{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Процесс логистики напоминает сюжет "Властелина колец": как команда Wareteka решает проблемы складской недвижимости

Сфера логистики и организации складов в частности — один из самых отстающих секторов в плане цифровизации. А в СНГ формат складской недвижимости почти не изменился с 90-х годов. Украинский стартап Wareteka решил устроить революцию на консервативном рынке и создал digital-экосистему, которая объединяет бизнес, брокеров, застройщиков и 3PL операторов. Как этого удалось добиться за 1 год и с какими сложностями столкнулась команда, рассказал Александр Исаченко, CEO Wareteka.

Александр Исаченко
CEO Wareteka

Логистика для борща

Перед директором по логистике по имени Игорь стоит непростая задача — ему предстоит арендовать несколько складов для хранения замороженного борща по всей Украине. Складские точки нужно стратегически расположить в городах-миллионниках, в разных частях Украины — продукт будут отгружать как ритейлерам, так и частным клиентам. Это довольно серьезный бизнес, которому требуется качественная логистика. Игорь привык работать по плану: обычно он заходит в поисковик и проводит ресерч. Он находит фальшивые и устаревшие объявления, изучает сайты объявлений, дизайн которых не менялся с 2005 года. Дальше начинается серия обзвонов и долгих переговоров — поиск затягивается, расширение бизнеса откладывается, а клиенты не могут получить свой борщ.

А теперь представим, что Игорь заходит на удобную платформу, вроде Booking, только вместо квартир и отелей ему предлагают складские помещения, а также подходящих логистических провайдеров. Сервис учитывает все пожелания клиента: какую категорию товаров предстоит хранить, какие требования товарного соседства соблюдать, какие температурные условия поддерживать, на какую зону доставки ориентироваться, а главное, в какой бюджет нужно вписаться. Игорь просто оставляет заявку, а платформа выдает оптимальные варианты.

Эта идея нам понравилась, и в конце 2019 года мы запустили сервис Wareteka — экосистему для поиска складов по требованию. Кстати, Игорь — это вымышленный персонаж, а вот кейс с борщом — абсолютно реален. Сегодня к нам обращаются клиенты из разных сфер — от производителей борща до поставщиков вакцины. Нашу платформу ежемесячно посещает 13 тысяч человек, а в базе Wareteka собрано более 6 000 складов по всей Украине и еще 250 — в Польше. Но обо всем по порядку. Для начала расскажем, как разработка ПО помогла нам понять боли клиентов и что не так со складами в СНГ и в Украине в частности.

Склады в стиле ретро

Незадолго до запуска стартапа часть нашей команды занималась аутсорсинговой разработкой под брендом CoreTeka — мы создавали программное обеспечение для логистики, ритейла и 3PL-операторов (Third Party Logistics (3PL) — аутсорсинговые компании, которые предлагают логистические услуги). В тот период сфера электронной коммерции в Украине уже росла в геометрической прогрессии, ритейлеры расширяли географию и захватывали новые рынки. Параллельно с этим увеличивался спрос на логистику последней мили (транспортировку грузов со склада к покупателю). А вот сфера складской недвижимости давно пребывала в состоянии стагнации.

Согласно отчету брокерского агентства Cushman & Wakefield, в 2018 году общая площадь складов составляла 1 881 476 квадратных метров, в 2019 — 1 923 620 квадратных метров. При этом новые предложения на рынке отсутствовали. В последние несколько лет вакантность тоже довольно низка — в среднем 2,5%. Для сравнения — в 2017 этот показатель доходил до 4%.

Поиск пустующего склада в Украине превратился в настоящий квест — например, в Киеве в черте города вакантных помещений просто не было, и приходилось арендовать площади в Броварах и Борисполе, в районных центрах очень сложно найти склады категории А за вменяемую стоимость.

Обычно компании искали склады в периоды роста — например, во время сезонных пиковых нагрузок, или в процессе поэтапного расширения бизнеса. Товар изготовлен, покупатели ждут, курьеры наготове, а складировать продукт негде. В то же время крупные провайдеры, наоборот, сталкивались с простоем в межсезонье — площади пустуют, клиентов нет, а их поиск - сложный и бюрократизированный процесс.

Парадоксальная ситуация. Но ее усложнял еще один нюанс — украинские склады застряли в прошлом. Возьмем для примера рынок недвижимости — любой продавец в первую очередь разместит объявление в каком-нибудь агрегаторе или хотя бы в соцсетях. Он вряд ли станет вешать объявление на остановке или продавать жилье через друзей. А вот со складской недвижимостью все иначе. Когда мы только начали пополнять базу Wareteka, то обнаружил, что цифровая революция до складов так и не добралась — часто в интернете нет никакой информации о помещениях, хотя они сдаются в аренду и готовы принять товар. В результате сейчас нам приходится создавать специальный отдел складской "разведки": сотрудники будут выезжать на объекты по городу, собирать данные о возможностях аренды и таким образом оцифровывают инфраструктуру. С точки зрения digital-стартапа, это архаичный метод, но без "разведки" наша база не будет полной и максимально корректной.

Итак, перед нами стояла задача — перевести украинский рынок складских помещений из 90-х в 2020-е и создать удобную платформу, которая решит все запросы клиентов, пользователей и партнеров. А для этого нужна была бизнес-модель, которой в принципе не существовало в Украине и СНГ. Изначально Wareteka по замыслу больше напоминала Booking, но постепенно мы переходили в формат "Uber для логистики".

Uber в сфере логистики

В Wareteka мы сталкиваемся с двумя типами клиентов — бизнес-пользователями и стратегическими партнерами. Пользователи — это малый и средний бизнес Условно, D2C-бренд с Instagram заказывает из Китая партию мерча и ищет в Киеве склад для хранения. Крупные 3PL-провайдеры зачастую отказывали таким клиентам. Обычно операторы устанавливают минимальный порог хранения на уровне 200-300 паллет в месяц и предпочитают заключать договоры хотя бы на год. При этом только на интеграцию WMS (система управления складом) и бизнес-систем может уйти 3-6 месяцев. Разумеется среднему бизнесу, которому нужно хранить 100 паллет на 2 месяца это не подходит. Wareteka решит его проблему. Оператор получает пул мелких и средних компаний, которые суммарно закрывают потребности, а бизнесу качественную и доступную складскую логистику.

Второй тип клиентов Wareteka — это партнеры: собственники складов и складские провайдеры, например, немецкая DB Schenker, украинские PAKLINE GROUP и Империя-Холдинг. Кроме того, мы работаем с агентами и брокерами, которые помогают заказчикам понять, какой склад им действительно нужен. Фактически мы снабжаем их лидами в обмен на скромную комиссию.

Платформа Wareteka — это мост между разными игроками на всей складской логистической цепочке. Но есть и еще один важный элемент нашей миссии — это налаживание взаимопонимания. Логистические процессы чем-то напоминают сюжет "Властелина колец" — некий объект нужно доставить из пункта А в пункт Б, но на пути обязательно будет миллион препятствий. Наша задача — эти препятствия либо устранить, либо по возможности минимизировать. Чтобы компании с продуктами питания не тратили время на просмотр складов, на которых хранится бытовая химия.. Или когда под видом обычного склада сдают объект с нестандартным оборудованием , для работы с которым потребуется дополнительные инвестиции. С этой точки зрения Wareteka — это переводчик и "арбитр", который помогает арендодателям и арендаторам понимать друг друга лучше.

Постепенно мы сформулировали две главных бизнес-модели. Первая — это брокер-ассистанс. Предположим, некий брокер пытается сдать склад, но не может выйти на клиента. Wareteka уже построила нужные "маркетинговые дорожки" в интернете, собрала достаточно заявок на платформе и настроила коммуникацию с потенциальными заказчиками. Перед нами полная картина рынка — мы знаем, какие объекты в какой географии пользуются спросом у конкретных клиентов. Эти данные помогают нам быстро решить проблему брокера и найти подходящего клиента. Мы получаем комиссию по факту заключения сделки, а владельцы склада экономят деньги, избегая простоя. Кстати, экономия может быть существенной — например, пустующий склад класса А площадью 5 тыс. кв. м за месяц формирует недополученную прибыль на уровне $25 тыс., а за полгода — все $150 тыс.

И вторая бизнес-модель — это WareTeka On-Demand, которую мы начали продвигать в ноябре, под Новый год. Как ни странно, но в классической складской логистике предпраздничный период — это мертвый сезон. В это время никто не переезжает с одной площади на другую, а все вопросы откладываются на “после Нового года”. Модель on-demand не подвержена колебаниям спроса: мы создаем личный кабинет для бизнеса, через который клиент может сравнивать расценки верифицированных складских операторов, заключать контракты, отслеживать остатки товаров и формировать отгрузки.

Клиентский кабинет полностью интегрирован с WMS (Warehouse Management System) складского 3PL-оператора, при этом сервис берет на себя всю операционную работу — поиск и проверку логистических провайдеров, формирование единого тарифа и единого классификатора услуг у разных операторов, расширение географии покрытия складов, помощь в быстром подписании контракта с провайдером и обработку заказов после отгрузки на склад выбранного провайдера. . Никаких наценок для бизнеса мы не устанавливаем — Wareteka получает комиссию от партнеров за утилизацию места, которое и так простаивает.

Трудности перевода

Это win-win решение, но без челленджей, конечно, не обошлось. Первая проблема — ментальность. Оказалось, что предприниматели из стран СНГ не знакомы с аутсорсингом складской логистики. Как упомянутый выше Игорь с замороженным борщом, они предпочитают решать все вопросы сами. Но, из-за незнания рынка, часто получают некачественные услуги или невыгодные условия.

Второй нюанс — недопонимание. Например, 3PL-оператор сообщает, что берет на себя погрузо-разгрузочные работы. Звучит прекрасно, но что именно это значит? У каждой компании свои стандарты и даже в отраслевой жаргон они могут вкладывать разный смысл. Поэтому в Wareteka мы пытаемся сделать сервисы более прозрачными: составляем для этого единую сетку услуги и тарифов для всех партнеров, а клиенты просматривают прейскурант без недосказанностей и надписей мелким шрифтом.

Есть и другие трудности, и большинство из них связано с тем, что на рынке нет ничего похожего на Wareteka. Мы действительно первопроходцы, поэтому клиенты не всегда понимают нашу бизнес-модель. Иногда к нам обращаются B2C-заказчики, которые хотят арендовать бокс для хранения своих лыж и велосипедов — пока такие запросы мы не обрабатываем, хотя уже подумываем о запуске автоматизированного решения.

Логистика — это в целом слишком широкое понятие, которое включает в себя все — от организации морских контейнерных перевозок до управления курьерской службой, которая везет вам пиццу из ближайшего кафе. Складская логистика занимает особую нишу, поэтому о ней не так часто пишут в отраслевых СМИ. Из-за этого даже люди из индустрии не в курсе последних трендов. По этой причине нам в Wareteka пришлось создать собственный отдел контент-маркетинга: мы изучаем ЦА, создаем целевые медиа-планы, настраиваем SEO и рекламу и вникаем во все детали. На аутсорс задачи не передаем — слишком уж они специфичные.

Логистика и мир будущего

Wareteka не единственная цифровая платформа логистики на рынке СНГ, но складскими помещениями никто не занимается — большинство организует перевозки. Мы же помогаем бизнесу решать проблемы со складами на этапе роста, масштабирования и реструктуризации, и в этой сфере у нас нет конкурентов. Это касается не только украинского рынка и СНГ — в Европе модель On-Demand Warehouse тоже пока недостаточно развита, хотя и есть несколько конкурентов. Wareteka уже вышла в Польшу, но понемногу мы начинаем исследовать варианты запуска в Германии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Италии и Испании, а еще в Турции. Наш план Б — это африканские рынки, а также Индия, которая сейчас переживает e-commerce бум. В эти регионы мы зайдем, если крупные логистические провайдеры создадут свои digital-инструменты управления складами — все-таки им будет проще масштабировать свои решения в Европе.

Но пока Wareteka неплохо развивается: наша платформа уже агрегирует около 40% интернет-трафика сферы складской логистики, мы заключили более 30 договоров о сотрудничестве с крупнейшими игроками рынка. Это 3PL- и фулфилмент-операторы, а также брокеры. С сентября 2020 года мы продвигаемся на рынке Польши и уже подключили к базе более 250 складов. Ну и главное событие — это запуск сервиса WareTeka On-Demand, который уже интегрирован с первым логистическим провайдером-партнером, — компанией Pakline Logistics.

У нас есть довольно сильная поддержка — это венчурный фонд QPDigital, созданный инвесткомпанией Quarter Partners. Они не только вложились в наш стартап финансово, но и помогают нам заниматься нетворкингом, выходить на новые рынки, корректировать бизнес-модель и четче наводить фокус на монетизацию. Эксперты QPDigital обладают экспертизой в складской недвижимости и благодаря своим контактам помогают нам выходить на европейских инвесторов. Так что ждем следующего раунда инвестиций.

И, пожалуй, еще один маркер успеха — это безумное разнообразие клиентов, которые обращаются к Wareteka. С нами уже связывались компании для хранения контрабандных товаров — им, конечно же, пришлось отказать. А недавно к нам обратились из Госдепа США. Его представители по условиям грантовой программы должны были поставить в Украину партию вакцины от коронавируса, произведенной Pfizer. Им нужно было обеспечить полную холодовую цепь для импорта препарата, поэтому они попросили составить шорт-лист складов, у которых доступна заморозка в условиях -80°C. Люди из фармацевтической индустрии предупреждали, что таких складов в Украине в принципе нет. Но Wareteka удалось их найти — спасибо нашей складской "разведке".

Индустрия логистики довольно консервативна и на то, чтобы запустить, а главное, закрепить новый продукт на рынке, может уйти несколько лет. Но глубокое понимание отрасли немного упрощает нам путь — мы знаем, чего ожидать и к каким трудностям готовится. Отступать точно не планируем — малый и средний бизнес заслуживает качественную складскую логистику, поэтому Wareteka будет работать над этой задачей, несмотря на предстоящие челленджи.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Artem Shevchenko

Успехов на пути! 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Shepeleva

Интересно, спасибо! Скажите, пожалуйста, а какая средняя сделка (в квм), проходящая через платформу?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Исаченко

Анна, спасибо за комментарий. 
Мы не выводим среднее значение по платформе, мы смотрим по сегментам клиентов. 

Малый бизнес ищет локации до 500 кв.м. Как правило им важна низкая цена и не очень хороший сервис. Таких у нас 30% запросов. 
Средний бизнес - от 500 до 2000 кв. м. Тут уже больше смотрят на инфраструктуру, т.к. есть на стороне заказчика компетентный человек, который понимает что нужно для бизнеса. Таких у нас 50% запросов. 
Крупный бизнес - от 2000 кв.м. Тут уже есть четкие требования и долгие сделки. Таких у нас 20% запросов. 

Надеюсь я ответил на Ваш вопрос.  

Ответить
Развернуть ветку
Anna Shepeleva

Александр, да, более чем, спасибо за развернутый ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Исаченко

Спасибо, Артем! 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Очень нужная статья. Уже отправил моему сыну эту статью и я доволен, что обрадовал его. Думаю, что скоро свяжется с wareteka. Спасибо огромное автору!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Исаченко

Илья, спасибо за Ваш отзыв. Очень приятно, что мы можем быть Вам полезны. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда