Можно ли по суду вернуть деньги за некачественную франшизу?

Для тех, кто не любит читать много-много букв, спойлер: деньги вернуть нельзя!

Как выглядит франшиза в голове ее покупателя?

Это очереди в первый Макдональдс в Москве взято из открытых источников

Мысли приблизительно такие - Вот есть успешные ребята, которые уже сделали классный бизнес. Учтены все "подводные камни", посчитаны все риски.

Это верно для зрелых франшиз, тот же самый Макдональдс. Кажется что можно выти в чисто-поле, воткнуть в землю палку с табличкой где нарисована большая желтая буква "М" и выстроится очередь.

Увы, но 90% того что продается сейчас на рынке франшиз, это просто теоретический и красиво упакованный бизнес-план. Я бы назвал его "Кажется мы знаем как заработать денег" (но это не точно). И реально продавцы знают - только знают как продать информационный продукт. По сути это всеми нами "любимый" инфобиз. Покупатель получает примерный план действий и далее начинает учиться делать бизнес в реальных условиях, которые почти всегда не соответствуют теории. Большинство таких историй заканчивается плохо.

Второй мотивирующий фактор к покупке - это страх. Любой старт бизнеса это риски, и кажется, что купив некую внешнюю экспертизу и поддержку эти риски можно сильно уменьшить. Опять заблуждение - столкнувшись с реальными проблемами вы получите стандартные скриптовые ответы:

  • снизьте цены
  • увеличьте бюджет на рекламу
  • работайте с отзывами
  • сходите в церковь :)

И я тоже на это повелся

Осенью 2018 я запустил Школу Программирования по франшизе. Про то как это было можно подробно прочитать в ранее изданном (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4).

Мотивацией в покупке выступил страх (желание получить готовую экспертизу и минимум граблей) и кажущаяся скорость запуска.

За 3 года работы мне пришлось пройти три арбитражных суда, два их них по аренде и один с держателем франшизы. Расскажу про последний.

Началось все с “боданий по договору”, почему-то ребята как-то напрягались и даже немного обиделись, когда в процессе согласования мы начали вносить правки. Уравняли штрафы, а их было штук 10. Например, прописали все посещения моей Школы только с предварительного согласования, и еще какие-то штуки которые превращали меня в клиента, который платит, а их в поставщика услуг. По крайней мере , на тот момент мне так казалось. Сильно спорный был пункт о невозврате паушального взноса в 350К, ни при каких условиях. Договор был на 3 года, тогда казалось что уж 3 года мы с ними точно отработаем. Наивный был.

Плата за обучающую платформу (роялем) была 10% от выручки с каждого ученика. Плюс, в последний момент ввели сбор за AMOCRM, в ней предполагалось вести всю деятельность. Отказаться было нельзя, это ещё, 2000р в месяц.

Нам отгрузили доступы на платформу и некую библиотеку документов. Было 2 выделенных куратора, первый по бизнесовой части (это типа про деньги и клиентов), второй по учебной (это про методику и преподавателей). С бизнесовым куратором общались просто отлично, первые недели три, потом девочка ушла в международные продажи.

С куратором по учебной части не сложилось сразу. Я в первой части писал что кандидаты в преподаватели проходят своеобразный тест из 2 частей, сделать мультик по видео на Scratch и траблшутинг ( исправить ошибки) готового проекта, там что-то не работало и нужно было понять что именно и комментариями правильно натолкнуть ученика на решение.

Куратор проверяет оба задания и дает обратную связь.

Короче, эта замечательная женщина начала зверски “мочить” моих кандидатов в преподаватели. Я ж только что деньги заплатил, вроде как Клиент, написал гневное письмо с требованием сменить куратора. Замену сделали быстро.

Первые проблемы

Сначала все шло вороде хорошо, нам даже по договору сгенерили первые 50 лидов, правда это не спасло. Кураторы начали меняться раз в 2 месяца. Каждый новый постоянно хотел какую-то отчетность, с ценой лида, ценой клиента и прочими маркетинговыми полезностями. Раз или два эти отчеты составили, но потом стало понятно что игра шла в одни ворота. Отправляет отчет, вроде как ожидаешь совет как это улучшить, а в ответ - Снизьте цены. На вопрос - Зачем? Ответ - У других так. Вот такой системный подход к маркетингу.

А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей.

Второе что стало сюрпризом - толком не работала телефония, которая тоже шла в нагрузку. Узнавали ли про не сразу. А так - сидим, нет звонков часа три. О! Нужно проверить телефон. Не работает. Отправляем заявку в техподдержку - день чинят. Заявок через 5 сменили номер и ушли на свою АТС.

Третье, все сайты партнеров делались на стандартном шаблоне, куда нельзя прикрутить ни свои доп программы, ни даже Яндекс. Метрику. В итоге ушли на свой сайт, от партнерского все равно нет никакого толку. Нас даже не отметили на карте партнеров, объяснив это “техническими” трудностями.

Кстати, из-за собственного сайте был отдельный “наезд”, его нужно было согласовать. Я написал письмо и, не получил никакого ответа, ну значит согласовали. Вообще у нашего Франшизика, сильно страдала официальная переписка, все наезды происходили по телефону, а это, к сожалению, к делу не пришьешь.

И главный момент, я старался нигде не использовать лого и айдентику Франшизика. Это по сути ничего не давало, бренд слабый, в раскрутку ничего не вливают.

По поводу отсутствия лого было тоже пару наездов, но договор говорил о ВОЗМОЖНОСТИ использования лого, а не про ОБЯЗАННОСТЬ. Хочу использую, хочу нет.

Пошел прессинг

Еще при заключении договора у нас был прописан план по ученикам. Попытки узнать как эта цифра была получена к успеху не привели. То ли методика расчета слишком секретная, то ли человек который крутил этот барабан с рандомными числами - уволился.

Но меня убедили что это просто план, ни на что не влияющий. И парни достали этот козырь, как вы думаете, когда? Конечно в разгар пандемии.

Сначала меня вежливо предупреждали по телефону - Чувак, ты маловато платишь роялти, напрягись, заработай, а то уволим.

Все обучение строилось полностью офлайн, с введением тотальной самоизоляции чтоб не потерять клиентов мы снизили цены на 50%, но все равно какая-то часть отвалилась.

Работа шла в минус, была попытка написать письмо "турецкому султану" (гендиректору франшизы) о снижении роялти.

Официального ответа, по традиции не пришло. Зато пришло это в Телеграм.

Если коротко - Мы вас по-любому кидаем. А вы за это еще и спасибо должны сказать.

Соглашение сторон оказалось ну совсем неинтересным, в ответ предложил вернуть часть паушального взноса и разойтись. Традиционно на это никто не отреагировал.

Роялти после этого я платить перестал. Доступ на платформу для учеников конечно же закрыли. Хорошо что в мае мы заканчиваем учиться и дети уже делают индивидуальные проекты без привязки к платформе. Полтора месяца работали уже сами.

Суд

Договор с Франшизиками у нас был на три года, прошло чуть меньше двух. Было желание вернуть часть паушального взноса, ну и что-то еще.

Написали досудебную претензию - нет ответа, через две недели - иск в Арбитражный суд. Вот тут начался цирк, кто мне только не звонил, от менеджера, до финансового директора. Последний сначала предложил мировую за бутылку вина, реально - Давай говорит, пришлю винишка, и забудем про это.

Потом перешел к угрозам - Мы наймем самых дорогих юристов и выставим счет за их услуги.

Ну Ок, нанимайте, драка это дело такое, можно кому-то навалять, или тебе наваляют. Я был готов к обеим исходам.

После того как я подал иск, Франшизики прислали уведомление об одностороннем расторжении договора.

Так как эти разборки пришлись на пик пандемии и самоизоляции, суды работали очень плохо, чтобы ознакомиться с материалами дела (Ответчик конечно же копию не прислал, хотя процесс это предполагает) пришлось делать два запроса, а потом в перчатках и маске фотографировать 400 листов дела.

Сам суд был в два этапа, первый типа собеседование - вообще ни о чем. Второй само заседание.

К сожалению, ни один их наших доводов суд не принял, ни то что Франшизики не реагировали на обращения, ни то что планы по ученикам в договоре были взяты с потолка.

В требованиях было отказано. Увы, потом разбирая практику по подобным делам, узнал что у нас это норма, тебе могут продать любую франшизу, с любыми обещаниями - все риски несет покупатель. Идеальная схема "наебизнеса". Взял паушальный взнос, закрепил территорию, через год расторг договор, запустил следующего. Кстати, Прокуратура на обращение тоже никак не отреагировала.

Забегая вперед, свое обещание выставить космический счет за юридические услуги они выполнили, приложив договор явно составленный и подписанный задним числом. Суд на это, как полагается, внимания не обратил. Ниже комментарии юриста по ситуации.

Обращаясь в суд с требованием о возврате уплаченного паушального взноса и иных платежей, предприниматель указал, что Ответчик ввел его в заблуждение относительно реальной финансовой целесообразности такой деятельности, условия договора со стороны ответчика не исполняются, поддержка ответчика отсутствует.
Суд с доводами предпринимателя не согласился т. к. в договоре не было конкретных гарантий получения прибыли, а размер роялти рассчитывался исходя из дохода, а не прибыли. Также суд указал, что он как предприниматель действует на свой риск и должен был оценить риски при заключении договора.
Кроме того, договор был составлен так, что сумма паушального взноса является платой за услугу подключения к информационной системе и соответственно такая услуга считается оказанной в момент подключения.
Кроме того, Ответчик умело использовало действия истца себе на пользу – суду предоставлены доказательства, что ответчик прекратил платить, хотя обязан был вносить платежи несмотря на приостановку деятельности, не требовал в судебном порядке изменения платы за услугу, не заявлял встречных исков в течение срока действия договора, не направлял претензий относительно качества услуг и кроме того своим несогласием признал факт получения уведомлением об отказе от договора, после чего суд признал отключение предпринимателя от системы законным, а ранее уплаченные суммы не подлежащими возврату.
Заключая договор нужно следить за тем, чтобы обещания и заверения контрагента были отражены на бумаге. Обещают высокую прибыль? Отлично – тогда роялти оплачивается исходя из чистой прибыли, а не исходя из дохода, с которого еще нужно заплатить налоги и из него выплатить расходы на аренды и зарплату персоналу.
Обещают обучение и помощь? Зафиксируйте в договоре конкретное количество часов и обучения/консультаций и форма обучения, указание, что стоимость таких доп услуг входит в стоимость услуг.
В договоре написано, что контрагент имеет право на одностороннее расторжение? Предусмотрите, что такое право у него возникает только в случае предварительного направления предупреждения и неисполнения требования в течение 10 рабочих дней.
Не лишним будет прописать порядок вашего выхода из договора - предусмотреть право на односторонний отказ и предусмотреть обязанность возврата Вам части паушального взноса пропорционально времени, оставшегося до окончания срока договора.
Вся экономика проекта должна быть Вам понятна. Сколько нужно будет потратить на аренду, зарплату, программное обеспечение, согласование деятельности с государственными органами, коммунальные услуги и т. п.

Петр Слизкий, Юрконсультация "Тыжюрист".

А теперь можно сделать выводы "задним умом"

  • В первую очередь в договоре смотрим на правила "развода" и раздела имущества
  • Если пишем про какие-то деньги или учеников, продавец бизнес-плана должен нести за этого гарантии, иначе это просто очень дорогая бумага
  • Какой же я молодец что не использовал ни лого, ни сайт, ни предоставленный телефон, а сделал все свое. То что мы перестали быть частью чего то большого и великого никто не заметил.
  • И наконец, можно было просто купить готовую учебную программу, это в разы дешевле и первично привлечь кого-то для помощи в наборе преподавателей

С момента развода с франшизой прошел год, мы пережили пандемию, расширили список курсов и открыли 2 новых филиала. Март 2021 показал рекорд выручки за все время работы. Суды с франшизой идут до сих пор, они пробуют отжать крупный чек на судебные издержки.

А еще я собственник ИТ-компании и веду авторский канал. С юмором и легким занудством о процессах, персонале, мотивации и других особенностях работы айтишников С-level'a.

https://t.me/vroderabotaetno

0
161 комментарий
Написать комментарий...
Alexander Weber
 Для тех кто не любит читать много-много букв - спойлер. "Деньги вернуть нельзя!"

Ибо урок за который ты не заплатил никакой не урок

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Не читаю статью

Читаю первый камент

Сэкономил время 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Николаев
А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей.
мы начали вносить правки. Уравняли штрафы, а их было штук 10. Например, прописали все посещения моей Школы только с предварительного согласования,... . Сильно спорный был пункт о невозврате паушального взноса в 350К

То есть автор не любит мозготрахов, но сам таковым является

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Михаил Б

Отличная идея для новой франшизы! 

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Я этот урок бесплатно в комментах на виси получил

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kozlov

На самом деле по тексту сложилось полное ощущение что вы сами нарушали всё что было запрещено, не слушали что вам говорил франшизодержатель и позднее не смогли доказать свою позицию в суде. 

Эта история учит о несколько ином печальном опыте

Ответить
Развернуть ветку
Иван Николаев

Вот именно. Одна эта фраза чего стоит :

я старался нигде не использовать лого и айдентику Франшизика. Это по сути ничего не давало, бренд слабый, в раскрутку ничего не вливают.

Один из смыслов франшизы - это бренд.
По каким критериям автор решил, что бренд слабый? У него есть количественные исследования? Знает ли он, сколько они вливают в раскрутку бренда и является ли эта сумма большой или малой и относительно чего? 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Алексей К

Да, нашла коса на камень.

"Ожидаешь совет как это улучшить, а в ответ - Снизьте цены. На вопрос - Зачем? Ответ - У других так. Вот такой системный подход к маркетингу.

А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей."

Мне кажется, стоило бы воспользоваться советами фрачайзера и проводить эксперименты, которые он рекомендовал.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Это вам. 

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Слишком много дали.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Kesha Pazzy

После успешного открытия 2ух филиалов Вы планируете открыть свою франшизу? 

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

2вух....вижу, вы с автором текста на одни курсы графоманов ходили

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Art

Вообще конечно если вам нужна франшиза для такого ‘сложного’ бизнеса лучше мне кажется бизнесом не заниматься или относится к вашей ситуации что вы заплатили налог на лоха)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Maksim Georgiev

Неудачный кейс имеет ценность в разы больше если разобраны все факторы которые вы привели. Что бы люди задумывались на будущее как это бывает и не пошли гулять по вашим граблям. Очень полезный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

ценность как учебник ? да
ценность как бизнес, уже нет )

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Volkov

Читаю книгу "О чём молчит Бигмак", это история становления Макдака.
В то время (50-е годы) в США большинство франшиз было построено либо на доении франчайзи, либо франшизы продавались налево-направо, лишь бы продать, а дальше хоть трава не расти (как в этом случае).
Рэй Крок, владелец Макдональдса, чуть ли не первым понял, что франчайзи должен зарабатывать, и зарабатывать много. И когда первые франчайзи стали зарабатывать больше франчайзера, к Макдональдсу выстроились очереди из потенциальных франчайзи, а что случилось дальше, все знают. 
У нас рынок франшиз сейчас напоминает то далёкое время Америки 50-х.

Ответить
Развернуть ветку
Артём А.

Скиньте ссылку на торент с книгой, почитаю, открою нормальную франшизу

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Katya Favo

Владимир — спасибо, что делитесь. 

Все эти бизнес-истории навевают на мысль, что бизнес в РФ пока делается на медийном образе. Читала не раз интервью с Дарьей про Алгоритмику, думала, какая крутая девушка. А теперь вот такая история.

Тут же вспоминается недавнее расследование про Свалку на vc.

И статья «Почему успех ТК банка не выйдет повторить в Европе».

И расследование The Bell про Wildberries, из которого вытекает, что хозяйка бизнеса не была «предпринимателем от сохи», а за ней с самого начала стоял небедный муж.

Есть хоть какой-нибудь честный бизнес, который много заработал без хитрых схем? :) отпишитесь (если есть такие представители), а то и смешно, и грустно. Дайте на вас посмотреть)

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Рублёв

Бизнес в РФ - это продажи в РФ или производство в РФ? Потому что если второе, то такого бизнеса много в сфере IT-разработок и аутсорсинга. Например вот знакомые у меня недавно свою игру сделали - 500.000 продаж в первую неделю. У меня в студии 50 человек работает. Мы обычные ребята из обычных российских семей.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ленин-гриб

Бонафайд Дочи
Считаю его одним из сильнейших русских брендов 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Артём Антипин

Время бизнесов закончилось лет как 10 назад. В лучшем случаи самозанятый.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Furtaev

У Дарьи школа называется Кодабра.
Алгоритмика - это 4 мужика-основателя.

Ответить
Развернуть ветку
User175

Вы случайно Дарью из Кодабры не перепутали? )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Озверевший Фукуяма

А много это сколько?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

т,е если за спиной богатый муж, то это гарантирует успех, качественную идею!? и если за спиной кто-то стоял, то все - фу,фу!?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Сальников

Мы в этом рынке  дополнительного образования достаточно давно с 2011г. .  Образовательная робототехника под Брендом Лига Роботов.  первые франчайзи появились в 2015 г.  И сейчас  зарабатывают в городах миллионниках где-то по 500 - 800 т.р. в месяц. ( таких есть до 10) . еще 15 зарабатывают по 100 -200 т.р.   И есть неудачные города, где доходы меньше 100 т.р.  В выстраивание такого продукта ушло несколько лет. . И мы  полностью сами выросли до 40 городов и 5 стран ( без внешних вливаний или поддержки госудаства) .  Но я не могу сказать что мы прям много заработали. Обороты УК (ФРАНЧАЙЗЕРА)  от Роялти не когда не превышали 30 млн. в год.  С другой стороны мы не тратимся платную на рекламу, все партнёры это входящие обращения.  

Продукт настоящий - но в социальном бизнесе сложно делать более 20% прибыли. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Я вот вообще не понимаю, нафига нужны франшизы, которые очевидно сами только-только появились и никому ещё не доказали свою пользу.

Человек покупает франшизу в области обучения программированию - неужели он надеется на экономию на экспертизе? Не придется самому знать программирование? - Да, видимо, всё-таки придется. Не придется шарить в педагогике? - Ну, понятно, что придется.

Если человек шарит и там, и там - франшиза нафиг не нужна, потому что она только логотип даст, ничего более. Вопросы по администрированию/привлечению клиентов/прочему всё равно сам покупатель должен будет закрывать.

Если он не шарит ни там, ни там - тогда это вообще кот в мешке.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Я вообще считаю, что на франшизах только зарабатывают сами организаторы, если конечно не брать мировые тренды.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Serge Ovchinnikov

Ну не так уж все категорично. Вопрос больше в том, что делать это все самому будет дольше и дороже почти во всех случаях. Тупо экономия. Что не отменяет и самостоятельного погружения и доделывать все там, где франшизики не справляются. Большинство франшиз помогают избежать самых частых грубых ошибок на старте и уже на этом этапе окупают эти затраты. Но пугает тенденция нагибания франчайзи штрафами и запретами, очень хочется от таких свалить через какое-то время.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Меркулов

Однажды в ресторане, куда я приехал с другого конца города чтобы поесть Рёбер, мне сказали - что поставщик подвёл и рёбер нет. Мне такая постановка «вопроса» была непонятна. Ведь человек тут утверждает, что «мы все делаем правильно, человек который выбирает и договаривается с поставщиками тоже прав, это поставщик ошибся». Такое выделение части из целого это проблема всей нашей цивилизации. Если я не вижу связи между событиями, – я утверждаю, что их нет. И на этом утверждении строю претензии к миру. 

Вот и этот пост мне напомнил что-то подобное. Человек говорит, «франшиза плохая». Не «я не разбираюсь», не «купил опыт/обучение», не «я не умею выстраивать отношения с людьми и хорошо бы научиться»(ведь товарищ нам говорит при 3(!!!) суда в посте. Один бывает случайностью, но если со мной 3 раза, с разными людьми происходит похоже событие - это повод подумать о том, как ты мыслишь и оказываешься в таких ситуациях). 

Ситуации конечно все разные, и люди разные, но если мы не научимся как то иначе подходить к тому, что с нами происходит, иначе анализировать, делать выводы – с нами бесконечно будут происходить одни и те же события. Люди будут меняться, места, проекты, а смысл событий повторяться и повторяться. Мужества вам. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Sergei Timofeyev
 Однажды в ресторане, куда я приехал с другого конца города чтобы поесть Рёбер, мне сказали - что поставщик подвёл и рёбер нет.

Деньги же вы заранее не заплатили, нет? А франч платит. )

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Art

Ну как всегда вы Мега правы но суд конечно вы проиграли)

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Все было против автора, Погода, мяч, болельщики, другая Команда...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Коваль

Небольшой плюс есть все же. 
"После того как я подал иск, Франшизики прислали уведомление об одностороннем расторжении договора" - видимо удалось избавиться от договора без штрафных санкций, чего автор возможно и хотел. 
Кстати по судебным расходам - в арбитраже могут взыскать прилично, но в разумных пределах. Какого бы дорогого юриста ваши оппоненты не нанимали, всегда есть определенный потолок.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Как-то ни слова про детей и программирование и обучение)). Как там в песне. Чтобы врачь блять учился как ты! Чтобы пилот самолёта учился как ты! ахаха

Пока всё выглядит как ёбань, в которую ребёнка отдать страшно стрёмно и глупо...

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Сейчас почти все кружки такие. Вы не знали?

Ответить
Развернуть ветку
Д Хб

Плюсую за «лучше колбасы могут быть только дети»!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Псс. Эй чувак у меня кое что для тебя (распахивает полы пальто)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Храмченко

У меня примерно такой же опыт по франшизе школы английского языка «Англичанка»

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Тогда вам будут полезны и все эти комментарии под статьей, в солидной части которых вежливое непонимание претензий автора. Франчайзер, конечно, лопух, но аппаратура при нём. А вот чего и почему франчайзи хочет - не совсем понятно. Пустая трата времени и иллюзия денег. Не сработались - просто идите своим путем и делайте лучше и правильнее.

Ответить
Развернуть ветку
Narek Vardanyan

Макдоналдс успешная франшиза потому что головная компания сильно избирательная в подборе своих франчизи и даже за очень большие бабки нельзя взять у них франшизу. А когда берете франшизу у молодых и неизвестных ребят надо понимать что вы с ними садитесь в корабль, который непонятно куда плывет...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

На самом деле не поэтому. Они пытались вначале быть сильно избирательными, но это не помогло. Их клёвый секрет и супер оружие в другом: выкуп земли под рестораном. Таким образом франчайзи на крючке. Если есть серьезные разногласия то ему просто отказывают в аренде. Посмотрите замечательный фильм Основатель, там как раз об этом. Пример уникальный.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

непонятно зачем вы вообще в это влезли, вы же даже избегали их айдентику использовать. пишете "страх", но при этом со старта начали контролировать все процессы, перешли на отдельный сайт, свою АТС, и так далее. расходы на юристов они в суде должны были вам выставить, суд обычно их самостоятельно уменьшает до средних по рынку.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Поддерживаю! Выставить можно хоть миллион, утвердят только 50тыс, в зависимости от сложности

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Журавлев

Ищу инвесторов для запуска инфобизнеса "Почему не надо покупать франшизу".

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Покупая франшизу вы должны понимать, что не ВЫ должны зарабатывать, а компания развивается за счет вас — это фундаментальное понимание франшиз. Вы, за свои деньги, получаете возможность приобщиться к компании и пользоваться тем, что у нее есть. Далее ВЫ должны заниматься развитием компании и если будете иметь успех, хорошо, если нет, ну, ничего плохого для компании, продавшей вам франшизу не произошло. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников

ТАк все и есть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Viborniy

Ходит дурачок по лесу,
ищет дурачок глупее себя

(Группа Гражданская оборона)

Ответить
Развернуть ветку
Name Company

Автор фактически переделал франшизу под себя (сайт свой, лого свой, цены свои, АТС своя и др.). При таком подходе и энтузиазме можно было сразу свой бизнес и запускать:)

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Smirnova

Это происходит потому, что в России не принято обращаться к юристу до заключения договора. Я в юридическом сервисе пару лет назад запускала акцию для франчайзи: проверим ваш договор с франчайзером за 4500 рублей. На тот момент это самая дешевая услуга у нас была, но клиенты все равно говорили «дорого». К тому же мы выяснили, что многие отдают за франшизу последние 50к или берут под это кредит. В договоре там, естественно, сплошные консультационные услуги.

Для таких дешёвых «франшиз» с неграмотными франчайзерами иногда работает лайфхак: этот договор не может заключить физическое лицо, только компания или ИП. На практике мошенники заключают со всеми подряд. В такой ситуации можно деньги вернуть, если конечно к этому моменту организация ещё существует...

У вас, кстати, ещё не самая плохая ситуация, где франчайзер участвовал в процессе. Иногда вам просто передаются материалы с сомнительным товарным знаком, ну и на этом все.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева

Статья интересная (прочитала сейчас все 4 части и эту). Вывод как юристу мне не понятен)))) Во-первых, расходы на юриста (если нет знакомого) ничего не мешало заложить в свою смету. Во-вторых, что плохого в франшизе я так и не поняла (кроме того, что вы не изучили договор, не предложили на берегу устраивающие вас договоренности и все по факту переделали под себя, вероятно, в нарушение договора)? В-третьих, если бы изучили договор и на берегу предложили устраивающие вас договоренности - не исключаю, что и договор бы вы расторгли удобным способом тогда когда это вам было бы нужно, и детей бы продолжали учить (методики не охраняются авторским правом, а что они были вам переданы как ноу-хау я что-то сильно сомневаюсь но конечно все возможно и надо смотреть это так скорее предположение). В-четвертых, я не поняла: вы на суд-то с юристом ходили или тоже сами и потом постфактум сделали у Петра заключение "что пошло не так"?) PS. А там вообще точно была франшиза (договор коммерческой концессии с передачей прав использования товарного знака, договора "франшизы" в РФ как бы нет) - или это был какой-то непонятный договор другого типа?

Ответить
Развернуть ветку
Петр Слизкий

Я не знаю с кем ходил в суд ТС (представитель, судя по решению, там был).
Я прочитал договор и решение суда неделю назад. Можете сами почитать здесь. Дело  А40-96221/2020
Я передачи товарного знака не увидел. Только лицензия на ПО на сайте, фирменный стиль с условиями и требованиями к их использованию.

Ответить
Развернуть ветку
User175

Алгоритмика?

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

Правильно ли я понимаю, что речь в статье идет про франшизу бренда, у которого в названии есть слово "Алгоритм" ?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Опять же, не путайте брэнд с торговой маркой. Брэндом там и не пахнет

Ответить
Развернуть ветку
0175

Я когда прочитал спойлер - сразу понял: хорошая статья

Ответить
Развернуть ветку
Anton Fomkin

Предлагается купить, то, что принесёт деньжища. Тут и вопрос - зачем продавцу это продавать... Ответ обычно - "у нас модель бизнеса такая".

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Это нормальная практика - продавать франшизу которая приносит деньги. Но пока рынок дикий, под словом «франшиза» что только не продают

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Автор пишет, что не любит инфобизнес, но сам по сути впаривал информацию, причем, наверняка под соусом «вот выучится на программиста и будет зарабатывать много денег».

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Всякие кружки для детей имеют по большей степени развлекательный и развивающий смысл + свободных 1-2 часа для родителей пару-тройку раз в неделю. Да и не всякая передача знаний это инфобизнес, иначе мы с детского сада/школы/спортсекции/музыкалки/вуза - жертвы инфобизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей С

Сочувствую автору.

Можно ли вернуть деньги и заработать на этой истории?
Можно. Даже больше, можно попутно посадить франшизика на хорошие деньги.

По суду?
В этом случае, нет. С вероятностью в 80-90%

Универсальное решение, чтобы не вляпаться в подобное, это изучить "под микроскопом" цифры и глаголы в любом договоре, не обращая внимания на поцелуи в задницу и крики про теряемые здесь и сейчас время/прибыль.
И лучше хотя бы в общих чертах научиться понимать буквы договоров без юриста.
Или купить последнего.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Как вернуть?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Диденко

Интересная статья. Хоть кто-то раскладывает по полочкам и не утаивает свои ошибки.

"То ли методика расчета слишком секретная, то ли человек который крутил этот барабан с рандомными числами - уволился"

Лучшая фраза)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Котов

Франшизу надо очень хорошо изучать, и вообще по-думать 10 раз перед покупкой, может будет выгоднее открыться самому без франшизы? Надо смотреть чтобы в франшизе были сложные регламенты и технологические процессы, если их нет или они простые то я думаю чаще всего покупка франшизы не имеет особо значения.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников

:):)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Хотим сами начать продавать франшизу на нашу платформу электронной коммерции с программой лояльности.
Полезно и выгодно учиться на ЧУЖИХ ошибках !

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Bazarkin

Заголовок смешной. Что значит "некачественная франшиза"? А какая - качественная? 
Ну это все несерьезно.
В самой статье смесь игнорирование юридического контекста (а что же мы по договору реально покупаем?) и досады потребителя, а не владельца юрлица (мол, мы ожидали, что гораздо будет франшиза, а она плохая!). Бесполезно судить, кто прав кто виноват, но в целом какой-то инфантилизм, учитывая заявленный вами опыт в бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Guliev

Это очень смешно:

– Почему у меня нет клиентов? 
– Вы слишком дорого продаете.
– Но я хочу продавать дорого! 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Странные очень обе стороны, хотя, с другой стороны - классика.

Франшизе только выгодно от того, что вы сняли вывеску, потому что они тут же получают возможность продать на ваш город или район ещё одну франшизу, хоть в соседнем доме и возврат взноса с работавшей или работающей франшизы действительно нигде не практикуется. Услуга, как ни крути, оказана.

Франшиза явно не самая френдли, это тоже классика. Связавшись с такой и оставшись резко недовольными, чтож - это ваш предпринимательский риск, сочувствую, вы купили опыт, это дороже. Можете создать хорошую франшизу и отомстите им всем.

Франчайзи, если уж для него так важно отбить паушалку, может перепродать свой готовый бизнес следующему мамкиному стартаперу, включив его в цену. По себестоимости, так сказать, это вполне выгодно всем. Даже если это запрещено - думаю, можно это решить. И тут же открыть свою школу на своих условиях, если это не сильно запрещено договором, да и это тоже можно обойти.

Нет ведь, ругаются чего-то, судятся, конфликтуют. Странные вы все :)

Ответить
Развернуть ветку
Kesha Pazzy

Никогда не понимал: почему все занимаются одним и тем же. Барбершопы, пивные, рестораны, автомойки и т.д. и т.п. 
Ведь есть целые пласты экономики, в которых большие возможности.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Как-то я читал про первые франшизы, так там товарисчи сидели и думали, где бы взять денег на оплату долгов из-за отсутствия прибыли и нежелания отдавать свои деньги. Т.к. товарисчи были очень хитры и достаточно глупы, чтобы иметь прибыльный бизнес, они не нашли ничего лучшего, как предлагать простакам помощь в открытии бизнеса, в котором они сами были неуспешны.

Т.е. смысл сводится к тому, что успешный бизнес будет масштабироваться сам, а не плодить "конкурентов".

зы Макдональдс, как самый крупный франчайзер, по массе причин является исключением.)

зыы хотя, говорят, где-то водятся даже прибыльные франшизы не только для их владельцев.)))

Ответить
Развернуть ветку
User175

еще находятся люди, которые верят что франшиза прибыльна и для ее организаторов )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Serge Ovchinnikov

И где вы такое читали?
На самом деле в реальности часто люди, видя что-то новое и интересное сами пытаются купить франшизу, которой ещё даже не существуют и готовы за это платить. Выходят на владельцев и управляющих и напрямую спрашивают как вас скопировать и сколько вы за это хотите?

Рынок большой и играете вы не только с количеством ваших возможных точек, а ещё и с настоящими конкурентами под другими логотипами.

Лучше, чтобы было больше своих логотипов, чем чужих, даже если часть из них принадлежат не вам, но все работают по единой системе, на сколько это возможно, а прибыль от франшиз отлично заменяет кредиты в банке на открытие своих новых точек, так как вы никогда не догоните никого, если будете открываться только на деньги из текущей прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Wera Ferat

""Мотивацией в покупке выступил страх
Ну страх наверное был не такой сильный, раз  кинули бюджет на франшизу. Я вообще считаю, что редкий случай, когда  возвращаешь деньги за покупку идеи бренда...

Ответить
Развернуть ветку
Blez Paskal
В первую очередь в договоре смотрим на правила "развода" и раздела имущества
В бизнесе с 2008 года. Две компании

как же я ору.

Ответить
Развернуть ветку
LNdex

"спойлер: деньги вернуть нельзя!"
ДА ЛАДНО!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кубий

вот я тоже думал создавать свою франшизу, но пока это так и осталось на стадии дум...

Ответить
Развернуть ветку
A SUS

франШИЗИК - классное название для новой франшизы!

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Пробуйте подавать апелляцию и далее, решение может быть совершенно другое. Первая инстанция традиционно считается "фильтром для простаков", там никогда не вникают в суть дела. Договор может противоречить гражданскому кодексу и устоявшейся практике деловых отношений, но в первой инстанции это прокатывает в легкую, даже до ВС иногда доходит, откуда нижестоящих судей потом носом тыкают в нормы ГК, которые они почему-то не учли при рассмотрении.

Многое еще зависит от вашей позиции в данном деле. Ваша позиция была в том, что вас ввели в заблуждение относительно прибыли. Но могла быть и другая позиция, например, что не соответствует качество и количество обещанных услуг, время реакции на ваши обращения "не разумное". То есть когда подобное не прописано в договоре, нет никакого SLA, то на критерии "разумности" иногда можно выехать. Надо заранее прорабатывать с юристом несколько стратегий и думать какая из них наиболее выигрышная в суде.

А что касается возмещения судебных расходов, то суд может их уменьшить на 2\3 и чаще всего именно так и делает. Пусть заявитель обосновывает свою смету)

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Чёт странно. Зачем вам франшиза, если бренд слабый? 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Татаринцева

Кстати, а такие школы программирования не должны получать лицензию на образовательную деятельность? Есть программа обучения, педагоги, какие-то экзамены... Как удается избегать лицензирования?

Ответить
Развернуть ветку
Анько Коломийцева

Очень и очень сомнительно. Автор пишет, что не использовал лого и вообще старался делать все по своему, без ссылки на франшизу. А накуя ж Вы тогда ее покупали? Разве смысл покупки франшизы не в работе под тем или иным брендом, с его символикой и прочими плюшками? Это получается "дайте ка я открою макдак по франшизе, но готовить мы будем строго пюрешку с котлетками"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сальников

Владимир, интересный контент. 
 Я тоже в 2020 искал хотел купить франшизу школы программирования  , смотрел и Алго-мику и других попроще. и по итогу в процессе анализа локального рынка и конкурентов - подключился в качестве партнёра по развитию и маркетингу в существующую маленькую школу с хорошей программой на 1 год.  
сейчас по итогу работы длиной в 1 год у нас 2млн выручки и 100 учеников при 0вых расходах на маркетинг
Полностью согласен что гораздо дешевле купить пару образовательных программ и привлечь педагогов, однако инфобиз сильно затуманивает мозги. 

У меня к вам есть предложение по расширению продуктовой линейки. МОжем как-то обсудить? 

Ответить
Развернуть ветку
158 комментариев
Раскрывать всегда