Про семейные истории, татарский фьюжен и успешное продвижение татарского языка ВКонтакте через контент

Привет! Меня зовут Динара, четыре года назад я запустила татарское сообщество ВКонтакте. Сегодня его читают более 37 000 подписчиков, а в комментариях часто просят перевести пост на русский язык. О том, как мне удалось «завирусить» национальную культуру, ниже.

Динара Галина Овчинникова

Про Динару

Я выросла в небольшом городе Альметьевске. В 2008 году поступила в КФУ на факультет журналистики и осталась жить в Казани. По образованию — журналист. Сейчас работаю на трёх работах: пишу тексты для ВКонтакте, веду соцсети казанской IT-компании Innostage и работаю PR-менеджером в Национальной библиотеке Республики Татарстан. В 2017 году я создала сообщество ВКонтакте «че гуглит татар кызы».

Про татарскую культуру и язык

Я росла в татарской семье, и бóльшая часть моего окружения — семья, соседи, друзья родителей — говорила на татарском, все жили в рамках национальной культуры, традиций и ценностей.

В Казани меня окружают молодые люди, живущие в русскоязычной среде и культуре, которая поглощает их, и они постепенно забывают язык. При этом мы выросли в одной языковой и культурной среде, поэтому нам понятны одни и те же культурно-бытовые традиции. Я подумала, почему бы не создать сообщество ВКонтакте, где я смогу объединить людей со схожими ценностями и популяризовать татарскую культуру и язык.

Про сообщество

В 2017 году, когда я запускала паблик, в тренде были сообщества формата «че гуглит маман», «че гуглит мориарти». Я взяла их за основу и создала «че гуглит татар кызы», в переводе с татарского — «что гуглит татарская девушка».

Вообще, в сети много татароязычных пабликов, но большинство из них просто берут русскоязычные мемы и переводят их на татарский. Это ленивый и простой путь: контент должен быть аутентичным. При этом многие жители республики знают только базовые татарские слова.

Моя фишка в том, что я делаю посты на смеси татарского с русским, — получается некий фьюжен.

То есть если человек не помнит какое-то слово на татарском, читая пост, он интуитивно поймёт общий смысл. Прикольно наблюдать, как люди с нетатарскими именами и фамилиями пишут в комментариях: «А что значит вот это слово?» или «Я ни черта не понял, откуда это в моих рекомендациях? Окей, переведите хотя бы этот пост», — комьюнити переводит и объясняет. Мне кажется, такой уровень вовлечённости — это круто.

Сейчас в сообществе 37 038 подписчиков. Первое время идей было много и я постила очень часто. По вечерам садилась придумывать посты на следующий день. Появление инструмента отложенных публикаций сильно облегчило мою жизнь: настраивала планнер с ежечасной публикацией с 9 утра до 19 вечера. Иногда идеи рождались и в течение дня — я тут же открывала приложение и сразу вбивала пост в таймер.

Ежедневный приток пользователей в сообщество при той интенсивности постинга был примерно 100–200 человек.

Изначально я постила только формат «чё гуглит». Сейчас посты стали разнообразнее:

  • текстовый постинг — короткие посты в формате смешных поисковых запросов или реплик от лица татарской девушки;
  • фотоконтент — мемы на основе фотографий из реальной жизни (деревня, популярные татарские артисты, фото забавных явлений татарской жизни);
  • видеоконтент — прямые эфиры с мероприятий для татарской молодёжи: фестивали татарской культуры, концерты альтернативной татарской музыки, лекции о национальном воспитании, презентации татарских книг;
  • аудиоподборки — очень неплохо заходит татарская музыка из 90-х, которая многим навевает тёплые воспоминания о детстве;
  • статьи — подборки с идеями подарков с татарским колоритом, особенности национального интерьера, иногда — программы фестивалей татарской культуры и других подобных мероприятий;
  • трансляции — лайвы с татарских концертов, открытых лекций, выступлений интересных людей.

В будущем хочу попробовать подкасты. Думаю, смогу сделать что-то прикольное, но пока не знаю, с какой стороны к этому подойти.

Вначале, когда группа ещё только набирала популярность, я почти каждый день заходила полюбоваться графиками в разделе «Статистика». Смотрела в основном на приток пользователей. Сейчас я слежу за показателями каждого поста по отдельности. Считаю, что пост хорошо зашёл, если он набрал больше 200 лайков, 50 репостов и 20 комментариев.

Про контент и продвижение

Мы все знаем, что ВКонтакте можно продвигаться рекламными инструментами, а можно и контентом. И то и то эффективно. Я не сильна в таргетинге, поэтому выбрала продвижение через уникальный контент. Это хорошо работает с образовательными проектами, сообществами о науке и разного рода фановыми активностями.

Бóльшую часть контента я придумываю сама. Когда чувствую, что вдохновение заканчивается, иду на какое-нибудь национальное мероприятие или еду к родственникам, чтобы как следует погрузиться в среду. Это даёт новые идеи.

Ещё я активно использую в сообществе инструмент «Предложить новость» — точнее, подписчики активно им пользуются. Сейчас там «висит» около 500 предложенных постов. Подписчики предлагают разный контент, я выбираю, что опубликовать. Конечно, подходит далеко не всё. Если автор попадает в моё мироощущение, я тут же публикую его пост. Если кажется, что можно доработать и сделать смешнее, оставляю на потом. Иногда получается и так: предложенный пост мне кажется неприкольным, но я всё равно его публикую — и бац, у него +100 500 комментов и репостов. Наверное, я не всегда правильно оцениваю аудиторию.

Что ещё я делала для продвижения «че гуглит татар кызы»:

  • покупала репосты в четырёх популярных татароязычных пабликах — в общей сумме потратила на это 700 рублей;
  • когда аудитория достигла 3 000–5 000 подписчиков, я договаривалась о взаимном репосте со схожими по численности сообществами, которые также постили татарский контент;
  • проводила конкурсы с призами — производители товаров и услуг периодически сами стучались ко мне с идеями совместных розыгрышей;
  • рассказывала о сообществе на других площадках — отправляла ссылки друзьям в чаты, говорила о нём на разных мероприятиях и при знакомстве с новыми людьми;
  • дала интервью местным СМИ — они вышли на меня сами.

Про монетизацию

Я не создавала сообщество с целью заработать денег. Сейчас на меня подписаны больше 37 000 татароговорящих пользователей ВКонтакте, и они — релевантная аудитория для определённых татарских бизнесов, национальных мероприятий, локальных дизайнеров, местных производителей (например, настольных игр на татарском языке). Когда присылают запрос на рекламу в сообществе, я смотрю на продукт и, если он кажется мне прикольным, бесплатно публикую рекламный пост. Любую такую рекламу стараюсь делать максимально нативной. Возможно, когда-нибудь решусь подключиться к VK Donut, но это не точно : )

Динара Галина Овчинникова

Про завтра

Я люблю своё сообщество — это только моя территория. На всех работах есть правки, редактирование, стороннее мнение, а тут я выкладываю только то, что считаю нужным именно я. Эта самостоятельность вдохновляет так же сильно, как высокая вовлечённость пользователей.

Мне нравится путь развития сообщества «Подслушано» — люблю подсматривать за тем, что они делают. Читая их, в своё время я осознала важность частоты постинга. Вдохновляет то, как они запустили и популяризовали свой мерч. В будущем тоже хочу развивать офлайн-активности. Например, создать шоперы или толстовки с популярными постами, проводить живые мероприятия, включив в них прикольный татарский юмор и полезный культурный контент.

Что делать с контентом, чтобы он зашёл в образовательных пабликах

1. Следим за регулярностью постов. Когда пользователи видят, что контент публикуется регулярно, они берут в привычку заглядывать в сообщество вечерами или в обеденный перерыв — посмотреть, что новенького опубликовали. Или получают контент в свою ленту.

2. Чувствуем настроение своей аудитории. Если заметили, что пользователи негативно воспринимают посты на определённую тему или с упоминанием конкретных персонажей, лучше отказаться от провоцирующих элементов. Обращаем внимание на то, какие форматы постов вызывают больше отклика у подписчиков, постоянно изучаем их интересы.

3. «Подхватываем» инфоповоды, если их можно связать с тематикой сообщества. То есть работаем в формате ситуативного маркетинга. В начале пандемии у меня хорошо заходили шутки про самоизоляцию, я связывала эту тему с эстетикой татарской жизни. Например, пост «коронавирус уходи сабантуй приходи» в апреле прошлого года набрал более 600 отметок «мне нравится». Ещё популярность набрали посты про стадии принятия самоизоляции в татарской семье и правила поведения татар во время пандемии коронавируса.

Одним словом, публикуем то, что почитали бы сами! А люди подтянутся 😊

0
103 комментария
Написать комментарий...
Михаил Похеров

Жили 500 лет, строили государство, даже почти построили "Советского человека", а теперь продвигаем татарский язык, потому что это модно, молодежно, и независимо 

А то что для успешной конкуренции в бизнесе и науке нужен единый язык и кооперация, создатели татарского ФЬЮЖЕНА не учли 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Не их задача строить единый язык

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Их задача разрушать? 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

На дизлайк не отвечаю, дурачок

Ответить
Развернуть ветку
100 комментариев
Раскрывать всегда