Как мы потеряли креатора и нашли себя

Два с половиной месяца в креативной студии проработал креатор — из этого вышло чёрт-те что и по нашей вине тоже. Решил отрефлексировать полученный опыт, рассказать про ошибки
и работу над ними.

Как мы потеряли креатора и нашли себя

Наша точка А

Обычный рабочий день. Команда в перманентном цейтноте, дизайнеры загружены до предела, задачи продолжают поступать. Прилетает срочный бриф и не знаешь, как его поставить в приоритет перед другими не менее важными задачами. Это превращается
в рутину, которую нужно срочно менять.

В тот момент мы поняли, что нам не хватает одного очень важного звена. Креатива много, но он как будто размазан по всей команде
и нет человека, который бы всё это связывал, собирал в концепт, переводил идеи на язык визуала и текста. Так родилась мысль о том, что нам нужен креатор.

Как мы потеряли креатора и нашли себя

Наши ожидания от позиции Креатора

Мы достаточно чётко понимали, кого ищем. Нам нужен был человек, который сможет подхватить самые нестандартные, креативные задачи — те, на которые у команды не оставалось ресурсов. Креатор становится отдельной рабочей единицей, сосредоточенной
на качестве идеи.

Его основные задачи:

  • придумывать сильный концепт
  • формулировать его
  • расписывать логику
  • подбирать референсы
  • предлагать лайны
  • доходчиво объяснять, зачем всё это вообще нужно

Также важно, чтобы креатор стал тем, кто не даёт агентству застрять
в привычных решениях, и, например, члены команды: дизайнеры,
арт-директора, копирайтер — могли бы подойти к нему, когда нужно найти новое направление мысли.

Ну и, конечно, креативная прокачка. Мы рассчитывали, что у креатора будет энергия и желание развивать команду: проводить воркшопы, собирать штурмы, делиться инструментами, при этом тренировать
нас всех в умении придумывать лучше и смелее.

Как мы потеряли креатора и нашли себя

Процесс найма:

Мы сели и сформулировали всё необходимое: что за задачи, какие софт- и хард-скилы понадобятся, с кем человек будет работать,
и каким мы его видим по опыту и характеру. Параллельно
наш HR делала обзор рынка: она знала, где искать и как описывать вакансию так, чтобы откликались подходящие кандидаты. После публикации вакансии начался отбор: сначала по резюме, потом через созвоны. Мы смеёмся, что HR называет это «на трубке». Если всё складывалось — давали тест, потом собеседовали. Старались
не затягивать, но и не идти на компромиссы. Нам было важно, чтобы человек не просто подходил по задачам, а мог органично влиться
в команду.

В процессе стало ясно, что рынок для такой роли пока
не сформирован. В основном откликались молодые специалисты
без релевантных кейсов. Мы ожидали более опытных людей, которые уже работали в дизайне, продакшене или креативе и понимают,
как устроены процессы. Таких кандидатов оказалось немного.
Мы провели два собеседования: одно — онлайн, другое — оффлайн.

Кандидат, которого мы выбрали, сразу проявил себя
на собеседовании уверенно, заинтересованно, открыто. Был ярким, даже немного экстравагантным. Нам показалось, что именно такой человек нужен на эту роль: активный, эмоциональный, энергичный, умеющий заряжать этим команду. Онлайн-собеседование в этом смысле проигрывало, так как в живую всегда проще почувствовать, что за человек перед тобой. Поэтому в данной ситуации выбор
был очевиден.

Как мы потеряли креатора и нашли себя

Точка Б

На старте всё выглядело обнадёживающе. Мы дали креатору полную свободу действий: предложили выстроить свой процесс, подключили к проектам. Сначала были интересные идеи, несколько точных попаданий, которые привели к общему воодушевлению. Но спустя какое-то время стало заметно, что пыл, с которым человек пришёл, начал затухать…

С нашей стороны всё тоже складывалось неидеально. Как на зло,
в тот момент большие креативные задачи были поставлены заказчиками на паузу. Приходилось придумывать, чем занять креатора. К счастью, у нас в работе был масштабный внутренний проект, куда мы смогли подключить нового сотрудника.
Но без стабильного внешнего потока креативных задач встроить
его в команду по-настоящему не получалось. Бывало так, что встречи креатора с арт-директорами и дизайнерами постоянно переносились, и мы всё ждали для них более подходящего момента.

Наконец до нас дошло, что мы тратим и своё, и чужое время.

Как мы потеряли креатора и нашли себя

Оказалось, что есть ещё план

Прежде чем принять окончательное решение и завершить совместную работу, мы попробовали откорректировать рабочий процесс: провели встречу по ожиданиям, пересобрали задачи, обозначили, что именно важно нам всем как команде. Но постепенно пришло ощущение,
что мы просто не совпадаем — ни в задачах, ни в темпе,
ни в настроении. Идеи с обеих сторон не находили отклика,
а креативные задачи по-прежнему приходилось решать всей командой.

Я бы удивился, если бы этого не произошло — но как только креатор ушёл из команды, посыпались креативные задачи. Конечно,
мы вернулись к привычной схеме, но решили немного изменить процесс. Вместо роли креатора запустили регулярные встречи наших арт-директоров. Назвали их «Идеалоги» — своеобразные «диалоги
об идеях». Что поделать, любим мы каламбуры. Встречи проходят
два раза в неделю и длятся примерно один-два часа, на них арт-директора обсуждают сложные или нестандартные креативные задачи, которые требуют совместного фокуса. Плюс появилась возможность в спокойном режиме обсуждать идеи больших креативных концепций на начальном этапе разработки.

С учётом того, что моя роль в команде изменилась — с недавнего времени я перестал выполнять роль арт-директора и освободился
от «креативной рутины» — я стал смотреть на процессы шире. Сейчас подключаюсь к «Идеалогам» как наставник и художественный руководитель. Могу взглянуть на задачу со стороны свежим взглядом, добавить креатива там, где его не хватает, или помочь разобраться
в сложном месте макета. Часто в процессе обсуждения рождаются сразу несколько сильных направлений, которые команда подхватывает и развивает дальше.

Помимо «Идеалогов» у команды есть ежедневные летучки. В какой-то момент мы поняли, что в постоянном комментировании задач
в трекере есть одна большая проблема: необходимость выражать свои мысли текстом. Быстро ответить «норм» или «стрём» —
не проблема. А вот объяснить, что именно требует доработки и куда стоит двигаться — уже намного сложнее. Часто проще подойти
и обсудить это вживую. Летучка — это утреннее мероприятие,
где арт-директор с руководителем проектов устно обсуждают
с каждым дизайнером задачи. Тут важно подсветить, что команда крайне редко смотрит задачи на нулевом этапе, когда ещё нет никаких наработок, потому что дизайнер должен сам изучить задачку, подумать и предложить какое-то решение в виде, как минимум, скетча.

На Летучках руководители проектов понимают статус задач, чтобы вовремя скорректировать менеджера или передать информацию аккаунту, что у нас вообще происходит. Также именно руководитель проекта может подсветить дизайнеру и арт-директору какие-то важные моменты, так как он больше всех погружён в материалы.

И важно отметить, что мы до сих пор тестируем разные форматы «летучек»: плавающие или фиксированные по времени начала, длинные, короткие и т.д.

А ещё, уже год живём с ретроспективами, которые проводим раз в два месяца. Начинаем с простого: как дела, как настроение,
что запомнилось. А потом уже переходим к проектам, которые закрыли. Это хороший момент поставить некую точку в крупных задачах, потому что они идут буквально одна за другой. В этом бешеном потоке важно отметить, что мы молодцы, проделали большую серьёзную работу. Ну и, конечно, обсудить, что не так в наших креативных процессах: что мешает, что бесит, что мы не успеваем
и с чем не справляемся. Потому что в повседневной суете не всегда понятно, куда с этими вопросами идти, а тут появляются место, время и нужные люди, чтобы это обсудить.

Как мы потеряли креатора и нашли себя

Подведём итог

Вот такая у нас получилась история. Не сказать, что она про неудачу , скорее про опыт. Мы попробовали новый формат и успешно его провалили. Зато усилили то, что и так работало, а также добавили новые механики. Роль креатора по-прежнему остаётся актуальной,
и мы продолжаем искать человека.

Если есть мысли, похожий опыт или просто хочется что-то обсудить — пишите. Я, как видите, только за.

12
2
1
10 комментариев