Как создаются Hardware стартапы: История выпускника венчурного акселератора
Антон Непахарев - основатель стартапа ЖарПончик и выпускник акселерационной программы Techno Skolkovo Community. Он развивает свой проект на протяжении 7 лет и за это время прошел огромный путь - от страха кражи идеи до воплощения задуманного в реальность. Получилось наглядное пособие проб и ошибок для основателей железных стартапов. Своим опытом Антон поделился с Венчурным Акселератором.
История моего проекта началась в 2006 году. Тогда я впервые задумался о том, куда пропали пончиковые с наших улиц. Раньше часто встречались кафетерии с любимым лакомством, а ныне всё исчезло. Я обдумывал вопрос и начал строить первую модель бизнеса. Хотел организовать процесс замеса теста в прицепах типа “Тонар”. Ведь приготовить пончик просто - добавь воды и всё. Почти. Я крутил финансовую модель вдоль и поперек, проводил опросы через форумы, читал бизнес-планы. Но всё было напрасно. Тогда не сошлась аренда и зарплата сотрудников. Я понял основную, как мне казалось, проблему и отложил проект на 7 лет.
Страх, что украдут чертежи и идею
Вернуться к идее меня заставил сон. Однажды мне приснился мой аппарат, точнее, его жаровня. Я в три утра вскочил с постели и нарисовал увиденное во сне на листе бумаги. К слову – я ни разу не инженер, а экономист. Но у меня получился чертеж от руки. На следующий день были сделаны эскизы в Power Point.
А дальше случилось то, что происходит практически с каждым начинающим предпринимателем. Я думал - как быть с моей идеей, её же могут украсть, что мне с этим делать и кому показать? Вспоминать это сейчас очень забавно. Поверьте моему опыту - не бойтесь показывать свои наброски экспертам. Во-первых, с вами поделятся советом и даже расскажут всё, что знают по этой тематике. И обязательно дадут совет, с кем еще можно проконсультироваться. А во-вторых, воровать идею на этапе “каракули” просто нет смысла, ведь это еще не работающее изделие. В эскизе нечего воровать. В него необходимо еще вкладывать и вкладывать. В него верите только вы.
Визуализируем идею
Конечно, одного чертежа недостаточно. Необходимо нарисовать эскизы и описать принцип действия. Можно создать мультик в Power Point. Это сконцентрирует ваши мысли и даст опорную картинку. И очень важно дать имя вашему детищу и всему проекту. Я назвал аппарат "ФК-900", а проект "Жар-Пончик". Название аппарата потом поменялось, а вот название проекта прижилось. Хотя все его считают неудачным. И периодически начинают креативить.
Где взять экспертов
Эксперты вокруг вас. Важно понимание, что вы своей идеей не изобрели ничего гениального, а просто посмотрели на проблему с другого ракурса и технического уровня. Получается, мы имеем что-то, с чем общество уже может быть хорошо знакомо. Я искал инженерные кадры именно из этой области. Мне повезло выйти на компанию производителя пончиковых аппаратов и переговорить с её хозяином и изобретателем пончикового оборудования. От него я подробнейшим образом узнал, как готовятся пончики. Я ему настолько благодарен, что даже здесь скажу - спасибо вам, Владимир Ильич хозяин компании "Изобретатель".
Не бойтесь идти и спрашивать профессионалов, они не страшные, а отзывчивые люди. Можно выйти на НИИ вашего профиля, это реально поможет войти в профессиональную среду и познакомиться с экспертами. Эксперты есть на сайтах фрилансеров. С экспертом в области электроники я познакомился задав вопрос продавцу в магазине электроники "Амперкот". Привет тебе мой боевой товарищ Макс. Он сделал мне все контролеры.
Проверяем гипотезу
На этом этапе нужны деньги. И это ваши деньги, либо деньги частных инвесторов. Для проверки гипотезы hardware стартапа в бою не нужны конструкторы и сложные технологии. Вам может понадобитсяобычный картон, фанера, движки и контролеры. Даже если нужно изделие из металла, можно взять черный металл в пункте вторсырья. Сварщик по вашим эскизам сварит всё, что вам нужно. Так было у меня. А вырезать из фанеры можно в специальной мастерской с лазерным станком. Контроллер и программирование можно сделать даже в детском техническом кружке. Например "Авиацмит"
Запомните - Мысль “Потом придумаю, как это сделать по месту” НЕ РАБОТАЕТ. Не придумаете, не прикрепите, не просверлите - проверенно. Но не выверяйте всё до миллиметра, делайте как можно больше регулируемых деталей. Вот их по месту как раз и подрегулируем. Старайтесь все снимать на видео и делать фотографии процессов. Заведите папку в облаке куда складывайте всё в хронологическом порядка и пишите как можно больше отчетов. Даже малейшее ощущение, которое у вас сложилось, может дать правильный ход мысли. Через какое то время вы их прочитаете и может что то найдете. Когда прототип заработает надо снять видео и начинать поиск инвестора. Всё шутки кончились.
Патент
Патент - это очень важный этап. Патентовать надо только после постройки минимального прототипа и проверки гипотезы. Сейчас рассмотрение занимает примерно 6 месяцев - что на изобретение, что на полезную модель. Ищите надежного патентного поверенного. Надежность поверенного это количество прошедших патентование и не прошедших патентование идей.
Делаем чертежи
Допустим, вы подтвердили, что идея вашего стартапа железно рабочая. Пришло время сделать чертежи. Не советую заказывать их в конструкторских бюро. Лучше найдите конструктора - им может быть ваш эксперт или тот, кого он посоветует. Но этот специалист станет теперь полноценным участником вашей команды. Именно он будет ездить на производство и контролировать изготовление прототипа, вносить изменения, делать новые чертежи и биться с заводом. От него зависит, сколько денег будет стоить изделие, сколько прототипов придется построить и как быстро. Как понимаете, этот человек будет привязан к вашему изделию и его не так легко поменять.
Я рекомендую пройти курсы по работе в чертежных программах и разобраться в конструировании. Это нужно для безопасности проекта. Я освоил SOLIDWORKS за 2 месяца по видео-урокам и сделал прототип. Уверяю, это не сложнее игры в Майнкрафт. Конечно, ошибок было очень много. Но они были исправлены и первый прототип заработал. Этим я сэкономил на начальном этапе.
Посмотрите, какие специалисты вам необходимы еще. Их можно нанять дополнительно на фрилансе. Тут нужно очень четкое ТЗ. В этом вам поможет ваш конструктор.
Принцип строительства прототипа
Пока идея не опробована, поэтому её надо разбить на составные части и строить по частям, испытывая всё постепенно. Это позволит избежать затрат на внесение изменений и перестройку всего изделия. И это не важно, что общая гипотеза подтверждена прототипом “на коленке”. Строить и пробовать нужно по узлам.
Выбираем завод
Как бы странно это не звучало, но я рекомендую искать “опытный завод” при каком-нибудь НИИ. У них есть всё необходимое оборудование, плюс квалифицированные рабочие и грамотные инженеры. Обычно такие заводы сосредотачивают у себя производства по максимуму, а уровень загрузки у них примерно 60-70%. Они изначально заточены под опытные образцы, штучное и мелкосерийное производство. Я делал прототип на опытном заводе Роскосмоса.
Да, к ним просто так не зайдешь. Но Президент поставил задачу - к 2026 году иметь 30% гражданской продукции. И на очень многих заводах появились специальные люди, которые ищут именно вас. Я лично знаю 2-х, с удовольствием поделюсь контактами.
Развею миф о дороговизне. На местах сидят адекватные люди, готовые работать за разумные деньги. Так что кофеварка по цене баллистической ракеты вам не светит. Вы приносите чертежи, вам выдают смету и ориентировочные сроки. Далее вносите предоплату и поставляете сырьё. Снабжение сырьём - это очень важно. На этих предприятиях всё сырьё проходит через обязательный тендер, и обычный лист стали вы будете ждать месяц.
И вперед, теперь всё зависит только от уровня ваших чертежей и наличия в них ошибок.
Что было задумано и что получилось
На выходе ваше изделие будет отличаться от задумки, как карусель от качелей. Работа внесет свои коррективы - что-то отпадет, а что-то прибавится. Главное, чтобы изделие решало поставленную проблему и не выходило за параметры сметы серийного производства. Всего мной было изготовлено прототипов и изменений к ним. 1.0; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 3.1; 3.2; 3.3; 4.1; 4.2. - Последний можно считать опытным образцом. Нам предстоит еще 1 предсерийный образец и скорее всего всё.
Деньги
Вы должны знать серийную цену изделия. Её надо рассчитать и под неё стараться подвести эту стоимость. Себестоимость изделия должна быть примерно в 2 раза ниже цены, по которой вы собираетесь его продавать. Важно количество изделий, которое вы планируете выпустить. Любой завод нацелен на объемы. И об этом нужно сказать заводу.
На каждом этапе важно считать деньги. Разработки очень дороги. Обычно первоначальная смета на первый прототип совпадает. Второй прототип будет стоить на 40-50% дороже сметы. Третий и последующие - в 2 раза больше сметы. Обязательно закладывайте расходы на транспорт и сторонних консультантов, переделку узлов, перепрограммирование, сгоревшие детали. Покупайте больше материалов - сталь, пластик фанера и т.д. примерно на 50%. Гарантирую, пригодятся.
Записывайте всех поставщиков в отдельный лист и храните его в облаке. Обязательно пишите контактных лиц, их телефоны что покупали и цены. Поставьте условие в своей почте что бы письма от каждого поставщика падали в определенную папку. Так реально легче искать. Заведите себе отдельную почту для проекта. Личный опыт очень не удобно в своей личной это всё искать.
Удачи вам, однополчане!!!!!!!
Это более расширенная версия статьи
Задумывал как духовку для пончиков, а на выходе получился чистый спирт!
Задумывал как вендинговый аппарат изначально. А оказалось что это нужно и для кафе. А дальше планы 40 футовый контейнер полностью автономный с горячей выпечкой вот на дороге выбрасываем, кнопку нажимаем и он 2-4 дня на загруженных ингредиентах трудится потом приезжает машинка и добивает расходники.
Молодцы, за автоматизацией будущее. Если не в этом проекте, но мысли точно в правильном направлении.
Комментарий удален модератором