Оплата через Телеграм или как я убил DAU
DAU — Daily Active Users
Ежедневное кол-во пользователей, загружающих фото еды.
Пришло время подвести итоги проекта — ТГ бота подсчёта калорий по фото.
Несмотря на то, что техничка описания подключения оплаты в ТГ через юкассу описано максимально детально, но есть важная деталь, о которой я узнал после интеграции.
Важно: Интегрируясь с оплатой через @Botfather вы фактически используете эквайринг ТГ.
А это убивает UX, поскольку пользователь должен привязать свою карту к ТГ.Т.е. если вы добавили в качестве оплаты СБП — как самый быстрый и доступный способ оплаты, то в качестве оплаты через ТГ, этого способа нет!
Моя история
Я собрал индекс активности ( DAU ) и увидел, что пользователи пользуются ботом только в первые 2 дня после старта, далее активность падает.
В качестве успешных гипотез, по повышению индекса я предпринял следующие шаги:
Итерация 1
Добавления напоминаний о добавлении еды.
Результат: +1%
Итерация 2:
внедрил персонализированные советы по еде в начале дня, исходя из рациона пользователя. Это привело к росту активности в среднем на +5%.
Результат: +5%
Итерация 3:
Далее, я интегрировал в этом же персонализирлванном сообщении информацию по погоде, исходя из ГЕО пользователя.
Результат: +12%
Итоговое сообщения для пользователя выглядит так:
Это привело суммарно +18%
До старта, я поставил абсолютную цель в 100 активных пользователь в сутки, достижении цели обозначает, что можно переходить к монетизации. И это время пришло!
Экономика монетизации описана здесь, но если кратко, мин подписка составляет 99руб.
Итерация 4 - Монетизация:
Этот шаг полностью уничтожил все плоды по увеличению индекса. Моя текущая активность упала до 1%. И я убежден, что основная проблема, что пользователям приходится привязать свою карту к ТГ.
При тестировании оплаты, даже я, как автор, отложил этот интеграционный тест на день, т.к. под рукой не было карты.
Разбор полёта
У меня есть основная гипотеза, и несколько веток из основной.
Основная гипотеза - UX оплаты, и что я не верно выбрал площадку - ТГ.
Детализация гипотез:
- UX оплаты
Процесс сильно усложнился, поскольку теперь пользователю для оплаты нужно привязать свою карту к ТГ. Сходить за картой, ввести все данные карты и потом оплатить. СБП значительно проще/быстрее. Но этот способ его не поддерживается текущей нативная интеграция с ТГ. - Моя аудитория
ТГ пользователи — эта аудитория обладает большей тех экспертизой, сравнительно с аудиторией, скачивающей приложения из appstore/google play. С той же задачей они могут пойти в chatGPT, но бесплатно - Как итог, UX — как причина, аудитория — как следствие, перестают использовать сервис.
Что можно с этим сделать:
- Прикрутить СПБ оплату по ссылке в вебвью ТГ, чтобы пользователь уже перешел на сайт эквайринга.
- Либо сменить бизнес-модель на B2B
Я склоняюсь больше к смене на B2B, поскольку:
- в B2C с одной стороны я вижу интерес к теме здоровья, с другой, сложно конкурировать с теми, у кого уже есть траффик ( FatSecret и пр )
- Поскольку я наблюдаю, что интерес растет, проекты стартуют. И мне кажется, что проще будет продать себя, как сервис для других проектов, сделав публичный платный API доступ.
Что думаете вы об этом всем?
Подписывайтесь на мой ТГ или блог: https://markovpavel.ru/, чтобы поддержать меня!