{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Нас учили, что задача врача — не избавить пациента от боли, а верно прооперировать»: cтоматолог о российской медицине

Основатель сети стоматологических клиник — о медицинском насилии, проблемах ОМС и о том, почему мы до сих пор боимся ходить к стоматологу.

Артём Газаров

Я более 10 лет проработал в частных клиниках и год — в неотложной. В 2018 году открыл собственную клинику «Белая Радуга» в Москве, потом ещё две. Месячный оборот каждой клиники — около 10 млн рублей.

В отрасли я часто встречал не очень хороший сервис и грубое отношение к пациентам. Сегодня расскажу о том, какие проблемы есть в российской стоматологии и почему так происходит.

Спойлер: если вам кажется, что с рынком российской стоматологии что-то не так — вам не кажется. Проблемы действительно есть. Например: вопрос «вам бесплатный наркоз или хороший», врачи, которые работают по 12 часов в день, и выгорают — и тренд на удаление зубов вместо лечения. Обо всём по порядку.

Первая проблема: врачей не учат разговаривать с пациентами

Врачи должны учиться всю жизнь, но большинство, получив диплом, на этом заканчивает. Они не задумываются о том, что медицина развивается, а методы лечения устаревают.

Вообще-то врач каждые пять лет обязан проходить курсы повышения квалификации, но проблема в том, что курсы базируются на той же университетской программе. Эти знания зачастую не релевантны времени. Формально врачи проходят по 180 часов терапевтической стоматологии, но это не имеет отношения к передовой науке.

Получив диплом, молодые врачи начинают лечить так, как их учили в институте. Самообразованием они не занимаются, и опыт из советского прошлого передаётся новым поколениям.

Что в этом плохого: во-первых, студентов практически не учат общаться с пациентами.

На втором курсе у нас был такой предмет — деонтология, — этика взаимоотношений пациента с врачом. Например, нам рассказывали, что если у пациента рак или ВИЧ, нельзя сообщать об этом в лоб, нужно как-то подвести к этой информации. Чтобы он, не дай Бог, не выпрыгнул с балкона, образно говоря. Но в программе нет информации, которая будет полезна студенту, ни разу не общавшемуся с пациентами.

Во-вторых, нас учили, что задача врача — не избавить пациента от боли, а правильно провести операцию. Когда нас учили делать уколы с анестезией, преподавательница брала шприц, как писчее перо, и буквально втыкала его в пациента. До сих пор вспоминаю эту дикость. Не было задачи снизить тревожность пациента, попытаться уменьшить боль там, где это возможно.

Хотя на самом деле медицинская помощь — это больше, чем установка пломбы или коронки. Задача врача — провести пациента через процесс лечения максимально комфортно и спокойно. Негативный опыт откладывается в памяти и может привести к стоматофобии — боязни стоматологического лечения.

Пациенту спокойнее, когда он понимает, как происходит процесс — тогда он расслабляется и больше доверят врачу

Вторая проблема: cтрах перед врачами внушают сами родители

Большинство проблем российской стоматологии завязаны именно на страхе перед приёмом. В советские времена детей лечили без анестезии, в удержании, а это фактически равносильно насилию.

После такого лечения выросло несколько поколений стоматофобов. К сожалению, иногда они невольно передают свой страх детям. Ребёнок понятия не имеет, что стоматологи — это страшно, пока об этом не расскажут родители. Необязательно прямым текстом.

Такие фразы, как «‎будет не больно, надо потерпеть» и обещание купить подарок после доктора — настораживают ребёнка. Не стоит внушать ему мысль, что лечение может быть неприятным и нужно потерпеть, чтобы получить подарок.

Настрой родителей тоже играет роль. Если они сами нервничают, это состояние обязательно передастся ребенку.

Иногда декорации стоматологического кабинета, даже приятного и аккуратного, пугают даже взрослых. Что уж говорить про детей

Третья проблема: в России нет фокуса на профилактику

Стоматология в России заточена не на профилактику, а на лечение. Декларируется обратное, но мы видим, что фокуса на профилактике нет. Ей не посвящают достаточно времени, и, думаю, ситуация изменится не скоро.

У нас хорошо развита культура посещения парикмахерских и маникюрных салонов, потому что ногти и волосы видно всем окружающим. При этом огромное количество людей живут с кариесом или кровоточащими дёснами из-за страха, незнания, недоверия к стоматологам. И это не только их проблема, это общая задача медицинского сообщества — информировать, показывать на примерах, что лечиться не больно, а ранняя профилактика помогает сэкономить на лечении в будущем. Кариес сегодня больше классифицируется, как поведенческое заболевание. Оно появляется из-за неправильных привычек, например, не чистить зубы на ночь, пить газировку, не ходить на гигиеническую чистку четыре раза в год.

Думаю, смещение фокуса на профилактику — не столько вопрос времени, сколько вопрос целей государства. Нужно рассказывать о профилактике в детских садах, в поликлиниках. Это глобальная задача.

Возможно, проблема решится, если поменяется медицинский рынок. Предположим, появятся большие корпорации, которые повлияют на общество. Я бы хотел, чтобы мы стали такой корпорацией. Но надо понимать масштаб: 300 стоматологических клиник — это всего лишь 0,01% рынка, этого недостаточно для таких перемен.

В скандинавских странах уровень распространённости кариеса — 0,3%, а в России — 2,9%. Это значит, что интенсивность кариеса в России в 10 раз выше, чем в странах Скандинавии. При этом не могу сказать, что наша частная стоматология сильно хуже скандинавской — у нас есть крутые врачи мирового уровня. При этом там на государственной повестке стоит профилактика, а у нас такой повестки пока нет. Неизвестно, как долго будет меняться ситуация. Думаю, на это понадобится около 50 лет.

Предположу, что многие знают — поход к стоматологу на профилактику экономит деньги и нервы на лечении в будущем. Но от таких визитов нас останавливает страх перед врачом. И не всегда этот страх неоправданный — особенно когда есть прошлый плохой опыт

Четвёртая проблема: цель ОМС — не сервис, а экстренная помощь

Государственная стоматология существует в рамках формата ОМС, единый стандарт оказания помощи предоставляется во всех регионах страны. Поэтому менять стандарты в этой системе очень непросто.

Например, на лечение пломбы ОМС выделяет врачу 150 рублей, а с пациентом он может провести не более 15 минут. В формате современной медицины за это время и за эти деньги сделать что-то качественное невозможно. Друзья рассказывают, что в учреждениях такого формата нельзя провести с пациентом столько времени, сколько необходимо. Положено 20 минут, значит, лечишь 20 минут.

В государственных стоматологиях есть платные отделения, но чаще пациенты «договариваются» с врачами. И вопрос «вам наркоз бесплатный или хороший?» — не шутка, это реальная формулировка.

Врачу, который зарабатывает 15 тысяч рублей в месяц, надо как-то выживать, поэтому он предлагает платную услугу, которая есть в прайсе, но не покрывается ОМС. Если есть финансирование, то отрасль развивается хорошо, а если нет — плохо.

Опять же, задача ОМС — снять пациенту острую боль, и с этой задачей оно точно справляется. Если у вас заболит зуб, вам поставят пломбу или удалят его.

Люди боятся лишний раз обращаться в государственные клиники из-за недоверия. Они не знают, что с ними будут делать, как будут лечить, какой получится результат, а вопрос задать не могут. Во-первых, у врача в поликлинике просто нет времени на подробные разъяснения. Во-вторых, опять возвращаемся к проблеме образования: врачей не учат правильно разговаривать с пациентами.

Не у всех государственных больниц есть современное оборудование и материалы. Это иногда и останавливает пациентов, которые уже натерпелись боли за всю жизнь

Пятая проблема: врачи выгорают из-за работы по 12 часов

В Москве у многих врачей принято пахать по 12 часов, думаю, что эта практика возникла из-за транспортной обстановки в городе: дорога и пробки отнимают очень много времени. Зачастую врачам удобнее отработать 4 полных дня, а потом 3 дня отдыхать.

Часто пациенты, записываясь на вечер, спрашивают, не будет ли доктор уставшим. Я когда-то сам пахал по 12 часов и знаю, что нельзя столько работать, это непродуктивно. Могут случаться ошибки, человек доверяет тебе своё здоровье, а ты не выкладываешься на 100%.

Поэтому в моей клинике врачи работают по 7 часов. У нас даже есть специальная памятка для сотрудников — «Как бороться с выгоранием».

Если врач «в ресурсе» — пациент получит хороший сервис

Шестая проблема: частные клиники расширяют показания для удаления зубов

Я делю частные клиники на две группы: медицинско-коммерческие и коммерческо-медицинские. Владелец клиники, если он не из сферы медицины, как правило, фокусируется на заработке денег. А владелец-врач — на плане лечения, здоровье, внимании к людям.

За клиентов клиники конкурируют разными методами. Иногда маркетологи привлекают клиентов с помощью уловок.

Например, пожизненная гарантия на услуги. В реальности такую гарантию могут дать только на сами импланты, а не на установку. Потому что на срок службы влияет не только операция и материалы, но и соблюдение пациентом правил гигиены, отсутствие травм и другие факторы.

Если с имплантом что-то случится, например, он выпадет, в клиниках его могут бесплатно заменить. Но это не значит, что не потребуется ещё одна операция.

Нередко аудиторию привлекают низкой ценой на коронки, например, 5 тысяч рублей. После приёма оказывается, что это не финальная цена, в счёт вставляют сопутствующие услуги: установку ретракционной нити, обработку лекарством. Итоговая цена может оказаться выше средней по рынку.

Ещё один пример — клиники, которые расширяют показания для удаления зубов. Например, в стоматологии существует технология восстановления зубов — All-on-4 и All-on-6. Это установка четырёх или шести имплантов, которые «‎держат» несъёмный протез на всю верхнюю или нижнюю челюсть. Процедура стоит дешевле, чем установка отдельных имплантов, и значительно быстрее.

Показания к такому протезированию — полностью беззубая челюсть, отсутствие большинства зубов или наличие разрушенных зубов, подлежащих удалению. Но в Москве есть клиники, которые заточены именно на эти конструкции. Не имея медицинских показаний, то есть когда зубы можно спасти, врачи их удаляют и устанавливают эти протезы.

Тут вопрос стоит на уровне совести. Да, спасти зубы зачастую дороже, чем всё удалить и поставить эту конструкцию, но каждый зуб — это орган, большая ценность. Я работаю для того, чтобы спасти любой зуб, а удалять только по строгим показаниям.

Российский рынок стоматологии

В России работает более 30 тысяч частных стоматологических клиник, 13% из которых приходится на Москву. Частных клиник в России больше, чем бюджетных — примерно 95%, но пациенты чаще обращаются в государственные — 68,9% стоматологических приёмов приходится на сектор ОМС.

Структура рынка не изменилась с 2018 года, когда я открывал «‎Белую радугу»‎. В России было столько же клиник, часть из них ежегодно открывается и закрывается. Рынок представлен сетевыми, авторскими клиниками с разным ценовым диапазоном: установка пломбы может стоить от 300 рублей до 30 тысяч рублей.

На запуск клиник тратят разные суммы: кто-то — 8 млн рублей, другие — до 200 млн рублей с дизайном от известнейших дизайнеров-архитекторов. Но надо понимать, что в клинике за 8 млн, скорее всего, будет низкое качество оборудования, мебели и материалов. Мы столько же потратили на четыре стоматологических установки — это комплекс оборудования, в который входит кресло пациента и блок управления креслом и бормашиной.

А если мы говорим про клиники за 200 млн, это скорее имеет отношение к персональным амбициям собственника.

Знаете, как говорят: «На дороге все, кто едет быстрее тебя — камикадзе, кто медленнее — черепахи». То же самое и здесь: кому-то одна сумма кажется нормой, а кому-то — слишком большой.

По данным оператора фискальных данных Платформы ОФД, средний чек на услуги стоматологии в России к сентябрю 2020 года составил 6,4 тысячи рублей. Это на 15% больше, чем в 2019 году.

Выше всего — более 10 тысяч рублей — средний чек в Камчатском крае, Сахалинской области, Москве, Санкт-Петербурге и Астраханской области. Самые частые услуги — лечение кариеса, пломбирование и ортопедическое лечение.

Что думаете про российскую стоматологию? Частная клиника или лечение по ОМС?

0
258 комментариев
Написать комментарий...
С. Инкогнито

Разъясните мне деревянному, про "гигиеническую чистку" есть реально какой-то практический тольк, делать ее чаще 1 раза в год? Или это больше миф и уловка поднять LTV для стоматологического бизнеса?

И так же какие реально имеет издержки такие чистки?

Очень давно задаюсь этим вопросом, но не могу никак получить не предвзятое мнение. 

P.s. сам очень тщательно следу за гигиеной рта, регулярно посещаю стоматолога и т.д и т.п

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
255 комментариев
Раскрывать всегда