{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

С какими заказчиками я не работаю

Всем привет!

Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.

Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.

Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем

Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.

Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.

В общем, я боялась всего:

  • Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
  • Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
  • Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
  • Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!

Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:

Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!

Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.

Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.

Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.

Бегите от таких клиентов!

  • “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
  • “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
  • “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
  • “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
  • “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
  • “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
  • “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.

Ну и напоследок

Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.

Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:

  • Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
  • Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
  • Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
  • Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.

И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!

И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?

0
458 комментариев
Написать комментарий...
Против Спама

Я заказал уже более 1000 текстов у фрилансеров. 
Список претензий к фрилансерам будет побольше, чем к заказчикам. 
Например:
1) Очень часто такое бывает, если сроки не горят, даешь срок написания небольшого текста в 1000-4000 знаков на 1-2 недели. Причем, я даю такой срок с учётом возможных правок. В итоге получаешь текст его либо к концу срока, либо с опозданием. И при этом это еще без правок. 
2) В погоне за уникальностью текста (даже если в ТЗ не было написано про уникальность копирайта), копирайтеры начинают выдумывать отсебятину. Например, один писал про товар с покрытием из нитрида титана, в итоге в тексте появились: титанид нитрита, титана нитрид, титана нитрат, нитрато-титан, титановый нитрит, нитратовый титан и так далее. 
3) Ладно, пишешь теперь в ТЗ, что для меня главное - это качество текста, а не его уникальность. В итоге получаешь текст, полностью скопированный с какого-то сайта, в котором в каждом предложении заменили только одно слово. И с уникальностью в 5-10%.
4) Очень часто. В ТЗ расписываешь порядок, по которому должен быть написан текст. Даешь первоисточники, в которых есть ответы на эти вопросы. Пишут, пропуская  что-то из этого порядка. Или вообще несут отсебятину, или многократно повторяются, хотя могли бы брать из первоисточников. 
Позже ещё распишу. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Если честно у всех претензий, что прочитал ноги растут из погони за дешевизной. Хотите статью о металлургии по цене статьи от студента журфака 1го курса? Получите нитратовый титан, скажите спасибо, что не гексафторид платины.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Дорогой ценник отнюдь не гарантирует качество работы. Просто вместо говна, получится золотое говно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Большая зарплата не гарантирует того что вы получите хорошего сотрудника. Зато крохотная - гарантирует, что сотрудник будет хреновый.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Я когда учился в Вузе, преподаватели часто жаловались на свою зарплату. Например, некоторые хоть и не работали на полной ставке, но получали по 3000-6000 рублей, тогда как какой-нибудь кондуктор в трамвае официально значительно больше. И это не считая тех денег, которые кондуктор прикарманивал, не выдавая билетик или продавая по второму, третьему... N-ому разу. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Это вообще к чему было? ))

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

К тому что ЗП и "хреновость сотрудников" - не взаимосвязанные параметры. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Типичная отмаза руководителей, считающих что сотрудники должны работать бесплатно. Как результат - полный набор факапов, что вы описали. Не парьтесь у нас не меньше 60% процентов таких "прыдпрынымателей". Хорошо, что на рынках они долго не живут )

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Gorsky

знатный экземпляр :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

В наше быстрое время русский язык также быстро обновляется. Многие представители молодежи например уже не понимают значения слова "барыга".

Вот здесь мы имеем настолько типового представителя данного семейства парнокопытных, что впору его в Парижскую палату мер и весов помещать с пометкой "один барыга".
Самое забавное что тут и кратко описано мышление представителей данного семейства и даже перечислены последствия такого мышления, правда в обратном хронолоническом))))

Ответить
Развернуть ветку
455 комментариев
Раскрывать всегда