Открытие франшизы: какой она должна быть и как защитить франшизу от копирования?

Владельцы бизнеса частенько задумываются об открытии франшизы. Действительно, передача прав на определённую бизнес-модель принесёт немалые деньги. Однако готовы ли вы будете к ответственности? Ответы на этот и другие вопросы - в статье.

Александр Высоцкий "Visotsky Consulting"

Успех франшизы — высокоприбыльная бизнес-модель

Прежде всего, чтобы франшиза состоялась, у вас должна быть высокоприбыльная бизнес-модель. Не подойдёт компания, которая балансирует на грани прибыли и убытка лишь из-за вашего многолетнего опыта или невероятного труда продавцов. Пытаться создать франшизу в данной ситуации — обречь себя на провал. Нужно понимать, что франчайзи (сторона, которой вы передаёте права) точно будет совершать ошибки. Так вот, бизнес-модель должна быть настолько кондовой, чтобы она не могла привести франчайзи к поражению слишком быстро. Также вы должны быть готовы к тому, что не все люди, которым вы передадите права, смогут достичь успеха: некоторый процент потерь вполне нормален и допустим. Ключевой момент: не пытайтесь улучшить финансовое состояние вашего бизнеса с помощью создания франшизы.

Простой бизнес — успешная франшиза

Простые в управлении бизнесы хорошо поддаются франшизированию, это факт! А вот с технологически сложным бизнесом (тем же консалтингом) сделать это будет гораздо труднее. Франшиза предусматривает то, что вы привлекаете к этой игре большое количество людей: не рассчитывайте на то, что они будут гениями, не допускающими ошибок. Более реалистичной выглядит франшиза не сложной консалтинговой компании, а ресторана, парикмахерской, агентства недвижимости, то есть услуга должна быть достаточно стандартизованной, чтобы её было легко предоставлять. Совет: расширяйте бизнес путём увеличения собственного штата, а не создания франшизы.

Как защитить бизнес от копирования

Это очень важный момент, ведь есть риск, что ресторатор, развившийся по вашей франшизе, поменяет две буквы в названии заведения, перестав быть частью франшизы, хотя при этом продолжит делать то же самое!

Успешные стратегии

Хорош пример сети «McDonald’s». Франчайзи необходимо найти участок земли, который компания выкупит и на свои средства построит ресторан. Франчайзи лишь будет её арендовать, но это будет его бизнес. При этом, если человек не будет соблюдать условия, будет найден новый франчайзи. К сожалению, подобная защита доступна не всем. Среди других методов — централизованный маркетинг. Клиент обращается в один сервис, после чего входящее обращение (его запрос) направляется франчайзи. Если вы владелец какой-то уникальной технологии, то ваши франчайзи могут получать оборудование и материалы непосредственно от вас. Ещё один прекрасный пример — централизованная IT-система, без которой нельзя ступить и шагу (например, «Додо Пицца»).

Работа с франчайзи

Создавая франшизу, обязательно позаботьтесь о методах защиты вашего бизнеса, и речь тут даже не о порядочности. Франчайзи — такой же творческий человек, как и вы. Он рассматривает бизнес как область своих собственных интересов. Естественно, он думает о том, как улучшить то, что сделано вами. Вы должны быть к этому готовы, а потому запаситесь инструментами, которые не позволят ему отправиться в собственное плавание.

Цель франшизы для владельца

Создавая франшизу, задайтесь вопросом о том, что вы собираетесь купить. Если вам просто нужны деньги, то не идите во франшизу. Если ваш бизнес высокоприбылен и прост в управлении, то лучше сосредоточиться на открытии филиалов. Сделать это можно с помощью денежных средств инвесторов. Этот вариант лишён многих проблем, возникающих при продаже франшизы. Это дешевле, легче и проще!

Конечно, продав франшизу, вы получите за неё деньги, но готовы ли вы к ответственности, которую будете нести всю свою жизнь? Не всегда получается соблюсти баланс. А потому, прежде чем создавать франшизу, хорошо подумайте о том, действительно ли вам это нужно.

- Александр Высоцкий специально для НВ Бизнес

0
2 комментария
Катя Канева

Неплохая обзорная статья, но ответа на вопрос в заголовке в ней НЕ содержится. А он только один: грамотно подходить к собственной интеллектуальной собственности и оформлению договоров коммерческой концессии с пользователями (т.к. понятие франшизы в гражданском кодексе отсутствует - передача прав использования бренда и комплекса иных исключительных прав оформляется именно через ДКК с регистрацией в Роспатенте). Никаких "поменять две буквы в названии" в таком случае невозможно, так как в любом случае что две, что три буквы будут являться нарушением исключительных прав на товарный знак владельца франшизы. Не забываем и об остальных моментах: коммерческая тайна, ее оформление, закрепление передачи, прав и обязанностей пользователя по договору, оформление прав на элементы дизайна, графики, понятное распределение обязанностей и прав сторон в отношении всего комплекса прав и многое другое). Если этого нет - это все что угодно, но только не франшиза.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Неплохая обзорная статья? Вы прирожденный дипломат, я бы охарактеризовал - "вода + капитанство + неоднозначные выводы + инфоцыганство." 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда