18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Главные премьеры года. Уже в подписке
18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Личный опыт
Gary Fowler

Как создаются компании-единороги

Что такое компания-единорог?

В индустрии венчурного капитала термин «единорог» используется для описания любого стартапа, оценочная стоимость которого превышает 1 миллиард долларов.

Этот термин впервые использовала Эйлин Ли, основательница Cowboy Ventures, когда она рассказывала о стартапах. Этот термин был создан для того, чтобы подчеркнуть редкость стартапа, который может масштабироваться до более 1 миллиарда долларов. С момента своего первого появления в отрасли термин сохранил свое значение и до сих пор используется для описания исключительных историй успеха в индустрии стартапов. С того времени единственное, что изменилось - это общее количество стартапов, которые достигли этой вехи.

Моя история создания «единорогов»

Моя первая компания-единорог создавала программное обеспечение для работы выездных сотрудников, таких как сервис-инженеры, аварийные бригады, монтажники, аварийные комиссары, курьеры и экспедиторы. В то время я был вице-президентом по маркетингу и развитию бизнеса и руководил командой, которая привела компанию к успешному IPO в 2000 году. В итоге компания была продана SalesForce за 1,35 миллиарда долларов в 2019 году.

Продукт помогал менеджерам оптимизировать бизнес-процессы, что позволило клиентам снизить затраты и при этом улучшить качество обслуживания клиентов.

Мою вторую компанию-единорога я основал вместе с Давидом Яном. Это единственное в своем роде решение искусственного интеллекта, разработанное для раскрытия производственного потенциала компаний и удержания лучших сотрудников с помощью передовых нейронных сетей и искусственного интеллекта. Продукт анализирует корпоративные коммуникации для повышения производительности и благополучия сотрудников и проводит постоянные опросы. Решение также позволяет сотрудникам обучать друг друга и постоянно повышать свои навыки в самых разных областях.

Искусство становления компанией-единорогом

Стать «единорогом» это не прогулка по парку. На масштабирование и успех различных стартапов влияет множество факторов. Однако есть некоторые из них, которые сегодня являются одними из наиболее распространенных и способствующих успеху «единорогов».

Прежде всего, каждый «единорог» заметно трансформирует отрасль, в которой он работает. Среди наиболее традиционных примеров - Uber, который полностью изменил повседневную жизнь обычных людей. Airbnb тоже принадлежит к тому же лагерю. Он полностью изменил индустрию туризма и процедуру поиска жилья во время путешествий. Если после создания стартапа отрасль изменилась, перед вами - потенциальный «единорог».

Еще одна отличительная особенность «единорога» – наличие уникального предложения, идеи, способной изменить привычки и поведение людей. «Единороги» знают, как стимулировать спрос на свои продукты и услуги и формировать пространство, где пользователи постоянно испытывают необходимость в них. Независимо от того, занимаются ли они созданием уникальной ниши или открывают новое направление в уже существующей, «единороги» определяют свое пространство и постоянно вводят новшества, позволяющие опережать конкурентов.

«Единорогов» отличает их глубокая связь с передовыми технологиями. От интеллектуального приложения Uber, подбирающего водителей для пассажиров, до Airbnb, предлагающего жилье для путешественников, в котором они могли бы себя почувствовать «как дома». Каждая инновация использует технологии, позволяющие трансформировать и оптимизировать отрасль.

Большинство «единорогов» одержимы привлечением клиентов. Они уделяют большое внимание развитию сильных эмоциональных связей со своими пользователями и решению их проблем с легкостью, просто и без проблем. Проще говоря, «единороги» делают жизнь пользователей лучше и постепенно превращаются в неотъемлемую часть их жизни. В наши дни трудно представить себе жизнь без Uber или потоковой передачи музыки на платформе, например.

Как правило, такие компании находятся в частной собственности, постоянно увеличивая оценочную стоимость вплоть до IPO.

Преимущества «единорогов»

За каждым «единорогом» стоит не просто отличная идея, хотя это кажется наиболее распространенным предположением. На самом деле за ним стоит решение какой-то проблемы, которая существовала уже давно. Создание актуального решения, а не привлекательной идеи – вот, что делает компанию «единорогом».

Став «единорогом», у компаний появляется ряд преимуществ. С одной стороны, они определяют свои собственные рынки или создают для себя пространство на зрелых рынках, и какое-то время они могут быть самым сильным игроком в этом пространстве, поскольку другие конкуренты пытаются догнать новый тип прорывных инноваций. Это дает «единорогу» большое преимущество в привлечении финансирования, лояльных пользователей и нетворкинге, а также возможность быстрого роста.

Укрепление доверия и прочной репутации - еще одно большое преимущество. По мере роста влияния «единорога» растет и сила его репутации, его надежность в глазах потребителей.

Недостатки «единорогов»

Ожидания индустрии стартапов оказывают огромное давление на них, заставляя их быстро расти и масштабироваться, что создает риск слишком раннего IPO. В этом случае «единорог» не сможет реализовать весь потенциал своей рыночной оценки и положения в отрасли.

С другой стороны, было и так, что «единороги» не торопились с привлечением финансирования из частного капитала и продлевали свой путь до IPO. Для инвесторов крайне важно, чтобы «единорог» вышел на IPO в стадии роста, чтобы избежать риска потери доли рынка и сильной позиции лидера, достигнутой за счет первоначальных инноваций. Поскольку гонка за лидерство на рынках и категорий продуктов в индустрии венчурного капитала постоянно ускоряется, «единороги» не могут полагаться исключительно на привлечение капитала. Крайне важно выйти на биржу в нужное время - ни слишком рано, ни слишком поздно. В противном случае долгосрочный успех компании окажется под угрозой.

Когда «единорогу» пора выходить на IPO?

Правильное время для IPO у каждого «единорога» свое, но есть несколько показателей, которые могут помочь компании понять, готова она к IPO или нет.

Прежде всего, оцените качество и точность финансовых прогнозов компании. Когда вы достигнете точки своего роста, когда ваши прогнозы в финансовом отношении стабильны и точны, это потенциальный знак того, что компания может начать рассматривать такой большой шаг, как IPO. То же самое относится и к вашим оценочным ожиданиям - убедитесь, что они реалистичны.

Взгляните на свой C-Suite: несмотря на то, что есть руководители, которые успешно руководили компанией в стадии быстрого роста, вам понадобится опыт управленца из публичного пространства. Ваша компания также должна иметь солидный послужной список по своевременному закрытию квартальной финансовой отчетности из года в год. Это подготовит вас к строгому процессу публичной отчетности в будущем.

Как стартапу привлечь много денег?

Двумя ключевыми факторами в привлечении капитала являются следующие: солидный кейс и знать, за кем вы идете. Как я упоминал ранее, создание и финансирование стартапа не базируется на хорошей идее. Вместо идеи должно быть эффективное решение насущной проблемы и возможность продемонстрировать финансовые перспективы компании.

Следующий элемент уравнения - точно знать, как выйти на деньги. По сути, привлечение инвестиций связано с созданием сильной сети инвесторов и наставников, которые позволят вам продемонстрировать ценность продукта и рост компании. По мере того, как вы готовите вашу убедительную презентацию с аргументами «за» ваш проект, для формирования наилучшего впечатления на потенциальных инвесторов поработайте и над изучением их бэкграунда. На чем они специализуются? Как выглядит их инвестиционный портфель? Как лучше всего адаптировать презентацию с учетом собранной информации?

Как стартапу выйти на глобальный уровень

Задумываться об этом этапе развития компании стоит после создания надежного источника доходов и достижения прочных позиций на существующем рынке. Но даже если компания занимает прочное положение на рынке, выход на глобальный рынок потребует тщательного планирования и проработки четкой стратегии. Существует несколько вопросов, которые стартапы могут задать себе, планируя выход на мировой рынок.

Насколько вы осведомлены о культуре страны, в которой планируете масштабироваться? Насколько хорошо вы изучили логистические и прочие (юридические, институциональные) особенности выхода на новый международный рынок? Каков уровень осведомленности местной целевой аудитории о вашем продукте или услуге? А как будет выглядеть структура компании при запуске в новой стране?

Прежде всего, успех будет зависеть от количества исследований, которые компания проведет в части изучения стран для масштабирования и соответствующих особенностей каждой из них.

Когда стартапу масштабироваться?

Компания, которая прошла начальные этапы роста и готова к быстрому масштабированию, должна сначала обеспечить прочное соответствие продукта рынку. Это определит последовательность и темпы дальнейшего роста на новом рынке.

Затем создайте стабильный поток доходов через привлечение инвестиций для финансирования вашего быстрого роста. Когда вы протестировали свой продукт или услугу и нашли для себя подходящее решение на рынке, вам необходима непрерывная финансовая поддержка для продолжения ускорения роста. По мере того, как вы растете и увеличиваете свой доход, обязательно инвестируйте в стек технологий, который облегчит и ускорит ваш рост, сделав процесс масштабирования прогнозируемым и непрерывным.

Наконец, начните определять более конкретные роли для своей команды. В стартапах, как правило, специалисты широкого профиля не работают. Каждому профессионалу нужен определенный объем работы, в котором его опыт будет использоваться наиболее эффективно и способствовать дальнейшему развитию.

Как дорасти из стадии масштабирования до «единорога»?

Даже несмотря на то, что «единорог» определяется оценкой в 1 миллиард долларов, стремление лишь к прибыли не превратит компанию в стадии масштабирования в «единорога». Для всех «единорогов» приоритетом является быстрый рост, а прибыль занимает второе место в этой шкале.

Важно помнить, что, инвестируя в «единорогов», инвесторы вкладывают средства не только в хорошие продукты, но и в многообещающие команды, которые гарантируют рост. Обладая этими знаниями и готовясь стать «единорогом», думайте о процессе найма персонала как о самостоятельных инвестициях. Удостоверьтесь, что вы сосредоточены на найме квалифицированных кандидатов в тех областях, где они могут внести наибольший вклад, от продуктов и разработки до продаж и маркетинга. Создайте прочный портфель талантов, чтобы поддержать свой рост во всех вертикалях.

Мое послание будущему «единорогу»

Действуйте быстро, пока конкуренты догоняют конкурентов, не выходите на IPO слишком рано, но и не откладывайте это решение слишком надолго. Найдите золотую середину и максимизируйте свой потенциал.

0
3 комментария
Популярные
По порядку
Любой якорь

Во время прочтения стало вдруг интересно: а почему до сих пор нет ни одной истории о том, как единорога не сделали, а наоборот — успешно ушатали?

Поясню: все вокруг только и говорят, что вот, мы сделали единорога. Ок, молодцы. А историй о том, как единорога сделали, но потом не смогли продолжить, сломались и разорились — нет ни одной. Все стартапы-единороги мира, выходит, до сих пор живы и с ними всё ок? 🤔

Ответить
0
Развернуть ветку
Iida

https://www.chasingunicornsmovie.com/ посмотрите этот фильм, если тема в целом интересна. Мне очень понравилось. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Любой якорь

Спасибо, но меня скорее ответ именно на мой вопрос интересует.

Он есть в видео?

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
Кейс: таргетированная реклама. Записи в студию красоты по 438₽
На кого поставить при развороте рынка вверх
ФСБ убедила ЦБ поддержать полный запрет на криптовалюту по политическим причинам — Bloomberg Статьи редакции

Так ведомство хочет лишить финансирования «нежелательные» организации и СМИ-иноагентов.

Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Цифровые технологии сегодня всё чаще смешиваются с физическими объектами. Отсюда возникают примеры активностей в формате «фиджитал» (от англ. physical + digital). В статье мы рассказываем о том, как использовали такой подход в корпоративном обучении.

Amazon откроет магазин одежды Amazon Style с «умными» примерочными Статьи редакции

В них нужно выбирать одежду по QR-коду, а в примерочных установлены дисплеи, с помощью которых можно попросить сотрудника принести другую вещь.

Ждал автобус на морозе и решил создать ИТ-пуховик с обогревом — история одной разработки от школьника из Якутии

Идея создать ИТ-пуховик пришла к девятикласснику школы N23 города Якутска Валерию Максимову, когда он начал замерзать на остановке, ожидая свой автобус. Преподаватель технопарка “Кванториум” и наставник команды Денис Данилов поддержал замысел, и сегодня в разработке проекта участвует команда из четырех девятиклассников: Валерия Максимова, Максима…

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

«Азбука вкуса» запустила сервис персональных консультаций со специалистами по питанию Статьи редакции

Они помогут подобрать подходящий рацион питания, а также подходящие продукты.

Авито и участники IT-коалиции подписали мировое соглашение с Яндексом
null