Как я сделал сервис по обучению шахматам, не имея большого опыта в продуктах, но понимая игру

Сейчас трудно поверить, но эта история началась ещё до выхода сериала "Ход королевы".

Это история о том, как 6 шахматнозависимых людей сделали это Данила Пилин

Привет! Меня зовут Данила Пилин. Мой дед неплохо играл в шахматы. Буквально сутками просиживал за доской. В детстве я часто приезжал к нему — так постепенно и полюбил игру.

В институте шахматы забылись: карьера-учеба, вот это все. А потом я увлекся снова. Стал ходить в шахматный клуб на Полянке. Играл с дедами — и постоянно им проигрывал, так как плохо знал теорию. Стал проходить курсы, изучать дебютную подготовку. Начал кого-то обыгрывать. И это дико мотивировало и драйвило.

В начале 2020-го я сидел и думал, чего хочу дальше. Вот уже два года как я работал аналитиком в Skyeng: занимался продуктовой аналитикой, A/B тестами, строил витрины данных. Это перспективно. Но чего-то не хватало. И я решил заняться тем, что меня драйвит: шахматами.

Подумал, что начну с того, чтобы по выходным попробовать преподавать. Поделился с друзьями. И мы договорились, что откроем небольшую оффлайн-школу. Я начал смотреть разные франшизы.

И тут грянул карантин. Офлайна больше не было...

Не желая бросать новую мечту, я бросился изучать, что есть в онлайне. Заодно решил оценить весь объем услуг онлайн и офлайн (не зря же я продуктовый аналитик). Оказалось, что в конце 2019-го шахматы обогнали по популярности хоккей, а по приросту активной аудитории уступали только футболу! Плюс, их добавили в обязательную программу начальных классов — вместо одного из уроков физкультуры.

К концу 2019-го шахматами, по данным Министерства спорта РФ, занимались уже порядка 900 тысяч человек в стране.

Я облазил сайты десятков шахматных школ. И понял: они есть и в онлайне. А хорошего онлайн-продукта тут, по сути, еще нет. Такого, чтобы и сама доска, и редактор, и возможность что-то разбирать с учеником, вместе переставляя фигуры. Плюс теория, культура и философия игры. И все это — по одной ссылке.

А в компании был продукт — онлайн-школа для детей Skysmart, на которой уже можно было изучать математику. Ее платформу как раз адаптировали для новых предметов. Технически ее можно было приспособить и для шахмат. Так у меня появилась идея.

Как CTO нашей платформы посоветовал меня нужным людям

Я задумался: попробовать самому или «продать» идею внутри компании? Опыта запуска продукта у меня не было, а потому было много вопросов, ответов на которые я не знал. И это перевесило: в Skyeng уже разработали платформу, отладили бизнес-модель — я понимал, как реализовать задумку с текущими ресурсами компании, но не очень представлял, как сделать все с нуля.

Тогда я пошел писать в Slack руководителям — компания исторически распределенная, так что это считается нормальной практикой. Сделал презентацию на десять слайдов, кидал ее и просил сказать, кто что думает. Конечно, шахматы не сразу приняли на ура — у компании уже были планы на рынки побольше: изучение русского, физики и не только.

Исследование сайтов нескольких сотен школ — выжимка из него была в той презентации.

Презентация попала к Сереже Сафонову, который руководит разработкой платформы. «Ок, делай — у компании есть план пощупать направление хобби, пусть это будет пилот». Он посоветовал поговорить с ребятами Саши Перфиловой, которые запускают детские продукты.

В октябре я перешел делать шахматы. У меня по-прежнему не было сверхопыта в управлении проектами, мой продукт по-прежнему не был приоритетным: параллельно запускались физика, русский, обществознание. Но я получил доступ к ресурсам — мне выделили часть времени разработки, пиара и маркетинга.

Сначала предстояло детально описать продукт. Я попытался найти методиста, чтобы собрать первые уроки, заверстать их на нашей платформе и понять, чего еще не хватает. Тогда я мог бы описать первые фичи в продукте и структуру контента для MVP. Но методисты, которых я искал по сайтам репетиторов и знакомым, часто не верили в проект. Тогда я стал делать первые уроки сам. Появился первый контент, а девушка помогла с иллюстрациями. Но это было не то. Мы приуныли.

И тут в ноябре вышел сериал про одаренную шахматистку. Бум шахмат — все в компании стали обсуждать их, а заодно и мой проект. Тогда все и завертелось.

Чтобы запуститься, нужна доска и обучающий контент. Мы начали с контента

Для создания контента нужны:

  • иллюстратор,
  • контент-менеджер, который будет верстать уроки на платформе,
  • и крутой методист, который продумает ход обучения, придумает задания для уроков и домашек и так далее.
Вот так контент-менеджер верстает уроки.

К концу ноября сформировался костяк этой команды. Благодаря сарафану внутри компании к нам пришел контент-менеджер Степа. Раньше он помогал верстать контент по английскому, но оказался фанатом шахмат и попросился в мой проект. Затем к Степе присоединилась контент-менеджер Оксана.

Поначалу верстка контента занимала много времени, но затем Степа написал JS-скрипт, позволяющий автоматически создавать шахматные позиции и добавлять на них наших детских персонажей. Время на создание урока сократилось вдвое — до пары-тройки часов, и команды русского и физики пришли за похожим плагином.

Затем у нас появилась иллюстратор Лиза — она делает чумовые иллюстрации. И очень быстро.

Некоторые иллюстрации нужны для дополнительных материалов. Разбирая партию, мы даем историческую справку - рассказываем, кто ее играл, в каких условиях он находился. Я верю, что это важно.

Оставался вопрос сильного методиста. К этому моменту мы поняли, что в шахматах нет какой-то одной общепризнанной методологии или учебника, по которым надо преподавать железно. Есть куча классного материала, и каждый преподает так, как выучил сам.

Как-то раз мы созвонились с Марией Фоминых, чемпионкой России и Европы среди девушек и автором детских книг по шахматам — она подтвердила эту гипотезу. И посоветовала просто найти людей, которые добились хороших результатов в работе с детьми со своей методологией. Эту методологию и можно взять за основу.

В итоге я нашел методиста: Марию Лапину (Лысенко) она пишет свои книги, преподает уже девять лет и ее ребята занимают места на разных турнирах.

Изначально я думал, что писать контент лучше по разрядам. Но пообщавшись с Машей, понял: мы не можем обещать, что ребенок точно достигнет нужного разряда, пройдя серию уроков. Поэтому мы решили разбить все на условные уровни.

Так сложилась картинка. У нас будет 4 уровня — от полного новичка до эксперта. И 60 уроков на старте. Преподаватели будут определять знания и пробелы ученика на вводном уроке, а затем подбирать программу из нужных ему занятий. Например, если человек знает базовые вещи, но не знает теорию (как я когда-то), он будет проходить с преподавателем те уроки, которые помогут наверстать упущенное. Если преподавателю не хватит наших материалов, он сможет загрузить на платформу дополнительные картинки или файлы.

С декабря к нам подключилась Лена Вербова — мастер ФИДЕ и участница сборной Узбекистана по шахматам. Она делает контент для уровня «Эксперт».

Методисты не работают с нами фулл-тайм. Но что радует, ребята очень вовлеченные. Например, Лена по своей инициативе начала снимать видео-домашки. Мы протестируем их на части аудитории, и если зайдет, будем расширять формат.

Как КМС по шахматам писал нам фронтенд

У нас есть общие ресурсы разработки на новые предметы: команда проекта «Математика» адаптирует свою платформу для всех новых направлений, и мы ходим к ним. Меня немного смущал момент: быстро ли разработчик, не знакомый с нюансами шахматных партий, разберется в этой области?

Но тут нам снова повезло. В команде разработки был идеальный кандидат. Мы созвонились и начали работу.

Будущий фронтендер — справа. Первый тренер — слева.

Рассказывает Владлен Волков, наш фронтенд-разработчик

— Буквально за месяц до этого я думал, какую бы интересную идею предложить нашим менеджерам. Я до сих пор общаюсь со своим первым тренером по шахматам, поэтому знаю изнутри многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам шахматных клубов. Захотелось сделать что-то для таких людей. Узнав о проекте, я тут же вписался.

В детстве мама записала меня в кружок — а я человек увлекающийся, ушел в шахматы с головой. Сначала обыграл одноклассника-первоклассника, который первые полгода меня постоянно уделывал. У пацана реально была истерика. И поэтому мне кажется важным, что наш сервис в том числе учит детей принимать такие моменты, как поражения.

До 8-го класса я каждые понедельник, среду и пятницу ходил в шахматный клуб и рубился. А еще занимался дополнительно по воскресеньям. Сходу выиграл чемпионат Волгограда и области. Попадал на чемпионат России, но там уже было тяжело и я болтался где-то в середине списка.

На второй год я проиграл первую свою партию на областном турнире. Шок был уже у меня. А папа такой: «Да успокойся, ничего страшного не произошло». Это был важный момент: так я сам научился принимать поражения. Это важно в шахматах.

Несколько лет история повторялась: город, область и далее. Лет в 14 в полуфиналах чемпионата России я играл с одним парнем, который занимался, кажется, только шахматами и ничем другим. Это была долгая и мучительная партия. Я понял, что не смогу его переплюнуть. И так в моей жизни появилась гитара.

Позицию разработчика я застолбил. Исходная точка была такой: есть браузерная комната для индивидуальных занятий математикой с доской для рисования графиков и формул.

Математика для детей появилась у нас осенью 2019-го — так мы перестали быть только «школой английского».

На самой платформе уже реализован базовый функционал, который нужен ученику, преподавателю и команде проекта: личные кабинеты, видеосвязь, трекеры прогресса, расписания, обратная связь родителям, интерактивные карточки домашних заданий и так далее.

Процесс разработки был скучным — как спланировал, так все и прошло.

Моей задачей было написать модуль шахматной доски для комнаты. Я хотел сделать модуль изолированным: на входе получать сущности из основного приложения, но наружу ничего не выпячивать. В своей команде я топлю за TDD. И тут такая удача — описать что-то с нуля. Решил писать через тесты. И еще раз убедился, что это не аффектит производительность и трудозатраты. Так даже легче - не надо ничего в голове держать при планировании архитектуры, плюс оно документируется лучше.

Модуль получился экспериментальным во многих смыслах. Я смог реализовать несколько оберток для нашего кастомного стейт-менеджера, а заодно подключил нашего QA-лида к написанию юнит-тестов — до этого он писал только end-to-end. Опыт получился позитивным, хотим еще раз попробовать.

Надо было удалить доску математики и вставить шахматную доску. Выпилить — понятно. А что вставить?

— Я смотрел готовые библиотеки. Сначала хотел взять ChessboardJS — проверенный инструмент. Но он тащит JQuery: чтобы развернуть доску, нужно брать 300кб всякого ненужного от мамонта.

Стал искать что-то более независимое и инкапсулированное. И нашел cm-chessboard — она не добавляется в глобальную область видимости, есть импорты-экспорты. То, что нужно. Но был нюанс: нужно было кастомизировать доску, заменить поля на другой цвет и поменять скины фигурок — а делать верстку было лень. И я откладывал :)

«Влад, может, нужна помощь с этим?» — оказалось, Степа, наш контент-менеджер, начал изучать JS во время карантина. И ему была интересна задачка со стилизацией.

Так у меня появился джун: я объяснил ему, как работать с монорепой нашего фронтенда — что, как, куда. Скоро стили были в проде.

Было — стало.

Опыт шахматиста в итоге пригодился?

— Да, был интересный момент — нотации. Мы логируем партию, чтобы откатываться по ней и делать разборы: нужно записать фигуру и клетку, на которую идет фигура. Как записать рокировку? Если бы я не занимался шахматами, я бы подумал: «Нужно просто переставить короля». Правильный ответ: короткая рокировка это 0-0, длинная — 0-0-0.

А что-то свое, кроме TDD, удалось в проект внести?

— У нашей доски два режима: режим игры и режим редактора доски, где преподаватель и ученик могут разбирать что-то вместе. В процессе разработки я переключаюсь между этими режимами и обновляю страницу. Как-то раз поймал себя на мысли, что смотрю на доску и не понимаю, чей ход сейчас. Подумал-подумал и бонусной фичей добавил индикатор хода. Ребята на демо сказали: «Вау, спасибо!».

Плюс мы хотели сделать домашки автоматически проверяемыми, как в других продуктах. От математики в наследство достались домашки, где ответ описывался инпутом. Это не очень удобно. Так что сделали механику, которая позволяет решать задачи прямо на доске: просто двигаешь фигуры, пытаясь решить задачу (например, мат в два хода), и если сделал меньше заданного числа ошибок, то засчитывается успех.

Как проверить, что не фигню делаешь

(рассказываю снова я)

К середине декабря у нас было 20 уроков и первая версия доски на платформе. Я понимал, что если начну показывать MVP детям, то не получу нужного фидбека: ребенок не обратит внимания на кучу деталей, которые важны для команды продукта.

Поэтому первые демки мы делали на взрослых, которые связаны с продуктовой разработкой. Я отписался в один из чатов компании — на тест записалось 100 человек, но до новогодних праздников мы провели около сорока тестов. Нам повезло: люди были разного уровня подготовки и почти все пришли на созвон. Мы проверяли все: от того, как заходит контент, до функционала доски. По итогу убрали много сложных механик, которые не могли осилить даже взрослые…

В целом фидбек был положительным.

Параллельно стали составлять портрет преподавателя. Сейчас наша основная задача — обучать новичков. Мы поняли, что для этой аудитории не нужны титулованные преподаватели: достаточно иметь 2-й или 1-й разряд и следовать методологии. На что действительно обращаем внимание: это опыт работы с детьми, харизма и энергичность. И отбираем тем, кто с любовью расскажет ребенку о шахматах.

Первых таких репетиторов мы наши среди тех, кто уже ведет математику в той Skysmart, детской онлайн-школе от Skyeng. В целом, неудивительно — тем более экспериментами доказано, что изучение шахмат влияет на успеваемость по точным предметам (ссылка в конце поста). А дальше включился стандартный флоу подбора преподавателя. Сейчас подбирать их нам помогает Настя, она руководит поиском учителей для всей компании. И так сложилось, что в детстве сама много занималась шахматами, а ее папа преподает игру до сих пор.

Что по итогу-то вышло?

1 февраля шахматы от Skysmart запустились в паблик. Мы реализовали все ключевые фичи MVP, но еще многое впереди. Сейчас можно играть и заниматься с ПК или планшета, а вот с мобилки - только если в браузере. Пока у нас нет турниров — здесь есть масса готовых решений с большими командами разработки, нет смысла гнаться за ними. Наш приоритет — интерактивное обучение. Так что будем добавлять механики в домашки, делать мини-игры и работать над удобством платформы.

Думаю, проще увидеть. Видео без звука, т.к. делалось на лендинг. Кстати, урок веду я, привет!

А из интересных планов — Владлен уже подбирает игровой ИИ, чтобы в будущем на нашей платформе можно было играть против компьютера. И тут ему снова помогает опыт КМС.

Все же, в нашей стране есть отличная школа шахмат. Работая над проектом, я убедился в этом еще раз: в компании даже сформировалось сообщество любителей шахмат и возник канал #chess в Slack. И все мы хотим, чтобы игра с прекрасной философией и историей, снова стала популярной — и доступной для изучения в любых обстоятельствах.

p.s. Небольшая подборка для дальнейшего изучения, если вас заинтересовала тема пользы шахмат, их преподавания школьникам и этого рынка в целом:

  • Статья «Шахматы и мозг» от издания Reminder, которую очень всем рекомендую последнее время — внутри много ссылок на исследования
0
38 комментариев
Написать комментарий...
Илья Попов

Вы делаете доброе дело. Можно детей отвлеч от онлайн игр в интернете. Таким образом спасёте психику многих подростков. Благородно! Примите мой респект.

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

Благородно = бесплатно
А здесь просто хорошая миссия. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Обязательно посоветую моим внукам.
Шахматы больше пригодится в жизни, чем какая нибудь игра.

Ответить
Развернуть ветку
Voo

Шахматы - не игра?

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Шахматы - это жизнь!!!!!!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Насрула Насрулаев

Это спорт

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sobolev

А с чего такие стереотипы? Мой брат играл в онлайн игры, и занимаясь Монтажер своих «хайлайтов», он решил учиться на режиссера. Сейчас окончил чешский вуз и работает по специальности. Онлайн игры это не плохо, они тоже развивают логику, местами реакцию, работу в команде и навык коммуникации.

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

У тебя брат Сибирский?

Ответить
Развернуть ветку
Даня Пилин

Спасибо за Ваши слова!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Котляров

Соревновательный StarCraft II - те же шахматы, но на скорость.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Самый главный вопрос: ЗАЧЕМ?
Если есть https://lichess.org/ и ещё несколько удобных и популярных сайтов для игры/обучения. Зачем изобретать свой велосипед?

Ответить
Развернуть ветку
Krem-brulee

Просто по кайфу. А вы проходите мимо со своим идиотским комментом

Ответить
Развернуть ветку
Даня Пилин

Бесспорно — lichess/chess лучшие, на текущий момент, платформы для игры в шахматы.
Цель статьи — не провести сравнительный анализ того, что есть на рынке, а рассказать про наш проект, что мы сделали за 3 месяца, и какие у нас планы.
Про сравнение с индустрией можно будет написать в отдельной статье)

Но если кратко, какие у нас преимущества, на мой взгляд:
Для ученика/родителя:
1. Интерактивные уроки с различными механиками. На уроках, помимо игры и теории, дети знакомятся с интересными фактами о шахматах, в дз, помимо задач, записываем мини видео для закрепления изученного материала.
2. Программа обучения. Уроки писали титулованные шахматистки, уровень сложности уроков выстроен так, чтобы ребенок не заскучал от шахмат через пару занятий.
3. Весь процесс обучения на одной вкладке. Домашки, связь с преподавателем, прогресс обучения — все внутри платформы.
4. Обратная связь для родителей. Если не подошел преподаватель, мы можем его поменять на подходящего. Регулярно рассказываем родителям об успехах ребенка.
5. Отбор преподавателей. Помимо регалий и опыта для нас важно, чтобы преподаватель был энергичным, смог заинтересовать ребенка.

Для преподавателя:
1. Готовый контент. Не нужно тратить время на подготовку к уроку и проверку дз, можно использовать уже написанный материал и проводить обучение по нему.
2. Гибкий график. Подбираем учеников исходя из доступного времени и уровня игры, с преподавателя снимаем часть коммуникации с учеником.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Фомин

Минусы
1. Дорого
2. Конкуренты
Есть популярные сайты (уже писали о них - chess.com, lichess.org)
3. Непонятно, для кого создан продвинутый уровень. Опытные игроки к вам не придут.

Плюсы
1. На самом деле шахматы ОЧЕНЬ популярны в России.
2. Нет понятной площадки для обучения детей - ваша могла бы ей стать.

_______
Зашёл на сайт посмотреть цены, непонятно, стоимость 8 уроков 1130 рублей или каждого из этих уроков по 1130 рублей? (Если второе, то 8800 рублей за один этап занятий это слишком дорого)

Ответить
Развернуть ветку
Даня Пилин

Насчёт минусов:
1. Я проводил анализ оплаты преподавателей по шахматам в России. Разброс стоимости урока значительный (от 500 р до 3-4 тысяч) , но в  с среднем они получают за одно занятие около 1 тысячи рублей. Поэтому считаю, что у нас вполне конкурентная стоимость.
2. В комментарии выше написал об основных отличиях от данных площадок.
3. Сейчас мы фокусируемся больше на начинающих шахматистах (до 1 разряда). 

Насчёт плюсов:
1. Да, и эта популярность только растёт.
2. Да, надеемся, что так и будет))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

написано - 1130 за урок. у скаенга такая модель - преподу достаётся процентов 10 денег, остальное съедает реклама и программисты :)

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Уроки по английскому, которые принесут реальную пользу стоят в 2-3 раза дешевле, а тут шахматы, которые по сути игра. Nuff said.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Korolev

Я ещё английским могу понять заниматься с преподавателем. Математикой. 
Но шахматы? Там же все дебюты по 100 раз описаны, всё в книгах есть. 
Кто будет 690 рублей отдавать, чтобы учиться тому, что есть бесплатно? Что бы что? Попасть на тусовку, подкатить к девчонке и такой "спорим я тебе поставлю мат в три хода!"

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Gataullin

Ну смотри. Основы игры в шахматы я знаю, (как фигуры "ходят") на этом мои познания заканчиваются. Чтобы узнать какие-то тактики, быстрый мат и прочее нужно взять книгу, обратиться к ютубу или же воспользоваться другими сайтами, где интерфейс весьма не дружелюбный.
А здесь всё интуитивно понятно, все расскажут и покажут. Не надо искать информацию, она вот уже здесь. Проще заплатить и сидеть дома изучать.

Почему-то хочется привнести аналогию с доставкой. Заказать же намного проще - заплатил за доставку и спокойно себе ждёшь.
Но вы будете утверждать, что сходить самому полезнее для здоровья, сами проконтролируете доставку, чтобы ничего не помялось.

Аля, сей проект имеет место быть. Если ранее занятия по шахматам мне казались очень скучными, то сейчас появилось желание попробовать, тут все так сказать "user friendly".

Ответить
Развернуть ветку
Skyeng
Автор

Вы не поверите, но обучение шахматам за деньги это рынок с хорошими оборотами, который сформировался до нас.) А вот зачем учатся играть в шахматы:

- Логика
- Память
- Концентрация внимания
- Целеустремленности
- Повышение обучаемости
- Системное мышление
- Умение проигрывать
- Быстрый счёт в уме

Для общения с симпатичным вам человеком тоже, в принципе, может пригодиться)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Шахматы не учат проигрывать от слова НИХЕРА.
Проиграл потому что плохо работал над своей игрой, больше вариантов нет.
Проигрывать учат другие игры, где есть вероятностный элемент, но они не подходят для детей, потому что считаются азартными.

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Ага, только разве что мажоры или промытые. Берёшь доску, каждый день играешь с родителями, чтобы научиться играть. Потом уходишь в какой ни будь клуб, играешь там. Если ещё интересно и ты всех уже победил, можно записаться в кружок, разбирать дебюты. С самого начала я как-то не уверен, что это всё интересно. 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

На самом деле, если говорить о чем-то серьезном, то очень тяжело соревноваться будет с chess com или lichess, учитывая то, что у них уже много уроков, в том числе интерактивных, а не просто видосики с ютуба. А также тактические штурмы, различные турниры, новости и т.п. + там работают огромные команды над развитием портала.

Например, если б я хотел своего ребенка отдать учить шахматам, я бы просто нашел репетитора, ну и играли бы они очевидно на одной из популярных платформ, где есть движок для анализа, история партий, дебюты и т.п.

То есть, мне кажется, это больше рассчитано на лоха (незнающего человека), который не знает, где бы его ребенок мог бы играть и учиться. 

Ответить
Развернуть ветку
Skyeng
Автор
 если б я хотел своего ребенка отдать учить шахматам, я бы просто нашел репетитора, ну и играли бы они очевидно на одной из популярных платформ, где есть движок для анализа, история партий, дебюты и т.п.

Цена онлайн-занятий у репетиторов от 800 рублей - и это низшая граница, чаще больше. При этом вам нужно подобрать платформу. У нас есть - платформа с видеосвязью, редактор партий, индивидуальные программы, интерактивные упражнения, обратная связь родителям и многое другое, - от тех же 800 рублей)

А Chess и остальные молодцы, но они про другое все же) 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shargin

учиться и играть разные вещи, если вы хотите чтобы ваш ребенок играл, т о нужно отталкиваться прежде всего от личности преподавателя. Игра не такая простая и быстро надоедает детям, так как у них все равно не все получается. Ребята по сути пытаются создать хороший меч для преподавателя. Но одно оружие не выигрывает войну. Мечи важны, но еще важнее сами учителя.

Ответить
Развернуть ветку
Бабкин Пётр

шахматы это клево) сам иногда играю) спасибо, что не бросаете на произвол их. 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Речинская

класс! Играла немного в детстве, захотелось теперь попробовать по уму, с теорией вместе)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Antonov

Могу порекомендовать chess.com, там есть база партий для анализа, дебюты, задачи, видео.  Для новичков отличная платформа в изучении шахмат!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Вы большой молодец! И не слушайте нытиков, которые говорят "все зря, это уже сделано". Горит внутри, есть время и желание - надо делать. Уважаю таких людей!

Ответить
Развернуть ветку
Даня Пилин

Спасибо за такие добрые слова)

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Разве нет chess.com? 
Я начала там играть чуть-чуть раньше чем просмотрел Ход королевы, но пока смотрел сериал, каждую ночь сбегал именно туда играть :)

До этого играл пару раз в год, хотя в далеких 80х меня в школу за 100500 метров от дома ради шахмат :)

А вот этого "нет какой-то одной общепризнанной методологии или учебника, по которым надо преподавать железно" не понял. Для неточных наук это же норма?

Ответить
Развернуть ветку
Skyeng
Автор

Chess и могие другие классные проекты - классные, но они про другое. Там во главе угла - самоподготовка. У нас - индивидуальное обучение. Мы не стесняемся советовать коллег, как решение, например, для практики турниров.  

Ответить
Развернуть ветку
Shtuintys TV

Шахматы в первозданном виде мало интересны ,  даже одна партия  в шахматы  не вызывает интерес. Но я бы сыграла в маджонг например ,не путать с   пасьянсом...Или партеечку в Го ...

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

А вы играйте в Блиц шахматы :)
минута - это перебор, это уже совсем не шахматы, но адреналина хапните, особенно минутка до 3х шахов :)

Ответить
Развернуть ветку
Даня Пилин

Рекомендую еще в шведские шахматы сыграть)
Они более динамичные, да еще и командные)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Surkov

Какой разряд по шахматам?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лепков

отличная история, а вы молодец) пример того, что для человека с желанием и мотивацией нет преград

Ответить
Развернуть ветку
Даня Пилин

Спасибо Вам)

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда