{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Цифровизация, гранты, РФРИТ, Минцифры и я — 1,5 года вместе! :)

Сейчас встраиваемся в «зонтик» самого большого в стране института развития ВЭБ.РФ, готовим материалы, думаем о будущем и подводим итоги. Рассказывает советник президента РФРИТ Василий Овчинников о результатах полутора лет работы самого молодого фонда Правительства РФ — РФРИТ: кому и как помогли внедрить разработки от «умных» мусорных баков до квантовых сетей.

Сотни заявок, месяцы доработок постановлений правительства, чтобы они устроили минцифры, минфин и аппарат правительства, а также чтобы это еще было реально выполнить. В результате на протяжении нескольких месяцев были обработаны гигабайты документов (все заявки подавались в электронном виде через наш портал), а перед окончанием каждого года работа велась круглосуточно — так Российский фонд развития информационных технологий уже полтора года поддерживает разработку отечественного ПО, поддерживая проекты как по стимулированию спроса на него у больших предприятий, так и на саму разработку уже состоявшихся родных разрабов. Сразу скажу: зря не пропал ни один государственный рубль :) Пробегусь по победителям.

Обо всем по порядку

На конец прошлого года из пятидесяти регионов фонд получил 363 заявки, из которых до стадии выдачи грантов дошли 56. Внедрение нового ПО и доработка существующего, создание экосистем для импортозамещения. Всего было одобрено решений на сумму свыше семи миллиардов рублей, из которых РФРИТ в прошлом году выделил чуть более четырех, а софинансирование из средств бюджета составляло практически 80%. Это стало громадной льготой установленной Минцифры для поддержки IT по итогам сложного первого «коронавирусного года». В 2019 году господдержка была примерно 50/50!

Кстати, изначально #РФРИТ позиционировался как фонд для поддержки IT-проектов в регионах. В этом году такой дискриминации двух «центров» при отборе проектов уже не ставили в приоритет. Но в итоге большинство проектов, круша стереотипы, возможно, по инерции, пришло из регионов: заявок от «москвичей» было около трети (124 из 363), но среди одобренных Москва вышла на первое место — 28 против 20 победителей в 2019 году. Также в пятерке лидеров: Татарстан и Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород.

Мини-рейтинг регионов, получивших гранты для своих проектов в 2020 году. А в скобках рейтинг за 2019 год.

2020 (2019):

  • Москва — 28 (3), как будто прорвало!

  • Санкт-Петербург — 3 (1)
  • Татарстан — 3 (4)

  • Самарская область — 2 (4)
  • Республики Удмуртия и Бурятия, Кемеровская, Костромская, Московская, Новосибирская, Саратовская и Челябинская области — 1 (0)

  • Белгородская, Вологодская области, Пермский край — 0 (1)

Что касается IT-кластеров, то у нас победили:

- участники #Сколково — 12;

- резиденты #Иннополис — 3 (говорят, Infowatch и SearchInform и там, и там зарегистрированы, не знал, что так можно, и не проверял).

До конца года почти 70% разработок будут полностью реализованы. Свет увидят передовые системы защиты данных и мониторинга сетей ЖКХ, модели цифровизации предприятий и целый список готовых решений для бизнеса: «умные склады», корпоративные приложения и чат-боты, программы для смарт-документации и анализа данных, платформы «Интернета вещей» и приложения под ключ — и всё это будет отечественное ПО!

Немного контекста

Конкурсы проводились по двум условным направлениям: цифровая трансформация компаний на основе «сквозных» цифровых технологий (открыта Постановлением Правительства № 550) и разработка импортозамещающего ПО в рамках проекта (открыта Постановлением № 1185). Всё это в рамках Национальной программы «Цифровая экономика» (цифроваяэкономика.рф) и двух федпроектов: «Цифровые технологии» и «Информационная безопасность». В Минцифре (за оба федпроекта отвечает заместитель Министра Максим Паршин) строго следили за прозрачностью процессов отбора кандидатов, в фонде старались не свалиться в крючкотворство и формализм (хотя тут еще предстоит большой путь, так как все находятся под страхом проверки «счётки» и приговора «нецелевого использования бюджетных средств»), а портал был интегрирован с порталом «Госуслуг» и строго контролировал по доступам и срокам всех, кто связан с процессом отбора.

И работа была сделана: предприятия позаботились о поразительной формальной точности заявок благодаря тому, что все инструкции, справки и вебинары по их заполнению были в открытом доступе, а фонд мог мгновенно ответить на любой вопрос.

Теперь расскажу о самых интересных заявках, которые я условно разделил на пять категорий.

I. Умные предприятия

Тут много проектов: от автоматизации горных комплексов до цифровой логистики для «Почты России». Среди победителей тут всемирно известные гиганты: «КАМАЗ» и концерн «Калашников», НПО «Алмаз», «Ижевский механический завод», «1С» и «Росатом». Цели ясны: сократить издержки, поднять производительность труда, отрегулировать работу разных цехов в едином цифровом алгоритме.

Фонд поддержал разработку собственной платформы (это 60 рабочих мест разработчиков) для завода грузовиков «Урал», чтобы перейти на российское ПО.

Другим, например «Кузбассразрезуголь», мы поддержали проект алгоритма сбора информации с предприятий, создания целых «цифровых экосистем», соединивших воедино логистику, мониторинг, оценку издержек и экологические практики. Таким, например, был проект «Росатома», позволивший на 30% сократить риск пережога топлива на ТЭЦ, снизив вредные выбросы. Все мы вместе с ВЭБ сейчас за «зеленую экономику».

Фото победителя проекта 2019 года из Казани — про проект по контролю утилизации мусора

II. Решения для бизнеса

В отличие от предыдущей категории, разработки этой более универсальны и могли выходить на рынок B2B. Так, с минувшего декабря города Самарской области связала квантовая оптоволоконная сеть для передачи конфиденциальных данных. Этой разработкой АО «Смартс» смогут воспользоваться банки, государство и множество частных компаний.

Целый пласт решений касался электронного документооборота: полностью российская архитектура корпоративной почты «Мой Офис» на 600 000 пользователей (технические подробности они недавно описали в статье на Хабре), ПО для договоров с контрагентами «Логика бизнеса», автоматические системы обработки документов «Открытый код» и много всего еще...

Искусственный интеллект «Гудфокаста» облегчит прогнозирование продаж, а «Бэнкс Софт Системс» и вовсе подарят стране первое вендорское ПО для внедрения банковских продуктов. Еще мейнстримовая тема — платформа для разработки простых приложений с минимальными трудозатратами на разработку (low-code) от самарского «Хоулмонта».

III. Безопасность

Цифровая эпоха породила цифровые угрозы. Не зря в нацпроектах такое внимание уделено информационной безопасности. Среди одобренных заявок с ней связано более 15%, речь главным образом о защите документов и устройств (этому посвящены шесть разработок АО «Смартс», «Лаборатории Инфовотч», «СерчИнформ», «Юзергейта» и других).

Меня лично впечатлили проекты вроде «Локи». Эта платформа позволяет смоделировать кибератаку на корпоративную сеть, выстроить вокруг нее систему ложных целей и полностью закрыть бреши в «цифровой обороне» предприятия.

IV. Образование и наука

«Удаленка» познакомила страну с онлайн-обучением: от детского сада и школьников до переобучения участников проекта «Московское долголетие» :))), и российские разработки немедленно обрели популярность. Три реализуемых проекта предлагают образовательные решения: продукт «Naumen Click-to-Study» автоматизирует приемные комиссии, «Омега.Образование» создаст конструктор для занятий в дополненной реальности, а компания «РОББО» внедрит в свои популярные конструкторы VR-моделирование для обучения детей робототехнике.

Научные разработки тоже не отстают: на гранты фонда «НТех лаб» отточат и без того одну из лучших в мире систем распознавания видеоизображения, научив распознавать голоса и силуэты.

V. Инфраструктура

Я хотел бы отдельно отметить эту категорию ввиду ее стратегической роли. Поломки в теплосетях или на станциях водоснабжения затрагивают массы людей, поэтому так важно отслеживать их состояние, а искусственный интеллект справится с этим как нельзя лучше.

Сразу три проекта были посвящены «умным» системам вывоза отходов: ультразвуковые датчики наполненности контейнеров, цифровой контроль сбора и программа управления логистикой, уже внедренная в ЖКХ Татарстана.

Предотвращение утечек в тепловых сетях, беспроводной контроль водоснабжения и уникальная система моделирования инфраструктурных объектов — некоторым из разработок нет аналогов в стране и регионах. Сам я никогда не слышал о «цифровых водоканалах», а решения «Росатома» не просто создали один из них, но и снабдили его системой контроля за расходом воды.

А еще мы поможем представленным на рынке проектам устранить недостатки — так будут решены проблемы вертикальной интеграции систем для умных домов от компании «Иридиум».

И что в итоге?

Перечисленные проекты — лишь прошлогодняя часть IT-проектов, которые поддержал наш фонд. Можно сказать, что российский бизнес не только осознал ценность цифровых решений, но и готов рисковать. И брать государственные деньги. Как средние, так и крупные игроки активно идут в сторону новых возможностей по софинансированию ускорения цифровой трансформации. При этом их мотивация, конечно, отличается. Если крупным концернам важнее быть «в повестке» или исполнить какое-нибудь поручение (цифровизация становится для них имиджевым вложением), то средние игроки через внедрение «цифры» инвестируют и в развитие, отводя ей важную роль в радикальном улучшении продуктов или бизнес-процессов и кратного роста выручки.

Очень радует и то, что развивается сектор облачных сервисов по подпискам (SaaS и т.д.). Все они помогут и малому бизнесу, сэкономят множество денег и времени, расширят цифровизацию через открытость методик и программных решений.

Крайне позитивная, хоть и молодая тенденция — разработка интегрированных платформ. Это одна из причин того, почему я особенно отметил инфраструктурные проекты. В случае российской монополизированной инфраструктуры только внедрение многосторонних цифровых систем спасет от устаревания и потери управляемости. Я искренне уверен, что именно проблемы с модернизацией привели к кризису советской системы и ряду инфраструктурных катастроф. У сегодняшнего правительства есть всё, чтобы не попасть в ту же ловушку и пройти путь цифровой трансформации отраслей, госуправления и общества.

Полученный за эти полтора года опыт — бесценен. Я увидел, что страна богата инициативными, талантливыми людьми, не только в Москве и Питере, готовыми развиваться и развивать. Российский бизнес верит в цифру, понимает ее важность и не боится идти по этой дороге вместе с государством, которое, как минимум сейчас и в этой сфере, пока готово помогать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда