9 применений продуктовых практик за пределами работы, которые изменили нашу жизнь
Работа в продуктовой компании — это спринты и планинги не только на работе, но и за ее пределами, а еще аджайл головного мозга. Или нет?
Я Оля, продакт-маркетолог в Carrot quest. Я поговорила с ребятами из компании про то, какие рабочие практики помогают им развивать карьеру, свои продукты и налаживать личную жизнь.
OKR и скрам, чтобы запустить свой бизнес с нуля
OKR (objectives and key results) или цели и ключевые результаты — это система целеполагания, которая помогает определить направление развития компании, синхронизировать команды и вовлечь всех сотрудников в процесс постановки целей. В Carrot quest OKR — это костяк, без которого мы уже не мыслим работу. Раз в квартал мы планируем общие OKR, а потом каждая команда придумывает инициативы внутри главной цели. Благодаря этому вся компания идет в одном направлении.
Одной из участниц нашей команды OKR помогли наладить работу уже в своей компании.
Саша Каменских раньше работала в редакции Carrot quest, а потом основала собственный бизнес — Это я, интернет-магазин этичной натуральной косметики без пластиковой упаковки и ингредиентов животного происхождения.
Вот некоторые ее статьи, которые она написала для Carrot quest:
В «Это я» ребята пользуются техниками из скрама: проводят дейли и ретроспективы, а также планируют спринты. Работая у нас в редакции, Саша писала статьи про OKR и взяла эту систему на заметку.
У маленького стартапа в начале пути много работы и точек роста:
- нужно с нуля отстраивать весь маркетинг,
- расширять продуктовую линейку,
- налаживать поставки
- и при этом куча операционки.
Есть соблазн схватиться за все сразу. OKR помогает сфокусироваться и выбрать, на чем сосредоточить усилия.
Сейчас главная цель «Это я» — выйти в плюс. Для этого нужно вырасти по MRR в два раза к концу года. Исходя из этой цели ребята определяют ключевые результаты в числах: смотрят, на сколько нужно вырасти за квартал. Это помогает определить ключевые метрики по Инстаграму, блогерам и рекламе. Девочки из команды сами придумывают инициативы, чтобы достичь ключевых результатов, а Саша их корректирует и утверждает.
Кроме того, пока Саша писала статьи про маркетинг и продукт для Carrot quest, она круто прокачалась в маркетинге и поняла, как:
- нужно продвигать сайт;
- работать с клиентами,
- превращать пользователей в постоянных покупателей,
- использовать емейл-рассылки.
Они уже сделали первую емейл-рассылку и быстро развиваются.
MVP и проверка гипотез, чтобы запускать пет-проекты
При разработке продукта мы привыкли двигаться итерационно: не браться за огромные проекты, которые могут провалиться, а сначала делать небольшой кусок, доказать ценность продукта и после этого его масштабировать. Например, так мы поступили с книгой про исследования: сначала опубликовали первые главы и проверили интерес, а заодно собрали лидов. Теперь те, кто подписан на рассылку, смогут получить новые главы — кстати, уже вышли вторая и третья, про подбор респондентов и карты пользовательского опыта.
Такой же итерационный подход используют ребята из компании, когда придумывают свои проекты. Например, наш маркетолог Дима Шуваев простоянно предлагает идеи и гроусхаки в Carrot quest — например, как примерить чат Carrot quest на сайт, не устанавливая код — и параллельно думает о том, как развить что-то свое. Любую новую идею он сначала раскладывает по юнит-экономике и Jobs to be Done.
Иначе говоря, MVP, Jobs to be done и юнит-экономика нужны, чтобы не тратить много денег на старте и быстро проверить гипотезу. Так автор идеи сталкивается с реальностью вместо того чтобы жить фантазиями о том, как продукт покорит клиентов и через месяц обеспечит создателю виллу на Гавайях.
Часто сначала хочется сделать красивый сайт и разработать логотип, а нужно идти в поле и провести хотя бы небольшое исследование.
Customer Development и интервью, чтобы наладить отношения с людьми
Если часть ваших задач — исследования и интервью с пользователями, во время работы вы прокачиваете навыки общения и становитесь детективом 🕵♂.
Jobs to be done, коридорки и пользовательские интервью приучают не верить на слово, а обращать внимание на детали. Наши респонденты часто говорят, что разговор похож на сеанс психотерапии — это потому что вопросы глубокие, и интервьюер вскрывает мотивацию человека, которую он сам мог не определить.
Если вы задумывались пойти к очередному инстаграм-коучу по отношениям (мы верим, что нет), лучше научитесь проводить JTBD-исследования 🤪 Обещаем, будет эффективнее.
Один из наших сотрудников любит использовать вопрос «чтобы что» в отношении родных и близких — тех, кто не в теме. Их это бесит, но методика 5 «почему» очень эффективна, потому что наружу выходят глубинные вещи и мотивация, в которой не всегда хочется признаться. Говорит, что это хорошо помогает в спорах — конечно, не чтобы победить, а разобраться.
Бэклог продукта, чтобы сделать ремонт квартиры
Ремонт — это страшилка для взрослых. Но и с ним можно справиться, если применить опыт составления бэклога задач и роадмапа.
Аджайл, чтобы справиться с депрессией и организовать детей
Работа в продуктовой компании — это постоянные дозы неопределенности. Приходится следить за метриками, перестраиваться и расставлять приоритеты. Этот же опыт помогает справиться с трудностями в обычной жизни за пределами работы.
Одному из сотрудников аджайл помог настроить планирование у дочери, которая на домашнем обучении. Они ставят квартальные цели — например, сдать экзамен по химии, внутри них более мелкие цели, и их достижение разбивают на спринты. Раз в неделю контролируют, что сделано. Это позволяет не дергать ребенка каждый день, не спрашивать, сделана ли домашняя работа, и прививает ребенку самостоятельность.
Fun fact: один маркетолог из нашей команды каждую неделю устраивает с женой ретроспективу — на ней они обсуждают все чувства, что накопились за неделю. Говорит, на Руси была такая практика — милование. Супруги отводили детей к бабушкам и выделяли день для себя, когда говорили друг другу о своих обидах и переживаниях и просили прощения за ошибки.
Конечно, мы не призываем к мудроженственности, выступаем за доказательную медицину и против предрассудков. Зато теперь еженедельные разговоры по душам за вином вы можете называть красивым словом 🍷
Продуктовая стратегия, чтобы выбрать жизненные приоритеты
Ежегодные стратегические сессии и ежеквартальные планирования OKR влияют на восприятие мира: когда видишь, как славно двигаются вперед инициативы при правильном планировании, хочется перенести это в свою жизнь.
Челленджи на работе как способ стать ответственней в жизни
Продуктовое мышление помогает решить любую задачу — в том числе спроектировать свое развитие. Матрицу развития компетенций можно переложить на свои хобби и увлечения и определить, каким спортом или хобби заниматься.
Ребята в Carrot quest анализируют себя, понимают сильные и слабые стороны. В команде продукта много интровертов, но чтобы развивать продукт, нужно инициировать диалог с незнакомыми людьми.
По природе многим это чуждо, есть барьер, чтобы начать диалог. Но при этом такой навык очень полезен и помогает обрести полную картину. Прежде чем рисовать макет, дизайнер может выяснить больше потребностей в разговоре с человеком, меньше времени потратить на дизайн и точнее попасть в решение проблемы.
Продуктовый подход к карьере
Подходить к работодателю как к пользователю
Когда люди меняют работу, они обычно составляют резюме, выкладывают на Headhunter и просто ждут, в лучшем случае — хотя бы знают, кем хотят работать.
Если идти от требований рынка и конкретной должности, шансов на успешное прохождение собеседования больше.
Можно думать о потребностях и «работах» работодателя, которые вы сможете закрыть, и двигаться в их сторону так же, как разработка проектирует продукт.
Для начала сильно сузить область поиска. Выбрать несколько критериев:
- например, только в IT,
- только в продуктовой компании,
- только в международной компании.
Дальше составлять резюме, отталкиваясь от требований этой компании.
- Смотрим, какие требования на каждой из вакансий.
- Читаем каждое требование и думаем, есть ли такой опыт.
- Придумываем такой же кейс или отдаленно связанный с требованием.
Под каждую компанию пишется своя версия резюме, в которой есть совпадение между требованиями компании и содержанием резюме. Это помогает всегда получать положительный отклик.
Такой метод удобно использовать даже в тех моментах, когда не ищешь работу. У нас в Carrot quest часто проходят 1-на-1 с тимлидами. Один из самых частых вопросов — как себя прокачать и какие навыки приобрести. Этот вопрос можно решить самостоятельно, если идти от рынка.
Смотришь, какие навыки есть в вакансиях, ставишь себе следующую цель. Даже не работая на нужной должности, можно придумать себе какой-то проект, который поможет эти навыки потренировать.
Когда на собеседовании спросят про навыки, ответить будет просто.
Найти ментора
Когда не знаешь, в какую сторону двигаться, помогает найти ментора и спросить. Признаюсь, я сама так часто не делаю и предпочитаю перерыть интернет и самостоятельно разобраться в проблеме.
Но наш опыт в Carrot quest показывает, что нанять менторов и проконсультироваться быстрее и дешевле, чем ходить в темноте по граблям.
Например, такой кейс был у нас с мессенджер-маркетингом. Мы могли бы потратить время и разобраться самим, но мы нашли эксперта, задали ключевые вопросы и запустились.
Эксперт сняла вопросы, которые были на старте:
- какую платформу выбрать,
- на какие конверсии рассчитывать,
- как подходить к процессу,
- что точно не работает.
Ответов на эти вопросы было достаточно, чтобы запустить гипотезу с мессенджер-маркетингом и двигаться дальше самостоятельно.
Продуктовый подход к ментальности
FOMO — твой вечный спутник, пока ты работаешь в продуктовой компании. Относиться к этому можно по-разному. Можно погружаться в яму страдания (что тоже абсолютно нормально, мы сами там были и никого не осуждаем), а можно прорабатывать эти эмоции.
Как выяснилось в разговоре с ребятами, ментальность и психику они тоже рассматривают как продукт. А значит — над ней можно и нужно работать.
И напоследок лайфхак от нашего маркетолога, если вас накрыло синдромом самозванца, все тлен и ничего не имеет смысла:
Клевая статья. Узнал что-то новое)
Всегда приятно узнавать новое 🌝
Вот так выглядит жизнь биоробота. Когда базовые когнитивные навыки возводят в ранг достижения за будущее становится страшно
Так со всеми советами про жизнь, психологию, продуктивность и тому подобное :) Кому-то кажется очевидным, кому -то — нет.
а способнисти понимать кого-то и тем более себя есть далеко не у каждого)
согласна! возможно для вас здесь ничего нового, а кто-то (например я) нашел для себя несколько интересных мыслей
Комментарий удален модератором