А чо так дорого: сколько стоит качество IT-продукта

И как выбрать норм тестировщиков, чтобы не получилось как с клофелинщицами

«Дорого». «Не, ну цены у вас, конечно». «Вы вообще некрещеные?» «А мы вот дешевле видели».

Знакомая история?

Привет! Я — Женя, СЕО и фаундер агентства аутсорс тестирования «Кавычки». И мы в тестировании нередко сталкиваемся с подобным: «Это же тестирование, а не разработка — чо так дорого?»; «Делов то там — по кнопкам пожмакать». Ну да, если просто пожмакать, то это можно и «бесплатно» сделать — за счет пользователей. Короче, если не знать всю подноготную, то, конечно, появляется много вопросов по поводу циферок в счете.

Чтобы понять, почему это столько стоит, нужно порисечить: какой сейчас средний ценник на рынке; какие критерии влияют на стоимость, и как это соотносится с вашим продуктом; какие специалисты и с какими скиллами будут проводить тестирование и т.д. Да, инфы реально много.

Поэтому я решил разобрать предельно прозрачно и по-чесноку, сколько стоит качество IT-продукта, от чего это зависит, как формируется цена внутри компаний по тестированию, и наконец — как владельцам бизнеса выбрать компанию тестирования, чтобы было качественно и не больно.

Из чего складывается стоимость качества IT-продукта на проекте

Нет, не из желания на вас заработать (ну, почти), а вполне из реальных метрик:

1. Контекст проекта:

  • Размер, объем и нагрузка. Тут к гадалке не ходи, чем масштабнее продукт, чем больше у него пользовательская аудитория и сложнее начинка, тем больше времени/ресурсов необходимо на его разработку, а значит и на тестирование и поддержку.
  • Сфера/область. Разработка и тестирование простого веб-сайта и медицинского IT-продукта требуют разного количества времени и ресурсов. Последний продукт обладает более сложным функционалом, поэтому для него, как правило, нужно несколько видов тестирования, больше времени и хороший уровень специалистов.
  • Качество разработки. Качество кода, его валидность, масштабируемость — все это влияет на стабильность функциональности, а значит и на то, сколько ресурсов понадобится на обеспечение качества и поддержку.
  • Наличие тестовой документации. Тестовая документация — это такой плацдарм для тестирования. Если она уже есть, то это сократит сроки на погружение и работу. Если нет — это увеличит сроки и бюджет, потому что придется потратить на нее время.

2. Цифры и вводные проекта:

  • Сколько людей пользуются сервисом;
  • Сколько людей жалуются на сервис;
  • Сколько проблем у нас появляется после релиза;
  • Происходит ли рост/падение бизнеса/денег после релиза;
  • Какие сроки и успеваем ли мы со сроками релиза;
  • Насколько довольны ТОПы бизнеса в работе IT-отдела (правда, это не измерить цифрой, но показатель тоже важный).

3. Динамика

  • Насколько динамичен продукт — частота обновлений и релизов.

Что здесь важно понять: качество нельзя зафиксировать на одном уровне. Качество, скорость, удовольствие пользователя от сервиса — все это должно расти. И если бизнес нацелен на рост, то и качество продукта должно показывать постоянную и положительную динамику. Бизнес генерирует идеи — задача разработки и QA реализовывать это в лучшем виде и в срок доставлять до пользователей. Поэтому и ценник на качество может меняться в зависимости от сложности, задач и сроков.

Хороший тестировщик — дорогой тестировщик?

Есть ли прямая зависимость цены от уровня навыков тестировщиков?

Давайте разбираться. По логике з/п специалистов с хорошим опытом сильно выше, чем у новичков. Соответственно, можно предположить, что, чем выше ценник у QA-агентств/компаний, тем опытнее тестеры внутри.

Потому что:

  • У хороших специалистов жирнее запросы и высокая з/п;
  • Навыки и скиллы даже у прокачанных спецов нуждаются в постоянном апгрейде. Оно из ниоткуда же не берется — это оплачивает компания (в лучшем случае), а компания тоже не из воздуха деньги берет;
  • Плюсуйте к этому косвенные расходы компании и маржу.

Но не факт, что вам продают то, что обещают. Бывает и так, что хорошие специалисты работают с невысокой з/п. И с высокой з/п бывают плохие специалисты (вот это новости!). И специалисты могут получать не так много, просто у компании большая наценка. Поэтому здесь нет четкой закономерности.

Зато отлично работает правило «доверяй, но проверяй». Проверить можно отзывы, а еще хорошо работает старый-добрый сарафан. Не поленитесь провести собеседование тестеров, которые будут работать на проекте, чтобы убедиться в том, что вы покупаете то, что вам обещают.

Как происходит оценка проекта

Компания по тестированию продает самое дорогое, что у них есть (нет, не невинность, мы ведь уже все взросленькие) — ВРЕМЯ. А значит, работа считается в часах, которые рассчитываются по критериям, исходя из контекста и вводных проекта:

  • количество браузеров/устройств для проверки;
  • сложность фич/верстки;
  • документация;
  • сроки;
  • количество человек, которые будут участвовать в проекте и т.д.

Как правило, мы просим выслать нам какие-то доки по приложению, ТЗ/макеты, список задач или даже ссылку на приложение, чтобы понять, насколько сложная предстоит работа. Далее, опираясь на опыт в тестировании предыдущих проектов (зачастую похожих), прикидываем примерную вилку того, сколько времени нам потребуется на тестирование в одной среде. Потом используем вышеперечисленные критерии, чтобы оценить, сколько всего времени нам потребуется.

Лайфхак для экономии времени: если вы читаете эту статью и хотите спросить у нас, сколько будет стоить тестирование продукта, — присылайте сразу данные по списку:)

Вот несколько простых примеров, как это может выглядеть (здесь опираемся на средний ценник):

Небольшой проект:

Вводные:

  • Допустим, у вас интернет-магазин с товарами для кис;
  • У вас внутри есть каталог товаров, личный кабинет покупателя и страница акций. Все это управляется из CRM-системы (пофиг какой).

Задача:

  • Ваш разработчик прикрутил акцию, которая делает скидку в 15% по промокоду «МокраяКиска», она распространяется только на влажный корм.

Сроки:

  • Акция запускается завтра.

Итого:

  • Средний ценник на такие услуги за час тестера — 1500 рублей;
  • Вам нужно 4 часа на проверку, но при этом у вас только 2 часа до конца дня;
  • Поэтому вам нужно 2 человека (разделим между ними браузеры/устройства).

Примерная стоимость: 6000 рублей.

Большой проект:

Вводные:

  • Допустим, у вас интернет-портал для вашей компании, где вы хотите и о днях рождениях сотрудников узнавать, и карточку директора иметь, чтобы он мог сам ее красиво настроить, и чтобы библиотека внутренняя была, и чтобы блэкджэк и шл… шледующие желания.

Задача:

  • Все-все это надо проверить, и чтобы когда что-то изменили, то автоматически проверялось, что старое не сломалось.

Сроки:

  • Запускать не торопимся, к лету успеем (какого года неизвестно).

Итого:

  • Средний ценник на такие услуги за час тестера — 1500 рублей, а автотестера — 2000 рублей. А за лида — 5000 рублей, он должен организовать работу QA-команды, чтобы никто не простаивал и не тратил деньги просто так. Но у нас он бесплатный, мы его не будем учитывать в дальнейших расчетах;
  • Вам нужно 100 часов только на документацию, еще 500 на ручное тестирование и 500 на автоматизацию. И лида не забудем, прикинем, что его внимание оценено в 100 часов на проект;
  • Поэтому вам нужно аж 3 человека как минимум на полгода. Это уже полный рабочий день на длительный срок — а значит, можно и скидку попросить;).

Примерная стоимость: 1 900 000 рублей (про скидку не забудьте спросить!).

Сколько закладывать на тестирование из общего бюджета — сложный вопрос, для этого нет какой-то универсальной формулы. Продукт — это организм, с индивидуальным типом, разными этапами динамики и развития.

Но какие-то условные расчеты все равно существуют. Вот пример из практики, который мне подсказали коллеги из зарубежный проектов.

  • Новый проект с нуля — 30%;
  • Проект с четко определенными тестами и стабильной системой с небольшими изменениями — 15–20%;
  • Критически важная система с низкой устойчивостью к сбоям — 40–50%;
  • Внутренняя система с высокой отказоустойчивостью — 5–10%.

По этой схеме бюджет определяется в зависимости от типа поддерживаемой системы. Но в РФ это не работает, поэтому просто представьте, что вам эти цифры приснились.

Поковыряемся внутри: ценообразование QA-компаний

А теперь про кухню: из чего складывается ценник внутри QA-компаний. Первое и самое дорогое, как и в любой другой компании, — з/п и налоги. Остальное — это косвенные затраты: приложения, которые помогают в тестировании; содержание ферм/серверов; содержание бухгалтерии, которая не приносит денег; маржа; повышение квалификации сотрудников и т.д.

Давайте попробуем посмотреть поближе:

Например, наш средний чек за год на одного клиента — 116 000 рублей/месяц. Отдадим тестировщику, допустим, среднюю по палате — 60 000 рублей на руки. Отдадим на все налоги — это еще примерно 30 000 рублей. Окей, 90 000 уже отдали, осталось 26 000 рублей. Часть отдадим в ЗП менеджеру и другим отделам, которые не участвуют в формировании прибыли — 10 000 рублей + 5000 рублей на налоги. Остальное на поддержку работы компании: серверы, обслуживание ферм, бухгалтерия, плюшки для сотрудников. И обязательно нужно отложить на черный день! Дебиторку никто не отменял:(

Как выбрать норм тестировщиков, чтобы не прогореть

И как понять, что вы не переплачиваете:

  • Стоимость

Достаточно открыть список вакансий QA, например, на «хабр карьера» и посмотреть на з/п. Скорее всего, агентство будет дешевле. У них уже есть материально техническая база, которая размазывается на года, поэтому вам не надо будет:

  • тратить деньги (и что не менее важно — время) на поиск сотрудника;
  • тратить деньги на косвенные расходы на сотрудника (рабочее место, развитие, отпуска и тп);
  • тратить деньги на налоги, работу бухгалтерии или менеджера.

Опять же, не факт, что агентство выйдет дешевле. Может быть, именно в вашем случае рентабельнее будет обзавестись штатными тестировщиками.

Поэтому совет один: оцените масштабы проекта, смотрите на рынок, на з/п тестировщиков и ценник компаний по тестированию, прикладывайте свои косвенные расходы к этому и думайте, что выгоднее по стоимости. Важно понимать, что вы можете не выиграть в качестве, потому что у QA-агентств/компаний экспертиза выше, насмотренности больше, скиллы сильнее.

  • Качество

На качество влияют не только скиллы и профессионализм тестировщиков, но и то, какими сервисами они пользуются в своей работе: есть ли своя ферма; тестируют ли на реальных мобильных устройствах и в реальных браузерах; хорошо ли работают эти фермы — насколько качественная эмуляция действий пользователя и т. д. Обязательно включите в договор KPI и договоритесь на берегу о том, как вы будете их применять, например, используйте количество и серьезность обнаруженных/пропущенных проблем после тестирования.

  • Заинтересованность в проекте

Кажется, что это самая частая проблема аутсорс компаний, т. е. люди как роботы — они воспринимают проект как очередную задачу, которую просто нужно сделать, не погружаясь с головой в суть и цели бизнеса. Или, например, работают только в рамках своей зоны ответственности, а если кто-то там в продуктовой команде косячит «ну... это уже не мои проблемы». Хотя это одна связка и, если ты, черт возьми, видишь, где проблема, которая вредит продукту или процессам, то скажи о ней, даже если это за пределами твоих обязанностей. Увидел — сообщи!

Возможно, такой формат «делать свою работу и не вмешиваться» — это круто в других областях, но только не в QA. Качество продукта — это минное поле и место для постоянных сомнений: «А будет ли так удобно пользователю?», «Точно ли эта фича зайдет пользователю?» и т. д. И чтобы ваш пользователь не пошел гулять по этому минному полю — нужно постоянно смотреть, что улучшить; постоянно сомневаться и думать, где еще и что можно «разминировать» и что не менее важно — задаваться вопросом «как это поможет заработать бизнесу больше?».

Если ваши тестировщики (или компания по тестированию) не задают вопросов, ни разу не доставали разработчиков, ничего не предлагали улучшить и даже не спорили — стоит подумать по поводу их реальной вовлеченности в проект. Мы, например, 100% аутсорс и у нас много проектов, но при этом, мы культивируем отношение к проекту внутри компании как к своему. И это must have для наших коллег, чтобы работать в компании.

  • Дополнительный бонусы и клиентоориентированность

Это скорее косвенный, но тоже важный момент, насколько компания старается вкладываться в работу с вами. Как быстро они готовы исправляться, если вдруг косякнули; могут ли быстро подстраиваться под изменения проекта; апгрейдят ли навыки своих сотрудников, чтобы улучшить качество работы; что еще готовы предложить вам «плюсом» к своим услугам.

У нас, например, такая тема: мы предоставляем сопровождение QA-лида на каждый проект бесплатно. Время QA-лида оплачивается из нашего кармана. Мы — идиоты? Нет, просто нам важно, чтобы у клиента (даже если на проекте всего один тестировщик) было полноценное QA-сопровождение и обеспечение качества. Если у агентства есть такие плюшки, то это еще один плюсик в их карму, и сигнал о том, что ребята стараются сделать максимально хорошо и настроены на долгосрочные отношения.

  • Интеграция в команду

И конечно, важно, чтобы тестировщики/QA-команда смогли быстро влиться в процесс работы и наладить прозрачное и понятное взаимодействие с командой. Можно нагуглить кучу мемчиков про то, как разрабы не ладят с тестерами. Здесь довольно тонкая грань. Спорить в контексте «предлагать улучшения на основе объективных данных» — это нормально, если в итоге это положительно влияет на продукт. Спорить в контексте «сраться» без конкретных оснований, переступая грани, — это хреново и непрофессионально. Тут, кстати, и помогает опытный QA-лид.

Ну и кое-чо важное:

Старайтесь работать с проверенными, а к новеньким относитесь с осторожностью. Используйте для поиска QA-команды сарафан, попросите контакты у знакомых, или посмотри клиентов / сами найдите контакты клиентов, чтобы уточнить, как прошло взаимодействие.

  • Как и любую другую работу — контролируйте, но не лезьте с микроменеджментом. Все-таки вы наняли профессионалов, а если не можется и лезется, то разберитесь в чем причина — так не должно быть;
  • Если что-то не нравится, говорите сразу, чтобы можно было исправить. Если не исправляют и не прислушиваются — бегите от них как от клофелинщицы;
  • Не работайте без договора, в котором вы должны прописать критерии приемки работы.

Ну и по классике: вопросы, пожелания, предложения можно написать мне в личку Facebook.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин
 чтобы не получилось как с клофелинщицами

Я ради этого в статью и зашел, а тема с клофелинщицами не раскрыта. Евгений, мы ждем.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Когда искренне верят, что это просто понажимать пару кнопок и практически бесплатно должно быть -  это не так уж и плохо.Мне однажды попался руководитель (с образованием в ит области), который искренне не понимал зачем проводить тестирование, а ТЗ можно написать, не общаясь с заказчиком и внутри команды, а просто имея клочок бумаги, на котором он с ошибками и на суржике написал несколько предложений "что хочет заказчик". Технический директор, который всю жизнь работал на госкомпании, полностью его поддерживал. Так что описываемые в начале статьи заказчики просто душки и практически Эйнштейны.;)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Г.

Стиль изложения и юмор не уместны, на фразе мокренькаякиска пересилить себя и ставить дальше не смог, не хотел бы я у подобного человека заказывать обеспечение качества

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Великая

душно

Ответить
Развернуть ветку
Ali Telysmel

Ну если сео и фаундер то все понятно

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

"А за лида — 5000 рублей, он должен организовать работу QA"

800к в месяц? Больные что-ли?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пономаренко
Автор

А вы разве столько не получаете???

Ответить
Развернуть ветку
Blade Glade

Чето вспомнил лист, где в 40 пунктов описано насколько новые фичи проверенные и безопасные, а после нового релиза, на топ1 стройке завода в стране, система превратилась в тыкву

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анна Кованёва

Да даже если и понимают они, что не просто так это дорого, скряг никто не отменял(

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Филин

Тестировщика не люди им платить не надо

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Синия

Во многом, большинство IT продуктов стоят той цены, которые указывают стартаперы. Ведь это тоже огромный труд, требующий, очень много сил, времени и нервов

Ответить
Развернуть ветку
Лина Живи

Интересно!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда