Не работайте с такими копирайтерами

Если только на выходе вы не хотите получить не пойми что вместо текста.

Меня зовут Анна Линнден. Я работаю с текстами 11 лет, из них 6 — как главный редактор. В мои обязанности входит в том числе поиск, отбор, обучение авторов и редакторов (я даже записываю бесплатный курс по текстам, чтобы упростить себе задачу). Мне есть что рассказать о людях, которых лучше не брать в команду.

Подчеркну: это мой опыт. У вас может быть другой :)

Копирайтер-телепат

Вы рассказали о задаче за пару минут, а ему уже всё понятно. Скорее всего, его интересует только три вопроса — какого объема должен быть текст, когда его нужно сдать и сколько вы заплатите. Выяснив эту информацию, автор сразу идет писать.

Так часто поступают те, кто берет объемами — у них нет времени вникать в задачу, нужно быстрее сделать работу и получить деньги. Реже встречаются те, кто считает себя великим профи, «улавливающим неозвученные мысли клиента».

Автор, который не строит из себя телепата, наверняка спросит:

  • для кого сегмента ЦА нужно писать;
  • на какой площадке будет опубликован текст;
  • какой цели вы хотите добиться конкретной публикацией;
  • как вы планируете продвигать публикацию;
  • какова ваша контент-стратегия в целом — и пр., зависит от задачи.

Не злитесь, если автор уточняет моменты, которые вам могут показаться пустяками (например, входит ли в стоимость заказа подбор иллюстраций, кто будет согласовывать текст и пр.). Лучше договориться на берегу, чем устраивать долгие разборки после выполнения работы.

Копирайтер уровня «опыт 5 лет, работаю по ставке 50/1000»

Есть авторы, которые годами трудятся за копейки на биржах. У них просто нет времени задумываться о качестве текстов — нужно вкалывать. И, к сожалению, в их случае опыт работы особой роли не играет, потому что, выполняя однотипные дешевые заказы годами, можно так и не вырасти в профессиональном плане.

Я видела ситуации, когда авторы через уже 3 месяца стажировки под руководством клиента или редактора справлялись с задачами значительно лучше, чем их коллеги, которые батрачат на бирже за 50/1000 уже 5 лет.

Автор, который ценит свой труд и готов потратить на работу с текстом достаточно сил и времени, крайне редко берется за дешевые заказы. Да, есть люди с чудовищно низкой и катастрофически высокой самооценкой (те, кто работает дешево+хорошо или дорого+отвратительно), но это уже частные случаи. Если клиент не ценит работу автора, он получает аналогичное отношение к себе и своему заказу — закономерная и вполне типичная ситуация.

Позднее предупреждение (но лучше поздно, чем никогда): если вы придерживаетесь позиции «да я на бирже заказ опубликую, сразу толпа нищих прибежит и напишет мне 100 статей уровня Forbes», просто не тратьте время на чтение этого текста :)

Копирайтер, который не умеет читать

Таких много.

Меня зовут Анна, но это не мешает некоторым авторам писать в отклике на вакансию: «Здравствуйте, Мария» или «Добрый день, Светлана». Подозреваю, они тупо копируют отклик на другую вакансию и не заморачиваются до такой степени, что даже оставляют имя.

Или просите вы заполнить анкету и указать в ней ссылку на резюме, а кандидат спрашивает, куда резюме отправить.

Или просите выбрать одно тестовое задание из 5 вариантов, а он пишет все 5 и возмущается, что его до заключения договора заставляют впахивать.

Или если… В общем, вариантов тьма.

Если автор не умеет внимательно читать или присылает в ответ на вакансии стандартные запросы, не имеющие отношения к вашей задаче, лучше с ним не сотрудничать. Вполне вероятно, что работать он будет с таким же «рвением».

Организовать предварительный отсев проще простого: напишите в тексте вакансии, какую тему письма должен указать кандидат, или предложите несколько вариантов тестовых на выбор в анкете. Можно добавить в текст анкеты или вакансии и другие небольшие «крючки» для проверки на внимательность. По опыту, это очень сильно сокращает время на анализ кандидатур — многие письма и анкеты улетят в корзину сразу, вам даже не придется вчитываться.

Копирайтер, который не умеет писать

Есть авторы, у которых не сформирован навык проверки собственной работы. И я сейчас не про соцсети говорю — мне не близка позиция «тыжавтор, тыждолжен идеально писать даже в шуточных комментариях на личной странице». Я говорю о деловой переписке, о заполнении анкеты, оформлении резюме, портфолио и пр.

Базовый пример: если автор старается как можно скорее заполнить анкету для заказчика и сразу отправляет ее, не перечитывая свои ответы, есть риск, что и тексты он будет сдавать так же.

Сюда же относятся авторы, которые не способны довести текст до ума даже после долгой работы с редактором. В крайнем случае им можно дать второй шанс. Но третий — уже нет смысла.

У этого типа есть вполне чудесный подтип — авторы, которые занимают определенную нишу. Если автор делает крутую рассылку, это не значит, что он хорошо справится с подготовкой лонгрида. Есть ребята, которые пишут потрясающие короткие посты для инстаграма, но при этом сдают какую-то чушь, когда просишь написать текст в блог. Это нормально. Просто обсудите этот момент еще на старте, если для проекта вам нужны тексты разных форматов. И если автор говорит, что не возьмется за подготовку лендинга или брошюры — не давите и не настаивайте.

То же касается тем. Например, я стараюсь держаться подальше от текстов по экономике, юриспруденции, медицине и IT (и это еще не весь список), потому что если я за них возьмусь, страдать будут все — и я, и клиент, и читатель. Если автор отказывается работать с вашей темой — не сотрудничайте с ним, даже если вы в восторге от его портфолио. Вряд ли текст, который он сдал бы вам, вызвал бы такой же восторг.

Копирайтер-учитель

С авторами, которые поставили себе цель «научить клиента» и «объяснить заказчику, как надо», лучше не работать вообще. Их можно вычислить по фразам типа «ваши правки субъективны, я их принимать не собираюсь» (особенно прикольно это звучит, когда речь идет об орфографических и синтаксических ошибках), «я специалист и лучше знаю, что нужно для любого бизнеса», «я ознакомился с вашим бизнесом и понял, что вы делаете какую-то ерунду, а на самом деле вам нужно то-то и то-то».

Тревожный признак в начале сотрудничества — человек вас не слушает, а гнет свое, он категоричен в высказываниях, пытается прямо или окольными путями привести вас к конкретному решению, навязывает услугу, машет перед носом «сертификатом школы Василисы Пупкиной» и повторяет, что он специалист и знает всё лучше вас.

Стоит держаться подальше и от людей, которые заявляют: «Мне текст нужен для портфолио, поэтому в нем ничего нельзя менять, только испортите». У них вообще нет цели помочь вам.

Особая категория — люди с опытом в вашей сфере. На первый взгляд может показаться, что взять автора, который уже в теме — шикарная идея. Но тут есть один подвох: нужно еще до начала сотрудничества убедиться, что вы сходитесь по ценностям и взглядам. Иногда авторы «в теме» тянут в тексты опыт, который противоречит опыту компании, а в худших случаях начинают учить: «Да у вас просто складская логистика неправильно выстроена, вот я два года проработал на складе и точно знаю, как надо, так что я бы на вашем месте полностью переделал продукты, услуги и принципы работы» (реальный пример из моей практики).

Это особенно больно, если в одной области есть разные варианты решений: автор работал по одной схеме, а компания по другой, и теперь каждый доказывает преимущества своего подхода.

Если берете автора с опытом в конкретной области, убедитесь, что он правильно понимает, как работает ваша компания, и полностью согласен с методами, приемами, технологиями и пр.

«Безупречный» копирайтер

Это копирайтер, который ненавидит правки настолько, что скорее потеряет заказ и устроит публичный скандал, чем согласится доработать текст.

Варианты саботажа бывают разными, в том числе:

  • «А пусть ваш редактор за меня правки вносит».
  • «Я не понял, что надо поправить, повторите еще раз». Ситуация, когда автор снова и снова требует разжевать каждую правку в надежде, что вы отстанете.
  • «Вы напишите сами, а я посмотрю, как надо было».
  • «Я внес все правки, о которых вы писали». И сдает текст, в котором не изменил ни одной буквы — видимо, в надежде, что вы ослепли или страдаете маразмом.

Попытки договориться с таким автором отнимают уйму времени и сил. Поэтому еще до начала сотрудничества стоит обсудить, сколько итераций правок входит в цену (стандарт — три), а если автор позднее откажется дорабатывать текст, напомнить о договоренностях. И как только работа будет выполнена, прекратить сотрудничество.

Я понимаю, что всё это звучит страшно, но есть и хорошая новость — отличных авторов предостаточно. Нужно только их найти :)

0
92 комментария
Написать комментарий...
Game Topia

Здравствуйте Елизавета! Писать статьи нужно совсем не так! За полтос я вас научу! 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сноу

Доброго времени суток, Васисуалий. Прошу научить меня кооперайтингу в кратчайшие сроки.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Анна Линнден
Автор

Занимайте очередь =) я регулярно получаю в личку и по почте предложения типа "Научитесь копирайтингу и зарабатывайте 100 тыс. рублей в неделю, акция, только сегодня курс со скидкой!!!!!"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Горбан

Здравствуйте я Ноташа, Родила СОМА и коперайтер от бога.Обожаю тех кто не умеет читать. Периодически их поведение вызывает лютый ржач!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Напомнили)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alina Holovko

У меня тоже интересный случай был с поиском авторов

В отклике чувак пишет, что главредил блог компании. Даже примеры статей даёт, которые якобы писал сам.

Все было бы хорошо, если бы именно этот блог не главредила я. И статью в пример из сотни других на сайте выбрал именно мою, не авторскую😂😂

Я долго отходила от шока тогда. Ну а чувак невезучий попался, это ж надо было так попасть

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Это сильно))
Чем история закончилась?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Поставлю плюсик под каждым пунктом.

И добавлю пару своих:

1. В отклике на вакансию пишет миллион ненужной фигни в духе «у меня 10 детей, 5 любящих мужей и 18 увлекательных хобби»

2. Не может показать ни одного примера работ, говорит, мол «все проекты под нда, но я 500 раз так делал, честно-честно». В большинстве случаев это брехня, никаких проектов там нет.

3. Откладывает все на последний момент. Тут, конечно, грамотный редактор сам должен выстроить процесс, чтобы автор физически не мог начать работать над текстом за 10 минут до дедлайна. Но не все, кто заказывает текст, редакторы и опытные менеджеры. Поэтому если копирайтер всю неделю молчал, а в последний день резко начал заваливать кучей вопросов, лучше найти другого. С такими очень высокий риск не успеть вовремя. 2 раза он успеет, а на третий ка-а-а-а-к обосрется.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Некоторые копирайтеры удивляют прямо с порога.
В вакансии четко прописываю, на какую тему нужно будет писать статьи и что будет включать в себя ТЗ.
С откликом прошу прислать ссылки на свои работы. Но все равно равно 40% начинают заход с запросов:
- какие условия?
- ваши расценки?
- размер оплаты?
Некоторые после запроса примера работ просто пропадают.

Оставлю пару примеров для начинающих авторов, как делать не надо.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анна Линнден
Автор

Согласна со всеми пунктами) спасибо за дополнение!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Климанов

Еще один тип. Графоманы с Яндекс.Дзен, которые себя возомнили копирайтерами)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Prokopchuk

Всегда требовал детальное ТЗ (пример) чтобы не задавать тривиальные вопросы на собеседовании (типа а какая ЦА и т.п.). И не терять время.
Плюс не всегда берусь за тестовые задания. У меня достойное портфолио сложных статей разных тематик. Терять время на тест с 90% гарантий отказа из-за "тестового задания", без обратной связи, не хочется. И падать в качестве текста нет желания. А по "ТЗ" видно заранее что рассчитывают райтера развести на "ваше видение", при этом вводную по бол и клиента не дают толком.
По критиканству тоже есть мысли. Предпочитаю не работать с заказчиком, который "знает как правильно, просто времени нет самому писать". Зае... мозг и время правками. 
Ну и не работаю с заказчиками, в ТЗ которых масса ключей по типу "ровер сегодня труба Москва купить" (интересно, еще есть такие?))))
Всем везения!)))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Да вы оригинал))) не любите тривиальные вопросы задавать))
Браться ли за тестовые - дело вкуса. Иногда проект нравится настолько, что можно и тестовое сделать. По поводу портфолио выше рассказывали, как автор украл чужие статьи - так что доверие к портфолио есть не у всех. Но мы тут все взрослые люди)) не хотите делать тестовое - не делаете, никто не заставляет.
Если заказчик "знает, как правильно, просто времени нет самому писать", работать с ним нельзя ни в коем случае. Он по умолчанию не уважает труд автора. И, как правило, еще и плохо разбирается в текстах и подаче информации.
Масса ключей - это история из 2007)) а никто, как известно, не вернется в 2007 (ну, я надеюсь)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
sovushik

"Черти что" пишется через ё...

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Почти верно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Ну по сравнению с другой авторшей с 12 годами «танцев с текстами» и всякими «мякотка клиники» и «дно вилки» нормальный текст.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Ну, по сравнению с другой авторшей с 12 годами «танцев с текстами» и всякими «мякотка клиники» и «дно вилки»  - нормальный текст.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Анна Линнден
Автор

ну хоть так))

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

Я бы с таким главредом даже за один стол не сел.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Виталина Слепухова

Добавлю. Искала копирайтеров себе в помощь. И особо впечатлили трое. Первый много раз вносил правки, но суть текста оставалась той же. Я уже не выдержала, накидала ему ссылок на полезные блоги и каналы, посоветовала книги. А он сказал, что вот это все саморазвитие ему не нужно, гораздо проще не вникать и брать количеством. Второй взял ТЗ и пропал на 2 недели. Я ему написала в личку что-то вроде "спасибо и удачи". А он еще через неделю написал: "У всех могут быть свои обстоятельства, но дело ваше". И еще одна девочка. Сама написала в личку, попросилась в проект, так как очень нужна была работа. Дала ей ТЗ, сроки она сама обозначила. В итоге 3 раза их переносила, а потом написала, что не сможет работать. Делаю вывод, что очень много людей пришли в копирайтинг за легкими деньгами. А когда поняли, что это такая же работа, разочаровались. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Как это всё знакомо))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Муханова

Жизненно)
Порадовала фраза про толпу нищих и статьи на Forbes. Я как-то работала с одним агентством, которое копирайтерам платило 2500 рублей за статью для Ведомостей. И ведь находило же где-то таких. Мне кажется, вот такими работодателями и воспитываются дешевые копирайтеры, которые не видят смысла развиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

А также - копирайтеры с установками "я никто" и "я не заслуживаю хорошей зарплаты".

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Темченко

Каковы сейчас расценки копирайтинга? 
Уточню:
Допустим информационный текст публицистический стиль, без лирики, так сказать... Тема финансовая или техническая
Цена определяется за 1000 зн. без пробелов? за кол-во слов? 
И какие же расценки хороших копирайтеров "не из агентств"? 

Ответить
Развернуть ветку
Елена Власенко

Пишу технические тексты. Ясен пень – без лирики.
Привыкла пользоваться ценником за 1000 знаков (с пробелами или без - как вам больше нравится). Вилка цен – от 600 Р/к. За SEO-оптимизацию – еще +20%. Это только предварительная оценка – стоимость работы назвать могу только после ознакомления с задачей. 
Как-то так🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Почему же не из агентств? В агентствах могут работать отличные авторы.
Цену за 1000 знаков сейчас называют редко, чаще говорят о цене за статью или за проект (серия статей/постов и пр.). Расценки очень разные. В среднем хорошие авторы, с которыми я работаю или работала прежде, берут от 500 рублей за пост, 3500-12000 рублей за текст.
В агентствах цена, конечно, будет выше (пример из практики: клиент платит агентству 12 тыс., из них автор получает 7 тыс.). Но есть плюсы - например, агентство может предложить дополнительные услуги. Тут каждый выбирает сам =)

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Николай Цветков

Спасибо. Хорошая публикация. И вовремя. Собираюсь искать авторов на подготовку Сео текстов для товар катег на новый сайт. У меня к вам вопросы. 1. Вы ищете авторов для скольких проектов? Получается, подбор кадров, постановка ТЗ  и контроль - это ваши осн. Функции? 2. Можете сказать, с каким кол вом копирайтеров в месяц вы работаете? 3. Сами вы что- то сейчас пишете как автор?Успеваете? 4. Кроме редактуры копирайтеров (авторы для интернета) - есть ли у вас редактура крупноформатных изданий типа каталогов? Сколько их?  Я спрашиваю чтобы мне примерно понять трудозатраты.  У меня сейчас личная загрузка на полный день по п 3,4.  Я просто не представляю пока, куда мне втискивать п.1. Буду благодарен за ответ 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Спасибо!
1. Конкретно в данный момент - не ищу, нужные команды уже собрала (последнего человека наняла буквально несколько дней назад). Если перейду на следующий проект, буду собирать команду снова =)
Основные функции на основном проекте, где я руковожу сейчас - подбор авторов/редакторов, обучение, распределение задач, постановка ТЗ, работа с экспертами и дизайнерами, контроль и редактура.
На других проектах обязанности попроще.
2. Конкретно сейчас на основном проекте команда из 7 человек, не включая меня (больше нам не нужно). Максимум у меня были команды из 15-20 человек, но это для меня уже перебор, для такого количества сотрудников нужен еще один руководитель.
3. Пишу, но редко. Помимо рабочих проектов успеваю немногое, на свои проекты вообще почти не остается времени.
4. Если я правильно поняла вас, то такого опыта у меня нет - с каталогами не работала.

Если у вас загрузка по пунктам 3 и 4, вы вряд ли втиснете еще и пункт 1, скажу честно. Зависит от объемов, конечно, но этот самый п. 1 обычно отнимает катастрофическое количество времени.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilya Shubenok

Не факт, что в товарные категории в интернет магазин нужны тексты, тем более на новый сайт. Обычно текстовки там хватает от заголовка, хлебных крошек, фильтров (текст в фильтрах). Может быть переспам. Но это так, небольшой оффтоп. Хотя, конечно, нужно смотреть. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anna Rozumnyuk

Мы так устали от вот таких вот копирайтеров, что просто стали писать тексты для проектов сами. Так тратится меньше нервов и текст выходит такой, как надо нам, а не как видит копирайтер. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Ну, в комменты потихоньку стягиваются авторы, которые не вот такие вот =) вдруг?
В случае чего ко мне тоже можно обратиться.
Но если вы уже успешно пишете сами и всех всё устраивает, то и отлично =)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Егор Васильев

Вы просто ищите оправдание чтобы не платить авторам🤦‍♂️😆👍

Ответить
Развернуть ветку
Olga Rode

Согласна с мыслями в статье. Начинала читать с опаской: вдруг я как-то так делаю, как не надо. Но нет, не про меня текст (немного саморекламы, да). Единственное, могу иногда спорить с заказчиком по нюансам текста, если точно знаю, что права и что так лучше читается. Привожу доказательства. Но это именно про написание, не про бизнес, конечно же, и не про компетентность заказчика. Ну, и не упираюсь сильно, если вижу, что после 2-3 объяснений и доказательств, почему лучше так, заказчик стоит на своём. Так и пишу вежливо, что, мол, дело ваше. Портфолио не бедное, так что подобные тексты можно просто забыть. И такое не часто встречается, было раза два всего за многолетнюю практику. Но не работаю дальше с такими заказчиками, потому что уходит много времени на бесполезные в итоге переговоры и убеждения.

Я - IT-райтер, если что ;) 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Nick

Да, с самодурами лучше дел не иметь. Страдать будут все стороны сделки. 

Ответить
Развернуть ветку
Мирослав Богданович

слава богу, самодуры плохо шифруются, и их видно насквозь буквально после одного-двух контактов и обсуждения рабочих моментов) 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Roaming

А как найти хорошего где почитать??

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Как найти, как проверять и принимать, я писала здесь: https://lamp-copy.ru/kratkij-kurs-redaktury-dlya-zakazchikov/
Можно опубликовать вакансию (но готовьтесь - будет много неподходящих кандидатов) или обратиться к автору, которому уже доверяете (посмотреть блоги, соцсети, рекомендации)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Нина Юпатова

В принципе всё так и есть. )

Ответить
Развернуть ветку
Anna Ulianina

подскажите, а где вы ищете копирайтеров?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Лично я - в ФБ (публикую вакансии у себя на странице, реже заглядываю в группы) и по рекомендациям коллег. Плюс у меня свой белый список проверенных авторов.

Но есть и множество других вариантов: каналы с вакансиями, блоги авторов, статьи на разнообразных сайтах, специализированные форумы и пр.

Вижу ваше сообщение, детально обсудим в личке.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Сорока

Есть еще категория "уставших" копирайтеров. Они характерны тем, что еще при обсуждении проекта чаще 2-х раз укажут вам, что-то вроде "ну что вы, так уже давно никто не пишет" или "ключи это - прошлый век". И уже на старте со вздохами и ухмылкой отнесется к работе. Это в лучшем случае будет шаблонный шаблон работы.

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда