Как я трижды справилась с эмоциональным выгоранием и сохранила бизнес

В моей карьере было три эпизода выгорания, после которых я не только возвращалась к профессии юриста, но и шаг за шагом создавала для себя систему профилактики этого состояния.

Работа юриста — это тесное взаимодействие с людьми. Мало того, что тебе открывают самые уязвимые и проблемные стороны бизнеса. Когда сопровождаешь проект или многоэпизодный судебный спор, начинаешь жить идеями и интересами клиента. Если речь идёт о корпоративных конфликтах в бизнесе, в них ещё часто присутствует много личного, в том числе разбирательства с членами семьи, близкими друзьями и партнёрами. Причины стандартные — недопонимание и различные ожидания друг от друга, от бизнеса и т.д. Но когда тебя вовлекают во всё это, легко потерять равновесие под ногами и поддаться стрессу.

Предыстория

Если верить классификации, что у выгорания четыре стадии, то мне в какой-то мере повезло. Я никогда не обнаруживала себя на четвёртой, в которой начинаются реальные проблемы со здоровьем. Но, к сожалению, первые три проходила неоднократно.

Самое обидное, что у меня не получалось «ловить» себя на первой, самой коварной стадии, когда происходит эйфория и хочется не просто работать больше, а прямо вкалывать сутками напролёт.

Тогда мне казалось, что это нормально. Я вела сложные дела, и мне было в кайф отдавать им большую часть собственного времени. Вот только я забывала, что некоторые разбирательства могут длиться годами. И когда они завершались — успешно или просто разрешением конфликта — у меня наступало чувство истощения.

Я переставала получать удовольствие от работы, от общения с близкими. Простые вещи, которые раньше всегда поднимали настроение, вроде американо по утрам в тишине, вообще меня не трогали.

Первыми, кто замечал, что со мной что-то не так, были, конечно же, мои близкие. Они почуяли неладное ещё на первой стадии. А вот партнёры и коллеги стали задавать вопросы, когда у меня уже пропадал блеск в глазах, а усталость становилась спутницей жизни.

Причём это сейчас создают целые сервисы на ИИ вроде Yva по выявлению признаков выгорания сотрудников и включают синдром в Международную классификацию болезней. А когда со мной это случилось в первый раз — в 2008—2009 году — я даже не догадывалась, что происходит и к чему может привести. Тогда меня спасло чутьё, что пора остановиться, и радикальная смена обстановки. Я уехала в полуторамесячное путешествие по странам Азии: от Малайзии (Куала-Лумпура) до Шри-ланки. Такая встряска и знакомство с новыми культурами позволили мне вернуться в строй.

Как я ни старалась, история повторилась в 2013 году, когда я вышла из партнёрства сторонней юридической компании. В тот год у меня был трёхмесячный перезагрузочный период. Я хотела создать что-то новое на юридическом рынке и улетела в Штаты за идеями, опытом и свежими мыслями. Помогло. После возвращения я окончательно поняла, что хочу пуститься в одиночное плавание и создала юридическую компанию «Гейн и Партнеры».

Третье выгорание произошло в 2018-м. В моей голове засели навязчивые мысли, что я в текущем состоянии компании не развиваюсь, и желание продолжать работу угасало на глазах. Тогда мне понадобилось полгода проживания в США для восстановления и переосмысления себя и бизнеса. За этот период я познакомилась со множеством интереснейших людей мира и увидела работу крупных и успешных корпораций изнутри. При этом в ту поездку я продолжала работать, только удалённо.

Тогда я успела привыкнуть к такому формату работы, но поняла, что всё равно офис нужен: с ним проще поддерживать командный дух, растить новых специалистов и управлять мотивацией.

Возможно, по этой же причине я не пополнила ряды выгоревших на удалёнке руководителей, которые, по последним подсчётам, оказались в каждой пятой компании.

По возвращении я поняла, что пора слезать с таких эмоциональных «качелей» и что-то делать со своим подходом к работе. Так я придумала собственный набор действий для профилактики выгорания.

Что у меня не сработало:

  • Чёткие временные границы для работы, например, с 9 до 18. Это оказалось жутко неудобно, потому что мои доверители в разных часовых поясах. Мне проще сделать большой перерыв в течение дня, чем каждый раз объяснять, почему я не могу выйти на связь после 6 вечера.
  • Жёсткое планирование отпуска за полгода, когда вылет только 20 числа и гори всё остальное синим пламенем, — тоже не мой вариант. Никогда не знаешь, когда тебе назначат следующее судебное заседание или дело примет неожиданный поворот.

Что я делаю сейчас, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание:

  • Я стала уделять больше внимания повседневным техникам расслабления. В список тех, что мне помогают, входит посещение спа-процедур. Регулярные курсы массажа — must-have.
  • Стараюсь в рабочие дни уделять время художественной литературе где-нибудь за чашечкой имбирного чая в кафе. Именно художественная литература помогает отвлечься от ежедневных дел, нон-фикшен в моём случае, наоборот, заставляет думать о работе.
  • Когда уровень стресса начинает зашкаливать, я иду в спортзал или занимаюсь активными видами спорта. Летом это виндсерфинг, зимой — лыжи и сноуборд.

А ещё я решила, что раз у меня есть такой паттерн поведения, как смена места жительства на продолжительное время, то сопротивляться ему с моей стороны было бы глупо. По этой причине в 2020 году я планировала полгода прожить в Китае и заодно отладить это направление для развития моей компании. Но по понятным причинам эта поездка перенесена на лето 2021-го. Надеюсь, в этом году всё получится.

Читайте о правовых аспектах IT-сферы и новостях с точки зрения юриста в моём Telegram-канале «Безжалостный юрист» и в моих статьях на vc.

0
153 комментария
Написать комментарий...
An Ar

пошли все нахер, сядь в старенький форд, засунь в задний карман выцветших джинс тоненькую пачку денег и уедь в закат. живи в мотелях, питайся в забегаловках для дальнобоев, слушай рок. это и есть свобода. а вы все рабы в бетонных клетушках.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

А когда тоненькая пачка денег закончится? Да и мотели и забегаловки в российской провинции для здоровья малополезны 

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

платить картой

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

В забегаловках не сетевых карты уже давно не принимают

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

Зато принимают на телефон)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

далеко не везде. В Москве начисто отказались так брать, только в кассу налом.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

В Москве, кстати, давно не вспоминал про «только наличкой», хотя даже в дорогих рестах такое год назад встречалось часто

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Сейчас, смотрю, много где такая тема. Поэтому вожу нал.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мостовой

Если мне действительно важно поесть здесь и сейчас, могу оплатить налом, но прошу фискальный чек

Ответить
Развернуть ветку
150 комментариев
Раскрывать всегда