{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы превратили семейные забеги в IT-бизнес

Григорий Кричмара вместе с семьей проводит выходные, участвуя в международных марафонах. А еще он один из основателей компании RussiaRunning, которая не только организовывает забеги, но и создает ИТ-сервисы для организаторов спортивных мероприятий.

Рассказываем о проекте-участнике программы Yandex Cloud Boost и о том, как его основатели технологически развивают бизнес, используя облачный подход.

Все началось с семейного хобби

Идею создания бизнеса, связанного с организацией спортивных мероприятий, Григорий вместе с отцом начали прорабатывать в 2013 году. Тогда они часто участвовали в европейских забегах, были в том числе в Германии, Франции, Испании и Швейцарии. В том же 2013 году состоялся первый Московский марафон, и в целом бег в России становился все более популярным.

Первый полумарафон семья организовала в 2014 году в родном Ярославле, переняв лучшие практики международных стартов. Забег собрал более 5000 участников — для регионального события это был серьезный результат. Во время работы над мероприятием Григорий выбирал поставщика дополнительных технологических услуг и понял, что проще самостоятельно разработать систему ИТ-решений.

Первые бизнес-результаты и вызовы

В 2014 году компания наняла первого сотрудника. Штат постепенно рос, одновременно увеличивались и технологические возможности компании. Григорий занимался параллельно двумя проектами — организацией забегов RussiaRunning Events и работой над ИТ-платформой RussiaRunning, входящей в группу B2B-продуктов. Сейчас в команде более 60 человек, которые помогают делать почти все забеги в стране.

На начальном этапе предприниматели вложили в проект собственные средства, около 6 миллионов рублей, и постоянно реинвестировали. За 7 лет удалось кратно масштабировать проект, но как и вся спортивная отрасль, бизнес оказался чувствительным к кризисам.

Бюджет доходов организатора забега складывается из взносов участников и дополнительных продаж мерча, денег партнеров и бюджетного софинансирования в пропорции 30:40:30. Когда партнёрская поддержка в кризисные моменты заканчивается, бизнесу приходится нелегко.

Григорий Кричмара, основатель RussiaRunning

Старт и развитие бизнеса пришлось на кризис 2014 года, многие коммерческие партнеры взяли продолжительную паузу, организаторам и сервисным компаниям в этот период пришлось нелегко. Несмотря на то, что часть закупок RussiaRunning производилась в валюте компании, удалось сохранить доступный уровень цен на услуги для организаторов, в первую очередь за счет снижения нормы доходности. Это действие позволило сохранить низкими барьеры входа на рынок организации событий и, как следствие, обеспечило высокий темп развития сервисной компании.

Не успели мы выйти из кризиса 2014 года, как началась пандемия COVID-19, которая нанесла серьезный удар по отрасли массовых мероприятий. Поработать удалось только вторую половину года. Выручка компании в 2020 год упала до уровня 2018 года, а количество участников событий составило 30% от показателей 2019 года. Это не так плохо, как, например, в Европе. Во многих странах так и не состоялось ни одного события в 2020 году, что конечно, наносит серьезный урон по игрокам на рынке. Сейчас есть хорошие возможности для масштабирования бизнеса на запад.

С 2014 года компания провела более 1500 мероприятий и сейчас работает в 7 странах и в более 70 регионов России. Партнерами являются крупные организаторы: TopLiga Run, марафон «Белые ночи», забеги в Екатеринбурге, Омске, Владивостоке, Уфе и других городах.

IT в бегах

В рамках направления RussiaRunning Services компания развивает несколько технологических проектов:

IТ-платформа для регистрации и биллинга

Одним из технологических решений компании является платформа, которая позволяет организаторам соревнований создавать странички мероприятий или серии, настраивать регистрацию, принимать стартовые взносы и делать online-трансляции во время мероприятия, публиковать результаты события.

Спортивный хронометраж

В спортивных мероприятиях, где стартуют сразу несколько тысяч участников, особенно важным является вопрос хронометража. Обычно организаторы и участники предъявляют высокие требования к качеству измерения дистанции, работе устройств, считывающих время, к скорости обработки данных и их представления онлайн. Участники выходят на старт, чтобы показать новый личный рекорд на дистанции, поэтому организаторам необходимо знать точный результат каждого спортсмена. Также важно определить победителя. Для хронометража команда RussiaRunning использует оборудование голландского производителя MYLAPS. Лидера в области идентификации спортсменов, партнерами компании являются Международный Олимпийский Комитет, Формула 1, IRONMAN и многие другие.

MYSPORT.PHOTO

Помимо сервисов для организаторов мероприятий, команда разрабатывает и персональные сервисы для участников. Например, медиасервис MYSPORT.PHOTO. Во время забега профессиональные фотографы осуществляют съемку, загружают фотографии в облако и обрабатывают их, а участники могут выкупить свои снимки на странице сервиса по клику.

Как развивать IТ-продукт и зачем проекту облако

В 2014 году сервис MYSPORT.PHOTO работал так: фотографы после мероприятия загружали фото на Яндекс.Диск, теггаторы, как правило, это были домохозяйки, вручную проставляли метки на фотографиях в папках, а у участника была возможность со страницы личного кабинете на платформе RussiaRunning искать фото по своему тегу. Не было KPI по скорости, сервис развивался бесплатно, а бизнес в первую очередь решал задачу вовлечения новой аудитории в отрасль.

В 2016 году основатели RussiaRunning приняли решение монетизировать сервис. К тому же уже начали появляться нишевые игроки с конкурентоспособным предложением. Компания выкупила отдельный портал под проект и разработала обновления, однако желаемых KPI по скорости получения фотографий достичь так и не удалось.

В 2019 году RussiaRunning начала делать собственный продукт с микросервисным подходом — с разделением приложения на небольшие независимые микросервисы. Важно было получить масштабируемое решение, которое способно реализовывать намеченную формулу успеха: быстрое предоставление контента высокого качества за счет функциональных и организационных возможностей.

Инфраструктуру нового сервиса команда решила разместить в Yandex.Cloud. Как участник программы Yandex Cloud Boost RussiaRunning получила грант на тестирование платформы. Задачу по масштабируемости помогла решить кластеризация, за счет использования управляемого сервиса Kubernetes удалось повысить производительность сервисов. Чтобы обезопасить себя в период нагрузок, когда мероприятий становится больше и нагрузка на сервер увеличивается, также использовали балансировщик нагрузки — Yandex Load Balancer. В итоге удалось достичь главной цели — теперь участники могут получить фото с забега через 6 часов. Команда ИТ-продукта планирует увеличивать текущие объемы нагрузки в 2-3 раза.

Что дальше

Стратегия развития MYSPORT.PHOTO включает в себя набор решений для выхода на международный рынок. Компания видит потенциал развития в первую очередь в Европе за счет набора цифровых сервисов, гибкой бизнес-модели, лидерства по издержкам и наличию опыта и партнерских связей на рынке.

В планах RussiaRunning совершенствовать сервисы не только для участников, но и для других ролей: партнеров, организаторов, фотографов. Также платформа должна удовлетворять требования трех бизнес-моделей одновременно:

  • Закрытой - собственные/привлеченные обученные команды фотографов с аккредитацией организатора.
  • Условно открытой - любая команда фотографов, аккредитованная организатором.
  • Открытой - любая команда фотографов без аккредитации организатора.

Избирательное применение на рынке трех бизнес-моделей позволяет сохранить дружественные отношения с организаторами, увеличить прибыль, масштабироваться и привлекать в партнеры профессиональных фотографов. Также это дает возможность любому желающему стать фотографом любого мероприятия.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории участников программы Yandex Cloud Boost, которые активно читают наши подписчики:

50

0
4 комментария
Дмитрий Пучков

Молодцы, отличный сервис создали!
В это воскресенье забег в Краснодаре, не понятно в чем бежать, с погодой жопа приключилась на Кубани...

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Кошелева

отличный проект!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Ваш проект можно сформулировать так - здоровый образ жизни фундамент успешного развития бизнеса.😊👍

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда