Управление несоответствующей продукцией. Метод «8D»
В производственном бизнесе наличие несоответствующей продукции – неизбежная реальность. Управление несоответствиями – не просто вопрос соблюдения требований, а стратегическая задача. Несоответствующая продукция создает затраты на доработку, транспортировку и утилизацию и негативно влияет на прибыль. Следовательно, надежная система управления несоответствиями приобретает первостепенное значение для обеспечения потребностей производства, удовлетворенности клиентов и устойчивой рентабельности бизнеса.
«8D» − решение проблем. Инструмент улучшений продукта и снижения затрат в цепочке поставок
Помимо роли в совершенствовании продукции, методология «8D» стала основой для снижения затрат во всей цепочке поставок. Выявляя первопричины и реализуя корректирующие действия, компании оптимизируют процессы, устраняют неэффективность и сокращают негативное влияние несоответствующей продукции на рентабельность.
Цель методологии решения проблем «8D»
Методология «8D» зародилась в компании Ford Motor Company в 1980-х годах. Изначально она была частью программы под названием «Командно-ориентированное решение проблем», разработанной для решения проблем, касающихся качества и повышения общей эффективности производства. Основная цель методологии «8D» – обеспечить систематический и комплексный подход к решению проблем. Она направлена не только на устранение непосредственной проблемы, но и на предотвращение ее повторного возникновения и создание среды постоянного совершенствования. Предупреждение очередного появления проблем, в свою очередь, оказывает положительное влияние на доходность, сокращая такие затраты, как:
1. Хранение запасов незавершенной продукции.
2. Изменение графика выпуска продукции.
3. Рекламационная работа с поставщиком.
4. Устранение несоответствий.
5. Простой производства по причине дефицита компонентов.
6. Съем, установка, транспортировка компонентов и их утилизация.
Структура методологии решения проблем «8D»
Метод состоит из восьми дополняющих друг друга шагов. Каждый этап метода «8D» имеет в своем названии букву «D», то есть − «Дисциплину». Рассмотрим все шаги метода:
1. D1. Создайте команду. Сформируйте меж-функциональную команду, обладающую необходимыми знаниями и опытом.
2. D2. Определите проблему. Четко сформулируйте проблему, указав ее характер, масштаб и влияние.
3. D3. Разработайте временные меры решения проблемы. Примите срочные меры по предотвращению эскалации проблемы.
4. D4. Выявите коренную причину. Используйте такие инструменты, как диаграммы «Рыбья кость», «5 почему» или «Анализ дерева ошибок» для выявления коренных причин.
5. D5. Разработайте постоянные корректирующие действия. На основе выявленных причин разработайте и внедрите корректирующие действия.
6. D6. Реализуйте корректирующие действия. Выполните корректирующие действия и контролируйте их эффективность.
7. D7. Предотвращайте повторения. Разработайте меры по предотвращению повторного возникновения проблемы.
8. D8. Поздравьте команду. Поощрите усилия команды и закройте проект.
Три стадии решения проблем по методу «8D»
Восемь шагов можно условно разделить на три стадии. Рассмотрим их:
1. Понимание проблемы, оперативное реагирование и сдерживание. Цель этой стадии – не допустить повторного обнаружения проблемы клиентом и обеспечить его защиту от негативных последствий на весь период устранения причин.
2. Определение причин и разработка корректирующих действий. Цель этой стадии – выработать результативные меры по устранению коренной причины, продемонстрировать адекватность и комплексность разработанных мер клиенту.
3. Внедрение корректирующих действий и оценка результативности. Цель этой стадии – качественно реализовать запланированные меры и обосновать снятие сдерживания. Обеспечить уверенность клиента в том, что проблема не повторится.
Отчет по решению проблем по методу «8D»
В отчете «8D» отражен весь путь решения проблемы: он служит и документированной записью, и анализом, и предпринятыми корректирующими действиями, и отчетом об эффективности. Это не только помогает в решении текущей проблемы, но и становится ценным ресурсом для обучения внутри компании.
В управлении цепочкой поставок при работе с несоответствующей продукцией методология «8D» – прежде всего инструмент для снижения затрат. Систематически решая проблемы, предотвращая их повторение и формируя культуру непрерывного совершенствования, компании будут не только эффективно управлять несоответствующей продукцией, но и продолжать путь к повышению качества, удовлетворению потребностей клиентов и повышению рентабельности.