{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Сеем инновации в «лесу». Или как мы развиваем лесной акселератор. Часть I

Привет, меня зовут Леонид Чернигов – я организатор ForestTech Accelerator. Несколько месяцев мы с командой работаем в относительно новом для российского, да и мирового венчура направлении – ищем инновационные проекты в лесной отрасли для их дальнейшего внедрения на площадке промпартнера и возможного масштабирования.

Завершен отбор проектов - получили более 200 заявок. Сейчас прошедшие отсев стартап-команды проходят предакселерацию. Оправдались ли наши ожидания на первом этапе и что говорят о стартап-рынке пришедшие в акселератор проекты – делюсь своими наблюдениями.

Зачем предприятию ЛПК корпоративный акселератор?

Корпоративный акселератор – уже давно не terra incognita: понятен формат, методы работы и результаты, которые можно получить на выходе. Для поиска инноваций в лесной, во многом консервативной, отрасли это безусловный плюс (отработанные инструменты – хорошее подспорье для тех, кто протаптывает новые тропинки).

Какими могут быть векторы развития корпоративного акселератора? Есть два основных варианта.

Первый: корпоративный акселератор – «проявитель» инноваций внутри предприятия. Это может касаться как наукоемких решений и технологий, рожденных, как правило, в R&D-центрах; так и сотрудников с большим потенциалом. Акселератор находит эти драгоценные крупинки – и доращивает идеи и MVP до готовых к внедрению решений.

Вариант второй, что называется, классика жанра: искать инновации во вне. Акселератор выходит на открытый рынок, заявляет о проблемах отрасли/компании и решениях, которые она ждет. После следуют сбор и отсев заявок, «ускорение» проектов с самым большим потенциалом и выбор лучшего из лучших. Мы в ForestTech Accelerator (FTA) пошли именно по этому пути. Почему? Причин несколько.

Внутри отрасли культура инноваций только-только зарождается. И это, как правило, движение сверху: о высокотехнологичных изменениях думает топ-менеджмент, а не рядовые, плотно погруженные в текучку, сотрудники. R&D-центры на предприятиях ЛПК – пока не правило, а исключение. Есть и примеры, когда в работе все еще используются дедовские методы: не специализированное ПО для учета объемов производства и поставок сырья, а Excel или даже амбарная книга.

С другой же стороны – и это не менее глобальная, чем «пробел» в инновациях причина запуска акселератора – запрос на новые технологии на предприятиях ЛПК огромен. Этому способствуют и важные изменения в законодательстве, к примеру, запрет на вывоз необработанной древесины с 2022 года; и тренд на цифровизацию отрасли, который задает в том числе и государство. Создание продуктов с большой добавленной стоимостью – не просто требование рынка, а одно из условий выживания в конкурентной борьбе. Важно и то, что уже внедренные в лесную отрасль технологичные решения, к примеру, таксация с использованием данных LiDAR и беспилотников, «прорастают» в ней удивительно быстро и дают мощный апгрейт.

Точка входа в консервативную отрасль

Впереди у ForestTech Accelerator без малого полгода работы. Уверен, главные инсайты ждут впереди. Пока же делюсь предварительными выводам и наблюдениями по итогам приема заявок.

1. Довольно много заявок поступило от проектов в поздней стадии реализации и работающих преимущественно в области информационных технологий. Причем речь о достаточно технологичных разработках: машинном зрении, big data, нейросетях и прочее. Это и удивляет, и радует, и в некотором роде кажется вызовом для отрасли. Напрашивается такое сравнение: наверное, каждый наблюдал картину, как железнодорожники проходят вдоль поезда и обстукивают колесо за колесом. Со стороны это выглядит натуральным безумием. По факту же, эти люди - сверх квалифицированные профессионалы, которые по одному лишь звуку могут определить степень повреждения колесных пар. Очевидно, что рано или поздно им на смену придет какое-то наукоемкое высокотехнологичное решение – условно, звуковое зондирование или спектральный анализ. Схожесть с лесной отраслью в том, что и в ней крайне много задач завязано на узкоспециализированных профессиях. И именно ИТ-решения могут их не обязательно заменить, но как минимум, снять с таких специалистов часть обязанностей, а где-то и сократить риск профессионального вреда. По факту это означает, что человек, к примеру, отслеживающий пороки древесины, не будет «работать глазами»: пороки выявят сканеры и машинное зрение, а ПО сообщит об этом специалисту.

2. Не оправдались планы, связанные с поиском новых материалов и решений на основе древесины – рассчитывали, что их будет гораздо больше, это первое. Второе – те заявки, что поступили в рамках этого трека, либо находятся на ранней стадии разработки, либо не соответствуют производственным и бизнес-процессам предприятия. А значит, чтобы внедрить их, бизнес-заказчику надо менять либо бизнес-, либо производственный процесс. В этой истории нет quick win, в то время как акселератор – это, скорее, про быструю победу. Важный вывод, который можно сделать из этого кейса: крупные и схожие для разных отраслей задачи можно закрыть за счет привлечения ИТ-решений (стартапов) со стороны. Узкая же тематика – новые материалы, технологии и т.д. – это поляна R&D-центров внутри компании. И это касается любой, не только лесной отрасли – в нефтянке, металлургии, энергетике действуют такие же правила. Не может стартапер, посмотрев на YouTube ролики «Как устроена энергетика», сделать для отрасли прорывное решение. И наоборот: предприятие не может заставить главного технолога развивать стартап. Поэтому, чтобы делать что-то уникальное в своей отрасли – и делать это самому, а не покупать технологию – нужны R&D-центры.

3. Определенное количество заявок в FTA поступило от зарубежных стартапов. И это маркер не только успешно проведенной PR-кампании, но и того, что технологичным решениям в консервативных отраслях нужна «лояльная» точка входа. Как только стартап видит на горизонте не просто крупную компанию, но предприятие, которое создает добавленную стоимость, а не идет по простому пути, вывозя кругляк за рубеж (а круг таких игроков узок и в России, и в Европе), появляется интерес и желание попасть в поле зрения такого игрока. Препятствием к сотрудничеству не становятся ни языковой барьер, ни территориальные границы.

К слову, такое же движение возможно и в обратном направлении, из России на Запад – и это, безусловно, хорошая новость для стартапов, развивающих инновации в лесной отрасли.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда