{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мой бизнес в заложниках у IT-директора

Я прихожу на встречу к клиенту, расспрашиваю о его бизнесе: о задачах и целях, о его инфраструктуре, сервисе. Обычно на стороне клиента сидит группа из собственника бизнеса, it-директора и маркетолога. Классическая картина, когда собственник и маркетолог много рассказывают об устройстве бизнеса, а it-директор может добавить лишь пару слов о конфигурации 1С или о том, как происходит выгрузка из базы данных, о том почему невозможно, например, объединить разрозненные базы данных в одну.

Понимаю такой скепсис it-директоров, технических директоров, системных администраторов. Ведь действительно, делать и отвечать им за то, как работает сеть, БД и CRM. Им необходимо разбираться в сетевых технологиях, основах программирования, разбираться в вопросах управления проектами и сотрудниками. IT-директор напрямую влияет на коммерческую деятельность своей компании. Он должен знать, как уменьшить расходы и увеличить прибыль компании.

Cегодня я хочу поговорить о том, что называется «elephant in the room», о неудобной правде, обратной стороне it-отделов многих компаний.

Начну с того, что сегодня обороты любой компании напрямую зависят от ее технологичности. Будь то компания по доставке воды, где покупатели звонят оператору и заказывают воду - в этом случае надо настроить телефонию, или покупатели пользуются мобильным приложением - в этом случае надо сделать само приложение и поддерживать его. Или это компания по установке балконов, которая запускает лендинги, настраивает метрики и рекламные компании.

Чем больше компания, тем лучше ей нужно управлять своими технологиями. Тем больше нужно знать и делать, чтобы развиваться. IT-директор находится на передовой, на фронте технологий и должен знать, что нового в мире технологий, нужно ли это компании, будет ли от этого толк, экспериментировать или даже просто рассказывать о новинках своему собственнику бизнеса. Делиться, так сказать, информацией со своими ко-воркерами.

В компаниях, где собственники бизнеса не глубоко погружены в технологические аспекты, или прямо скажем во всем полагаются на своих it-директоров или системных администраторов, появляется риск отставания.

В своей практике порой сталкиваюсь с тем, что бизнес оказывается в заложниках непрогрессивных it-директоров или системных администраторов. У своих же сотрудников, которые по своим причинам не видят возможным реализовать новые каналы коммуникаций с клиентами или дать своим клиентам более удобный сервис. И в этом заключается неудобная правда.

В действительности it-директора могли бы быть лучшими друзьями компаний поставщиков it-решений. И it-дирекатора это такие привратники компаний, которые не дают пройти ничему бесполезному и старому. Но бывает и так, что it-директор не пропускает также вообще ничего, лишь обслуживает существующие в компании технологии. Много говорит о своей работе, объясняет почему что-то сделать невозможно или опасно. Или вовсе оказывается некомпетентен в технических вопросах.

Я выделил несколько причин такого поведения it-директоров:

1. Лень. Я буду больше работать, а получу ту же зарплату - зачем мне делать лишнее?

2. Страх. Я не справлюсь и меня уволят, найдут нового более компетентного it-директора. Зачем мне так рисковать?

Если вы узнали здесь своего сотрудника или себя - хорошо. Потому что это поправимо. Нужно изменить мотивацию сотрудника. Сделать это можно разными способами, через KPI или квартальные бонусы, решать вам, но одно можно сказать точно - такую ситуацию нужно менять или компания будет отставать и бизнес будет приносить все меньше и меньше денег.

Приведу пример, у меня были, как мне казалось, успешные переговоры с собственником одного бизнеса. Это была сеть клиник. Клиент очень хотел сделать мобильное приложение для пациентов. Когда на встречу пришел it-директор - надежды на мобильное приложение улетучились за 10 минут. В последствии мы еще неоднократно встречались, но it-директор находил все новые и новые причины почему невозможно наладить обмен АПИ и БД. Возможно это была третья причина - он хотел взятку. Узнать мне так и не довелось, мы больше не встречались.

В заключении хочу сказать - технические вопросы, с которыми сталкивается любая компания, требуют соответствующей квалификации ее сотрудников. Когда такой квалификации нет, компания начинает терять деньги. Позаботьтесь о том, чтобы компетенции вашей компании не зависели от недовольного сотрудника.

...

0
226 комментариев
Написать комментарий...
Paul Melekhov

Мобильные приложения в каждую компанию - это такой же хайп и бред как лет 15 назад анимированные сайты на Flash. Я ещё могу понять такси, банки, службы доставки и т.п. Но сети клиник - зачем? Чтобы что? Клиент посещает клинику пару раз в году. И ради этого клиент будет держать на телефоне отдельное приложение? Которое будет периодически висеть в фоне, шпионить за пользователями, тратить батарейку, чтобы раз в полгода записаться на приём? Отдельное приложение имеет смысл лишь в ряде случаев: когда нужен быстрый (частый) запуск, доступ к камере и файловой системе, работа без интернета, пуш уведомления и прочие системные штуки, недоступные для веб-приложений. Думаете, что клиент выберет другую клинику из-за того, что у другой клиники есть мобильное приложение? Или перейдет в эту только от того, что появилось мобильное приложение? Посчитайте кол-во пришедших и ушедших в обоих случаях клиентов, умножьте на средний доход от них в год, вычтите из этого все налоги и расходы. Получите чистую прибыль. И сравните её с тем, сколько денег в год нужно тратить на поддержку приложений для андроид и iOS в год со всеми налогами и расходами на них. И эти расходы, которые превысят доход от дополнительных клиентов, просто перейдут в цены на услуги, что снизит конкурентоспособность клиники и отток клиентов, которого мы изначально хотели избежать.

P.S. Если что, я не IT -директор, я простой наемный программист на аутсорсе. А вот автор поста похоже продажник от разработчика мобильных приложений, которому для выживания нужно продать как можно больше приложений кому попало, пообещав золотые горы от новых клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

А мне "нравится" когда программисты, вместо решения поставленных задач, начинают диктовать бизнесу как работать и что ему действительно надо. ))
Напоминает цитату из "Собачье сердце" про испанских, кажется, оборванцев ))

К слову, дорогое и сложное мобильное приложение - это фантазии программиста, из-за недостижимой цели абсолюта, попытки юзать например DDD, зачастую неправильно понимая domain в этой аббревиатуре... А ещё мечты впихнуть в код всевозможные паттерны и т.д.
Ну или, что тоже часто встречается, после очередной статьи на Хабре, о какой нить луковой архитектуре, пытаться впихнуть ее везде, без разбора.

Мне кажется, когда программисты и бизнес начнут работать над одной целью, то большое количество проблем исчезнет. Но пока программисты тащат телегу в другую сторону, к сожалению, преследуя свои личные цели

P.S. я программист

Ответить
Развернуть ветку
Paul Melekhov

Я не диктую бизнесу как работать и что ему надо. Я лишь утверждаю, что мобильное приложение не нужно абсолютно каждой организации. Но именно так считают менеджеры по продажам, которые обзванивают все фирмы подряд и каждой предлагают создать мобильное приложение. Продажникам абсолютно без разницы нужно ли оно им на самом деле. Их задача уболтать директора, чтобы получить свой процент. При этом получается это не с теми компаниями, которым это действительно нужно, а с теми, где директор хуже всего разбирается в теме и кого проще уговорить.

Я не зря сравнил МП с сайтами на Flash. Если вы помните, году в 2004 Flash был в моде. Тогда даже мульт-сериалы создавали на флэше и музыкальные клипы для MTV. Сделать качественный сайт на флеше стоило значительно дороже, чем обычный (на HTML и CSS), и заказывали их в основном либо для промо-сайтов (что ещё куда ни шло), либо всякие далёкие от IT компании, занимающиеся металлопрокатом и лесозаготовками. За гору денег они получали сайт, который можно было показать корешам, но который не индексировался поисковиками и которым было неудобно пользоваться. И прирост клиентов от такого сайта минимальный. Вот и сейчас компании, которая далека от IT, в большинстве случаев МП совершенно не нужно. А автор поста представляет это так, будто технические директора, которые хоть немного в теме, тормозят прогресс, т.к. не хотят развиваться или даже рассчитывают на взятку. Как-то это однобоко, вы не находите? Ему, как продажнику МП, конечно, хотелось бы, чтоб каждая компания покупала разработку МП. Но нужно ли оно компании? Такой вопрос им даже не ставился.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Priorov

Flash помню, да... хорошо что оно закончилось )
Но всё же, если по теме ))
Я работал со всякими ит-директорами и поэтому несколько согласен с автором поста потому как есть проблемы у этих людей.
Но и с Вами соглашусь - многие пытаются внедрять то, что им нафиг не нужно и это касается не только МП - k8s только чего стоит, вот где беда ))
МП не сложно, можно сделать обёртку над сайтом и собственно всё, дёшево и сердито.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Melekhov

Да, если есть сайт с личным кабинетом клиента и возможностями онлайн записи и истории посещений, назначений лекарств, процедур, расходов и т.п., то да — сделать МП относительно легко. А если всего этого нет, и запись ведётся через бумажную книгу учёта, или через файл в Excel'е, или какую-нибудь 1С, то тут не всё так просто. Потому что помимо МП нужно как минимум создать АРМ для сотрудников с базой данных и внешним Web-API. А если ещё это филиальная сеть, то это очень большая работа в том числе и по переучиванию персонала.

Выше упоминалось, что клиника может быть ветеринарной. Я имел дело с ветеринарными клиниками, все они работают по телефону. Нет у них там никаких современных технологий. Есть информационный сайт и на этом всё. При этом, хороших ветклиник реально мало, если судить по отзывам в интернете. И когда речь идёт о жизни и здоровье домашнего питомца, то удобство записи или наличие мобильного приложения уходит на второй план. При этом доходы у честных ветклиник не такие, чтобы потянуть разработку мобильного приложения и внедрение соответствующей серверной инфраструктуры. Там зачастую владелец клиники сам и лечит животных.

Ответить
Развернуть ветку
223 комментария
Раскрывать всегда