{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы уборщиц на роботов заменяли

История проб и ошибок по частичной замене труда уборщиц на роботов — уборка на Covid-госпитале, кто лучше — робот из Швейцарии или Якутии?

Предистория

Наша компания (Москлининг) занимается обслуживанием коммерческих объектов в Москве и других регионах. Как можно судить по названию — основная специализация на клининге — ежедневной уборке на предприятиях. Уже около 3х лет присматриваемся к появляющимся на рынке новинкам относительно роботизации уборки. Стоит сделать отступление, что клининг — одна из самых массовых профессий, которую пока мало затронула цифровизация, в отличие от таких массовых профессий, как водители и продавцы, куда активно заходит автоматизация и роботизация. По данным НИУ ВШЭ в клининге задействовано более 2% активного населения нашей страны. Давайте разбираться, почему рынок клининга буксует на пути к автоматизации и роботизации.

Начало пути

Расскажу немного про опыт нашей компании. Мы экспериментировали с цифровизацией в нашей работе на протяжении последних 6 лет — среди экспериментов были, например, различные варианты трекинга и оптимизации работы клинеров на объектах с помощью трекеров физической активности и qr-кодов в здании, а также эксперименты по взаимодействию клининговая компания — заказчик — клинер, в виде мобильных приложений, где заказчик может отслеживать работу клинеров, оставлять пожелания и задачи. Это все может претендовать на увеличение общей эффективности и удобства работы с заказчиком, но, вряд ли, может претендовать на прорыв в отрасли.

Около 3х лет назад мы впервые стали присматриваться к промышленным роботам-уборщикам, то есть роботам, которые заточены под уборку коммерческих больших объектов. Тогда мы нашли и связались в основном с компаниями производителями роботов из Европы. На главном отраслевом форуме — Interclean, который проходит в Амстердаме есть секция с роботами уже пару десятков лет (!), и там первые места в течение нескольких лет получали робот KIRA от Karcher, а также робот другой немецкой компании Adlatus. Связавшись и с теми, и с другими, получили ответ, что машины еще достаточно сырые, и экспорт в Россию пока не предвидится. Мы даже готовы были стать дистрибьютором, но получили отказ. Забегая вперед скажу, что и по сей день, спустя 3 года, эти модели все еще буксуют не то что во всем мире, но даже на их локальном рынке.

Эксперименты

С 2018 года мы даже подзабыли про роботов на пару лет… Пока не постучался в двери Covid и пандемия. Один из обслуживаемых нами объектов в ту пору был ковидный госпиталь в Подмосковье, где помимо мед.персонала каждый день геройски трудились уборщики с утра до вечера одетые в СИЗы с ног до головы. Работа не из легких, плюс закрытые границы и испуганные люди не хотели идти туда работать ввиду повышенных рисков. Мы стали искать варианты поставить на объект роботов. В этот же момент мы, как компания, стали участниками акселератора от правительства Москвы, где получили одобрение идеи роботизации клининга, и начала вместе с наставником изучать мировой рынок. По крайней мере 50 команд по всему миру работают над созданием коммерческих роботов-уборщиков. Мы связались с командами из США, Канады, Европы, Китая, Юж.Кореи, Японии и России — среди них такие компании как

Запросили контактные данные их клиентов, кто уже пользуется роботами какое-то время. Контакты дали не все — первые адепты технологии были во всем мире аэропорты. Связались с кем смогли. Никто не был в восторге, хотя сохраняли умеренный оптимизм насчет продолжения экспериментов с роботами. Среди сложностей чаще всего назывались недостаточно высокое качество уборки, а также человеческий фактор — даже в Германии в аэропорту по ночам грузчики на подъемниках пытались скрестить двух роботов весом более тонны, что уж говорить про другие места. Также важным оказался тот факт, что нормальной работе роботов мешает неподходящая планировка пространств — например, порожек в 2 миллиметра может стать неприступной преградой для 2х-тонного робота-монстра. В этом плане выгодно отличаются складские помещения таких компаний как Amazon, которые были построены уже с осознанием того, что там будут работать в основном роботы — именно такие помещения легче всего оборудуются роботами-уборщиками. Что же делать с тем, что подавляющее большинство полов помещений к этому не готовы? О роботах оказывается надо думать еще на этапе строительства объекта.

После того, как мы прошерстили весь мировой рынок производителей на сколько смогли, мы запросили на тест тех, у кого были хоть какие-нибудь роботы и представительства в России. Это оказались всего две компании — Softbank Robotics и TASKI swingbot от международной корпорации Diversey. Спойлер — и обе эти компании закрыли свои российские представительства по части роботов за последующие пол года. Робот от Softbank Robotics оказался сильно маленьким, с недостаточной площадью уборки для работы на нашем объекте, а швейцарский TASKI swingbot все-таки удалось протестировать. Увы, оказалось, что и он не умеет преодолевать порожек в 2мм, нуждается в чутком присмотре и не окупается в перспективе нескольких лет по стоимости.

В процессе исследования рынка наша команда даже доехала до Якутии, где на базе местного технопарка ребята разработали коммерческого робота уборщика, затем переделав его в робота-дезинфектора, который пользовался бОльшим спросом в период пандемии. Новостных поводов о роботах уборщиках за время ковида стало гораздо больше, а секция роботов на международной выставке Interclean в Амстердаме выросла кратно, тем не менее, готовых законченных роботов, которых можно было бы со спокойной душой отпустить на объекты не оказалось.

Тут у нас произошла смена парадигмы. Мы выяснили, что на рынке нет готового решения, а уж на территории России так точно. Нам пришла крейзи идея. А что если адаптировать малогабаритных квартирных роботов-пылесосов к уборке коммерческих помещений — как оказалось, есть по крайней мере одна компания в мире, которая пошла именно этим путем — а именно, TPLC UK из Англии.

Мы начали пытаться сконструировать тележку для обслуживания сразу десятков подобных роботов-пылесосов на объекте (они нуждаются в зарядке, wifi, смене воды и расходников), а также написать софт для возможности контроля десятков роботов на десятках объектов. Если тележка у нас более-менее получилась, то написание своего ПО очень тормозилось ввиду закрытого API используемых роботов (роботы-пылесосы, как вы понимаете мы не изобретали с нуля, а использовали проверенные модели с рынка). В ход пошли Home assist, Arduino, Raspberry, реверс-инжиниринг и прочие способы «на коленке». Но полноценный коммерческий продукт мы недопилили. Тем не менее, мы продолжаем тестировать обычных роботов-пылесосов немного «допилив» на ряде объектов — смотрим и с точки зрения эксплуатации, и взаимодействия с заказчиком и срока окупаемости. Выгода получается когда с помощью роботов можно немного сократить время работы клинеров на объекте. Скажем, в здании вместо 3х клинеров целый день, теперь работает два клинера целый день вместе с 7 роботами.

Мировая практика

Возвращаясь к мировой практике — сейчас главные сегменты заказчиков на данную услугу — это склады, магазины и аэропорты. Амазон купил некоторое время назад компанию робототехники, которая ему делает в том числе и роботов-уборщиков для складов (пока, в основном, для внутреннего пользования). В прошлом году самую большую сделку на рынке совершил Walmart — заказав пилотный проект по уборке 500+ своих супермаркетов роботами. Исполнителем стала компания Brain Corp эмигранта из России Евгения Ижикевича. Надо сказать, что самая популярная модель на рынке быстро стала RaaS — Robot as a Service — то есть, когда исполнитель не продает, а сдает в аренду роботов заказчику — так выгодней исполнителю и спокойнее заказчику. Также на западе принято называть роботов в данной индустрии коботами — то есть роботами, которые призваны помогать человеку в его тяжкой работе, а не заменять его. Тут можно углубиться в дебри, и начать рассуждать что же мы будем делать, когда через несколько десятков лет роботы будут делать бОльшую часть работы в сферах, в которых сейчас задействованы более 60% населения планеты. В том числе и популизма ради этих роботов называют часто коботами.

Как бы то ни было, до полной замены труда человека в клининге, а значит и клинингового бизнеса еще пока далеко — ибо роботы пока учатся выполнять только уборку напольных покрытий, а это в лучшем случае 50% от всех процессов по уборке. К слову, остальные процессы уборки гораздо сложнее технически — будь то мойка сан.узлов, протирка столов с лежащими бумагами, мягкой мебели и т.д.

Немного вглубь истории

Отправимся назад в прошлое и увидим, что первые коммерческие роботы-уборщики появились аж в 1990 году. А мысли и фантазии относительно будущего роботов-уборщиков появились еще в 19м веке (на фото рисунок 1899 года).

Однако, за три десятилетия роботы-уборщики смогли снискать славу в основном в нише уборки жилых объектов — самая известная компания на рынке iRobot, которая основана в 1990 году и вышла на IPO в 2005 году.

Что в итоге

Возникает ряд вопросов

  • Почему роботы стали популярны при уборке квартир и частных домов, но не офисов, магазинов и прочих коммерческих помещений?
  • Почему за 30 лет так и не сформировался рынок коммерческих роботов уборщиков, даже несмотря на тщетные попытки таких гигантов, как Karcher?
  • Когда же, все-таки, роботизация и автоматизация доберется до рынка коммерческого клининга?

Надо сказать, что за 3 последних года с точки зрения совершенствования роботов изменилось не так много, как хотелось бы. Они все еще не на 100% пригодны к качественной автономной работе, а по стоимости в месяц едва могут тягаться с ручным трудом. Наверное может казаться — что вот-вот, еще немного и клинеры будут работать рука-об-руку с роботами, но так ли это? Пока потуги в лучшем случае напоминают роботов из российской кибер-деревни.

birchpunk

Надеюсь кому-то статья оказалась интересной, а, возможно, у кого-то есть более полная картина или уточнения — пожалуйста, дайте знать!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Oleksandr Iurkin

Мы как раз на финальном этапе разработки роботизированного комплекса для влажной уборки. Сейчас тестируем и исправляем мелкие баги по пилотному контракту и на тестовой складской площадке. Готовимся к сертификации.
Изначально ориентировались в первую очередь на функционал, доступность и простоту. Снаряженная масса 380 кг, автоматический залив воды и моющего, швартовка, слив грязного танка. Порожки у нас не проблема. Плитку и крошку тоже неплохо моем. На первых этапах тестирования на малых складах - тоже слегка напряглись, заподозрив, что будет сложно встроить в существующие процессы (коммуникации/планировки и тд.). Перешли на 500 м2+ и там нет проблем. Обычно есть угол для техники или техничка куда нормально становится. На складах класса А/Б вообще отдельные площадки с коммуникациями для техники. На сегодняшний день основной проблемой при уборки складских комплексов видим постоянно меняющееся окружение с совершенно разными типами упаковки (переотражение от датчиков и как результат местами падает чуть качество навигации = уборки). Как раз в поисках оптимального решения.
Основную проблему в отсутствии коммерческих клининговых роботов на рынке видим в их стоимости - клиенту они должны по TCO выходить дешевле, чем операторы+классика. В этом направлении и работаем.
Приятно читать, что есть интерес к направлению.
В "складском" исполнении: https://www.youtube.com/watch?v=aqBXbICGkhI
Есть более мягкий вариант корпуса под общественные места.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Larionov
Автор

В статье не затронул такие важные технические аспекты, как 1. роботы влажной и сухой уборки и их отличия. 2. современные коммерческие роботы, которые умеют самостоятельно подзаряжаться и даже заменять воду в баках. 3. прочие, менее популярные виды роботов, а именно роботы-дезинфекторы и роботы для уборки внешней территории.

Также в статье ошибочно назвал робота 2х-тонным, тот весит около 400кг.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шеенков
Ответить
Развернуть ветку
Владислав Ларионов

Да, возможно, подходящий вариант для складов малой площади. Он габаритами не сильно больше бытовых роботов-пылесосов, что делает его непригодным на больших складах, где на погрузчиках гоняют. А на маленьких складах и производствах, возможно, самое то. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савицкий

Невозможно рассматривать прогресс технологический в отрыве от развития самого общества. Вам не кажется, что со времени первого запуска человека в космос, мы стагнируем? А если быть точным, то в общем смысле прогресс замедлился очень сильно. Нет глобальных прорывов в фундаментальных науках, а только местечковое шебуршание...
Капитализм ввергает в уныние. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Larionov
Автор

Любопытно, тоже об этом задумывался. Пока похоже на то, что человечество бросается «в омут с головой» в новые технологии и видит в них панацею, потом успокаивается на один-другой десяток лет, а потом уже более спокойно имплиментирует в повседневную жизнь - так было с космосом, так было с ЭВМ, так было с искусственным интеллектом, и, видимо, также будет с 3D-печатью, криптовалютами и прочими недавними хайпами. 

Ответить
Развернуть ветку
Mobilis in mobile
в аэропорту по ночам грузчики на подъемниках пытались скрестить двух роботов весом более тонны

Это как?

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Larionov
Автор

Мужики игрались, погрузчиком одного робота на другого положили...

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Фомина

😄🙈 и смешно и плакать хочется

Ответить
Развернуть ветку
Igor Karklin

Человеческий, но не гуманный фактор...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
MARKEL

Не совсем ясно из статьи практический опыт и показатели, можете раскрыть подробнее? "Выгода получается когда с помощью роботов можно немного сократить время работы клинеров на объекте. Скажем, в здании вместо 3х клинеров целый день, теперь работает два клинера целый день вместе с 7 роботами." Это конкретно по какому то из Ваших объектов или просто рассуждения? Какой в реалии достигли показатель? На сколько смогли оптимизироваться?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Бурина

Ярко выраженная забота.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда