Как купить готовый бизнес и не остаться в дураках

Это небольшая статья в которой я делюсь личным опытом, какие бывают риски при покупке бизнеса и как их избежать, а также рассказываю об основных причинах продажи.

Статья будет полезна не только тем, кто рассматривает вариант покупки готового бизнеса, но и тем, кто планирует его продажу, чтобы понять, как покупатели будут проверять их бизнес.

При покупке готового бизнеса есть большое количество рисков, чтобы их снизить, необходимо проводить проверку по каждому пункту.

Давайте разберемся в них подробнее.

9 основных рисков при покупке бизнеса

1. Сокрытие реального положения в бизнесе (несоответствие прибыли, расходов, выручки).

При проверке, всегда важно начинать именно с показателей. Искать прямые и косвенные подтверждения всех расходов и доходов. Все несколько раз внимательно пересчитывать. Проверять накладные, договоры купли-продажи, копаться в CRM-системе, брать выгрузки чеков, налоговые декларации, разбираться в системах мотивации сотрудников. Все и всегда должно сходиться. Это базовые вещи при проверке бизнеса.

2. Маркетинг и продажи. Не работает система привлечения клиентов.

Ключевая задача любого бизнеса – продавать. Обязательно проверяйте отдел продаж, скрипты, CRM-системы, источники трафика, рекламные бюджеты, конверсии, кто управляет привлечение клиентов и продажами. Именно это основная причина убыточности многих бизнесов. Важно иметь полностью описанный и рабочий маркетинг. Продавец должен знать “сколько стоит для бизнеса одна продажа”. Если вы не разбираетесь в этом, тут лучше привлечь сторонних специалистов для проверки всего процесса привлечения клиентов.

3. Уход старых сотрудников после покупки.

Иногда, после покупки бизнеса сотрудники уходят. Иногда это ключевые сотрудники. Важно узнать у продавца предупреждал ли он сотрудников о продаже, как они к этом относятся, как он планирует собственный выход и передачу управления вам, в каких отношениях он с ними состоит. После этого важно узнать самих сотрудников, познакомиться с ними, узнать как они относятся к продаже, что они могут рассказать о текущем положении дел, своих дальнейших планах и могут ли предложить какие-то решения по улучшению текущей ситуации.

4. Изменение условий аренды арендодателем.

Если бизнес имеет помещение в аренде - очень важно перед покупкой познакомиться с собственником, узнать не изменятся ли условия аренды, нет ли задолжностей по аренде и коммунальным услугам, как давно помещение арендуется, какие у него дальнейшие планы на помещение и что он может рассказать об этом бизнесе и собственнике.

5. Юридические риски. Отъем бизнеса, возвраты, суды.

Обязательно возьмите выписку из единого государственного реестра юридических лиц и проверьте собственника и юридическое лицо через сервисы проверки контрагентов. Если есть возможность, лучше создать новое юр.лицо и оформить покупку, как передачу актива между юридическими лицами.

6. Проблемы с поставщиками. Долги, кредиты и другие обязательства юридического лица.

Очень важно при покупке бизнеса - связаться со всеми поставщиками и узнать об их отношениях с данной компанией. Нет ли задолженностей, на каких условиях они работают, какие объемы и как давно покупают.

7. Репутация и рынок. Плохая репутация бизнеса.

Не поленитесь и найдите в интернете все что можно найти по покупаемой компании. Отзывы клиентов, отзывы сотрудников, легко ли найти саму компанию, хочется ли у нее купить, сравните с конкурентами.

8. Уровень автоматизации процессов. Операционный завал.

После покупки бизнеса, вам придется им ее и управлять. Всегда узнавайте перед покупкой, сколько времени тратит на этот бизнес текущий собственник. Какие задачи он решает сам, а какие его сотрудники. Что приходится делать чаще всего.

9. Сопровождение после покупки. Собственник хочет слиться.

Спросите у продавца, готов ли он внести в договор, что после покупки обязуется какое-то время отвечать на ваши вопросы, с чем он может еще помогать и как долго, как он планирует введение вас в процессы и как планирует передачу управления бизнеса.

10 причин продажи бизнеса.

Перед покупкой очень важно узнать истинную причину продажи бизнеса. Причины бывают хорошие и плохие. Разберем их по порядку.

Хорошие причины:

1. Выгорание собственника.

Очень часто, реальной причиной продажи бизнеса является выгорание собственника. Многие люди просто устают от того что они делают и решают сменить направление. Кроме того, часто собственники находят более выгодную для себя сферу и продают бизнес, чтобы заняться чем то более интересным.

2. Перепродажа бизнеса.

Есть огромное количество профильных специалистов в разных сферах, которые покупают убыточный бизнес дешево, решают сложившиеся в нем проблемы, выводят в стабильный плюс и зарабатывают дороже. Как правило, такой бизнес может оказаться очень хорошей покупкой, особенно если собственник этого не скрывает и все рассказывает, показывает и дополнительно берет обязательству по обучению и первоначальному сопровождению вас.

3. Дележка между партнерами.

Многие бизнесы начинаются в партнерстве, но со временем собственники расходятся во взглядах и тогда лучший способ поделить нажитое – продать бизнес.

4. Потребность в деньгах.

Да, это тоже очень распространенная причина продажи. Иногда в жизни происходят какие-то обстоятельства и приходится срочно вытащить деньги из бизнеса.

5. Неоправданные ожидания.

Это распространенная ситуация, особенно в нашей стране. Многие люди представляют бизнес, как 3 часа работы в месяц. Сиди - контролирую. Но, столкнувшись с реальностью, они понимают что у предпринимателей выходных нет. Всегда возникают, какие то проблемы и иногда люди просто решают вернуться в стабильный найм и после 18 забывать о работать.

6. Отход от дел.

Бывает так, что люди просто уже заработали денег себе на старость и хотят отойти от дел, убрать из жизни стресс связанный с работой и заняться путешествиями, или внуками.

7. Кредитная нагрузка.

Бизнес прибылен, но когда-то был куплен на кредитные деньги и большая часть прибыли уходит на погашение. Собственник, устал работать на кредитора. Поэтому он принимает решение продать бизнес погасить кредит и использовать оставшиеся средства для запуска другого проекта.

8. Не профильный актив.

Иногда бизнес достается предпринимателям за долги, или как часть при покупке другого бизнеса, иногда меняется бизнес модель и какое-то направление становится неинтересным. Это называется не профильный актив. Бизнес есть, и работает, но остается не нужным. Часто в таких ситуациях выступают не физические лица, а юридические.

Пример: компания покупает какое-то производство, для того чтобы производить что-то для себя, но с производством ей достается розничный магазин.

9. Личные причины.

Самая опасная, но иногда реальная причина. Переезды, беременности, продажа бизнеса купленного жене, когда она “наигралась”.

Опасная эта причина потому, что именно ее используют обычно продавцы пытаясь скрыть реальные проблемы в бизнесе.

Для того чтобы выяснить, причина является реальной – важно проверять всех связанных лиц, разбираться и копаться. Но, как правило, реальная причина находится быстро, если чуть-чуть покапать, по-задавать вопросы всем связанным лицам и просто быть внимательным.

Плохие причины:

10. Плохая причина всегда в одном – отсутствие прибыли. Все остальные проблемы всегда следствие.

Но это не всегда значит, что это предложение не интересно. Зачастую, после переговоров и выяснения реальных причин отсутствия прибыли можно существенно уменьшить его стоимость. Если слабая сторона в этом бизнесе окажется в зоне ваших компетенций – вы можете сэкономить деньги купив отличную площадку для дальнейшего зарабатывания денег. Кроме того, после выведения такого бизнеса в прибыль, вы сможете его еще и выгодно продать.

Наиболее безопасные сферы бизнеса для покупки: интернет-магазины и бытовые услуги. Бизнесы, где основная работа – продажи. Там разобраться достаточно просто, легко управлять, при отстроенном маркетинге и легко масштабировать. Тут главное все проверить перед покупкой. Если все хорошо, такая покупка является простым и стабильным активом.

Наиболее опасные сферы для покупки: общепит и производства. Это бизнесы для профессионалов, они сложные, в них много нюансов и цифр. Чтобы разобраться во всем этом и продолжить эффективно управлять таким бизнесом – нужны серьезные компетенции.

Итоги

Покупка бизнеса это очень ответственный процесс, потому что можно потерять достаточно большие деньги.

Часто встречаются мошенники, часто есть скрытые нюансы.

Чтобы не терять деньги всегда тщательно проверяйте каждое слово продавца. Не будьте импульсивны. И даже после всех проверок – возьмите паузу на пару дней. Дайте себе остыть, подумать еще раз ничего ли вы не упустили.

Иногда просьба продавца поторопиться это лишняя причина задуматься.

Будьте внимательны и осторожны.

Спасибо за прочтение и вашу оценку моей статьи.

С радостью обсужу с вами ваше мнение и опыт в комментариях.

Подписывайся на меня в инстаграм: http://instagram.com/sashafyc

Там я часто освещаю связанные с продажей бизнеса темы и отвечаю на вопросы.

Кроме того, там в постах много небольших, но полезных текстов.

Другие статьи автора:

Александр Неделюк
Помогаю быстро продать готовый бизнес

Если вы хотите, чтобы я помог с оценкой готового бизнеса, организацией его продажи, или хотите получить консультацию — напишите мне и мы обсудим варианты взаимодействия.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Сергей

зачем его вообще покупать? этож отдельный заработок на идиотах - открывать фирмы и впаривать их жертвам бизнес молодости. сейчас  практически все делается за 1-2 похода. только плохо, что экономика у нас больна, причем системно и в принципе сложно хотя бы год продержаться. а проблемы - это лживая статистика, которая не позволяет адекватно судить о покупательной способности населения, огромная доля гос сектора с его откатами куда тебе путь заказан, постоянное падение доходов населения, его старение с изменением модели потребления, постоянный рост цен на все и вся, нестабильный курс ржубля, повышение и введение дополнительных налогов, постоянные санкционные риски из-за старческого маразма руководства страны

Ответить
Развернуть ветку
Александр Неделюк
Автор

1. Сколько вы запустили бизнесов в 1-2 подхода?
2. Вы в окно смотрели, сколько видели машин дороже 5 млн? Думаете это все «гос сектор», а все остальные нищие?)
Съездите в Москву, погуляйте по центру. Возможности есть, заработать честно реально, все остальное оправдание собственного не желания.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Идиотизм на аксиомах.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Неделюк
Автор

Поясните, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Во всяком случае, новичку трудно определить доходный ли бизнес и причины его продажи...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Неделюк
Автор

Да, в целом вы правы. Но уже знать о возможных причинах и рисках — это пол дела и вредно не будет)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Копосова, маркетолог

Спасибо, статья очень полезная! Как раз задумалась над покупкой готового бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Если анализировать причины продажи, то можно сделать выводы, что вообще не нужно покупать готовый бизнес , ведь, если есть стабильный доход разве откажутся от курицы, которая несет золотые яйца?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Неделюк
Автор

Именно об обратном, как раз причины и есть. Вы видимо не внимательно читали. Бывают ситуации, когда людям приходится продать прибыльный бизнес и это нормально.
С таким же успехом можно сказать: кто будет продавать машину, если в ней все хорошо. но ведь продают, хотя бы за тем, чтобы купить новую)

Ответить
Развернуть ветку
Klen.line

Чтобы проверить бизнес берём грамотного бухгалтера, проверяем последний годовой отчёт и проводим инвентаризацию. Не бьётся инвентаризация - косяки и в отчётности, и в бизнесе. Из отчётности и будет видно и рентабельность, и обороты, и динамику. Зачем спрашивать у сотрудников, почему они увольняются, у арендодателя по аренде и у собственника о его выгорании? С арендодателем есть договор и он от смены собственника свое действие не прекращает. Есть у вас чёткое понимание, как будете вести бизнес - лишние операции по проверке не нужны. Нет чёткого понимания - никакие проверки и отлично работающие службы не помогут - со временем само все развалится. Автор молодец, что развёрнуто рекламирует свои услуги, но все перечисленные проверки, на мой взгляд, излишни. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Неделюк
Автор

Не все так просто, на практике срабатывают именно нюансы. Это первое.
Второе, по сути первая проверка была именно о том, о чем вы говорите. Только бухгалтер тут не поможем, финансовая документация и управленческий учет это не совсем про бухгалтерию.

Ответить
Развернуть ветку
Klen.line

Любой учёт строится на базовых показателях. Всех нюансов не учесть, да это и не нужно, если есть желание купить и чёткое представление, как управлять, чтобы не обанкротиться. У Вас задача - красиво подать услугу, описать ее значимость. В тексте, на мой взгляд, много лишнего, отнимаюшего время и желание заказать услуги. Без обид, я из наилучших побуждений пишу. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Неделюк
Автор

Буду очень благодарен, если распишите свое виденье.
Что на ваш взгляд лишнее в тексте и отнимает желание заказать услуги?

Никаких обид, адекватная обратная связь всегда ценна)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

С орфографией у автора прям, беда...

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда