Портфолио в 200 сайтов. Как я, будучи студентом, создал IT-компанию с десятками сотрудников

От подработок на 500 долларов – до контрактов на миллионы. Подробная история бизнеса «с нуля» со взлетами и падениями

На любимом и периодически читаемом мною vc.ru регулярно обсуждаются темы стартапов в сфере IT. На днях я зафиксировал круглую дату – 15 лет с момента регистрации моей первой IT-компании (было это 25 апреля 2006 года) – так что захотелось немного поделиться опытом, да и, чего греха таить, слегка предаться ностальгии. Опыт этот, думаю, будет многим интересен – как создать бизнеса с нуля, как его развить, как пережить кризис (а мировой финансовый кризис 2009 года можно поставить ближе всего к удару пандемии по экономике в наши дни), вновь возродить компанию и найти новые ниши для развития, создавая свой уникальный продукт.

* * *

Как и все советские дети, я мечтал стать космонавтом. Но уже с 6 лет, когда в нашей семье появился первый компьютер, я четко понял, что хочу быть программистом. В Беларуси в советское время было создано много высокотехнологичных производств («Интеграл», «Эвистор», «Витязь» и т.д.), на одном из них в Витебске работали инженерами и мои родители.

После окончания в 2002-м году школы самым очевидным выбором было поступление в один из вузов Минска, потому что это было и ближе, и проще. Много моих друзей поступило на факультет прикладной математики Белорусского государственного университета. Но я присматривался и к известным питерским вузам, например, Институту точной механики и оптики (сейчас – Университет информационных технологий, механики и оптики), и к московским.

После того, как я побывал в Бауманке, вдохнул атмосферу этого легендарного места, где туда-сюда ходили увлеченные ребята с тубусами в руках и огнем в глазах, выбор стал очевиден.

Как заработать на обучение и новый компьютер (2002 – 2004)

В Бауманку я не добрал на экзамене немного по баллам, поэтому пошел в Московский энергетический институт (МЭИ), когда-то возникший как один из технических вузов при Бауманке, а конкретно в созданный как структурное подразделение МЭИ в том году Институт автоматики и вычислительной техники.

Сдавал экзамены я туда уже в конце июля, а МЭИ, как я узнал позже, сильно повышает для идущих вторым потоком абитуриентов сложность заданий. Так что на бесплатное отделение я не прошел, но по баллам предложили взять на платное.

Фото, немного забегая вперед по времени, но для заглавного в статье самое оно

За первый семестр заплатить помогли родители, продав жигуль-«копейку», а потом уже надо было зарабатывать на обучение самому. А время тогда было для всех бедное.

Рост доходов в России, вызванный ростом цен на нефть, еще только-только начинался, зарплаты сплошь и рядом были по нынешним временам просто копеечными. Моей мечтой тогда было устроиться продавцом лазерных дисков на Горбушку, где платили аж 300 долларов в месяц. Большие деньги по тем временам, многие взрослые и опытные специалисты в те годы получали такую зарплату и даже ниже. Конкуренция за такую работу была высокой, так что меня с другом туда не взяли – слишком молодые, мол. Работали продавцами на Горбушке тогда в основном взрослые уже мужики, державшие в голове весь перечень компьютерных программ, музыкальных групп и прочего, чем торговали с лотков.

Какое-то время я проработал упаковщиком на складе рядом с общагой, но все это были разовые заработки. Помню, как довольно долго копил деньги на тройник-удлинитель для компьютера, который мне – еще одна важная помощь – в сентябре 2002 года привезли из Витебска родители. Компьютер гордо стоял в пустой комнатке-«коробке» с минимумом старой мебели (первую ночь я вообще спал на матрасе, лежавшем на полу) и висевшей на потолке «лампочкой Ильича», именно так выглядело тогда общежитие МЭИ, одного из крупнейших технических вузов страны...

Оказалось, уже тогда многим был нужен разный софт, и я начал его разрабатывать на компьютере в общаге. Писал программы, разрабатывал базы данных сначала для знакомых, потом для знакомых знакомых, через которых потом приходили другие заказчики, посерьезнее. Тут начали появляться нормальные деньги – так, за написанную для автостроительной компании базу данных мне заплатили 500 долларов.

Я за 21-дюймовым монитором, купленным с одного из первых гонораров.

Еще одним перспективным клиентом оказалась туристическая компания Erasmo Viaggi. Сейчас мало кто помнит, но в начале нулевых никаких сайтов не было, туры предлагались клиентам в офисах в виде печатных каталогов. Я сделал Erasmo Viaggi базу, куда сразу загружались все данные по отелям, что позволило компании серьезно сэкономить, потому что до этого базу в виде таблиц в Excel вели несколько специально обученных сотрудников. На полученный за это гонорар я купил компьютер на базе процессора AMD (очень мощный для 2004-го – там было то ли 2, то ли 4 гигабайта оперативной памяти, уже сейчас точно не помню) и 21-дюймовый монитор. Монитор, походивший на огромный громоздкий «телевизор» (плоских тогда было очень мало), мы с трудом довезли до общаги, где я гордо водрузил его на стол.

Создание Art of Web. Взлет и жесткое приземление (2004 – 2008)

Этот момент оказался переломным. Я захотел больше денег, поэтому начал работать с большим количеством заказчиков. Находили клиентов мы тогда просто – обзванивали турагентов (они были особенно платежеспособны в то время, когда в России резко вырос спрос на отдых за границей) по списку в какой-нибудь газете, предлагали создание баз данных. В итоге, нашими клиентами стало около 20 туристических компаний, от мелких до крупных (вот только по заказчикам сайтов перечислю Leif, «Бумеранг-М», Let's Travel, «НГС Курорт», «Бонжур», Forte Tour, «Метекс-Тур» и т.д.).

Я говорю «мы» и «нашими», потому что в 2004 году я со своими соседями по общежитию Максимом Зыряновым, который с 2000 года уже занимался созданием сайтов, и Сергеем Поповым создал компанию Art of Web. В 2005 году мы запустили сайт artofweb.ru (работающий по сей день), а в 2006-м уже официально зарегистрировали нашу компанию.

"Учредительное собрание" Art of Web. Февраль 2006 года, поселок Мосрентген.

Первыми нашими сотрудниками стали студенты первых курсов из той же общаги МЭИ. Мы обучали всех желающих, платили вполне нормальные деньги по тем временам (1000 – 2000 рублей в месяц, этого вполне хватало на жизнь при тогдашних низких ценах на продукты и товары; я сам жил в 2002-м году на такие деньги и представляю, о чем говорю). Офиса у нашей компании сначала не было, все работали в общаге на своих компьютерах (их наличие было «входным билетом» для работы в Art of Web), иногда посменно.

Мы делали сайты под заказ, разрабатывали логотипы и фирменную символику для компаний. Примеры наших тогдашних работ можно посмотреть в портфолио компании. Но таких заказов сначала было немного, первое время основной доход давал перенос на сайты компаний, торговавших на Горбушке, тысяч наименований товара из печатных каталогов. Перенос одной страницы стоил 20 – 30 рублей. Вообще же, брались мы тогда за любую работу, например, в 2006-м тянули оптоволоконные сети в подмосковном Воскресенске.

Предвосхищая образ Раста Коула.

В феврале 2006 года у Art of Web наконец-то появился свой офис, правда, в области, а именно в поселке Мосрентген. Правда, офис – это громко сказано для тех, кто привык сейчас к большим лофтам или опенспейсам. Небольшая комната в старом складском здании, где можно было поставить вплотную друг к другу несколько столов и много-много компьютеров. От Москвы надо было ехать на автобусе, а потом час топать по грязи от остановки. Мы, кстати, освещали все это на странице компании в Facebook, можно найти там и эти уже винрарные фото 15-летней давности. Но приглашать клиентов туда было сложно, даже не все сотрудники туда добирались.

В октябре 2006 года мы перебрались в другой офис, тоже в Подмосковье – в поселке Газопровод, куда добраться было же полегче на маршрутке от метро «Теплый Стан». Тут уже было помещение побольше – пара комнат. И, наконец, в марте 2007 года мы переехали в высотный бизнес-центр на Новодмитровской улице, где сидели на верхнем 20-м этаже как раз за второй буквой «о» в огромной светящейся вывеске «Молодая гвардия». Здесь был уже достаточно большой офис, куда можно было приглашать клиентов.

Во втором офисе Art of Web. Октябрь 2006 года, поселок Газопровод.

Экономика в России росла, наша компания развивалась, к лету 2008-го у нас было уже около 20 сотрудников, значительная часть которых по-прежнему была студентами из общаги МЭИ. Мы набрали очень много заказов на создание сайтов, что-то порядка 50-ти. Причем заказчиками были уже крупные компании. Некоторые контракты на сайты достигали 300 тысяч рублей (например, заказ на создание интернет-представительства холдинга «Стабком Голд», предлагавшего сложное шведское оборудование для золотодобывающих компаний), хотя чаще всего суммы колебались в размере 30 – 50 тысяч рублей. Опять-таки, напомню, это 2008 год и доллар тогда был по 30, а зарплата квалифицированных офисных работников по Москве составляла 40 – 50 тысяч рублей.

И тут ударяет мировой финансовый кризис. Большинство наших клиентов просто разорились, платить им было нечем (включая рекордсменов по объему заказов в лице «Стабком Голд» и «ДиалогЭлектро»). Я помню один из последних дней декабря 2008-го, когда вышел к сотрудникам и сказал – ребята, денег нет. И пообещал, что лично закрою все долги перед каждым. Хотя абсолютно не представлял, где найти на это деньги.

«Достаем» билеты на Олимпийские игры

Действительно, понять, где можно было найти деньги во время кризиса, было очень сложно. Ту же туристическую отрасль, представители которой составляли основную часть наших клиентов, кризис просто подрубил под корень. Когда у людей нет денег, они не ездят отдыхать. Плюс наложилась технологическая проблема – развитие Интернета привело к тому, что прежний формат туристических компаний с печатными каталогами начал стремительно уходить в прошлое.

Мой партнер Максим Зырянов в расстроенных чувствах. Правда, фото сделано чуть раньше, при переезде в наш офис в "Молодой гвардии" в марте 2007 года.

Нашу компанию кризис тоже практически уничтожил. Мой друг и соучредитель Art of Web Максим Зырянов вышел из нашего бизнеса, и упрекать его в этом было сложно – на фоне отсутствия денег у компаний-заказчиков перспективы создания и продаж сайтов выглядели туманными, к тому же из-за невыплаты зарплат наши сотрудники отказывались дальше работать.

Не было денег не фигурально, а на уровне «от слова совсем». Я помню, как купил в магазине доску для резки овощей за 200 рублей, а моя девушка, увидев ее, расплакалась – зачем ты ее купил, ведь у нас не осталось денег на еду? Все было очень жестко.

Как удалось выйти из этой ситуации?

Еще во время работы с Erasmo Viaggi я познакомился с ныне покойным Михаилом Нехаевым, очень влиятельной фигурой в сфере торговли билетами. Я делал для него автоматизацию системы по учету билетов на зимнюю Олимпиаду в Турине, проходившую в феврале 2006 года. Это была такая как следует доработанная нами база данных в Access, где учитывалось все, от того, у кого и где купить билеты, до того, кому и где их продать.

Михаил был удивительным в плане опыта и знаний человеком, достигшим в своем деле высот еще в советское время, что уже говорило о многом. Помню, на ту же Олимпиаду в Турине он продал билеты бизнесмену Ралифу Сафину и его дочери, а потом продавал за хорошие деньги билеты уже тем, кто хотел на фигурном катании сидеть рядом с певицей Алсу. «Петуховский, я научу тебя делать бизнес!» – говорил он мне тогда.

Позже я делал для Михаила автоматизацию системы по учету билетов, которые он продавал на летнюю Олимпиаду в Пекине в августе 2008 года. Заработали мы тогда оба вполне прилично. Когда же в 2009 году Art of Web был уничтожен финансовым кризисом, я решил сам продавать билеты. Зарегистрировал компанию «Достаем.ру», сделал и раскрутил за пару недель сайт, получил у Михаила квоту на продажу билетов на зимнюю Олимпиаду в Ванкувере, которая должна была пройти в феврале 2010 года.

Это уже благополучный 2012 год, я занимаюсь продажей билетов на Олимпиаду в Лондоне и даже попал в сюжет "России-2" на эту тему.

Май 2009-го, я сижу в офисе (немного громко сказано – как будет видно далее, небольшая комнатка в старом здании в центре), раздается звонок. Звонит какой-то мужчина (как позже оказалось, это был крупный бизнесмен, с которым я потом подружился; фамилию в силу ряда обстоятельств называть не стану, хотя бизнес его абсолютно легален), который хочет билеты на двоих, на лучшие места. Параллельно с разговором заполняю в Excel заявку, и у меня получается сумма – из названных Михаилом цифр – 115,6 тысяч долларов. Я не знаю, что ответить, потому что просто не могу выговорить клиенту эту нереально огромную для меня цифру. Говорю, что пришлю на электронную почту предложение. Отправил. Потом дома ночью перед зеркалом долго тренировался уверенно произносить «Сто тысяч долларов».

И вот на следующий день я сижу в офисе, снова звонит вчерашний «клиент на 100 тысяч долларов». Я сначала не решился взять трубку, думаю, он меня просто «пошлет», услышав такую сумму. Нет, он говорит «Меня все устраивает. Куда к вам подъехать?». Я называю адрес – Покровка, 17. И вскоре открывается старая покосившаяся деревянная дверь в мой офис, заходит мужчина (помощник того бизнесмена), у которого одни ботинки стоят дороже, чем все находившееся у нас в офисе. Он с удивлением осматривает мой обшарпанный офис размером два на шесть метров, где поперек стоит пара столов (за одним за своим огромным «телевизором» сижу я, за другим – один из моих сотрудников). Он говорит «Минуту, ребята» и выходит за дверь. А поскольку дверь покосившаяся, мы слышим через щель весь разговор.

Он говорит: «Сергей Викторович, что-то тут не то». Дальше раздается звонок уже у меня, заказчик спрашивает: «У вас все в порядке?» Я отвечаю – да, конечно. Затем слышу, как звонит телефон в коридоре, помощник говорит «Да, да, Сергей Викторович». Заходит в офис и выкладывает на стол предоплату, 50% от суммы. Я с застывшим выражением на лице беру деньги, пишу расписку на листе бумаги в клетку, вырванном из блокнота.

Потом, когда я уже отвез деньги Михаилу, я узнал свою комиссию – она составила с этой сделки около 10 тысяч долларов. Первое, что я сделал – купил годовой абонемент в метро, чтобы разом закрыть вопрос с поездками. Затем сразу же раздал все долги сотрудникам Art of Web. И осталось еще на путевку в Египет на двоих за 49 тысяч рублей. Мой первый в жизни отдых…

Наша возрожденная компания на корпоративе, причем тут даже не все работавшие в Art of Web на тот момент сотрудники. Март 2012 года.

Так удалось возродить Art of Web. Сняли новый офис на той же Покровке 17, туда начали возвращаться сотрудники (кстати, можно посмотреть в нашем портфолио по фамилиям разработчиков, что многие работали у нас и до 2008-го, и после). Кризис потихоньку начал проходить, так что начали приходить заказы. В том же 2009-м мы открыли второй офис в Минске, который возглавил один из моих старых друзей. Позже наш белорусский офис, выросший с нескольких сотрудников до нескольких десятков (на пике осенью 2012-го, когда мы делали игры, занимались SMM и прочим – до 35-ти человек, в московском тогда же – около 15-ти), переехал в Витебск.

В дальнейшем, опять же по линии продаж билетов, я наладил связи с Олимпийским комитетом России, а через него вышел на целый ряд спортивных организаций. Так в 2011 – 2015 годах в нашем портфолио появились сайты Федерации спортивной борьбы России и Международной федерации любительской борьбы, Спортивного общества «Спартак» и Всероссийской ассоциации акробатического рок-н-ролла, ФК «Анжи» и ФК «Томь», разработка фирменного стиля для ФК «Калуга» и т.д. Но это – лишь отдельные примеры из 200 разработанных Art of Web сайтов, где есть сайты брутальных барбершопов и элитных салонов красоты, торговых компаний и федеральных министерств, ярмарок и конкурсов красоты, банков и благотворительных фондов, и многого другого. Работа кипела.

Причем, мы не просто разрабатывали сайты, но и делали мобильные приложения для болельщиков, интегрируя их с сайтами, разрабатывали системы учета спортивных показателей, интернет-магазины и т.д. В полном комплексе мы реализовали это с «Анжи», которому в 2011-м купивший этот футбольный клуб миллиардер Сулейман Керимов дал «новую историю» с бюджетами и известными зарубежными игроками. Тут речь шла уже о миллионных бюджетах.

«Приходилось решать задачи от построения IT инфраструктуры, до разработки стратегии развития целого вида спорта, от привлечения спонсоров до защиты интересов вида спорта в IOC [International Olympic Committee], – подводил я итоги 10-летней работы по спорту в 2018-м, когда уже читал лекции в бизнес-школе RMA, делясь своим опытом. – За моими плечами организация и подготовка IT к участию и проведению Олимпийских игр и чемпионатов мира, как со стороны федераций, так и со стороны министерства спорта».

«Пейнтбольные войны» и Crystal Rain

Помимо сайтов, мы занимались играми для «ВКонтакте». В одну из них, уверен, играли практически все – «Пейнтбольные войны». За первый месяц после запуска в 2010-м она собрала 250 тысяч подписчиков. Доступ к игре был бесплатным, а монетизация шла за счет приобретения игроками различного инвентаря. И заработали мы на этом достаточно серьезные деньги.

Вели соцсети для заказчиков, например, группы Федерации спортивной борьбы России и ФК «Анжи», федеральных целевых программ при Министерстве спорта России и т.д. Звучит вроде бы как несложная работа, но на практике мы создавали и размещали уникальный фото- и видеоконтент, взаимодействовали с аудиторией и т.д. И стоило это хороших денег. Те же федеральные целевые программы стабильно приносили тысяч 300 в месяц.

Так что в 2010 – 2011 годах не то, что закрыли все долги, а появились даже свободные средства, которые я начал вкладывать в новые проекты. Например, в 2013-м у нас вышло мобильное приложение Avatar LIVE, в одной из версий которого голосом Ивана Охлобыстина из фильма «Соловей-разбойник» (2012 год) озвучивался звонок будильника или выдавались в случайном порядке какие-то забавные фразы героя.

Также я тогда взял непосильную для себя задачу разработки большого игрового проекта Crystal Rain. Проект был очень технологичным и очень крутым, что-то вроде будущего хита про покемонов с дополненной реальностью. Игра, по сути, была уже готова в апреле 2013 года. Немного не хватило денег (проект поглотил 8 млн. рублей, но надо было больше) и, главное, опыта в подобных проектах, а так бы эта игра и сейчас приносила бы десятки миллионов долларов. Осколки Crystal Rain в виде обзоров и демок до сих пор можно найти в Сети. Но, так или иначе, я собрал тогда очень сильную команду разработчиков, которая сейчас работает со мной.

Было еще несколько проектов, в которых я участвовал – единая система залоговых аукционов, Центр Петрова по обучению иностранным языкам, разработка платежных приложений для банков и т.д. Некоторых из них «выстрелили», причем очень мощно, вследствие чего я перенес свое внимание в новую сферу бизнеса, некоторые – нет.

И да, если кто-то сочтет весь рассказ выше рекламой. На сегодняшний день Art of Web уже не берет новых клиентов, у компании даже не обновляется сайт на протяжении многих лет, и фокус деятельности компании, перерегистрированной в 2016 году, направлен на внутренние проекты и исследования технологий. «Достаем.ру» перестал работать лет 5 назад, последним проектом по продаже билетов была летняя Олимпиада 2016 года в Рио-де-Жанейро и Чемпионат Европы по футболу 2016 года.

Офис Art of Web. Наши дни, "Москва Сити"...

Дело в том, что с 2014 года я сосредоточился на другом приоритетном бизнесе – m4bank.ru, сначала в формате разработки мобильных приложений для банков и mPOS, а затем – производстве собственных платежных устройств. Об этом я расскажу в следующих статьях.

Не продавайте душу

Какие можно сделать выводы из описанного выше? Сервисная модель – это всегда разработка для заказчика, по сути, перепродажа ему труда своих сотрудников, часто собственного воображения, таланта и души. Но все это – не твое. Да, мы разрабатывали движки для сайтов и приложений, но все равно для кого-то под заказ. Получается, что отдаешь кому-то плоды своего труда, которые потом могут быть испорчены или убиты.

Сервисная модель – это неплохо, пока делаешь первые шаги и зарабатываешь первые деньги, но уже к 2014 году мне стало ясно, что предпочтительным является создание собственных продуктов. По этой причине вместе с партнёрами я решил бросить все силы на проект m4bank.ru («Центр корпоративных технологий»), превратившийся вскоре в крупнейшего в СНГ поставщика smart POS терминалов.

Продолжение следует.

0
300 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Мальцев

Ох, прям зацепило. Воспоминания...

Зарплата в 1000-2000 рублей в месяц на уровне нынешних покажется дикой. Дико низкой. Когда бизнес-ланч в какой-нибудь "Шоколаднице" стоит 500 рублей.

Но мы уже очень плохо помним реалии 20-летней давности. Я в 2001-м, еще будучи студентом вечернего отделения, ходил на собеседование в НИИ, где мне озвучили такую ставку начинающего специалиста - 900 рублей в месяц. И говорят "а еще у нас надбавка за секретность". Я спрашиваю "сколько?" 10%. 90 рублей!

Уже в 2002-м я устроился (еще учась по вечерам) на полную ставку ведущим специалистом в небольшое издательство, и получал 3000 рублей. Из которых половину отдавал родителям. Хорошо помню год, потому что еще работая там, купил билет на концерт Rammstein 19 июня на Тушинском аэродроме (который отменили всего за неделю из-за опасений беспорядков), то есть это где-то весна 2002-го. Сколько стоил билет на популярного западного исполнителя, не помню, но факт - на зарплату мог купить. UPD. Сейчас погуглил - билет на танцпол стоил 500 рублей http://www.shout.ru/tours/mutter_tour_r.htm

В плане питания, конечно, на ланчи никогда не ходил. Ели лапшу "доширак", замороженные пиццы с рынка. До сих пор помню, такая круглая пицца с несколькими кусочками ветчины в ларьке на рынке стоила 50 рублей, ей можно было наесться. В "доширак" можно было поиграть в гурмана, высыпая пакетик с химозной добавкой целиком, а можно - не весь. Курить я никогда не курил, так что стоимость курева тогда не помню...

На последнем курсе, то есть в 2003-м, я уже устроился в компанию операционистом, и получал что-то порядка 250 долларов (примерно 7500 рублей), потом начал расти дальше, в 2004-м стал менеджером по работе с клиентами с окладом 400 долларов. Дела шли хорошо и следующим этапом был был переход в 23 года 2004-м на менеджера по продажам зп в 800 долларов. Но это уже взрослая жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff
 Уже в 2002-м я устроился (еще учась по вечерам) на полную ставку ведущим специалистом в небольшое издательство, и получал 3000 рублей.

доллар тогда был по 30 руб, значит получал 100 баксов? норм, чо
и половину отдавал родителям - зачем????....

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Даже 60% отдавал. Как за что? Дома питаешься, вноси деньги в общий котел. По итогу денег хватало на дошираки, замороженные пиццы с рынка и сухарики "Три корочки", последними буквально питался после занятий.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

очень странно
родители недостаточно зарабатывали, чтобы 1500 в месяц были нелишними?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Не недостаточно, суммарно долларов 600-700 было (прям точно не назову уже, но помню, что мои 800 долларов зарплата было немного больше, чем суммарно зп родителей). Жили скромно, обычная еда на праздники - жареная курица (причем курицу мать всегда покупала целиковую и разделывала, поэтому ели много сухого белого мяса) с отварной картошкой.

Но вот такая милая логика. Ешь дома? Давай деньги.

Но в целом полезно, и как минимум я уже ничего им не должен.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Все верно, тоже платил за продукты и квартиру, когда жил с родителями👍

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Ну вот. И помощи тоже не было, то есть я отлично знал - никто платное отделение оплачивать мне не будет. На дневное не поступил (пропустил экзамен из-за косяка в расписании), пошел на вечернее, а днем работал.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff
 На дневное не поступил (пропустил экзамен из-за косяка в расписании)

Почти знаю, что в тот момент подумали о тебе родители ))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

На самом деле, как раз отец и накосячил с расписанием (перепутал время и я приехал уже к ушедшему поезду), поэтому скорее всего ничего особо не подумали.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

У родителей были какие-то свои приоритеты вроде культа "работать по специальности" и все в таком духе. То есть вот работать архивистом (как-то озвучили такое) за 15-20к и сосать лапу - почетно, а зарабатывать в продажах штуку баксов и одеть всю семью в одежду с работы (они до сих пор ее носят) - фу, торгаш. Люди советской закалки.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Да, советский менталитет. Он мне помешал в 90-е заняться бизнесом, о чем потом сильно жалел. Хотя, может и к лучшему - в живых остался.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Вот-вот. Я в 90-е еще молод был, потом ловил себя на мысли, какой-то косности сознания, которая начинала рваться только при попадании в круг молодых бизнесменов. Словно шоры с глаз спадали - что можно не всю жизнь работать на дядю и вообще жить свободней.

Но, если в 90-е всех похоронили бы бандиты, то сейчас - силовики.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

С таким мышлением у вас ни тогда, ни сегодня не получится делать бизнес 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

С каким мышлением?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Хочу обратить внимание,  что тысячам человек не помешали бандиты тогда или силовики сейчас. 

А про жить свободней я вообще молчу, хотя понятие достаточно абстрактное и я не могу быть уверен,  что именно, вы заложили в это слово.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Если вам нечего сказать, зачем рот открываете?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Сначала хотел ответить в том же тоне, но сказывается до вашего уровня не хочу. Всего хорошего 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Ну если ваш уровень - сначала пытаться поучать с важным видом, а потом озвучивать пустые фразы "ну вот не все же сталкивались", то вы и так со дна вещаете.

Не все болели раком. Рак - ерунда? Ковидом не все болели. Расскажите индийцам, что "ну не все же столкнулись с этим".

Я вот лично знаю людей, которым бандиты жгли дома и машины, под дулом пистолета отжимали бизнес, причем при покровительстве властей и ментов. Попутно при этом даже сожгли многоквартирный жилой дом, погиб человек. Знаю людей, которых пытали менты, выбивая показания. И это было не в 90-е, а в нулевые и в 2010-е.

Что, скажете "Ну не все же с этим сталкивались, это все ваше неправильное мышление, думать об этом не надо?"

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Вернёмся к моему первому комментарию - "с таким мышлением вам в бизнесе делать нечего"

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Я ж говорю, это голос со дна.

"Просто надо думать позитивно!"

Это не в Бизнес-молодости ли такого наслушались?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Удачи вам 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев
Ответить
Развернуть ветку
Леонид Сычёв

Я думаю, Александр, хотел сказать, что если боятся или перекладывать ответственность на бандитов, ментов, депутатов, воров или комунистов с фашистами или ещё лучше на родителей, жену, детей или окружение, то лучше о бизнесе не думать. Проще по найму работать. Предприниматель, руководитель, генеральный директор, лидер, командир, всегда всю ответственность берёт на себя. Когда ты поймёшь что во всём что сейчас происходит в твоей жизни никто не виноват, и чтобы ты не сделал, тебе не чего и не кого боятся. Ибо это твоё решение и это твоя реальность. Тогда ты почуствуешь власть над своей жизнью, и ответственность за неё. Ты сможешь менять жизнь сам.

В помощь тебе книги:
Харский, Большая перемена.
Моженков, Ген директора.

Важно в жизни концентрироваться только на том, что можно и хочеться изменить. Остальное полностью выкинуть из жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

Я думаю, Александр в состоянии за себя ответить сам.

И я всю жизнь за себя брал ответственность, причем не на уровне шаблонных фраз про успешных успех из пабликов в ВК. Жизнь была лихой. И вкладывался в разный бизнес, и рисковал даже жизнью. И много достиг. Просто вижу жизнь реальной, а не из мира розовых пони из книжек. Так что в советах сопливых не нуждаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
297 комментариев
Раскрывать всегда