9 применений продуктовых практик за пределами работы, которые изменили нашу жизнь

Ольга Кузеванова

Работа в продуктовой компании — это спринты и планинги не только на работе, но и за ее пределами, а еще аджайл головного мозга. Или нет?

Я Оля, продакт-маркетолог в Carrot quest. Я поговорила с ребятами из компании про то, какие рабочие практики помогают им развивать карьеру, свои продукты и налаживать личную жизнь.

OKR и скрам, чтобы запустить свой бизнес с нуля

OKR (objectives and key results) или цели и ключевые результаты — это система целеполагания, которая помогает определить направление развития компании, синхронизировать команды и вовлечь всех сотрудников в процесс постановки целей. В Carrot quest OKR — это костяк, без которого мы уже не мыслим работу. Раз в квартал мы планируем общие OKR, а потом каждая команда придумывает инициативы внутри главной цели. Благодаря этому вся компания идет в одном направлении.

Одной из участниц нашей команды OKR помогли наладить работу уже в своей компании.

Саша Каменских раньше работала в редакции Carrot quest, а потом основала собственный бизнес — Это я, интернет-магазин этичной натуральной косметики без пластиковой упаковки и ингредиентов животного происхождения.

Вот некоторые ее статьи, которые она написала для Carrot quest:

Инстаграм «Это я»

В «Это я» ребята пользуются техниками из скрама: проводят дейли и ретроспективы, а также планируют спринты. Работая у нас в редакции, Саша писала статьи про OKR и взяла эту систему на заметку.

У маленького стартапа в начале пути много работы и точек роста:

  • нужно с нуля отстраивать весь маркетинг,
  • расширять продуктовую линейку,
  • налаживать поставки
  • и при этом куча операционки.

Есть соблазн схватиться за все сразу. OKR помогает сфокусироваться и выбрать, на чем сосредоточить усилия.

Сейчас главная цель «Это я» — выйти в плюс. Для этого нужно вырасти по MRR в два раза к концу года. Исходя из этой цели ребята определяют ключевые результаты в числах: смотрят, на сколько нужно вырасти за квартал. Это помогает определить ключевые метрики по Инстаграму, блогерам и рекламе. Девочки из команды сами придумывают инициативы, чтобы достичь ключевых результатов, а Саша их корректирует и утверждает.

Кроме того, пока Саша писала статьи про маркетинг и продукт для Carrot quest, она круто прокачалась в маркетинге и поняла, как:

  • нужно продвигать сайт;
  • работать с клиентами,
  • превращать пользователей в постоянных покупателей,
  • использовать емейл-рассылки.

Они уже сделали первую емейл-рассылку и быстро развиваются.

За пару месяцев мы открыли производство, запустили сайт, получили сертификаты и пережили новогодний бум. А спустя всего полгода у нас уже сформировавшаяся команда, мы работаем по OKR, проводим ретро и считаем юнит-экономику.

Смотришь на другие бренды, которые полгода на рынке — у них много чего не хватает. Это нас мотивирует развиваться еще быстрее и внедрять другие полезные штуки.

Саша Каменских, СЕО «Это я»

MVP и проверка гипотез, чтобы запускать пет-проекты

При разработке продукта мы привыкли двигаться итерационно: не браться за огромные проекты, которые могут провалиться, а сначала делать небольшой кусок, доказать ценность продукта и после этого его масштабировать. Например, так мы поступили с книгой про исследования: сначала опубликовали первые главы и проверили интерес, а заодно собрали лидов. Теперь те, кто подписан на рассылку, смогут получить новые главы — кстати, уже вышли вторая и третья, про подбор респондентов и карты пользовательского опыта.

Мы продолжаем выпускать книгу по частям. Сейчас доступно три главы.

Такой же итерационный подход используют ребята из компании, когда придумывают свои проекты. Например, наш маркетолог Дима Шуваев простоянно предлагает идеи и гроусхаки в Carrot quest — например, как примерить чат Carrot quest на сайт, не устанавливая код — и параллельно думает о том, как развить что-то свое. Любую новую идею он сначала раскладывает по юнит-экономике и Jobs to be Done.

Этот подход помогает за четыре дня и $500 оценить, стоит заходить в эту сферу или нет. Сначала планируешь продуктовую матрицу, потом считаешь юнит-экономику проекта и находишь основные работы пользователей. Дальше делаешь креативы, которые нацелены на эти работы, и кидаешь их в соцсеть.

Дмитрий Шуваев, Маркетолог

Иначе говоря, MVP, Jobs to be done и юнит-экономика нужны, чтобы не тратить много денег на старте и быстро проверить гипотезу. Так автор идеи сталкивается с реальностью вместо того чтобы жить фантазиями о том, как продукт покорит клиентов и через месяц обеспечит создателю виллу на Гавайях.

Часто сначала хочется сделать красивый сайт и разработать логотип, а нужно идти в поле и провести хотя бы небольшое исследование.

Однажды написал друг, узнавал, сколько стоит разработка сайта и услуги дизайнера: он хотел запустить курсы и сайт для них. Я посоветовал ему не делать в самом начале пушку-бомбу, не нанимать разработчика и дизайнера и не тратить кучу денег, а попробовать сделать MVP самому на конструкторе сайтов. Если идея не взлетит, то всё, что он потеряет, — немного своего времени.

Это не единичный случай: часто, когда предлагается какая-то грандиозная идея, думаешь о том, как бы сделать MVP на старте, а уже потом масштабировать проект.

Иван Берестов, Разработчик

Customer Development и интервью, чтобы наладить отношения с людьми

Если часть ваших задач — исследования и интервью с пользователями, во время работы вы прокачиваете навыки общения и становитесь детективом 🕵‍♂.

Jobs to be done, коридорки и пользовательские интервью приучают не верить на слово, а обращать внимание на детали. Наши респонденты часто говорят, что разговор похож на сеанс психотерапии — это потому что вопросы глубокие, и интервьюер вскрывает мотивацию человека, которую он сам мог не определить.

Если вы задумывались пойти к очередному инстаграм-коучу по отношениям (мы верим, что нет), лучше научитесь проводить JTBD-исследования 🤪 Обещаем, будет эффективнее.

У меня теперь Customer Development всего. Особенно это помогает в коммуникациях. Начинаешь разбираться, что стоит за эмоцией или действиями, и понимаешь истинные мотивы человека. Здесь помогают вопросы «почему» и «что ты имеешь в виду под этим». Также полезно поворачивать эти вопросы на себя.

Лера Фенская, ex-Growth Marketing, Carrot quest

Один из наших сотрудников любит использовать вопрос «чтобы что» в отношении родных и близких — тех, кто не в теме. Их это бесит, но методика 5 «почему» очень эффективна, потому что наружу выходят глубинные вещи и мотивация, в которой не всегда хочется признаться. Говорит, что это хорошо помогает в спорах — конечно, не чтобы победить, а разобраться.

Бэклог продукта, чтобы сделать ремонт квартиры

Ремонт — это страшилка для взрослых. Но и с ним можно справиться, если применить опыт составления бэклога задач и роадмапа.

Ремонт — это большая и ресурсоемкая задача, поэтому я составил роадмап с очередностью работ и бэклог задач. Сначала нужно провести черновые работы. Потом ванную — положить плитку и другую «грязную» работу. Так я и двигался.

Я не достиг идеальной систематизации и не проводил с рабочими дейли, но это было похоже на то, что мы делаем в продукте.

У меня было представление об MVP — квартира, в которой есть кухня, ванная, холодильник и матрас, чтобы спать.

Когда структурируешь план, задачи и видение результата у себя в голове, становится уже не так сложно и страшно.

Женя Шохирев, Продуктовый дизайнер

Аджайл, чтобы справиться с депрессией и организовать детей

Работа в продуктовой компании — это постоянные дозы неопределенности. Приходится следить за метриками, перестраиваться и расставлять приоритеты. Этот же опыт помогает справиться с трудностями в обычной жизни за пределами работы.

Благодаря аджайл-мышлению легко решается любая ситуация с ограниченными ресурсами. Когда у тебя упадок сил или маленький бюджет, ты планируешь все очень гибко. Например:

— расставляешь приоритеты в пользу обязательного — достаточного отдыха и минимально необходимой работы;

— оцениваешь все потенциальные движухи и встречи с точки зрения того, помогут ли они восстановиться сейчас;

— домашние дела делаешь по минимуму, чтобы не тратить на них время и силы, и питаешься чем-то простым вроде кускуса с фасолью из банки или заказной едой.

Яна Никулина, Контент-маркетолог

Одному из сотрудников аджайл помог настроить планирование у дочери, которая на домашнем обучении. Они ставят квартальные цели — например, сдать экзамен по химии, внутри них более мелкие цели, и их достижение разбивают на спринты. Раз в неделю контролируют, что сделано. Это позволяет не дергать ребенка каждый день, не спрашивать, сделана ли домашняя работа, и прививает ребенку самостоятельность.

Fun fact: один маркетолог из нашей команды каждую неделю устраивает с женой ретроспективу — на ней они обсуждают все чувства, что накопились за неделю. Говорит, на Руси была такая практика — милование. Супруги отводили детей к бабушкам и выделяли день для себя, когда говорили друг другу о своих обидах и переживаниях и просили прощения за ошибки.

Конечно, мы не призываем к мудроженственности, выступаем за доказательную медицину и против предрассудков. Зато теперь еженедельные разговоры по душам за вином вы можете называть красивым словом 🍷

Продуктовая стратегия, чтобы выбрать жизненные приоритеты

Ежегодные стратегические сессии и ежеквартальные планирования OKR влияют на восприятие мира: когда видишь, как славно двигаются вперед инициативы при правильном планировании, хочется перенести это в свою жизнь.

В продуктовой среде есть классная концепция стратегии. Я узнала про неё от Ильи из Panda.doc. В прошлом году я даже написала об этом статью.

Идея в том, что стратегия — это скорее ограничения, чем план. Есть стратегические ставки — направления, в которые вы верите, в рамках этих направлений нужно работать. А все остальное — 300 градусов окружности — делать не нужно. И самое сложное и важное — научиться отсекать это. Решать, что НЕ ДЕЛАТЬ.

Это крутая концепция, потому что она даёт команде свободу, но помогает сохранять фокус. А ещё потому, что такая стратегия «живая». Ее можно применять ежедневно: на ее основе просто определить тактику и легко планировать day by day.

Недавно я стала размышлять о своей личной стратегии. И подумала, что эта концепция отлично мне подходит. Она решает проблему хаоса и расфокуса, с которыми я сталкиваюсь каждый день и в работе, и в быту, и в личной жизни. Надо всего лишь четко зафиксировать собственные стратегические ставки (их должно быть не слишком много, чтобы можно было всегда держать их в уме — 3–5 штук). Можно, как мы делаем в компании, определить ещё несколько внутри разных направлений — работа, дом, отношения, например. И вот у меня есть инструмент, который поможет отсекать лишнее.

Моя личная карта скрытого порядка моей жизни

Маша Бурдина, Главред Carrot quest

Челленджи на работе как способ стать ответственней в жизни

Продуктовое мышление помогает решить любую задачу — в том числе спроектировать свое развитие. Матрицу развития компетенций можно переложить на свои хобби и увлечения и определить, каким спортом или хобби заниматься.

Ребята в Carrot quest анализируют себя, понимают сильные и слабые стороны. В команде продукта много интровертов, но чтобы развивать продукт, нужно инициировать диалог с незнакомыми людьми.

По природе многим это чуждо, есть барьер, чтобы начать диалог. Но при этом такой навык очень полезен и помогает обрести полную картину. Прежде чем рисовать макет, дизайнер может выяснить больше потребностей в разговоре с человеком, меньше времени потратить на дизайн и точнее попасть в решение проблемы.

Сейчас наоборот интересно брать на себя какие-то челленджи, которые раньше казались сложными.

Продуктовая компания подталкивает тебя на то, чтобы ты брал на себя вызовы, инициативу, а потом это транслируется и в жизнь. В повседневных ситуациях проще взять на себя ответственность за что-то — даже организовать небольшое путешествие с друзьями на выходные.

Женя Шохирев, Продуктовый дизайнер

Продуктовый подход к карьере

Подходить к работодателю как к пользователю

Когда люди меняют работу, они обычно составляют резюме, выкладывают на Headhunter и просто ждут, в лучшем случае — хотя бы знают, кем хотят работать.

Если идти от требований рынка и конкретной должности, шансов на успешное прохождение собеседования больше.

Можно думать о потребностях и «работах» работодателя, которые вы сможете закрыть, и двигаться в их сторону так же, как разработка проектирует продукт.

Для начала сильно сузить область поиска. Выбрать несколько критериев:

  • например, только в IT,
  • только в продуктовой компании,
  • только в международной компании.

Дальше составлять резюме, отталкиваясь от требований этой компании.

  • Смотрим, какие требования на каждой из вакансий.
  • Читаем каждое требование и думаем, есть ли такой опыт.
  • Придумываем такой же кейс или отдаленно связанный с требованием.

Под каждую компанию пишется своя версия резюме, в которой есть совпадение между требованиями компании и содержанием резюме. Это помогает всегда получать положительный отклик.

Такой метод удобно использовать даже в тех моментах, когда не ищешь работу. У нас в Carrot quest часто проходят 1-на-1 с тимлидами. Один из самых частых вопросов — как себя прокачать и какие навыки приобрести. Этот вопрос можно решить самостоятельно, если идти от рынка.

Смотришь, какие навыки есть в вакансиях, ставишь себе следующую цель. Даже не работая на нужной должности, можно придумать себе какой-то проект, который поможет эти навыки потренировать.

Когда на собеседовании спросят про навыки, ответить будет просто.

Найти ментора

Когда не знаешь, в какую сторону двигаться, помогает найти ментора и спросить. Признаюсь, я сама так часто не делаю и предпочитаю перерыть интернет и самостоятельно разобраться в проблеме.

Но наш опыт в Carrot quest показывает, что нанять менторов и проконсультироваться быстрее и дешевле, чем ходить в темноте по граблям.

Если тебе нужно вырыть котлован за неделю, просто найди человека, который уже рыл этот котлован.

Полина Захарова, Маркетолог Carrot quest

Например, такой кейс был у нас с мессенджер-маркетингом. Мы могли бы потратить время и разобраться самим, но мы нашли эксперта, задали ключевые вопросы и запустились.

Эксперт сняла вопросы, которые были на старте:

  • какую платформу выбрать,
  • на какие конверсии рассчитывать,
  • как подходить к процессу,
  • что точно не работает.

Ответов на эти вопросы было достаточно, чтобы запустить гипотезу с мессенджер-маркетингом и двигаться дальше самостоятельно.

Продуктовый подход к ментальности

FOMO — твой вечный спутник, пока ты работаешь в продуктовой компании. Относиться к этому можно по-разному. Можно погружаться в яму страдания (что тоже абсолютно нормально, мы сами там были и никого не осуждаем), а можно прорабатывать эти эмоции.

Я смотрю на всех, и все такие здоровские и крутые. За счет этого хочется расти. Не только в профессиональном уровне, но и просто как человек.

Я ко всему в жизни начал относиться взвешенно. В том числе к психологу начал ходить. Если раньше мог себе позволить наплевательски отнестись к психологическому здоровью, то сейчас хочется во всем разобраться, чтобы было лучше. Стал взрослее себя вести.

Саша Малеев, Продуктовый дизайнер

Как выяснилось в разговоре с ребятами, ментальность и психику они тоже рассматривают как продукт. А значит — над ней можно и нужно работать.

В психотерапии тоже реализуется продуктовый подход. Выбираешь для себя цели, в сторону которых хочешь двигаться — творчество, самореализация, власть над миром.

Потом смотришь деятельность, в которую ты сейчас вовлечен, и думаешь: эта деятельность приближает меня к цели или нет? Это почти как Jobs to be done, только про себя. Выполняешь эту работу или нет? Если не выполняешь, там вилка. Либо искать другую работу и там реализовываться, либо на месте искать другие возможности для реализации: пойти к шефу или найти другую задачу.

Дима Шуваев, Маркетолог

И напоследок лайфхак от нашего маркетолога, если вас накрыло синдромом самозванца, все тлен и ничего не имеет смысла:

Когда ты ноешь, что ничего не достиг, выпиши, что за три года ты смог реализовать — чего ты добился в сфере здоровья, отношений, в физическом, финансовом и материальном плане.

Дима Шуваев, Маркетолог

Мы не боимся экспериментов и сложных задач и любим то, что делаем. Стань частью команды

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Сергеев

Клевая статья. Узнал что-то новое) 

Ответить
Развернуть ветку
Starolat Alexander

Всегда приятно узнавать новое 🌝

Ответить
Развернуть ветку
Michael Nick

Вот так выглядит жизнь биоробота. Когда базовые когнитивные навыки возводят в ранг достижения за будущее становится страшно

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Каптиева
Автор

Так со всеми советами про жизнь, психологию, продуктивность и тому подобное :) Кому-то кажется очевидным, кому -то — нет.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

а способнисти понимать кого-то и тем более себя есть далеко не у каждого)

Ответить
Развернуть ветку
Maria Pyankova

согласна! возможно для вас здесь ничего нового, а кто-то (например я) нашел для себя несколько интересных мыслей

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда