Мой бизнес в заложниках у IT-директора
Я прихожу на встречу к клиенту, расспрашиваю о его бизнесе: о задачах и целях, о его инфраструктуре, сервисе. Обычно на стороне клиента сидит группа из собственника бизнеса, it-директора и маркетолога. Классическая картина, когда собственник и маркетолог много рассказывают об устройстве бизнеса, а it-директор может добавить лишь пару слов о конфигурации 1С или о том, как происходит выгрузка из базы данных, о том почему невозможно, например, объединить разрозненные базы данных в одну.
Понимаю такой скепсис it-директоров, технических директоров, системных администраторов. Ведь действительно, делать и отвечать им за то, как работает сеть, БД и CRM. Им необходимо разбираться в сетевых технологиях, основах программирования, разбираться в вопросах управления проектами и сотрудниками. IT-директор напрямую влияет на коммерческую деятельность своей компании. Он должен знать, как уменьшить расходы и увеличить прибыль компании.
Cегодня я хочу поговорить о том, что называется «elephant in the room», о неудобной правде, обратной стороне it-отделов многих компаний.
Начну с того, что сегодня обороты любой компании напрямую зависят от ее технологичности. Будь то компания по доставке воды, где покупатели звонят оператору и заказывают воду - в этом случае надо настроить телефонию, или покупатели пользуются мобильным приложением - в этом случае надо сделать само приложение и поддерживать его. Или это компания по установке балконов, которая запускает лендинги, настраивает метрики и рекламные компании.
Чем больше компания, тем лучше ей нужно управлять своими технологиями. Тем больше нужно знать и делать, чтобы развиваться. IT-директор находится на передовой, на фронте технологий и должен знать, что нового в мире технологий, нужно ли это компании, будет ли от этого толк, экспериментировать или даже просто рассказывать о новинках своему собственнику бизнеса. Делиться, так сказать, информацией со своими ко-воркерами.
В компаниях, где собственники бизнеса не глубоко погружены в технологические аспекты, или прямо скажем во всем полагаются на своих it-директоров или системных администраторов, появляется риск отставания.
В своей практике порой сталкиваюсь с тем, что бизнес оказывается в заложниках непрогрессивных it-директоров или системных администраторов. У своих же сотрудников, которые по своим причинам не видят возможным реализовать новые каналы коммуникаций с клиентами или дать своим клиентам более удобный сервис. И в этом заключается неудобная правда.
В действительности it-директора могли бы быть лучшими друзьями компаний поставщиков it-решений. И it-дирекатора это такие привратники компаний, которые не дают пройти ничему бесполезному и старому. Но бывает и так, что it-директор не пропускает также вообще ничего, лишь обслуживает существующие в компании технологии. Много говорит о своей работе, объясняет почему что-то сделать невозможно или опасно. Или вовсе оказывается некомпетентен в технических вопросах.
Я выделил несколько причин такого поведения it-директоров:
1. Лень. Я буду больше работать, а получу ту же зарплату - зачем мне делать лишнее?
2. Страх. Я не справлюсь и меня уволят, найдут нового более компетентного it-директора. Зачем мне так рисковать?
Если вы узнали здесь своего сотрудника или себя - хорошо. Потому что это поправимо. Нужно изменить мотивацию сотрудника. Сделать это можно разными способами, через KPI или квартальные бонусы, решать вам, но одно можно сказать точно - такую ситуацию нужно менять или компания будет отставать и бизнес будет приносить все меньше и меньше денег.
Приведу пример, у меня были, как мне казалось, успешные переговоры с собственником одного бизнеса. Это была сеть клиник. Клиент очень хотел сделать мобильное приложение для пациентов. Когда на встречу пришел it-директор - надежды на мобильное приложение улетучились за 10 минут. В последствии мы еще неоднократно встречались, но it-директор находил все новые и новые причины почему невозможно наладить обмен АПИ и БД. Возможно это была третья причина - он хотел взятку. Узнать мне так и не довелось, мы больше не встречались.
В заключении хочу сказать - технические вопросы, с которыми сталкивается любая компания, требуют соответствующей квалификации ее сотрудников. Когда такой квалификации нет, компания начинает терять деньги. Позаботьтесь о том, чтобы компетенции вашей компании не зависели от недовольного сотрудника.
...
Я бы добавил еще одну причину такого поведения it директоров:
3. Нецелесообразность - it директора далеко не дураки и не ленивые трусы, как вы их описываете, они более погружены в процесс и во взаимоотношения внутри компании. Они уже на начальном этапе видят почему ваша "поделка" не взлетит и почему нецелесообразно тратить на нее бюджет.
Или думают, что видят. Ведь без легкого и волшебного ИТ флера, это совсем обычные люди
Программист кроме русского знает ещё и несколько машинных. В отличие от совсем обычных людей он может посмотреть код внутренних приложений - для него это не волшебная коробка, а автоматизированная логика с техническим долгом. Категоричность о невозможности возникает как раз, потому что как раз эти самые обычные люди только с soft-skills, воспринимают рациональные доводы за материал для отработки. Вот и приходится упрощать, чтобы быть услышанным.
Если влияние какого-то эффекта невозможно объяснить в реальных цифрах и рисках, понятных менеджерам, то или эффект - хуйня или квалификации не хватает) И я это не с позиции менеджера говорю
Могут быть две правды. Смотря кто не компетентен или кто имеет свой интерес.
Бывает руководство оторвано от реальности, у которого есть желание иметь все и сразу, по мановению волшебной палочки, не вникая, не неся расходы. А затраты на создание и разработки велики, что в текущей структуре трудно все сделать, например, когда даже поддерживать систему в текущей работе уже прикладываются усилия.
С другой стороны бывает сам технический директор или архитекторы, кто сделал систему, своими неверными решениями и действиями добились того, что система вышла из под контроля и ей невозможно управлять и изменять. И ИТ директор не понимает сам этого, не знает, не может ничего сделать, а тут ещё прилетают задачи и запросы бизнеса.
Так что остаётся? Действовать:) Освобождать бизнес из заложников🤣
В любом случае замалчивание и скрытые препоны - не тот путь, которым можно решить проблему
Реально не понял, с позиции менеджера... о_О. Хотели сказать, что гуманитариям-менеджерам нужно упрощать технические детали или что иногда они свое "не хочу" выдают за "не понимаю", в надежде, что неважное повторять не станут, а ради важного потанцуют? Но здесь есть чёткая грань между полезным уламыванием и игрой в Бобра с Ослом. И чем же тогда этот флёр ТП лучше флера ИТ?
Потерял нить ваших рассуждений еще на середине коммента, переведите с менеджерского)
Естественно нужно упрощать. Даже если менеджер - технарь. Это связано не с тем, тупой менеджер или нет, а с тем, что каждый должен делать свою работу и технические подробности чаще всего не нужны. А если нужны, это отдельный разговор
Ну так если непонятно, можно и перечитать и погуглить редко используемые слова. Тогда и дразнилка лучше получится.