История о том, как девочка-интроверт стала онлайн-преподавателем

Привет! Меня зовут Мунтян Лиза и еще 2 года назад я даже представить не могла, что когда-нибудь стану преподавателем. Я не стану докучать читателю подробностями своего образования и опыта работы, лишь скажу, что никаких познаний в педагогике у меня не было, а общий язык с детьми раньше я находила ровно до тех пор, пока они мило спали.

Тем не менее, сейчас я работаю преподавателем английского языка в крутой международной школе и веду, в общей сложности, около 40 часов английского в неделю. За это время я прошла свой путь от человека, просто хорошо знающего английский, до преподавателя, и хочу поделиться приобретенными инсайтами.

Стоит ли начинать без опыта или педагогического образования?

Стоит! Как бы банально это ни звучало, но у вас не появится опыт, если вы не начнете этим заниматься. Для того, чтобы стать по-настоящему классным преподавателем нужны не только знания, разные методики или сертификаты. Нужен личный опыт — путь через пробы и ошибки к своей собственной методике. Преподавателями не рождаются, ими становятся, и этот путь мы выстраиваем сами.

Сегодня для этого есть все возможности: десятки онлайн-школ, сайты для репетиторов или ваши друзья, знакомые, а также их дети. Предложите свои услуги кому-то из родных, выберите программу из сотен доступных в сети и выкладывайтесь на все 100. Первое, что я усвоила: «у страха глаза велики». Не стоит бояться неудач, ошибки — это нормально, не знать чего-то — тоже нормально. Главное — желание расти и развиваться.

Совет #1. Предложите свою кандидатуру знакомым.

Составьте список своих друзей или родственников, кому вы можете помочь с предметом, который хотите преподавать: английский, математика, русский язык. Предложите им помощь. Если боитесь, что не справитесь, не называйте высоких цен либо предложите кому-то вашу помощь бесплатно. Ваша задача — попробовать преподавать и развеять неуверенность в себе.

Совет #2. Отнеситесь серьезно к обучению.

Неважно, начнете ли вы преподавать как частный репетитор или попробуете податься в онлайн-школу, не пренебрегайте специализированными курсами. Чтобы качественно предоставлять образовательные услуги, надо знать методики преподавания. Помимо знаний и развития нужных навыков, прохождение курсов прибавляет вам уверенности в собственных силах и делает вас спокойнее на уроках. На просторах интернета можно найти различные бесплатные курсы, например, замечательный курс Teaching English Online от FutureLearn, а некоторые онлайн-школы сами готовы вкладывать ресурсы в сотрудников через свою систему обучения: практикумы, вебинары, воркшопы, разговорные клубы. Это отличный вариант для старта!

Возьмите на вооружение форумы и блоги для преподавателей, выделите время в вашем расписании на самообразование. Кроме того, можно пройти курс профессиональной переквалификации TESOL, TEFL, CELTA и получить сертификаты международного образца, подтверждающие вашу профессиональную пригодность как преподавателя. С помощью этих курсов вы разберетесь в тонкостях преподавания английского, как иностранного:

  • как выявлять цели студента, его проблемные зоны и точки роста;
  • как помочь студенту преодолеть языковой барьер, начать свободно разговаривать и думать на иностранном языке;
  • какие методики использовать с детьми и взрослыми;
  • как использовать родной язык на уроках английского (и использовать ли его вообще?).

Чтобы понять, что выбрать, можно посмотреть обзоры на эти курсы у блогеров. Мне помогла определиться эта статья. Я выбрала TESOL и сейчас прохожу обучение на курсе в 120 часов, а в мае буду получать сертификат. Благодаря обучению, у моих учеников повысилась вовлеченность в урок, а у меня снизился показатель TTT (Teacher Talking Time). Кроме того, TESOL - это еще и сертификат международного образца, с которым принимают на работу в большинстве стран мира.

Совет #3. Найдите онлайн-школу, которая вам нравится.

Первое, что я сделала, конечно же пошла гуглить: мне нужно было узнать, какие вообще есть онлайн-школы. Тогда самыми популярными были EnglishDom, Skyeng, English-Tochka, AllRight, Инглекс и некоторые другие. Я пошла на hh.ru посмотреть какие есть вакансии и требования. Сразу отсеяла те школы, где нужны были международные сертификаты (на тот момент у меня их не было) либо многолетний преподавательский стаж.

Я зашла на сайты этих школ, а также посмотрела их странички в Instagram: мне хотелось работать в школе, где будет интересный контент, хорошие сайты и удобный интерфейс. Я выбрала для себя 3 школы: Skyeng, AllRight и English-Tochka. Набор на преподавателей тогда проходил в двух из них, и я подала заявку на собеседования.

Собеседование в English-Tochka проходило на позицию Second Teacher. На тот момент (февраль 2020 года) мне нужно было пройти два этапа:

  • собеседование с менеджером в WhatsApp
  • практическое аудио-задание.

Первый этап собеседования был достаточно легким и приятным: молодая доброжелательная девушка связалась со мной по видеосвязи. Мы поговорили о том, почему я хочу преподавать, преподавала ли я до этого, как узнала об их онлайн-школе, где училась и где живу. В самом начале меня предупредили, что с середины наш разговор плавно перейдет на английский. Так и произошло. Еще какое-то время мы общались о том, где и как я изучала английский язык, где раньше жила и какие у меня интересы и увлечения. Потом мне нужно было объяснить грамматическое правило «ученику» и закрепить материал с помощью примеров.

Второй этап собеседования включал в себя аудиозапись монолога: мне нужно было представить ситуацию, как я объясняю и закрепляю с учеником тему во время аудио звонка. Для этого этапа можно было воспользоваться помощью друга, который сыграл бы роль моего студента. Я успешно прошла оба этапа и устроилась к ним на работу. В задачу Second Teacher входило созваниваться с учениками каждый вечер после основных занятий и на протяжении 15 минут повторять пройденную лексику и грамматику с учеником. Этот метод позволял студентам хорошо отрабатывать новые знания и сразу начинать ими пользоваться.

В это же время меня ждало собеседование в Skyeng. Тут было три этапа:

  • видеоинтервью;
  • обучение работе с платформой и тест;
  • пробный урок с методистом школы.

О том, как сейчас проходят собеседования в школе можно подробнее узнать из этого поста в Instagram.

Видеоинтервью было очень интересным: школа подготовила несколько вопросов, на которые нужно было отвечать на английском, записывая свои ответы на камеру. Перед началом работы у меня были подсказки, как настроить свет, оборудование, микрофон, как сесть и даже расслабиться. Казалось, что ребята, отвечающие за этот этап интервью, все продумали за нас на несколько шагов вперед. Вопросы были обо мне, моем образовании, жизни и интересах, а в заключительных вопросах упор делался на известные мне методики преподавания. Мне запомнился последний вопрос: меня спросили, какой на мог взгляд, самый действенный способ изучать иностранный язык.

Через несколько дней на почту пришло уведомление, что я успешно прошла этап видеоинтервью и могу начать обучаться работать с платформой. Мне открылся доступ к Vimbox, презентациям и итоговому тесту. В письме был указан дедлайн, а при начале изучения презентаций был указан тайминг. Я могла точно рассчитать время и все сдать в срок. Результат прохождения теста был доступен сразу, поэтому я была уверена, что с этим этапом тоже справилась и надо лишь дождаться письма.

На следующий день мне пришло письмо с указаниями, как провести тестовый урок с методистом — завершающий этап собеседования. Мне дали темы на выбор, материалы и чек-лист с подсказками для успешного урока. На подготовку у меня была почти неделя. Я сама выбрала день и время, когда мне удобно провести урок. За эту неделю я смогла основательно подготовиться и познакомиться с некоторыми методиками, поэтому пробный урок прошел «на ура!». В конце, девушка-методист дала мне очень ценные советы, похвалила за то, что хорошо получилось и поделилась некоторыми лайфхаками. Я была очень довольна, так как собеседование стало для меня отличным опытом. Только на следующий день мне позвонили из школы, и я узнала, что принята и у меня начинается испытательный месяц работы, за который меня ждет еще много этапов обучения.

Совет #4: Расставляйте приоритеты

Я начала параллельно работать в двух школах и очень быстро поняла, что пора расставлять приоритеты. Это важно, так как перегруз в преподавании может привести к выгоранию и отбить всякое желание развиваться и работать в этой сфере. Несмотря на то, что в обеих школах были свои плюсы, я остановилась на Skyeng, так как за испытательный месяц быстро влилась в коллектив и уже видела для себя возможности роста. Это было ключевым в принятии решения — я хотела состояться как полноценный, высококвалифицированный и опытный преподаватель, а тут у меня были все условия.

В дальнейшем и до сих пор я очень часто возвращаюсь к этому правилу «расставлять приоритеты»: это помогает мне не брать на себя слишком много, вовремя отдыхать и не жертвовать качеством своих уроков. Быть хорошим преподавателем — значит уметь правильно оценивать как себя, так и своих студентов: знать свои и их сильные и слабые стороны, а главное уметь с этим работать. Ниже поделюсь еще несколькими лайфхаками.

Совет #5. Ищите баланс в общении со студентами

Каждый студент индивидуален: у него свои способности, свое отношение к вашему предмету и личные отношения с вами. Постарайтесь быть ему не просто учителем, но и хорошим другом, не переступая при этом грань панибратства. У всех бывают тяжелые периоды, и ваши студенты не будут исключением: кто-то может начать пропускать занятия из-за проблем со здоровьем или сложностей в семье, у кого-то могут возникнуть сложности с пониманием какой-то темы, а кто-то может просто устать и потерять мотивацию. Быть классным учителем — оставаться человечным, учитывать индивидуальные особенности студентов и быть гибким. Это поможет вам не потерять к себе доверие и расположение учеников, а также хорошо прорабатывать весь материал, а не просто пробегать его для галочки.

Совет #6. Подбирайте актуальный материал

И речь идет здесь не только о материале, подходящем по уровню подготовки студента. Ваша цель — вовлечь ученика в процесс обучения. Это можно сделать, максимально связав изучаемый материал с жизнью и ситуацией ученика. Обязательно ставьте совместные цели, тогда все уроки будут иметь конкретное логическое завершение, а ученикам будет легче видеть результат своих трудов. Кроме того, постарайтесь применить материал к жизни студента: если это изучение иностранного языка, то разыгрывайте ситуации, максимально приближенные к реальности, где главным действующим лицом будет ваш студент.

Совет #7. Не занудствуйте на уроках

Вспомните своих школьных преподавателей. Кто был вашим любимчиком? Скорее всего это был кто-то необычный, незаурядный, креативный или очень добрый. А помните тех учителей, которых вы не любили? Не становитесь похожими на них. Мы хотим, чтобы наши студенты, а особенно, если это дети, любили наш предмет. Многие, как и мы в свое время, неразрывно связывают предмет и преподавателя: старайтесь быть интересной личностью и доступным учителем. Вносите в уроки разнообразие, не бойтесь использовать игры и шутки, — дружелюбная и спокойная атмосфера во время занятий способствует снижению стресса, а это, в свою очередь, создает все условия для продуктивности.

Начните уже сегодня идти к своей цели: не бойтесь пробовать что-то новое. Преподавание — это увлекательный и богатый мир, полный ярких эмоций. Ничто не может сравниться с тем, что чувствуешь, когда твои ученики увлекаются предметом, начинают его понимать и искренне любить.

Буду рада ответить на все ваши вопросы касательно онлайн-преподавания и устройства в онлайн-школу. Был ли у вас подобный опыт? Если да, поделитесь в комментариях ниже!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Lucy G

Не пойму, что это коршуны налетели на безобидную статью! По-моему, для нового акка это шикарно, успокойтесь ;) После прочтения статьи бежать никуда не захотелось, а вот узнать про кухню школ было интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Elizabeth Muntyan
Автор

спасибо за теплый отзыв)  приятно

Ответить
Развернуть ветку
viktor.diackow

Умница! А то налетели тут эксперты...

Ответить
Развернуть ветку
Valya Vosk

Так вовремя эта статья! Элизабет, спасибо за то, что поделились опытом) Просто людям в наше время свойственно везде видеть рекламу:) 
А есть бесплатные ресурсы, чтоб хотя бы ознакомиться с темой преподавания английского?

Ответить
Развернуть ветку
Elizabeth Muntyan
Автор

спасибо большое) приятно читать
по ресурсам, кроме заявленных в статье, я еще очень рекомендую пройти курсы на платформе «Открытое образование». В основном они на русском, если чисто о методике преподавания говорить, а еще есть и введение в лингвистику и межкультурные коммуникации. Это полноценные курсы, в формате университетских лекций, с тестами и заданиями. Я подсела еще в начале карантина и мне очень помогло. Я ниже оставляю ссылки на мои любимые курсы. 
Ну и очень удобно, — это статьи в блогах: кстати, у большинства онлайн-школ есть свои блоги для преподавателей. Там можно все найти, как работать с трудными учениками, находить общий язык с родителями, готовить к ВПР, ОГЭ/ЕГЭ и так далее. Кстати, советую, если планируете преподавать английский, читайте зарубежных преподов и их блоги, — мощно прокачивает язык. Я люблю Onestopenglish и Esl.about. Ресурсов очень много, осталось найти время :D 
Успехов Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Очередная нативка. Мне, кстати, за меньшее одну статью забанили, мотивируя это тем, что у меня там якобы реклама. А тут меры, интересно, будут приняты? Тем более, и акк новорег

Ответить
Развернуть ветку
Elizabeth Muntyan
Автор

да, Вы правы, я не так давно зарегистрирована здесь) После того, как увидела статью про экзамены IELTS / TOEFL, решила написать свою. Может кому-то поможет преодолеть себя и начать работать в этой сфере. 

Ответить
Развернуть ветку
LolKekNet

Отличная попытка, Skyeng

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Глызина

Восхищаюсь людьми, которые озаботились международными сертификатами и ввязались во все это (120 часов!!!). Я и английский с 7 лет учила, и владею свободно, и везде он был и есть со мной (школа, вуз, жизнь в другой стране, работа), но сертификааааты.... Времени нет сейчас совсем :) или это моя личная отговорка, и просто не хватает правильной мотивации и цели...
Помню, читала разные статьи, как люди сдают CELTA и волосы на голове шевелились, какой это труд. Так что Вы, Лиза, герой! :)

Ответить
Развернуть ветку
Elizabeth Muntyan
Автор

спасибо! на самом деле огромный плюс у CELTA/TESOL и других, — то, что это не просто сертификаты, а целый курс обучения. То есть сначала в тебя вкладывают все эти знания, а потом только ты сдаешь экзамен (модульный и итоговый) и получаешь сертификат. 
У меня такой «сертификатный» страх к международным экзаменам по типу TOEFL/IELTS: вот там да, проходишь 7 кругов ада, чтобы получить бумажку на 2-3 года. Но всё равно, даже это все — классный опыт и зона роста) 

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Глызина

на 2 года? оО А дальше что? Пересдавать?

Ответить
Развернуть ветку
Elizabeth Muntyan
Автор

по необходимости) обычно такие сертификаты нужны для учебы в Европе или США, тогда можно сдать и на их основе поступить, потом он особо никому не будет интересен. Тот же принцип с трудоустройством: некоторые компании реально запрашивают один из этих сертификатов, особенно, если компании международные и английский язык будет рабочим (это если не о преподавании говорить). Можно сдать, устроиться на работу и все, через 2 года, когда срок выйдет это будет не так то важно. 
С другой стороны, логично, что сертификат не пожизненный: он же определяет уровень владения языком, а язык — живой организм, что подразумевает как раз, что через 2-3 года твой уровень изменится. Возможность пересдавать тоже открывает двери. Например, можно сдать IELTS на 6, и этого будет достаточно для иностранного ВУЗ-а, а после выпуска захочешь работать на иностранную компанию, сдаешь снова, а у тебя уже 7,5-8 (это другой уровень владения), что может быть большим бонусом к твоему резюме. Вот, как-то так

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда