Как я открыл IT-стартап, узнал, что мой конкурент – Excel, но не разлюбил продукт
В 2019 году в 859 городах России было зарегистрировано 42 730 новых ООО. 2 853 из них стартапы, основная деятельность которых создание программного обеспечения. В тот же год открылась моя Мастерская цифровых решений, разработчик IT-продуктов для электроэнергетической отрасли.
По данным исследования рынка технологического предпринимательства в России Startup Barometer, 37% IT-стартаперов не заработали ничего за последний год, 18% заработали до 1 млн ₽. Выглядит не слишком вдохновляюще.
С чего начинается продукт
Ну конечно, с идеи. Когда в голове рождается классная идея, надо ее незамедлительно воплощать в жизнь, пока есть вдохновение и запал.
Правда, с IT-продуктами все сложнее. Та же идея могла прийти в голову кому-то другому, кто успел ее реализовать. Тогда возможны сценарии:
- идея провалилась;
- идея успешна, есть продукт, но вы уверены, что сделаете лучше;
- идея успешна, есть продукт, но вы о нем не знали.
Что делать на этапе идеи
1. Поделиться мыслями с потенциальными бизнес-партнерами и близкими.
Если найдете поддержку, начинайте воплощать. Если не найдете поддержки, а идея все равно не дает вам спать, начинайте воплощать.
На первом этапе важно провести анализ рынка в поисках конкурентов. Особо торопливые, окрыленные озарением, пребывают в полной уверенности, что конкурентов нет.
По данным того же Startup Barometer 37%, предпринимателей считают свой продукт уникальным.
2. Найти бюджет. Источниками финансирования на момент запуска стартапа, по данным Startup Barometer, служат:
- собственный капитал;
- грант;
- частный непрофильный инвестор или сбережения друзей и родственников;
- стратегический инвестор;
- венчурный фонд;
- бизнес-ангел — человек, который инвестирует в различные стартапы, обычно от 10 инвестиций в портфеле;
- другое (краудфандинг и т.д.);
- акселератор.
Идея есть. Бюджет есть. Что делать дальше
А дальше пора формировать команду и определяться с методологией разработки. Даже на скромный бюджет можно найти людей, которые будут выполнять работу, выглядеть одухотворенными и поддерживать инициативы руководства. Но до тех пор, пока бюджет не начнет иссякать, а старания менеджера по продаже MVP окажутся тщетными. Дальше наступает демотивация.
Когда продукт пора продавать, а он не продается
На этапе, когда MVP готов, успел обрасти дополнительными функциями, но так и не продается, владелец задумывается о маркетинговом исследовании рынка, если этот этап был упущен. И, о Боже, выясняется, что конкуренты есть. Самое обидное, когда это и не конкуренты вовсе, а Excel. Среднестатистический человек знает только о 20% возможностей этой безобидной на первый взгляд программы, а на деле убийцы стартапов.
Как перестать бояться конкурентов и начать делать полезный продукт
Бизнес без конкурентов — сказка, которая мало с кем приключается. Узнав, что продукт не единственный в своем роде, владелец обращает взор в сторону конкурентов. Самое время проанализировать их сильные и слабые стороны. Если речь об IT-продуктах, возможные уязвимые места — длительное решение проблем техподдержкой, дорогая кастомизация софта под клиента или отсутствие такой возможности.
После тщательной аналитики необходимо пересмотреть идею, план действий и решить, чем именно ваша компания будет завоевывать целевую аудиторию. Проверить концепцию можно только «боем». Если продажи пошли, развивать бизнес станет проще. Достаточно поговорить с пользователями и узнать, какие задачи для них решает продукт. На основе ответов сформировать УТП на языке клиента. Так работает принцип CustDev (от англ. — Customer development), когда покупатели сами помогают определить, в каких направлениях развиваться бизнесу, чтобы приносить максимальную пользу.
Бизнес похож на живой организм, который нужно растить, развивать и подпитывать инвестициями. Идея зарождается, материализуется в MVP, обрастает функциями и становится зрелым продуктом, который приобретает все больше друзей и привлекает единомышленников.
Неудачи случаются, некоторые выбивают из колеи, но влюбленность в идею и ответственность перед сотрудниками не позволят быстро сдаться. Меняйте вектор и двигайтесь вперед. Говорят, что бизнес-план редко выживает после контакта с потребителями. Согласен с этим на 100%. Всем желаю только успешных стартапов! У нас все получится!
Очень интересно! Особенно про прирост сотрудников - поделитесь, как вам удалось?
Мария, спасибо! Набираем сотрудников всевозможными способами. У нас трудится команда HR из 5 человек, даем объявления для студентов МЭИ, сотрудники привлекают своих друзей с релевантным опытом.
Идей много, а ниша IT в ценообразовании, инвестпланировании для электроэнергетики оказалась свободной. Я сам работал в проектировании 17 лет. Знание проблем, которые решаются автоматизацией бизнес-процессов, узкоспециализированное направление разработок, курс на цифровизацию в государственной стратегии развития электроэнергетики — все это помогает нам продавать идеи и выигрывать заказные разработки, которые пока кормят.
Подписываюсь!))
Мария, спасибо) приятно!
Комментарий недоступен
Я лучшего мнения о людях))
Боже, где и с кем вы живете? Хотя может все проще: они отлично считают в уме!))
Комментарий недоступен
Для ответа на первый ваш вопрос, возможно, будет полезна офисная история/разговор двух сотрудниц:
- Как думаешь, наш новый директор Anton Bocharov - женат, или нет?
- Думаю, нет.
- Почему?
- Он каждое утро подходит к зданию с разных сторон.
Мария, спасибо! Набираем сотрудников всевозможными способами. У нас трудится команда HR из 5 человек, даем объявления для студентов МЭИ, сотрудники привлекают своих друзей с релевантным опытом.
Идей много, а ниша IT в ценообразовании, инвестпланировании для электроэнергетики оказалась свободной. Я сам работал в проектировании 17 лет. Знание проблем, которые решаются автоматизацией бизнес-процессов, узкоспециализированное направление разработок, курс на цифровизацию в государственной стратегии развития электроэнергетики — все это помогает нам продавать идеи и выигрывать заказные разработки, которые пока кормят.