млрд долларов США. Воздействие на груз температур за пределами установленных норм может привести к его порче. Если в случае с бананами такие повреждения очевидны, то при транспортировке вакцин негативные последствия могут быть не сразу заметны, однако они несомненно снижают эффективность препаратов. Для некоторых продуктов даже кратковременное отклонение от требуемого температурного диапазона способно значительно сократить срок их годности.

Организации, осуществляющие перевозку термочувствительной продукции, как правило, устанавливают допустимый температурный диапазон. Однако даже при документальном подтверждении нарушения согласованных условий транспортировки точное определение места и, как следствие, установление ответственности за инцидент представляет значительную сложность. Единственным эффективным решением является ведение хронологического учета температурных показателей на протяжении всего маршрута следования груза.

Широкое внедрение систем мониторинга в деловую практику началось в середине 2000-х годов с использованием высокотехнологичных регистраторов данных, позволяющих минимизировать риски и предоставлять полную температурную историю груза. Основными драйверами развития технологий температурного контроля стали:• Ужесточение международных нормативных требований;• Рост стоимости фармацевтической продукции и других товаров;• Возникновение спроса на новые температурные режимы.

Современные технологические достижения способствовали появлению широкого ассортимента продукции, требующей специальных температурных условий для сохранения качества и эффективности. Под температурно-контролируемой средой понимается любое пространство с активным или пассивным поддержанием температуры в строго заданных пределах, отличных от окружающих условий.

Несмотря на значительные объемы производства термочувствительных товаров, потенциал холодовой цепи остается недоиспользованным вследствие фрагментированности рефрижераторного парка, недостаточных инвестиций в транспортную инфраструктуру, дефицита квалифицированных кадров для работы со скоропортящимися грузами, низкого качества услуг со стороны складских операторов и перевозчиков.

Согласно прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к 2050 году объем производства и доступности пищевой продукции должен увеличиться на 70%. Данный прогноз подчеркивает необходимость безотлагательных мер по обеспечению достаточных продовольственных запасов, учитывая ожидаемый рост мирового населения до более чем 9 миллиардов человек к 2050 году, что представляет собой серьезную проблему. В связи с этим крайне важно изучить все возможные направления развития, особенно в части сокращения продовольственных потерь, вызванных указанными вызовами.

Наибольшие потери термочувствительных пищевых продуктов наблюдаются в развивающихся странах, где проживает более 80% мирового населения. Отсутствие полноценной холодовой цепи приводит к потере примерно четверти производимой продукции. Эти значительные послеуборочные потери негативно сказываются на устойчивости сельской экономики, существенно увеличивая разрыв между потребительскими ценами и доходами фермеров.

Подобные потери не только ограничивают доступ потребителей к продукции, но и сокращают доходы сельхозпроизводителей, снижая их мотивацию к продолжению производства и поставок на рынок. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие холодильной логистики как ключевого фактора обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Температурное отклонение означает ситуацию, при которой продукт подвергается воздействию температур за пределами установленного диапазона для хранения и/или транспортировки. Температурные пределы для хранения и перевозки могут совпадать или различаться и определяются производителем на основании данных о стабильности продукции. Участники транспортных услуг, включая экспедиторов и других заинтересованных лиц, обязаны соблюдать Соглашения об уровне сервиса (SLA). Эти соглашения определяют целевые и минимальные показатели эффективности, стандарты услуг, операционной деятельности и других параметров в соответствии с требованиями заказчика. SLA могут иметь юридическую силу или носить рекомендательный характер. В соглашениях также устанавливаются целевые показатели и минимальные стандарты выполнения операций или других аспектов обслуживания. При организации мониторинга эффективности и отчетности особое внимание следует уделять следующим аспектам: управление кадровыми изменениями ключевого персонала; сравнительный анализ услуг; механизмы мониторинга и отчетности; проведение совещаний по оценке и анализу качества услуг.

Ключевые факторы поддержания холодовой цепи четко определены следующим образом:(1) Подготовка продукции. Для оценки характеристик термочувствительных грузов используется комплекс параметров. Особое внимание уделяется погодным условиям перед транспортировкой, особенно для продукции, подверженной воздействию экстремально высоких или низких температур во время перевозки. Данная проблема обычно решается использованием рефрижераторного транспорта с автономными источниками питания.(2) Выбор способа транспортировки. При определении оптимального варианта перевозки учитываются различные критически важные факторы, включая расстояние между начальным и конечным пунктами, габариты и вес груза, требуемые внешние температурные условия, а также степень порчи продукции. Для перевозок на короткие расстояния могут использоваться фургоны или грузовики, тогда как для длительных перевозок может потребоваться авиа- или морской контейнерный транспорт. Существенное значение также имеет соотношение стоимости перевозки и сроков годности продукции.(3) Контроль процедур в реальном времени. В связи с повышенной чувствительностью продукции холодовой цепи к погодным условиям по сравнению с другими товарами, она подвергается тщательной проверке, особенно при выполнении специализированных процедур для холодовой цепи. Мониторинг во время транспортировки играет ключевую роль в обеспечении сохранности холодовой цепи в данном контексте.

(4) "Последняя миля" - данный термин обозначает завершающий этап доставки груза до конечного пункта назначения. Учитывая критическую важность соблюдения сроков поставки и необходимость гарантированного получения продукции адресатом, обязательным требованием является обеспечение надлежащих складских мощностей в точке получения. Обеспечение сохранности и контроль качества - данный этап поддержания требуемого температурного режима представляет собой логистический процесс, который, с одной стороны, укрепляет доверие между партнерами, а с другой - предполагает повышенную ответственность, особенно при рассмотрении претензий по поврежденным грузам. В случае возникновения нештатных ситуаций первоочередной задачей является выявление причин отклонений и разработка корректирующих мероприятий.

Мониторинг транспортных средств предоставляет операторам ценные данные для оценки качества работы как подвижного состава, так и водителей. В случае перевозки скоропортящихся грузов грузоотправитель обязан заранее уведомить перевозчика, а при необходимости - и ответственных за погрузочно-разгрузочные работы, о требуемом температурном режиме транспортировки. Однократного уведомления достаточно, за исключением случаев изменения условий перевозки, требующих корректировки температурного режима. Перевозчик должен быть готов документально подтвердить соблюдение установленных температурных условий, хотя такое подтверждение может требоваться не для каждой отдельной поставки.

Для обеспечения надлежащего температурного контроля применяются различные методы - от традиционных термометров до современных систем непрерывного измерения и регистрации температурных показателей. Грузоотправитель обязан четко указать: рабочий температурный диапазон (с определением верхнего и нижнего пределов), допустимые границы безопасности продукта, а также предусмотреть процедуры реагирования при выходе за установленные пределы и возможные действия с поврежденным товаром.

При организации перевозок с промежуточной выгрузкой, перегрузкой или временным хранением на распределительных терминалах особое внимание уделяется трем ключевым аспектам: непрерывному температурному мониторингу, соблюдению санитарно-гигиенических норм и обеспечению безопасности складских помещений.

Преимущества инноваций в холодовой цепи выходят за рамки экономической эффективности. Системы температурного контроля обеспечивают значительные конкурентные преимущества. Мониторинг позволяет оперативно вмешиваться как в процессе доставки по холодовой цепи, так и при инспектировании и переупаковке поврежденных товаров. В более широком смысле, пользователи получают критически важные данные для принятия обоснованных бизнес-решений, что улучшает клиентский опыт и зачастую повышает рентабельность.

Современные технологии не только совершенствуют пользовательский опыт, но и способствуют сокращению потерь продовольствия и медицинских препаратов за счет постоянного контроля и оперативного реагирования. Это гарантирует сохранность скоропортящейся продукции при транспортировке и дистрибуции, особенно в регионах, где это имеет ключевое значение.

Мониторинг транспортировки обеспечивает повышение прибыльности операций, снижение операционной нагрузки на поставщиков услуг в части соблюдения температурного режима, укрепление доверия между контрагентами, сокращение расхода топлива, снижение эксплуатационных затрат автопарка (при использовании услуг логистических провайдеров), минимизацию расходов на повторную доставку.

Ключевым преимуществом температурного мониторинга является обеспечение соответствия национальным и международным нормативным требованиям, таким как: надлежащая дистрибьюторская практика для фармацевтической продукции (Директива ЕС 92/25/ЕЭС).

Транспортные средства и оборудование для перевозки грузов в холодовой цепи

Регулирование температурных условий при авиа, наземных или морских перевозках грузов может осуществляться с использованием активных или пассивных транспортных систем. Ключевыми компонентами для организации температурно-контролируемых перевозок являются как активные, так и пассивные системы, в которые помещаются грузы во время транспортировки, а также устройства мониторинга, фиксирующие и контролирующие температурные условия в указанных системах.

Активные системы поддерживают контролируемую температуру внутри изолированного пространства, к ним относятся: рефрижераторные установки, холодильные склады, автотранспорт с температурным контролем, авиаконтейнеры с регулируемым микроклиматом.

Эти системы используют внешние или бортовые механизмы, работающие на электричестве или альтернативных источниках энергии. Они оснащены механическими или электрическими системами питания с термостатическим контролем, что обеспечивает постоянное поддержание требуемого температурного режима для перевозимых грузов. Вторичные упаковочные компоненты включают элементы, используемые для защиты термочувствительных фармацевтических продуктов, одновременно повышающие общую эффективность всей упаковочной системы. К ним относятся фиксаторы, дополнительные защитные упаковочные материалы и устройства регистрации температурных данных.

Пассивные системы представляют собой механизмы, поддерживающие температурный режим внутри изолированного корпуса с терморегуляцией или без нее. Они работают за счет ограниченного количества хладагентов: охлажденные или замороженные гелиевые элементы, сухой лед, материалы с фазовым переходом.

Эти транспортные системы отличаются принципиальной простотой и высокой экономической эффективностью. При этом было установлено, что материалы с фазовым переходом обладают значительным потенциалом в холодовых цепях. Пассивные системы могут использоваться совместно с охлаждающими агентами, такими как сухой лед, гелевые пакеты (часто адаптированные под конкретные температурные диапазоны), а также с некоторыми продуктами (например, замороженным мясом), обладающими достаточной тепловой массой для существенного вклада в температурный контроль.

Транспортные средства с температурным контролем представляют собой специализированный подвижной состав, оснащенный изолированным грузовым отсеком с термостатическим регулированием, предназначенным для поддержания заданного температурного режима и предотвращения воздействия на груз экстремально высоких или низких температур в процессе перевозки. Обеспечение температурного контроля при авиа или морских перевозках может осуществляться как активными, так и пассивными системами.

Для перевозок продолжительностью менее 3 часов обычно применяются термоизолированные контейнеры. При более длительных транспортировках используются гелевые или ледяные аккумуляторы холода, тогда как для крупных партий грузов задействуются транспортные средства со встроенными рефрижераторными системами. В целом, в холодовой цепи используются два основных типа специализированного транспорта: транспортные средства с контролируемым температурным режимом и рефрижераторные транспортные средства с регулируемой температурой.

К первому типу относятся изотермические фургоны, грузовые автомобили и полуприцепы с изолированным грузовым отсеком, оснащенные термостатической системой контроля, специальной холодильной установкой, электронной системой мониторинга температуры, регистратором событий.

Фургоны и малотоннажные грузовики обычно оборудованы холодильными агрегатами, работающими от двигателя транспортного средства, тогда как крупнотоннажный транспорт и полуприцепы оснащаются автономными дизельными рефрижераторными установками. Все рефрижераторные транспортные средства в обязательном порядке должны быть укомплектованы электронной системой температурного мониторинга и регистрации параметров перевозки.

Транспортные средства с регулируемой температурой, в отличие от просто термостатированных, обладают функцией автономного регулирования температурного режима грузового отсека (как на охлаждение, так и на нагрев). Перевозимые грузы, как правило, размещаются в сертифицированных пассивных системах доставки для поддержания заданного температурного диапазона. Контролируемая температура внутри транспортного средства позволяет продлить эффективность пассивной системы и защитить продукцию от экстремальных температур.

Особое внимание следует уделить следующим требованиям:

  1. Запрещается длительное воздействие на упаковки температурных режимов холодильника во избежание риска замораживания содержимого
  2. Для фармацевтической продукции необходимо исключить воздействие температур ниже +15℃ как на активную, так и на пассивную упаковку
  3. Обязательное оснащение таких транспортных средств электронной системой температурного мониторинга, регистратором событий.

На Рисунке 1 представлена детальная схема правильного размещения грузов в рефрижераторных транспортных средствах, регламентирующая минимальные расстояния от стен: 45 см от боковых стенок, 30 см от торцевой стенки, 45 см от двери; зазор не менее 45 см до потолка; расположение упаковок, обеспечивающее циркуляцию воздуха вокруг и через них; обязательное удаление посторонних предметов, которые могут препятствовать воздушному потоку.

Рисунок 1. Рекомендации по размещению грузов в рефрижераторном транспортном средстве
Рисунок 1. Рекомендации по размещению грузов в рефрижераторном транспортном средстве
Рисунок 2. Однотемпературные и двухтемпературные рефрижераторные полуприцепы
Рисунок 2. Однотемпературные и двухтемпературные рефрижераторные полуприцепы

Рефрижераторный полуприцеп представляет собой грузовую платформу, оснащенную системой активного поддержания температурного режима (охлаждения или нагрева) в грузовом отсеке. Данная система, известная как рефрижераторная установка (reefer unit), может иметь следующие конфигурации:

1. Однотемпературные полуприцепы (mono-temp): оснащены единой холодильной установкой, обеспечивают единый температурный режим во всем грузовом пространстве.

2. Двухтемпературные полуприцепы (bi-temp): комплектуются основной холодильной установкой в передней части, дополнительным испарителем в заднем отсеке, позволяют разделять грузовое пространство на две независимые температурные зоны.

Данные транспортные средства являются наиболее распространенным решением для обеспечения температурного контроля при международных и внутренних перевозках в Европе, поддерживая следующие температурные диапазоны: от +2°C до +8°C (для охлажденных грузов), от +15°C до +25°C (для продукции, требующей комнатной температуры). На Рисунке 2 представлены оба типа полуприцепов с указанием направления циркуляции воздушных потоков, где стрелками обозначены основные векторы движения охлажденного воздуха, наглядно демонстрируется принцип разделения температурных зон в bi-temp конфигурации.

Преимущества пассивных систем в условиях ограниченных ресурсов включают их надежность при транспортировке фармацевтической продукции, в том числе авиационным транспортом. Квалифицированно сертифицированная пассивная система способна обеспечить эффективный температурный контроль груза в течение всего срока доставки. Ключевые особенности применения в использовании допускается только после утверждения маршрута и типа контейнера, обязательный учет характеристик тары, особенно при использовании контейнерных перевозок.

Конструктивные элементы пассивных систем предполагают термоизоляционные материалы и температурно-стабилизирующие компоненты. При правильной конфигурации данная комбинация позволяет поддерживать заданный температурный диапазон, обеспечивать стабильность условий в течение расчетного периода транспортировки, функционировать без механического вмешательства. Эксплуатационные требования предполагают герметичную упаковку по специальной схеме, отсутствие необходимости постоянного контроля, строгое соблюдение расчетных сроков доставки в связи с ограниченным сроком действия системы

На Рисунке 3 представлены примеры многоразового пассивного контейнера и одноразовой изотермической коробки.

Рисунок 3. Многоразовый пассивный контейнер и одноразовая изотермическая коробка
Рисунок 3. Многоразовый пассивный контейнер и одноразовая изотермическая коробка

Типичная активная система для воздушного транспорта представляет собой специализированный переносной контейнер, который выпускается в двух вариантах: системы только с функцией охлаждения и системы с функциями нагрева и охлаждения. Температурно-стабилизирующие агенты в активных транспортных системах обычно включают сухой лед (только для охлаждения) или материалы с фазовым переходом (для нагрева и охлаждения), выполняющие роль регуляторов температуры. Дополнительно используются компрессорные холодильные системы. Эти контейнеры питаются от аккумуляторов или подключаются к внешнему источнику электропитания для работы компрессоров или тепловых насосов. Термостатическое управление используется для активации механизмов охлаждения или нагрева, а циркуляционные вентиляторы способствуют поддержанию температуры в заданных пределах вокруг груза. На Рисунке 4 представлена иллюстрация одного из таких контейнеров.

Рисунок 4. Активный авиатранспортный контейнер
Рисунок 4. Активный авиатранспортный контейнер

Устройства для мониторинга и отслеживания температурного режима при транспортировке

Основное обоснование применения устройств мониторинга температуры и влажности заключается в необходимости постоянного и непрерывного контроля данных параметров в режиме реального времени. Это критически важно для подтверждения сохранности качества термочувствительной продукции, которое может быть нарушено из-за воздействия неблагоприятных условий. Выбор устройства мониторинга, а также типа технологии (активная или пассивная система) должен определяться требованиями пользователя. В зависимости от целей, заявленных в требованиях, выбранное устройство может служить инструментом для утверждения или отклонения партий грузов либо использоваться для постфактум-анализа с целью выявления уязвимостей в транспортной системе, проведения трендового анализа или сбора данных о производительности. Уровень детализации данных, предоставляемых устройством, существенно варьируется и зависит от конкретного применения и используемой технологии. Это быстро развивающаяся технологическая сфера. Все системы мониторинга должны соответствовать нормативным требованиям и предоставлять доказательства соблюдения всех условий, чтобы исключить риски для качества фармацевтической продукции, чувствительной к температурным и климатическим факторам. При необходимости система должна предоставлять документально подтвержденные данные о температурных отклонениях.

При использовании устройства контроля температуры во время транспортировки грузоотправитель и поставщик услуг должны согласовать параметры его применения, включая, но не ограничиваясь: частоту сбора данных; допустимые отклонения температурных условий; методологию сбора и передачи данных.

Устройства для мониторинга транспортных средств не способны фиксировать температурный статус каждой отдельной упаковки или паллеты. Однако для этого могут применяться различные индикаторы, которые будут подробно рассмотрены в следующих разделах. Одноразовые устройства должны поставляться с сертификатом калибровки от производителя, охватывающим весь температурный диапазон, для которого они предназначены. Такие устройства не подлежат повторной калибровке после использования. Многоразовые устройства, в свою очередь, должны калиброваться с использованием сертифицированного эталонного стандарта не реже одного раза в год, если иное не обосновано специальными требованиями. Калибровка должна гарантировать точность устройства в рамках з��явленного температурного диапазона. Независимо от типа устройства, необходимо учитывать его специфические характеристики, включая удобство использования и интеграцию в цепочку поставок. Некоторые устройства могут требовать дополнительного программного или аппаратного обеспечения (например, док-станции), что в отдельных случаях неприемлемо. Каждое устройство или система должны обладать точностью, стабильностью, надежностью и быть валидированными.

Оценка рисков маршрута транспортировки проводится для определения участков, где необходим температурный контроль. Оборудование для мониторинга температуры в транспортных средствах и/или контейнерах регулярно обслуживается и калибруется не реже одного раза в год.

Одним из методов передачи, хранения, архивации и анализа транспортных данных является выделенная короткодистанционная связь (DSRC — Dedicated Short Range Communication). Развитие цифровой электроники привело к созданию портативных устройств, способных записывать температурные показатели. Эти устройства работают на батарейках и могут размещаться рядом или внутри термочувствительных грузов для контроля температуры или влажности. Их можно настроить на запись данных каждую секунду или с меньшей частотой (например, ежечасно). Некоторые модели позволяют устанавливать интервал до 18 часов. Единственное ограничение — объем памяти: при высокой частоте записи данные перезаписываются раньше. Точность измерений температуры обычно составляет ±0,5°C, влажности — ±3,0% (относительная влажность). Устройства можно программировать на начало записи с задержкой. Подключение к компьютеру позволяет переносить данные в Excel или иные аналитические программы. Настройка сигналов тревоги активирует светодиодные индикаторы при превышении предельных значений, мгновенно сигнализируя о проблеме. Типы устройств, представленные на рынке, будут подробно рассмотрены в следующем разделе.

Некоторые продвинутые электронные устройства также фиксируют данные о влажности. Однако считается, что воздействие влажности минимально влияет на фармацевтические продукты, если они герметично упакованы в первичную упаковку в рамках активной или пассивной системы. Точность и производительность устройств варьируются в зависимости от производителя, поэтому их выбор требует тщательного анализа для соответствия требованиям пользователя. Разные устройства генерируют различные типы и объемы данных. Например, электронные регистраторы данных позволяют получать временные и температурные записи для формирования отчетов в соответствии с нормативными требованиями к хранению документации. В большинстве случаев загруженные данные о времени и температуре должны храниться не менее трех лет в неизменном формате, обеспечивающем их восстановление. Допустимые форматы включают распечатанные копии или неизменяемые электронные носители (жесткие диски, ленточные накопители, флеш-накопители, DVD). Также допустимо хранение в защищенных веб-хранилищах.

По возможности системы мониторинга температуры должны включать функцию оповещения. Некоторые системы мгновенно уведомляют ответственных лиц об изменениях температурных условий, предоставляя достаточно времени для предотвращения выхода за пределы допустимых значений. Кроме того, важно настроить систему так, чтобы сигнал тревоги не активировался при открытии дверей транспортного средства, для чего требуется определение критических пороговых значений. Отдельные электронные датчики, помимо контроля температуры в реальном времени, информируют водителей о режиме в грузовом отсеке. Например, световой индикатор на мониторе, видимый через боковое зеркало, показывает соответствие температуры заданному диапазону.

Химические индикаторы (Chemical Indicators, CIs), Химические индикаторы времени и температуры (Chemical Time and Temperature Indicators, CTTIs)

Химические индикаторы (CIs), также известные как маркеры или индикаторы фазового перехода, обычно интегрируются в картонные основы (Рисунок 5). Эти индикаторы функционируют за счет фазового перехода или химической реакции, активируемой температурой. Примерами таких устройств являются жидкие кристаллы, воски, полимеры и другие материалы, изменяющие свой внешний вид в зависимости от температуры. Индикаторы температурного порога — это, как правило, одноразовые устройства, генерирующие сигнал только при превышении (индикатор повышения) или снижении (индикатор понижения) заранее заданного температурного порога. Они используют жидкостную диффузию для фиксации нарушения временно-температурного порога конкретного события посредством необратимого изменения цвета, мгновенного или с заданной задержкой. Активное коллоидное вещество в таких индикаторах состоит из равномерно распределенных в жидкости частиц материала. При достижении определенной температуры частицы в коллоидной жидкости теряют стабильность: силы отталкивания, удерживающие их разделенными, исчезают, что приводит к коагуляции химических веществ и изменению цвета. Точность и достоверность данных индикаторов частично зависят от субъективной интерпретации оператора.

Рисунок 5. Различные типы химических индикаторов (CIs)
Рисунок 5. Различные типы химических индикаторов (CIs)

Химические индикаторы времени и температуры (CTTIs) обычно представляют собой химически пропитанные целлюлозные или картонные носители (Рисунок 6). Их процесс диффузии используется для оценки температурных условий в течение времени. Таким образом, CTTIs измеряют накопленное тепловое воздействие, а не текущую температуру. После изменения цвета реакции, как правило, становятся необратимыми: даже при последующем понижении температуры индикатор не возвращается в исходное состояние. Точность и достоверность данных индикаторов частично зависят от субъективной оценки оператора. Они меняют цвет в ответ на кумулятивные температурные изменения, такие как нагрев. CTTIs аккумулируют данные при всех температурных условиях, в которых находился маркированный продукт. Ключевые особенности: необратимая визуализация превышения пороговых значений; учет совокупного температурного воздействия; независимость от кратковременных колебаний температуры; простота интерпретации (цветовая индикация). Ограничения: не предоставляют данных в реальном времени, требуют визуального контроля, не подходят для продуктов с цикличными изменениями температуры.

Рисунок 6. Различные типы химических индикаторов времени и температуры (CTTIs)
Рисунок 6. Различные типы химических индикаторов времени и температуры (CTTIs)

Индикатор времени и температуры определяется как устройство, используемое для отображения измеряемого изменения, зависящего от временно-температурных условий, что позволяет отслеживать полную или частичную температурную историю продукта (как правило, пищевого), к которому он прикреплен. Индикаторы, предназначенные для мониторинга частичной температурной истории, реагируют только при превышении допустимого температурного порога, достаточного для ухудшения качества продукта или нарушения его безопасности. Индикаторы, отслеживающие полную температурную историю, работают в течение всего цикла транспортировки продукта.

Активация индикаторов времени и температуры должна быть простой и, в зависимости от метода активации, они делятся на две группы:

Индикаторы с предварительной активацией — активируются производителем сразу после изготовления. Такие индикаторы требуют транспортировки и хранения при строго определенной температуре, чтобы исключить изменение их состояния до применения.

Индикаторы с последующей активацией — активируются непосредственно перед нанесением на упаковку продукта, как правило, в момент его упаковки.

Электронные интеграторы температуры (ETI)

Электронный интегратор температуры (ETI) представляет собой портативное устройство, предназначенное для измерения температуры в течение времени с помощью встроенного датчика (Рисунок 7). Оно состоит из четырех основных компонентов: термисторного датчика, микропроцессора, микросхемы памяти и источника питания. Термисторы — это термочувствительные полупроводниковые элементы, сопротивление которых изменяется в зависимости от температуры. Они обеспечивают либо один температурный порог, либо несколько порогов срабатывания сигнализации. Данные устройства используются при принятии решений о приемке или отбраковке продукции, а их точность в отношении времени и температуры является достаточно высокой.

Рисунок 7. Различные типы электронных интеграторов температуры (ETIs)
Рисунок 7. Различные типы электронных интеграторов температуры (ETIs)

Электронные регистраторы данных (EDLM)

Электронный регистратор данных (EDLM) представляет собой компактное портативное измерительное устройство, которое регистрирует и сохраняет данные о температуре через заданные интервалы времени с помощью встроенного датчика, обладая программируемыми функциями сигнализации [6]. Данные регистраторы, также известные как температурные датчики-регистраторы, специально разработаны для мониторинга температурных условий внутри контейнеров. В последнее время они нашли применение в обеспечении стабильности лекарственных препаратов в процессе дистрибуции.

Регистраторы данных представляют собой оптимальное решение, когда требуется электронная регистрация температуры или температуры и влажности экономичным и эффективным способом. Собранные данные передаются на компьютер через USB-порт для последующего анализа и хранения. Они способствуют обеспечению безопасности холодовой цепи для лекарственных препаратов за счет фиксации данных о температуре и/или влажности в процессе транспортировки (Рисунок 8).

Рисунок 8. Различные типы электронных регистраторов данных (EDLMs)
Рисунок 8. Различные типы электронных регистраторов данных (EDLMs)

Электронные интеграторы данных (EDI)

Электронный интегратор данных (EDI) представляет собой гибридный электронный прибор, запрограммированный как электронный интегратор температуры (ETI), с расширенными возможностями формирования отчетов, генерации данных и гибкого управления информацией. Устройство использует предустановленный температурный порог для последующего анализа, выполняемого, как правило, квалифицированным персоналом (Рисунок 9).

Электронные системы мониторинга температуры и регистрации событий (TMEL)

Данные системы представляют собой комплекс для отслеживания и формирования отчетности о температуре воздуха и/или продукции, включая возможность регистрации таких событий, как открытие грузовых дверей, размораживание, а также активацию сигналов тревоги. Ключевое преимущество таких систем — возможность удаленного мониторинга через спутниковые каналы связи (Рисунок 10).

Рисунок 9. Различные типы электронных интеграторов данных (EDIs)
Рисунок 9. Различные типы электронных интеграторов данных (EDIs)
Рисунок 10. Тип системы мониторинга температуры и регистрации событий (TMEL)
Рисунок 10. Тип системы мониторинга температуры и регистрации событий (TMEL)

Устройства для мониторинга и контроля температурного режима на складах

Сложность контроля температурных условий в складских помещениях зависит от типа хранимой продукции. Пространство, где размещаются товары, предъявляет различные требования, но базовым условием для температурного контроля является использование термометров, фиксирующих как максимальные, так и минимальные значения. Система мониторинга также должна обеспечивать оповещение о любых отклонениях от допустимого температурного диапазона. Кроме того, при хранении необходимо соблюдать достаточное расстояние между грузами и внутренними поверхностями склада для обеспечения циркуляции воздуха.

Интенсивность температурного контроля для товаров, хранящихся в условиях окружающей среды, зависит от размера склада. Минимальное требование — стратегическое размещение термометров с регулярным снятием, записью и сбросом показаний не реже одного раза в неделю. В периоды экстремальной жары или холода частоту мониторинга следует увеличивать. Для крупных складов рекомендовано непрерывное фиксирование данных.

Системы и устройства контроля температуры должны быть установлены во всех объектах с регулируемым климатом, включая холодильные камеры, рефрижераторы и морозильники. Датчики размещаются в зонах с наибольшими температурными колебаниями, а их позиционирование должно минимизировать влияние кратковременных событий, таких как открытие дверей. Комплексная система мониторинга для термочувствительной продукции должна фиксировать температуру и относительную влажность во всех зонах хранения, включая участки упаковки, погрузки и обработки грузов.

Технологии мониторинга: RFID-решения/Метки RFID с температурными датчиками, стационарные считыватели, портативные терминалы и ПО для анализа данных в реальном времени. Преимущества в повышение точности, сокращение логистических потерь, автоматизация учета.

Регистраторы данных (даталоггеры) - высокоточные устройства для отслеживания малейших температурных изменений, включая труднодоступные зоны. Гибкость в возможность перемещения между зонами.

Альтернативные решения. Термометры, централизованные системы мониторинга (CTM), электронные регистраторы температуры (ETR), IoT-устройства, беспроводные сенсорные сети (WSN) и др. (Рисунок 11).

Системы оповещения. Использование сигнализаций актуально для предотвращения критических отклонений. Алгоритмы должны активироваться до падения температуры ниже заданного уровня, а также игнорировать кратковременные изменения (напр., при открытии дверей).

Картирование склада. Регистраторы данных играют ключевую роль, предоставляя полную картину условий хранения. Это позволяет анализировать соответствие среды требованиям безопасности продукции.

Рекомендации для компаний заключаются во внедрение многоуровневого контроля (датчики + ручные проверки), интеграция IoT для прогнозирования рисков, обучении персонала работе с системами мониторинга и регулярная валидация оборудования.

Рисунок 11. Устройства для мониторинга температуры на складе
Рисунок 11. Устройства для мониторинга температуры на складе

Шаг 1: Разработка плана валидации — документа, регламентирующего перечень действий для обеспечения соответствия установленным стандартам.

Шаг 2: Идентификация зон мониторинга и зон риска. Поскольку каждый склад обладает уникальными характеристиками, перед началом картирования необходимо собрать базовую информацию о конкретной среде. Ключевые факторы для анализа включают пространственные параметры зоны хранения; расположение систем кондиционирования и обогревателей; организацию оборудования для оптимизации воздушных потоков; зоны высокой активности (окна, двери, проходы); участки погрузки/разгрузки товаров (Рисунок 12).

Рисунок 12. Различные факторы складского хранения
Рисунок 12. Различные факторы складского хранения

Шаг 3: Разработка комплексного протокола — на основе данных, полученных при оценке рисков, необходимо создать детальный протокол картирования. Ключевые аспекты включают: определение параметров мониторинга и их частоты, количество и расположение регистраторов данных, схему склада с указанием позиций оборудования, сроки проведения картирования, а также учет иных релевантных факторов.

Шаг 4: Выбор подходящего оборудования — при подборе устройств критически важно обеспечить минимальный риск потери данных или ошибок. Оборудование должно характеризоваться высокой точностью измеряемых параметров, быстрым временем отклика, чувствительностью и соответствием иным критериям.

Шаг 5: Размещение регистраторов данных на складе — регистраторы данных должны быть стратегически распределены по всему складскому помещению (Рисунок 13).

Шаг 6: Проведение тестов и анализ результатов — результаты картирования должны включать: дату и время тестирования, показания каждого устройства, детализацию по контролируемым параметрам (минимальные, максимальные и средние значения). Обязательно предоставление графических представлений данных за весь период тестирования, информации о скорости считывания и аналогичных метрик. Это необходимо для своевременного выявления несоответствий и принятия корректирующих мер, направленных на обеспечение н��длежащих условий хранения.

Рисунок 13. Регистраторы данных для контроля температуры на складе
Рисунок 13. Регистраторы данных для контроля температуры на складе

Шаг 7: Определение необходимых модификацийТипичные корректировки включают: перемещение мобильных стеллажей, расположенных слишком близко к факторам риска; изменение позиций вентиляционных отверстий; перепланировку стеллажных систем для исключения препятствий воздушному потоку; установку дополнительных вентиляторов или модернизацию вентиляции в целевых зонах; блокировку солнечного света, формирующего зоны перегрева; внесение иных релевантных изменений.

Шаг 8: Выполнение процесса картирования

Обсуждение и тренды

На основе изложенного можно выделить теоретические и управленческие последствия. Теоретические вклады и новизна исследования связаны прежде всего с устранением пробела в области отсутствия комплексных концепций температурного мониторинга в холодовой цепи. Кроме того, обозначены направления для будущих исследований, которые будут подробнее рассмотрены в заключении. С практической точки зрения, работа предоставляет специалистам систематизированный обзор ключевых элементов контроля температурного режима, что позволяет принимать обоснованные оперативные решения. Ключевые инновации в холодовой цепи связаны с внедрением дистанционных сенсоров для мониторинга условий транспортировки, что сокращает потери продукции, не соответствующей стандартам качества. Датчики, адаптируемые под специфику грузов, обеспечивают гибкость контроля. Хотя большинство инноваций сосредоточено на авиаперевозках, наблюдается рост технологических решений и в морской логистике. Решения ведущих логистических компаний (DHL, FedEx, UPS, Kuehne + Nagel, DB Schenker) включают GPS и RFID-сенсоры для отслеживания температуры и влажности в реальном времени; веб-платформы для генерации отчетов (например, FedEx SenseAware, отслеживающий местоположение, освещенность, давление); DHL Thermonet (RFID-сервис для авиаперевозок) и Ocean Secure для морских грузов.

Современные рефрижераторные системы

Высокоадаптивные грузовики «риферы» с возможностью быстрой перенастройки температурных зон; GPS-трекинг для контроля локации и температурных параметров; Широкое использование даталоггеров, позволяющих подтверждать качество продукции для таможенных процедур.

Тренды в складской логистике

Стабилизация запасов после пандемии COVID-19; Интеграция ИИ и IoT в управление холодными складами; Автоматизация процессов для снижения зависимости от ручного труда.

Прогнозы рынка

Рынок замороженных продуктов вырастет на 5,2% до 2030 год, что усилит нагрузку на логистику в мегаполисах; дефицит стройматериалов (сталь, древесина) замедлит модернизацию складской инфраструктуры; инвестиции в ПО для повышения прозрачности цепочек поставок, включая внедрение ИИ для безопасности и отслеживаемости.

Фармацевтический сектор

Рост спроса на инновационные препараты из-за старения населения и глобализации; увеличение инвестиций в разработку биопрепаратов.

Приоритеты на 2030 год

Автоматизация. Роботизация для компенсации дефицита кадров и снижения потерь; устойчивое развитие; переход на ВИЭ (солнечная энергия), модернизация энергоэффективной инфраструктуры;

Локализация хранения. Создание объектов ближе к точкам потребления для свежей продукции.

Стратегические альянсы. Партнерства для минимизации транзакций и повышения эффективности.

Риски. Несмотря на прогресс, сохраняются вызовы, связанные с многоуровневыми каналами дистрибуции и потенциальными рисками в холодном хранении.

Заключение

Эффективная транспортировка грузов требует времени и координации, и любая задержка может привести к негативным последствиям, особенно для скоропортящейся продукции. Для обеспечения безопасной перевозки компании фармацевтической, медицинской и пищевой отраслей всё чаще полагаются на холодовую цепь. Мониторинг в рамках холодовой цепи является ключевым элементом, обеспечивающим прозрачность ответственности, контроль температурных условий и других логистических процессов. Преимущества мониторинга многообразны, а инвестиции в него значительны. Однако, как уже отмечалось, затраты на повторную доставку вследствие низкого качества продукции существенно выше. Поэтому ожидается, что мониторинг получит ещё более широкое распространение и станет неотъемлемой частью холодовой цепи.

Температурно-контролируемый транспорт и холодовая цепь развиваются глобально, отвечая на растущие требования технологического прогресса и глобализации. Однако значимость этих инноваций была бы недостижима без логистики холодовой цепи, которая поддерживает скоропортящиеся продукты в оптимальных условиях на всех этапах поставок. В развивающихся странах внедрение холодовой цепи открывает новые возможности: малые и средние производители, благодаря ей, получают доступ к международным рынкам, а потребители — к ранее недоступной продукции.

Расширение холодовой цепи остаётся одним из ключевых вызовов для бизнеса в глобальном масштабе. Развивающиеся рынки сталкиваются с нехваткой инфраструктуры: отсутствием стабильного энергоснабжения для рефрижерации, подключений для контейнеров с автономным охлаждением в портах и транспортных узлах, а также надлежащих условий на конечных точках доставки. Глобализация сократила дистанции между регионами, но риски повреждения грузов из-за температурных колебаний сохраняются. Некоторые продукты страдают от резких перепадов температуры, другие — даже от незначительных отклонений. Для многих категорий, особенно пищевых, качество снижается из-за химических реакций, которые можно замедлить при соблюдении температурного режима.

1 комментарий