Как я сдала IELTS на 8.0: советы и откровения

Всем привет! Меня зовут Алла, и осенью я сдала академический IETLS на 8.0. Примечательно, что английский я перед этим не повторяла лет 13. Еще примечательнее те инсайты, которые принесла мне подготовка к экзамену. В статье хочу рассказать, к каким выводам пришла, какие практики освоила и какими ресурсами воспользовалась.

Немного о себе

  • Я не лингвист и не филолог. Еще я не учитель и не коуч. Я ничего не понимаю в методиках обучения, никогда не пользовалась никакими мнемоническими правилами и не задавалась вопросом: «Как правильно учиться?»
  • Я никогда не жила ни в каких англоговорящих странах. Я даже не бывала в них проездом.
  • Я не начала учить язык вчера :). Я его учила с первого класса. Классе в 10 пошла на курсы при Британском совете (он тогда еще работал) и через год сдала FCE (First Certificate in English). Это Кембриджский экзамен, который подтверждает твое владение английским на уровне Upper Intermediate (B2) и не имеет срока годности.

После этого был институт, а после выпуска 13 лет назад моя практика в английском сводилась к тому, чтобы попросить счет в кафе во время зарубежного отпуска.

Так было до августа 2020, пока мне не приспичило сдать IELTS Academic.

Можно ли подготовиться к IELTS за месяц?

Первое, в чем я убедилась, когда начала готовиться: не зря я сдавала FCE. Крепкий Upper Intermediate — как несгораемая сумма: всё, что сверху, без практики испарится, но база останется с тобой. И одного интенсивного месяца вполне достаточно, чтобы сколотить «надстройку» в виде продвинутой лексики и устойчивых выражений.

В то же время, если вы начали учить язык недавно и хотите сдать IETLS на 7.0 и выше, то придется очень постараться. И месяца в этом случае будет недостаточно. Дело не в ваших способностях или инновационности методик, по которым вы готовитесь. Дело в специфике освоения языка.

Один из пунктов, на которые пристально смотрят экзаменаторы, это спонтанность речи. Насколько легко, естественно и без ошибок ты можешь выкрутиться, если не знаешь какого-то слова или не знаешь ответа на вопрос. Это то, что невозможно сымитировать или вызубрить.

Спонтанно разговаривать на иностранном языке можно, только если он закрепился в костях, мышцах и сознании. На языке нужно думать. А это, увы, время.

Поэтому не верьте тому, кто обещает подготовить вас к экзамену за две недели. А если вы только начинаете учить язык, обязательно доучите его до Upper Intermediate. Остальное приложится очень быстро.

Тесты — зло?

Больше всего перед подготовкой я переживала не из-за утерянных знаний, а из-за самого тестирования. Английские тесты всегда наводили на меня ужас: я упорно не понимала их логики и всегда ошибалась.

Но языковые тесты целиком построены на конкретных техниках. Так что главное — изучить методологию. В случае с IETLS она четкая и есть в открытом доступе (например, на сайте самого экзамена). Обязательно почитайте, что проверяют в каждом блоке и что нужно сделать, чтобы получить тот или иной балл.

К тому же, в тестировании исключен человеческий фактор. Да, в блоке Speaking вы общаетесь с живым человеком, но тот идет строго по скрипту, а разговор записывает на диктофон. Так что ситуация, когда вы, например, просто не понравились экзаменатору, невозможна. После этого тесты уже не будут казаться таким уж злом.

Показывают ли тесты реальное владение языком?

Мне кажется, истинный уровень можно объективно оценить только в одном блоке — том самом Speaking’е. Как я уже писала выше, задача экзаменатора — понять, можете ли вы говорить по-английски спонтанно и естественно. Тут либо можешь, либо не можешь. Остальные блоки скорее показывают подготовку, а не реальное знание.

Впрочем, сама по себе подготовка к экзамену — это уже отличный способ прокачать свой уровень.

Нужен ли преподаватель для подготовки к экзамену?

Когда я осознала, что буду сдавать IETLS, сразу же побежала искать репетитора. Мы позанимались месяц, и я ушла в свободное плавание. Когда у тебя приличный уровень, но мало практики, всё, что нужно от преподавателя, это:

  • подсказать тебе, что стоит подтянуть,
  • вычитать несколько твоих сочинений,
  • напомнить тебе, что ты великолепен и со всем справишься (по крайней мере для меня это оказалось самым ценным в этих занятиях).

Всё остальное можно найти в интернете. Как бесплатно, так и за копейки.

Когда уровень пониже, нужно довести его до Upper Intermediate с преподавателем — а дальше можно и самостоятельно.

Как тренировать речь без преподавателя?

Чтобы говорить…. нужно говорить :). Просто говорить со всеми (и со всем) вокруг:

  • с родными и друзьями,
  • с неизвестными людьми в разговорном клубе и известными людьми на работе,
  • с тренажерами в интернете (вроде таких),
  • с предметами, животными и самим собой. В последнем случае есть отличное упражнение: с утра проговаривать свои планы на день перед зеркалом. Ну а вечером — подводить итоги.

Как учить слова и идиомы?

Помню, какую боль у меня в школе вызывали все эти «топики». Когда тебе дается текст на определенную тему, и надо этот текст пересказать…

Только сейчас, спустя N лет, я поняла, насколько это был эффективный способ запоминания! Если хотите усваивать слова и фразовые глаголы, учите только готовыми конструкциями и только в контексте. И обязательно проговаривайте их вслух.

Прочитали статью — перескажите своими словами. Прочитали книжку — расскажите о впечатлениях. Увидели новое слово — повторите его в разных предложениях несколько раз (говорят, надо не меньше десяти). Сочиняйте и рассказывайте истории! (кстати, на этом построен почти весь блок Speaking)

Слушать песни, смотреть подкасты, читать новости — всё это тоже помогает учить новую лексику. Писать сочинения — тут вообще можно убить двух зайцев сразу. Но мне лично больше всего помогает просмотр фильмов в оригинале с английскими субтитрами. Да, я из тех, кто останавливает фильм и записывает новое слово или выражение.

Что читать?

Всегда восхищалась своими знакомыми, которые читали какого-нибудь Толкина в оригинале. Никогда так не умела. А сейчас поняла, что мне это и не нужно. Сильно мне пригодится язык Толкина в работе, учебе или повседневной жизни? Равно как и язык Брэдбери, Кэрролла и любой другой книжный язык. Намного больше пользы мне принесло чтение статей, обзоров, исследований, кейсов и профессиональной литературы.

Была рабочая задача — разработать стратегию по своему направлению. В русскоязычных источниках материала оказалось недостаточно. Пришлось очень быстро освоить технику сканирования текстов: времени на глубокое погружение нет, и глаз сам учится цепляться за ключевые слова. Результат — 8.5 за Reading.

Можно ли выучить язык вне среды?

Я недаром подчеркнула, что никогда не жила в англоязычной среде. При этом мне и дома удалось выучить язык до нормального уровня. Но «нормальный» — это все же не Proficient. Proficient тоже можно достичь, но на это уйдут годы.

Впрочем, можно попробовать эту среду себе создать. Самое банальное — переключить браузер, смартфон, разные рабочие инструменты на англоязычный интерфейс. Можно для разнообразия читать многоязычные сайты в английской версии. Можно гуглить только на английском. Можно читать, слушать, петь и говорить. Окружить себя английским со всех сторон.

Обучить языку может только носитель?

До уровня Intermediate, думаю, можно обойтись без носителя (хотя лучше не обходиться). А вот дальше нужно искать англоговорящего преподавателя. Причем желательно, чтобы он был еще и не русскоговорящим.

Каким бы квалифицированным ни был ваш отечественный репетитор, он не будет обладать тем произношением, словарным запасом и языковым чутьем, которым обладает носитель языка. Что бы там ни говорили. Исключение — те русскоговорящие преподаватели, которые большую часть жизни прожили за границей и стали по сути билингвами.

Как убрать акцент?

Когда я прочитала описание экзамена, обратила внимание, что в блоке Speaking оценивается в том числе произношение. И запереживала: а вдруг я недостаточно четко обозначу вокальную разницу между bad и bed и т.п.

Всё оказалось намного проще. Экзаменатора волнует три вещи:

  • ваше знание правил и исключений (например, произносите ли вы звук b в слове doubt, правильно ли ставите ударение в слове infamous и проч.),
  • понятность вашей речи (причем интервьюер необязательно должен понять вас на 100%),
  • интонирование (то есть не полная монотонность).

То же самое важно любому, кто разговаривает с иностранцем.

При этом я знаю людей, которые блестяще владеют английским, но боятся лишний раз что-то сказать, потому что стесняются своего акцента. И знаю тех, кто смеется над говорящими с акцентом, приговаривая, что те не знают языка. В этой связи важно понимать следующее:

  • Наличие или отсутствие акцента ничего не говорит о вашем уровне.
  • Иностранцу почти всегда приятно, когда вы пытаетесь говорить на его языке, и ему нет дела до вашего акцента.
  • Акцент — это ваша идентичность. Если хотите, это часть вас. Избавиться от акцента очень и очень трудно, особенно от славянского: русский язык значительно жестче английского, у нас совершенно другая артикуляция, интонации и т.п. А потому стоит ли так убиваться? Если вы не разведчик и не актер, не стоит.

Как заставить себя учиться? :)

Капитанскую вещь скажу, но во всем нужна цель. Причем она должна быть сформулирована по SMART! Даже в личных делах. И это основное, что я прочувствовала, пока готовилась к экзамену.

Честно говоря, за эти 13 лет без практики я таки пыталась заниматься с преподавателями. Так, чисто для себя, чтобы поддерживать уровень, вдруг пригодится. Но «чисто для себя вдруг» никогда не пригождается. Я тратила деньги — а в голове ничего не оставалось, кроме Could you bring me the bill.

Но потом у меня появилась ЦЕЛЬ.

  • Она была конкретной: я должна была сдать экзамен IELTS Academic.
  • Она была измеримой: мне нужно было получить не меньше 7.5 баллов.
  • Она была достижимой и реалистичной: я все-таки была опытным лингвофилом и с английским в принципе дружила.
  • И она была ограниченной по срокам: я поставила себе дедлайн — до декабря. Сдала 7 ноября.

«Я поставил цель за 10… ну хорошо, 12 лет выучить французский язык».

Это не цель по SMART.

«Я поставил цель за полгода подняться с уровня Pre-Intermediate до Intermediate и подтвердить это тестированием».

Вполне себе цель по SMART.

Легко мне не было. Целый месяц я занималась каждый день по три-четыре часа. Но результат того стоил.

Полезные ресурсы

IELTS Band 7+ Complete Prep Course — курс, который попался мне в рекламе: ). Купила с 90-процентной скидкой. Думаю, есть много подобных, разных и недорогих.

English Speaking Success — совершенно потрясающий преподаватель. Интересно, смешно, интерактивно и полезно. Это был мой основной ресурс при подготовке к Writing и Speaking.

Темы для IELTS Speaking — краткий обзор возможных тем с небольшим практикумом.

IELTS Online Tests — довольно сложные тесты для тренировки. Справитесь с ними — ничего уже будет не страшно.

IELTS-up — тесты попроще с тренажером речи.

Action Plan for IELTS — книжка для подготовки к экзамену.

The Sound of English — коротенький курс по произношению. С аудио!

Collocations Dictionary — словарь идиом.

Vocabulary Quizzes — квизы для тренировки лексики.

Lyrics Training — тренажер для отработки лексики на примере песен.

Удачи всем, кто решил сдавать экзамен или просто хочет повысить уровень языка!

В следующий раз расскажу о тонкостях IELTS и поделюсь практическими советами по их отработке.

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Ринат Карлин

Я думаю что статья - ложь. Уровень C1 - это офигенно высокий уровень. Я изучаю английский уже 5 лет.  2-3 раза в неделю репетитор, читаю конандойля и агату кристи на родном языке (это не начальный, но и не супер-высокий уровень), смотрю фильмы на английском, видосы шоу и сериалы, но часто все равно приходится смотреть перевод ввиду сленга или непонимания говора. У меня - настойщий уровень B2. Не дотягиваю до уровня C1 совсем никак, даже близко. Говорю не супер свободно, но изясняюсь так, что нейтив - полностью поймет. Могу рассказать за политику, за жизнь, за профессию и на свободную любую тему. И тут статья, в которой девушка со школы изучавшая английский и не практикующая его кучу лет за 1 месяц вдруг поднимает его  до С1. Это как если бы ты когда-то в школе ходил в кружок на шахматы, и через 15 лет сел играть с мастером спорта по шахматам и выиграл его, до этого имея месяц подготовки. Ей должны были встречаться такие слова, которые бы она никогда в жизни ни то что не слышала, а даже не встречала, и такие правила, которые хрен когда вспомнишь, потому что видишь, как его применяют, раз в полгода в каком-нибудь умном интервью. Тут просто не договаривают, и заведомо вводят ложную информацию о начальном уровне подготовке. Можете минусовать, и негодовать - я лишь делаю выводы исключительно на своем опыте и знаниях. 

Ответить
Развернуть ветку
Алла Гузова
Автор

Всё правило. Вы делаете выводы исходя из своего опыта. А я - из своего. Не была бы сама под впечатлением от того, что всё получилось, не написала бы статью. 

И потом, я же написала, что о реальном уровне тест ничего не скажет. Ни сленгом, ни книжным английским я не владею. Но их владение у меня никто и не проверял 🤷‍♀️ 

Из того, чего я не написала: мне уже далеко не 16 лет и английский - не единственный язык, который я учила в жизни. Думаю, именно это помогло понять академические тексты да и вырулить в некоторых других местах: видишь латинский корень и можешь догадаться, слышал или читал про какой-то факт, и теперь тебе легче рассуждать на какую-то тему. Но это уже мои спекуляции.

Ну и да. Правила не забываются :). Русские правила я же не забываю. Хотя по сравнению с русской английская грамматика как будто вообще не существует 

Ответить
Развернуть ветку
Tostesson

Алла, а приложите к статье ваш сертификат с номером, м? А то реально вопросы возникают. 

Ответить
Развернуть ветку
Алла Гузова
Автор

я смотрю, мы на второй круг заходим...
не понимаю, откуда столько сомнений, это же не  GMAT :)
простите, но без номера

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tostesson

Вот теперь молодец)

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда