и фильмов по промокоду:
Сделка с совестью на 6 миллионов рублей или история о том, как потерять деньги, но сохранить репутацию
Открыли салон красоты «с доставкой» и на своём опыте узнали, почему такая модель в России нежизнеспособна.
2016 год, декабрь. Я совладелец сети здорового фастфуда Mr. Pit и ночного клуба London. Два вполне преуспевающих бизнеса со стабильной доходностью и, казалось бы, безоблачным будущим. Однако уже в феврале наш Mr.Pit отправляется в глубокий нокаут.
Правительство Москвы принимает решение о сносе всех торговых павильонов, расположенных у метро: 3 самые прибыльные точки из 6 были обречены. Бизнес пришлось закрыть. Этот удар был настолько внезапным и резким, что восстанавливать веру в светлое будущее пришлось довольно долго.
Но жизнь не стоит на месте.
Как-то случайно я наткнулся на интересную, как мне тогда показалось, бизнес-идею – online 2 offline сервис услуг красоты. Изучил рынок и понял, что в США и Европе это достаточно новый и очень перспективных продукт, в России же на тот момент аналогов ему не существовало.
Учась в МШУ Сколково, я обратился к своему товарищу — будущему бизнес-партнеру и рассказал о своей идеи, она тоже показалась ему интересной.
Суть заключалась в следующем: запускается некая онлайн-платформа — своего рода виртуальный салон красоты — где клиентка сможет выбрать необходимый набор услуг, например, укладку, маникюр и макияж, назначить время и место, и далее все, что ей останется сделать — это дожидаться приезда специалиста.
На первый взгляд, все просто, как дважды два. Мы решили попробовать, а в качестве прототипа использовать американский сервис Glamsquad.
Разумеется, перед стартом, имея несколько успешных бизнесов за плечами, мы скрупулёзно изучили рынок. Через знакомых в США сделали несколько контрольных закупок в Glamsquad, в деталях разобрались в их бизнес-модели, проштудировали отзывы клиентов, чтобы понять подводные камни, прикинули нашу финансовую модель, посмотрели на оффлайн-рынок схожих услуг, оценили его объем, примерно поняли условия, на которых мы сможем работать с мастерами.
Вывод был однозначным – проекту быть!
От MVP к продукту
Сервис мы решили назвать the Bee: мастера – «пчелки» прилетают к клиенткам и дарят им красоту. Таков был концепт.
Начался процесс реализации. Спустя 6 месяцев был готов бэкэнд, качественное приложение с сочными фото для клиентов и мастеров, вебсайт и своя CMS.
Мы сформировали команду: в нее входили топ-мастер и топ-стилист, которые занимались подбором персонала, операционный директор, маркетолог и мы с бизнес-партером как два фаундера и co-CEO.
Проект был полностью готов к запуску. И тут… на рынок вышел аналогичный сервис. Дочка крупной клининговой компании Qlean - компания Shelly. Не сказать, что это было для нас неожиданностью. В бизнесе так бывает очень часто.
Мы понимали, что для нашего проекта сложившаяся ситуация не пройдет бесследно: неизбежно повысится стоимость привлечения клиента, потребуется больше усилий для удержания сотрудников, и прочее.
Конкуренты делали упор на маникюр, тогда как мы предлагали полный спектр услуг.
Тестирование рынка показало, что, к сожалению для нас, Shelly использовали более верную тактику: они сосредоточились на простых и повседневных услугах, ведь спроса на укладки и макияж практически не было. В соответствии с результатом мы скорректировали свою бизнес-модель: теперь в фокусе был ногтевой сервис, а услуги визажистов оставлены в качестве дополнительной опции.
Таким образом, the Bee становилась прямым конкурентом Shelly. По нашим ожиданиям, исходя из самого негативного развития событий с учетом планируемых инвестиций в масштабирование, FCF за первый год операционной деятельности должен был быть минус 3 млн, а на третий — уже более 26 млн. рублей.
Следует отметить, что каждый, кто когда-либо занимался финансовым планированием для стартапа, понимает, что эти расчеты в 99% случаев имеют очень мало общего с реальностью. Их основная задача помочь фаундеру понять жизнеспособность нового бизнеса, а инвестору разобраться, как хорошо предприниматель знает свой проект. Поэтому на цифры мало кто смотрит, но при всём при этом такой расчет необходим.
В наших расчетах мы опирались на следующие важные для нас метрики: стоимость привлечения клиента (CAC) и показатель удержания клиента (Retention). CAC мы закладывали 800 рублей, исходя из итогов небольшого тестирования, средний чек — 1690 рублей, а удержание — 40% после первого заказа и 80% после второго.
Прогнозы и реальность
К моменту, когда наши затраты приблизились к 4 млн рублей, мы уже протестировали несколько гипотез, которые так и не позволили нам прийти к целевому CAC в 800 рублей. Вместо этого показатель превышал 2000 рублей. С маркетингом было все ок, специалисты были отличные, у наших конкурентов (к концу 2017 году их насчитывалось уже около 5) были схожие метрики.
Весь основной поток клиентов к нам приходил через контекстную рекламу и падал сразу на сайт, гипотеза с приложением почему-то не работала, а продажи через сайт и Инстаграм не позволяли нам выйти на целевой CAC.
Нужен был новый план. Для снижения стоимости привлечения и увеличения жизни клиента мы решили полностью переработать приложение и сделать упор не на контекст, а на продвижение самого приложения с эффективной системой лояльности и реферальной программой.
Через 4 месяца была выпущена новая версия: изменилась логика подачи информации, содержание стало выверенным и лаконичным с упором на маникюр, была детально проработана переадресация, использован расширенный маркетинговый инструментарий для улучшения customer experience.
Кроме того, мы сохранили жесткий отбор мастеров и пристально следили за уровнем сервиса, так как понимали всю важность этого параметра.
Крутое пике
Несмотря на проделанную работу, релиз приложения не смог существенно повлиять на CAC, но привел к увеличению среднего чека и показателей возвратности.
Стоимость привлечения клиента продолжала предательски расти. Причин тому было несколько: Shelly привлекли новый раунд инвестиций. Чтобы показать инвесторам агрессивный рост, компания должна была осваивать деньги и увеличивать объемы продаж. Мы же не хотели привлекать внешний капитал до тех пор, пока у нас не появилась бы 100% уверенность в жизнеспособности данной бизнес-модели.
Кроме того, на рынок стали выходить новые маленькие игроки, которые своим присутствием в рекламе влияли на стоимость размещения по ключевым запросам.
Год работы, расходы свыше 6 млн рублей, ежемесячный отрицательный денежный поток около -400 500 тысяч рублей, всего лишь около 180-200 заказов в месяц вместо запланированных и необходимых 1200, чтобы выйти в ноль.
Осознание
Чем больше мы считали и меняли цифры, тем больше понимали, что, скорее всего, дело тут не в ошибочности расчетов, не в эффективности операционного управления или степени удовлетворенности клиентов, а в чем-то совершенно ином.
Проведя анализ, мы получили несколько очень важных инсайтов.
Первое и самое основное: в России для девушки сходить в маникюрный салон— это практически то же самое, что для мужчины сходить в бар выпить пива. Ей нужна именно атмосфера, возможность отдохнуть, поболтать ни о чем, отвлечься от рутины и быта.
Она не хочет сидеть на кухне в своей, как правило, небольшой квартире и делать маникюр под крики ребенка и телевизор мужа из соседней комнаты. Отсюда и низкая возвратность.
Интересно, что чаще всего услуги заказывали домой тогда, когда вообще не было времени или срочно нужно было сделать маникюр, например, в случае какого-то неожиданного мероприятия или свидания. Кстати, именно поэтому мы отмечали всплеск заказов в четверг и пятницу.
Второй фактор, который не позволил нашему бизнесу «взлететь» — это изобилие в Москве салонов, где предоставляются услуги очень высокого качества. В США и Европе такого выбора нет, там совершенно другая культура красоты, а соответственно и более низкие ожидания девушек в этом плане.
Ну и третий не менее важный фактор — расстояния и погодно-климатические условия. У мастеров, у наших «пчёлок», был выбор: сидеть в теплом салоне и получать практически те же деньги либо ехать/идти в дождь, снег, слякоть с тяжеленным чемоданом инструментов к кому-то домой. Угадайте, что они выбирали?
Время собирать камни
Настало время принимать решение: закрывать проект либо привлекать новый объем инвестиций (благо на тот момент недостатка в предложениях не было). Наши выводы показали, что эта бизнес-модель никогда не будет работать в России сколько бы денег в нее ни вложили. Портить имя и репутацию мы не захотели, и в январе 2018 года проект был закрыт.
Удивительно, но компания Shelly продолжала свое «победоносное» шествие по рынку красоты на дому: всего через месяц, в феврале 2018 года, они привлекли новый раунд инвестиций на $2,4 млн.
Парадокс — скажете вы. Ошибочные выводы. Нужно было не сдаваться, а продолжать упорно идти к намеченной цели. Вот люди поверили в свой бизнес, и он взлетел. Увы, но нет. 30 мая 2019 года компания Shelly объявила об уходе с рынка.
P.S.
После закрытия the Bee мы с партнером запустили новый проект – сервис ментального здоровья – который выиграл премию и грант престижного конкурса. Случилось так, что на этом конкурсе я познакомился с одним из инвесторов Shelly и поделился c ним своими соображениями о бизнес-модели компании.
Он молча меня выслушал, не предложив ни одного контраргумента. Думаю, это было не случайно, ведь когда ты принял участие в раунде на $3,6 млн с оценкой компании примерно в $10-12 млн, нужно сохранять оптимизм и держать лицо.
К сожалению, многие предприниматели, привлекая деньги сторонних инвесторов, ангелов или фондов, продолжают очень долго верить в цифры, метрики и прогнозы, которым не суждено сбыться.
С каждой презентацией, раунд за раундом, растет мыльный пузырь «радужных» перспектив их бизнеса. Прямо пропорционально увеличивается и желание новых инвесторов заработать, а предыдущих наконец-то выйти из этого проекта (ведь они-то уже все о нем поняли). Однажды, как правило, достаточно быстро этот пузырь достигает максимума своего поверхностного натяжения и лопается…
История про то как всадить мульт (а может и больше) в обучение в Сколково, потом еще шесть на бизнес с неподтвержденным маркет фитом, и в потенциале еще просрать кучу бабок с новым проектом.
Это история не про предпринимательство, это история про то как просаживать папины бабки, это хобби такое, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не собой. LOL.
Да ладно вы закончили mba сколковский чтоб шавермой своей лучше торговать?
Как дети малые честное слово...
Вы же предприниматель, покажете выручку с ООО по фастфуду, или что там у вас есть, из открытых источников?
Александр вы первый человек который показал фактуру, за это вам уважение.
Я не буду продолжать свои токсичные комментарии.
Павел, вы нарушаете правила VC.ru. Тут так не принято себя вести.
По правилам хорошего тона необходимо придерживаться токсичной линии поведения до, как минимум, появления в треде упоминаний А.Гитлера.
А чё ты там углядел-то, токсичный комментатор, что тебя поразило?
Что за учёт такой странный, когда не учитывается себестоимость пиво-вода-кофе? Что за табличные строки "Другое-другое-другое"? Кто так группирует "Маркетинг", где рашифровки в ОПУ?
А что вы такого вредного в пиве нашли? Ну, в настоящем пиве, продукте брожения из ячменя, хмеля, солода и воды? 🙄
предположу по вашим словам что вы абсолютно ничего не знаете о воздействии именно пива на выделительную систему. попробуйте разобраться в вопросе. я уверен, вы откроете для себя много нового про пиво. и не важно порошковое оно или прямиком из пивоварен Крушовицы
да и тебе бы немного про пиво узнать, не бывает пива из порошка, если ты имеешь ввиду сухое концетрат из сусла, так это всего лишь дигидрация.
и да заводам не выгодно использовать концетрат из-за его дороговизны, когда можно несоложёнки насыпать и использовать ферменты.
если под порошком перемолотый хмель используется то это вообще бред.
один хер магия происходит когда охмёленное сусло отправляется бродить
Не помню, кто первый начал про зож, но исходно было заявлено о «здоровом фастфуде». Пиво к здоровому не относится. Что касается ногами вперед на зоже, необходимо устанавливать направление причинно-следственной связи. Потому ли люди рано умерли, что практиковали зож, или у них изначально были серьезные проблемы со здоровьем, поэтому они и выбрали зож, пытаясь уменьшить риски и отсрочить вынос вперед ногами.
Я знаю. Тёска мой с работы тогдашней, любитель был пивка. Попил вечером, пришёл домой и спать лёг... И не проснулся.
Конечно, дело не в пиве как таковом. Может продукт был "нефонтан" (бывало и такое в те времена), что у него там со здоровьем было тоже хз. Ну и жара в то лето жуткая, пенсионеры и без пива "отъезжали" просто по дороге в магазин.
Интересно, как Вы открыли ночной клуб, учась при этом в университете (судя по информации в Линкедине). Поделитесь?
Можно узнать кем вы работали, что в относительно короткие сроки открыли масштабные бизнесы? Как это работает вообще, через родственников и их связи приходят инвестиции?
Кредит было "легко" получить в залог какой-то собственности, которой у меня, например, в те же года и время - тупо не оказалось и кредит мне никто не давал. Уговорить вписаться родителей у меня не получилось, самостоятельно привлечь инвестиции тоже. Итог: потрачено. Более того скажу - банки, до вашего 21 года, с вами даже разговаривать об этом не станут, так что, в данной части, ваш рассказ похож на откровенный пиздёж, - уж простите...
Ну так это, простите, очень существенные условия, о которых вы почему-то благополучно умолчали... И вот после ваших пояснений всё стало на свои места. У большинства живущих за мкадом, даже при наличии согласия родителей отдать единственную жилплощадь в залог под бизнес своего чада (что само по себе уже невозможно в большинстве случаев), стоимости этой жилплощади банально не хватит для обеспечения подобных кредитов... Это приблизительно как "бизнес с нуля" у стрекаловского - его "с нуля" подразумевает торговлю лицом и огромное количество связей, что не равно "с нуля" обычного среднестатистического россиянина. Так же и у вас нашлись, очевидно, совсем не бедные родители, которые легко отдали в залог жилье под бизнес своего 16-летнего сына. - Согласитесь, ситуация максимально нестандартная, мои вот, в аналогичном случае, категорически отказались.
Когда проект не взлетает и приносит в конце убыток, жалко. Но если серьезно, хз, чё вы там полгода скрупулёзно изучали. Вся ваша проблема в людях в тех самых мастерах маникюра. Они используют сервис для набора первоначальной базы. Дальше вы им не нужны. Ну не может один мастер обслужить бесконечное количество клиентов. Ну да, со временем часть клиентов отвалится, и они скорее всего вернутся набрать ещё несколько человек. Но это не спасает бизнес.
Модель вот эта Убер для маникюра в России не взлетит. Ваш конкурент тоже скорее всего в диком минусе по той же причине.
Какая текучка?) Мастер на вашем сервисе за хх дней набирает себе базу. Каждому клиенту в доверительной беседе с клиенткой мастер рассказывает как тяжело сейчас жить, и какой плохой сервис забирает ее честно заработанные деньги в виде абонентской платы или комиссии (не в курсе монетизации). И предлагает работать напрямую. Чуть дешевле. Две стороны довольны. Анкету у вас не убирает, на всякий случай
Вам не про это пытаются рассказать. На простых примерах: ко мне за последние 5 лет приходили мастер по обслуживанию электрооборудования, по поклейке обоев, электрик, мебельщик, оконщик. Всех вызывал через организацию, поскольку хотелось хоть какой-то гарантии качества работ. Все оставили свои контакты и сообщили, что напрямую стоимость работ примерно на 40-50% ниже. Вот о чем речь. Если человек доволен сервисом как вы думаете он следующий раз будет заказывать - напрямую или через организацию? Это и надо было учитывать в своей модели.
Вот пример откуда мастера не уходят и нет жёсткой текучки https://www.instagram.com/cosa_nails/
Так как мастера по ноготочкам знают что к ним придут адекватные клиенты. И им не очень (читай совсем) выгодно уходить на вольные хлеба.
Оффлайн салон развивающийся за счёт онлайна. Не вижу просто разницы. Ничто не мешает мастеру работающему как в оффлайн так и в онлайн предложить свои услуги напрямую. Или вообще открыть свою ноготочечную. Часто забывается о том, что мастеру своего дела достаточно только постоянного притока адекватных клиентов, и чтоб владельцы адекватно распределяли поступающее бабло.
А в среднем сколько сделок по одному и тому же клиенту один мастер проводит через сервис? Это сильно больше единицы?
Мне бы вот на этот показатель интереснее всего было бы посмотреть, потому что первый вопрос - а не будет ли мастер сразу переводить новых клиентов на работе «напрямую»? И если есть соблазн обойти сервис, то что поедложить, чтобы затнтеоесовать в дальншем использовании?
Правильно, а потом они начали работать напрямую.
В маникюре в Москве чтобы мастера не уводили клиентов домой, есть правило у нормальных работодателей: мастер должен добираться до работы не менее часа. Если мастер живет рядом - часть клиентов перекочует к нему домой, это факт.
В маникюре/парикмахерских вообще сильная привязка к мастерам, поэтому честно неясно зачем нужен пользователям ваш сервис на долгосрочную перспективу.
А изначально зачем был нужен (кроме первых контактов с мастером)?
" Если мастер живет рядом - часть клиентов перекочует к нему домой, это факт."
ну и пусть кочует. Если мастер сможет работать в салоне 8 часов и потом ещё дома, то такой мастер любому салону нужен.
Не совсем так.
1. 8-часовая нагрузка на мастера как правило бывает только в период ажиотажа, например перед Новым годом. В обычные дни часто бывают простои (свободное время).
2. После того как мастер наберет клиентов домой, он начинает работать только на дому, увольняясь с салона. И уже после того как спустя несколько лет мастеру надоест работать дома, он снимет кабинет или рабочее место.
А, ну то есть это мастера выбирали? Тогда какой ритеншон средний был от одного клиента к одному мастеру?
Она нигде особо не взлетела. В Англии тоже пробовали. Другая проблема - такие услуги не нужны так как они нужны русским женщинам.
Автор захотел отобрать ремесло и возможность заработать у бедных "пчелок". Но не тут то было... 😏 Пчелки не захотели таскать медок в его улей!
по хорошему если сесть и подумать , понаблюдать , в какой стране вы живете. то можно было бы прийти к таким же выводам. без кастдева и прочих трат.
1) это имеет смысл делать только на базе своего салона успешного просто как услугу , с большой наценкой.
давайте просто порасуждаем от мастера
чтобы мастер приехал, потратил условно час туда, час на процедуру ( минмум) и час до нового клиента, это 3 часа его времени, в салоне или на дому он 2-3 человек обработает, отсюда вывод что чтобы делиться еще и с вами и себе норм было, цена должна быть в несколько раз выше салонной. значит ваши клиенты это условно средний класс минимум. но тут действительно только в режиме оврала человек будет звать к себе и готов за это переплачивать, потому что за аналогичную сумму он в салоне хорошего класса получит сервис обслуживания ( чай кофе шампанское) или на педикюр останется. условно и не ему маникюрше чай предлагать придёться в виде гостепреимства. организовывать место и тп.
если смотреть от клиента, то тут 1) ретеншен будет низкий, как только найдёт своего мастера, будут напрямую , и уйдёт из приложухи- сайта
2) если это люли чисто на аврал от случая к случаю тодикий churn, то да но на этом бизнес не построишь, это нужно делать на базе салона с такого вида услугой, чтобы если привык к мастеру, мастер то в салоне, и мастеру не выгодно уходить у него поток в салоне , так что сговора не будет/
то есть нужно было просто посмотреть критически на вещи, а не спрашивать у знакомых пизденок, будут ли они пользоваться. все всегда говорят да охуенной делай, я другого не слышал. лучший способ проверки на это ок делаем можешь сразу счас купить годовой или месячный абонемент? и тут вы услышите уже то что реально люди думают)
Для выездных мастеров другая ЦА, как минимум: беременные и мамы с маленькими детьми, и семьи когда мастер приезжает и делает маникюр/педикюр 2-3 людям. Им так удобнее, чем ходить в салон. А мастеру реально неудобно носить с собой целый чемодан принадлежностей, который тяжелый.
соглашусь, мож пивот был в маркетинге? спозционироваться как фемели вариант ну там соседей можно еще обработать афилейт системка какая нить порекомендуй соседу и тебе бесплатно)
Это скорее стратегия на (простите) бомжеклиентов, которые всем подругам съедят мозги чтобы бы сэкономить 5 копеек. А семьи которые мастера домой заказывают - обычно с достатком выше среднего.
Там риск не от мастера вич подхватить, а от инструментов) Даже салоны в период ажиотажа (перед НГ) не всегда обрабатывают инструмент нормально, поэтому лучше ходить до обеда)
А мне кажется вы ещё над своей аудиторией не очень хорошо подумали. Стрижки и макияж на дому заказывают активнее всего невесты или перед каким-то другим важным мероприятием (вы и сами такие выводы сделали потом по своей статистике). Можно было попробовать коллаборацию с участниками этого рынка. Плюс мастера это тема такая, доверяешь либо по рекомендации (когда подруге видно, что хорошо сделали), либо методом проб и ошибок находишь своего и всегда ходишь только к нему. Даже с маникюром все непросто, один мастер хорошо чувствует твои пальцы (так скажем), а другие заусенки рвут до крови. Потому к новым мастерам женщины всегда с осторожностью обращаются.
Александр, а касательно сервисов с психологами, можете немного по цифрам рассказать вкратце? я смотрю счас это в тренде, любопытно как в рф. как понимаю основные ваши конкуренты это типа профи ру , когда люди гуглят психолога через яндекс
Согласен, мне кажется тут проблема была в том, что автор не очень разобрался в специфике этого бизнеса в РФ.
Мой сервис BAMs (Ex Brides and Moms) www.bridesandmoms.com с 2014 года успешно выезжает на бьюти услуги по Москве и Подмосковью . Просто это бизнес не для мужчин ;) А у нас всё супер получается! ЦА мамы и невесты + бьюти кейтеринг для крупных компаний. И вложений у нас на старте было не 6 млн!:) , а всего 30000;-)
Не лендинг. Но сайт не быстрый , мы над этим работаем. Хотя на конверсию это не влияет.
Маргарита, когда человек делает вывод, не вникнув, он достоин минуса. Пишет «лендинг». А у нас полноценный сайт с магазином, блогом, записью и тд.
Вы хоть повестку фиксируйте - ниже Вы ее поддерживаете на выход «забугорный»» :)
По теме - плюсую.
"Весь основной поток клиентов к нам приходил через контекстную рекламу и падал сразу на сайт, гипотеза с приложением почему-то не работала"
"Несмотря на проделанную работу, релиз приложения не смог существенно повлиять на CAC, но привел к увеличению среднего чека и показателей возвратности."
Мыши плакали и кололись но продолжали жрать кактус. Без обид.
На удивление много хейтеров, а история отличная, опыт пригодится в будущем и удачных новых (и старых) бизнесов!=)
Спасибо, что поделились своей историей. Для меня всегда удивительно почему в таких женских темах участвуют именно мужчины? Не знаю ни одной девушки - основателя подобного стартапа. Чтобы понять чем дело кончится, надо было всего лишь поговорить с женщинами:-) Дело не только в том , что салон красоты - это как "поход за пивом", дело в том, что хороший мастер маникюр - это как гинеколог или стоматолог. Я к своей 10 лет ходила, пока она не уехала в другую страну. Сейчас хожу к ее маме, которая тем же занимается. Не знаю проводили ли Shelly и вы интервью, если да, то неясно с кем. Заход в женские группы ФБ, опрос знакомых женщин, наблюдение за тем как они пользуются услугами красоты, мог сэкономить деньги.
Ну а что она вам напишет? :-) Как правильно было замечено, в любом маркетпелейсе подобного типа всегда есть утечка провайдеров услуг. У меня в клининге (похожий стартап на Qlean, но в Лондоне) было тоже самое. Клиенты пытались хантить хороших уборщиков. Проблема эта решается только высокой оплатой исполнителей, когда им не выгодно работать напрямую. В связи с маникюром проблем больше и их описали. В следующий раз, если решите идти в бизнес, где услуги для женщин, поговорите с женщинами хорошенько)
Вас наказало женское бессознательное, так как ваша бизнес- модель рассматривала их как пашуший скот (пчелки)
Вот они и отреагировали соответственно из женской солидарности быть единственными и неповторимыми )
Вы в России , это вам не бездушный запад.
Здесь на каждую мысль бабочка машет крылом
ля... да ща в инсте или вк сколько этих частных сикушечных сервисов за 500р. сама езжу к мастеру, который в среднем за 800 р наращивает гелем. а недавно купила на алике проф набор за три косаря. попробовала -годнота. нахер все эти косорылые приложухи стартаперов с конскими ценами.
Видимо проблема большинства современных стартапов в том, что они создаются не как ответ на запрос общества и рынка.
Эти уродцы рождаются не после акта любви общества и творца-предпренимателя, а напротив являются продуктом мерзкой и мучительной интеллектуальной мастурбации стартапера на идола современности Илона Маска. Потом приходит стыдно прозрение и на vc появляется пост очередного грешника.
PS Правда мало кто сознается, что собирается рукоблудить и дальше😉.