«Автобус в лесу»: как мы отвезли старые автобусы в лес и сделали из них туристические приюты

За пределами Урала и Поволжья мало кто знает, что у нас тут в Башкортостане красота: горы, реки, озера, пещеры, водопады и заповедники. Есть на что посмотреть в любой части республики.

Почти круглый год в электричках полно «копченых» туристов с рюкзаками, другие ездят на своих автомобилях. Кто-то забирается в горы и пещеры, кому-то нравится сплавляться по рекам, много людей ездит на горнолыжки. Локальный туризм — наше все.

Незамерзающее озеро Сарва глубиной 38 метров недалеко от одного из наших автобусов

Идея «Автобуса в лесу» (ссылка на Instagram) появилась случайно. Из нас троих, архитектора, ученого-физика и лесничего, собственную любовь к родной природе для заработка использовал только последний. Он и предложил идею.

Сначала она казалась безумной: что, если отвезти старый автобус в лес, переоборудовать и принимать в нем туристов? Пусть приезжают из Уфы и близлежащих городов на выходные, проводят время вместе, гуляют по лесам и полям и поют песни под гитару. Все как обычно, только вместо палаток или домиков как на турбазе — старый «ламповый» автобус!

Мы начали изучать опыт других, чтобы понять как работает туристический бизнес такого рода. И чем больше мы узнавали, тем более реальным казался наш план.

От идеи до реализации

Первый автобус

«Белый автобус» появился первым в 2018 году

На поиски первого автобуса ушел примерно месяц. Он стоил 35 тысяч рублей и не мог добраться до места своим ходом, поэтому еще 10 тысяч рублей мы потратили на то, чтобы доставить его на место постоянной стоянки в лесу (100 км от Уфы). Это был старый, но неплохо сохранившийся «КАВЗик».

Арендованное место для первого «Автобуса в лесу» уже было, оно находилось недалеко от деревни, где жил и работал лесничим один из наших партнеров.

Затем нужно было переоборудовать его и сделать уютным для туристов. В это, а также в обустройство лагеря вокруг автоубуса, мы вложили еще около 250 тысяч рублей. Сюда входили материалы для внутренней отделки, печь, электричество, работа мастеров, материалы для навеса, отдельно стоящего туалета и прочее.

Было ли страшно инвестировать такие деньги в идею с непонятными перспективами? Еще как. 300 тысяч не были той суммой, которую мы могли вложить с легким сердцем. Это был наш первый опыт в бизнесе. И тем не менее, преодолев страх, мы решили, что лучше отнестись к ним как к инвестициям в собственное образование и не особо надеяться, что они быстро вернуться.

Интерьер «Белого автобуса»

Идея «Автобуса в лесу» возникла в апреле 2018 года, а первые гости в него приехали уже в августе. Для продвижения были выбраны Instagram и VK, но рекламных кампаний мы почти не запускали. Сделали ставку на интересный контент, друзей и сарафанное радио.

Необычное место для отдыха в виде переоборудованного автобуса вдали от городской суеты само по себе привлекало внимание и любопытство, и стимулировало рассказывать о нем друзьям.

Первые гости запустили сарафанное радио и довольно скоро почти каждые выходные в нашем первом «Автобусе» были веселые туристы.

Даже зимой! Поэтому мы выдохнули и решили искать второй.

Второй автобус

Второй — «Желтый автобус». Зимой внутри тоже тепло и уютно.

Второй автобус, как и первый, был найден на «Авито». Он стоил в 2 раза дороже первого — 75 тысяч, но вмещал уже не 5 спальных мест, а 8.

Но в этот раз все было сложнее: у нас не было конкретной локации и партнера, который бы взялся администрировать объект (ездить самим каждый выходные нереально). Напомним, первый администрировал наш партнер, который работал здесь же лесничим.

Мы наметили несколько локаций в пределах 100-200 км от Уфы объединенных интересным местоположением, близостью к природным достопримечательностям, и при этом мало раскрученных с точки зрения туристического потока. Затем поехали в «турне» по селам в этих местах и в первую очередь искали активных, инициативных местных, готовых поддержать нашу идею с автобусом.

Когда один уже есть и принимает гостей, рассказывать о проекте легче.

Нельзя сказать, что в глубинке одни лентяи и алкоголики. Мы нашли активного и трудолюбивого партнера в одном из сел в 200 км от города.

Причем у него уже была арендованная земля в живописном месте на берегу реки, которую он и так планировал однажды использовать для туристического объекта. Он же взялся помогать нам, принимать и провожать гостей, и делает это по сей день.

Интерьер «Желтого автобуса»

На переоборудование второго автобуса ушло в районе 300 тысяч рублей. Инвестировать было легче, мы уже знали, что это работает.

В целом второй объект вышел дороже за счет более высокой цены за сам автобус и большее количество материалов для его переоборудования и обустройства территории вокруг. Могло быть и дороже, но этот «КАВЗик» оказался способен проехать большую часть пути до леса сам.

«Желтый автобус» стал даже более популярным и любимым у наших гостей, несмотря на то, что в нем нет электричества. В первую очередь благодаря красоте вокруг:

Вокруг «Желтого автобуса»
Розовые скалы в 3 км от «Желтого автобуса»
Летать так вообще одно удовольствие

Хижина в лесу

Сейчас у нас есть не только автобусы, но и «Хижина в лесу»:

Внутри «Хижины» только печка и деревянные кровати

Ее мы построили не сами, но активно приглашаем гостей на условиях партнерства.

Хижина когда-то была построена в качестве охотничьего домика. С ее хозяином мы познакомились благодаря раскрутке первого автобуса. Хижина работает в рамках нашей сети по агентской модели. Это идеальное место для спокойного созерцательного отдыха в лесной глуши.

Что дальше?

Окрестности «Желтого автобуса» зимой

Почти каждые выходные оба «Автобуса» и «Хижина в лесу» забронированы. Планируем, что этим летом будет больше людей приезжать и в будние дни.

Оба автобуса окупились примерно через 1,5 года после запуска, при том, что у нас очень демократичные цены — 3000-4000 рублей в сутки на всю компанию из 5-8 человек.

Есть дополнительные услуги: трансфер на снегоходе или ЗИЛе до автобуса (хотя идти от дороги и так недалеко), баня на четверых возле «Белого автобуса», возможность поставить палатку на территории для большой компании и другие.

Возле каждого «Автобуса» есть отдельно стоящий туалет, заготовленные дрова, а внутри — кухонная утварь. За отдельную плату вам могут привезти деревенские продукты от жителей соседних сел.

***

Сейчас мы готовим четвертый объект в 200 км от Уфы. У нас есть место, но нет автобуса, а поэтому это будет домик вроде такого:

Такой тип домиков называется «Tiny house»

Мы пока не нашли компанию, которая смогла бы не только построить нам такой, но и стать партнером для развития франшизы. Знаете такую? Напишите нам в Instagram!

Глэмпинг («гламурный» кемпинг, кемпинг с удобствами) в России начал развиваться не так давно, но уже очень популярен. Экономическая ситуация тут кстати, и людей, которые не прывыкли к палаткам, но любят природу, становится все больше.

Надеемся рассказ о нашем первом опыте получился интересным. Мы готовы делиться им, ждем вопросов в комментариях!

0
222 комментария
Написать комментарий...
Андрей Солозобов

Будет ли рентабельно все это обслуживать в дальнейшем? И во что превратятся эти автобусы через пару-тройку лет и прилегающая к ним территория?
Одно дело, когда есть команда администраторов, уборщиков и других специальнообученных людей, как в кемпинге. Но там они обслуживают сразу много помещений, в том числе туалет, кухню, баню, где-то душевые и прочие постройки, а также территорию.
Даже в финских кемпингах, где постоянно делается уборка, иногда приятнее поселиться в палатке на территории, чем вдыхать атмосферу маленького пропуканного домика.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Коростелев

Проект уже окупился. Территория содержится в порядке, инфраструктура расширяется.
Для обслуживание одного такого объекта не нужна команда, достаточно одного администратора.
Каждый в праве выбрать где остановится. Не понятно зачем называть "пропуканным домиком" место в котором вы не были

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Тесный пропуканный домик в финском кемпинге, в котором я был. В вашем не был, поэтому не утверждаю, а просто задаю вопросы. Как я понимаю, здесь площадка для обсуждения бизнес-проектов?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Коростелев

О, простите. Про пропуканность принял на счёт нашего проекта

Ответить
Развернуть ветку
Илья Казьмин

Нужно ввести какую-то шкалу пропуканности, а то непонятно о чем речь. Например, 0 - чистый горный воздух, 10 - раздевалка в спортзале, что-то такое. 

Ответить
Развернуть ветку
Алина
Автор

Это забавно, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Всё верно, Андрей!
Именно здесь обсуждают бизнес-проекты.

Ответить
Развернуть ветку
219 комментариев
Раскрывать всегда