Почему я ушла из Сбера в венчур билдер
Юлия Боланд, директор по продукту Digital Horizon, — о том, как запустить три проекта за полгода, сплотить международную команду и проверить свою готовность стать CEO.
Продакт-менеджер — одна из самых востребованных специальностей. Но даже в самых крутых корпорациях может возникнуть чувство, что над тобой невидимый потолок. Чтобы его преодолеть, нужно действовать нестандартно. Я рискнула и после пяти лет работы в СберБанке перешла в венчур билдер Digital Horizon.
Скажу честно, опыт создания технологических продуктов в Digital Horizon сильно отличается от опыта в корпорации. Венчур билдер подходит тем, кто хочет высоких скоростей, большей ответственности и новых вызовов, готов использовать новые методы и постоянно развиваться. Объясню, почему так.
Строить быстро
В Digital Horizon все происходит с огромной скоростью, так за полгода у меня уже третий крупный проект. Чтобы разобраться в новом продукте венчур билдера и начать действовать у продакта обычно есть пара недель, максимум — месяц. Дальше тоже все быстро: мы с командой проверяем идеи, создаем прототипы, запускаем пилоты и получаем обратную связь от рынка и пользователей.
За счет того, что в Digital Horizon нет огромного числа согласований и зависимости от множества заинтересованных лиц, на проверку гипотез у нас уходит не больше пары месяцев, на построение MVP — максимум полугода.
Любить челленджи
В Digital Horizon продакт никогда не станет «рабом одной кнопки» или одного направления. Аналитики венчур билдера постоянно находят самые разные ниши, где можно создать перспективный бизнес. Моя работа в Digital Horizon началась с продукта в сфере факторинга: нужно было разработать нестандартную бизнес-модель финансирования небольших дебиторов. Раньше о факторинге я знала немного, поэтому сначала было непросто перестроиться. Но выброс адреналина заставил мозг заново научиться работать в ситуации постоянных изменений и новизны.
Второй проект — кредитование малого и среднего бизнеса на рынке Великобритании — тоже оказался не простым. Я хорошо знаю российский рынок кредитов, но в другой стране свои законы, менталитет, рыночные правила, особенности конкуренции за пользователя. Как там запустить востребованный и технологичный продукт? Пришлось переосмыслить весь свой финансовый опыт. Зато уже спустя месяц появилось чувство, что я знаю этот рынок всю жизнь. И я не одна такая увлеченная.
Брать ответственность
В Digital Horizon продакт становится, по сути, «мини-CEO», сооснователем проекта, который может вырасти в самостоятельный стартап. Чувствуешь себя визионером, предпринимателем, думаешь, как можно превратить продукт в прибыльный бизнес и развивать его. Учишься брать на себя ответственность и принимать решения в условиях неопределенности. Здесь нет огромных бюджетов, которые можно растягивать на долгие годы, поэтому ты выводишь проект, и он либо показывает хорошие бизнес-результаты и все в выигрыше, либо нет.
Как это часто бывает в стартапах, в венчур билдере многое нужно «делать руками»: нет больших команд, где за каждый вопрос отвечает отдельный аналитик. Конечно, старший продакт не будет выполнять работы «джуниора». Но «ручная» активность важна, чтобы понимать продукт «до болтов» и правильно оценивать проект, развивать его.
Расти на 360
В Digital Horizon продакт-менеджер может погрузиться не только в продуктовые задачи, но и понять, как вообще функционирует бизнес, как запускается стартап, начиная от разработки айдентики и позиционирования на рынке и заканчивая поиском инвесторов. Плюс коллеги охотно делятся опытом. А поскольку все проекты живые и находятся на разных стадиях развития, теорию можно быстро отработать на практике.
Расширение знаний и навыков позволит в будущем стать CPO (Chief Product Owner), CTO (Chief Technical Officer) или даже фаундером. Например, Юрий Панов сначала работал в рекламной индустрии, потом был продуктовым стратегом в Digital Horizon, а затем придумал сервис цифрового маркетинга Макс. Венчур билдер помог построить и запустить решение, привлечь корпоративных партнеров и начать выход на зарубежные рынки.
Когда минус — это плюс
Мне нравится работать в венчур билдере, но хочу честно сказать и о сложностях.
Во-первых, тяжело принимать, что часть проектов все-таки не выстрелит. Именно так произошло с моим первым — факторинговым — продуктом. И все же, уверена, шансы построить классный продукт в венчур билдере намного выше, чем где-либо. Два других моих проекта — тому доказательство.
Во-вторых, необходимость быстро перестраиваться с одного продукта на другой может привести к выгоранию. Все мы разные, а для венчур билдера важен внутренний драйв, амбиции.
В-третьих, работа без строгой корпоративной структуры и правил требует организаторских способностей, гибкости мышления и находчивости в поиске решений. Без них никуда.
Для себя я сделала вывод, что хотя крупные компании дают ценный опыт, наступает момент, когда необходимо двигаться быстрее и дальше, применять максимум своих знаний в самых разных ситуациях. Если ты тоже хочешь найти свой «голубой океан» и построить для него отличный продукт, венчур билдер — отличное место.
Стала продактом, когда об этой профессии еще мало кто слышал. Начинала с развития страховых продуктов в СК «Цюрих» и Сетелем Банке, занималась розничными финансовыми продуктами в КБ «Росинтербанк». Затем пять лет работала в роли владельца продукта в СберБанке: управляла проектными и agile-командами, запускала новые продукты, повышала конверсию продаж, внедряла growth менеджмент. В 2021 году перешла в венчур билдер Digital Horizon.
Так любой менеджер продукта из фармы или ОПСОСов может сказать, и при этом не иметь ни малейшего представления об менеджменте IT продуктов
Непонятно. Героиня была продуктом в Сбере, а затем перешла в другую компанию на роль прожекта? Иначе, я не понимаю, откуда взялся поток проектов. А если это так, то по факту описывается факт карьерной деградации. Даже СЕО в проектном инкубаторе, как-то слабо звучит по сравнению настоящего продукта. Или я ошибся?
Юлия, добрый день.
"Огласите, пожалуйста, весь список !" (с)
Сколько ваших успешных проектов вышло из "Дижитал Хоризон" ?
(если не сможете ответить, ваша статья будет похожа на инфоцыганский "успешный успех")
(без обид)
Задора хватает только на найм? Если хочешь реальных приключений или в предпринимательство. Тогда зажимаешь всеми красками.