{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Сайты-агрегаторы как бизнес. От А до Я

Привет, друзья. Я запустил свой первый агрегатор в нише школ английского языка. Вывел проект в плюс, затем продал его. Далее я опробовал следующие ниши: онлайн-сервисы, онлайн-курсы, мрт-центры, детские лагеря. Какие-то агрегаторы я вывел в плюс и продал, какие-то оставил как активы. Пробую новые ниши.

Про весь этот опыт я написал 12 статей на vc.ru. В каждой из этих статей я затрагивал какие-то отдельные аспекты этого направления, делился личным опытом. Так же я продаю движок для агрегатора тем, кто хотел бы создать и развить свой агрегатор. Все эти люди изначально изучают вопрос и задают разные вопросы.

Цель данной статьи попытаться сделать краткую выжимку из всех 12 статей и вообще из моего опыта работы с агрегаторами.

Итак, структура:

Что такое агрегатор?

Агрегатор — сайт, который агрегирует (собирает) и классифицирует информацию и предложения разных компаний на одном ресурсе. Сам сайт-агрегатор зарабатывает на комиссии с продаж товаров и услуг тех компаний, которые представлены на портале.

Какие типы агрегаторов бываю?

Образовалось достаточно много похожих терминов в данном направление:

агрегатор услуг, товарный агрегатор, маркетплейс, справочник, классифайд, каталог. Достаточно легко запутаться, чем один тип сайта отличается от другого. Но различия всегда есть.

1. Агрегатор компаний, оказывающих услуги. (он же каталог, он же справочник)

2. Товарный агрегатор. (Маркетплейс). С возможностью добавлять товар в корзину.

3. Товарный агрегатор (без продажи на сайте). В отличие от маркетплейса, такой агрегатор не является полноценной площадкой для купли-продажи товара. Это просто справочник, который собирает товары и услуги со всех интернет-магазинов и дает на них ссылки. Самым ярким представителем такой модели был Яндекс-маркет, который со временем поменял модель и стал маркетплейсом.

4. Классифайд (пользователи сами создают объявления). Один из самых известных примеров — Avito

Агрегаторы компаний, оказывающих услуги

Лично я занимался и занимаюсь именно такими агрегаторами. Плюс такого направления для меня в том, что нужно прокачивать одну область — ваш сайт. Это сам сайт (со всей технической составляющей), SEO, платные каналы трафика. Если у вас есть хороший трафик на сайте монетизировать его уже намного проще.

В случае например с товарными агрегаторами часто на свою сторону нужно брать такие процессы как доставка, возвраты товаров. Тоже имеет место быть, но скажем так — лишние трудности.

Итак, я просто приведу некоторые разноплановые примеры сайтов агрегаторов с показателями трафика и доли SEO трафика, чтобы наглядно было понятно на примерах, что такое агрегаторы из сферы услуг:

1. Учебные заведения. ucheba.ru 1 400 000 визитов.% SEO трафика = 72%

2. Квесты mir-kvestov.ru 827 000 визитов. %SEO трафика = 34%

3. Финансы banki.ru 1 500 000 визитов. %SEO трафика = 47%

4. Букмекеры bookmakers-ratings.com 1 691 000 визитов. %SEO трафика = 52%

5. Детские лагеря incamp.ru 366 200 визитов. %SEO трафика = 68%

6. Клиники и врачи docdoc.ru 1 727 000 визитов. %SEO трафика = 65%

7. Недвижимость за рубежом tranio.ru 326 000 визитов. %SEO трафика = 75%

8. Солянка большого кол-ва ниш. zoon.ru 11 000 000 визитов. %SEO трафика = 81%

Как выбрать нишу для агрегатора

Какого-то готового списка перечня со всеми нишами, конечно же, нет ( по крайней мере лично я такого не знаю) . Поэтому нужно сделать выбор по некоему количеству полезных критериев. Мои критерии следующие:

1) В какой области у вас есть минимальный опыт, или какая область вам интересна. Как бы тривиально это не звучало, но я вспомнил слова психолога М.А. Лабковского: «Делай то, что нравится». С агрегатором возиться придётся долго. Лучше пусть это будет ниша, которая вам близка и интересна.

2) Есть ли в нише агрегаторы. Это очень просто проверяется. Вводим высокочастотные поисковые запросы в Яндекс или Гугл. Если в Топ10 есть хотя бы 1 агрегатор, значит уже есть с кем равняться. Если агрегаторов нет, это не значит, что в этой нише их делать не стоит, но я бы как минимум задал себе вопрос — почему их тут ещё нет? Большая вероятность, что они в этой нише нерентабельны.

3) Сколько SEO трафика собирает лидер ниши, и какова структура трафика этого лидера. Для данного анализа я использую инструмент similarweb. У него есть бесплатная версия, которая даёт возможность посмотреть необходимые базовые цифры. Кол-во трафика — это сигнал для вас, сколько в идеале сможете собрать вы. Это базовый параметр для первичной оценки. Давайте разберём на двух примерах ниш, в которых я работал сам. Сравним 2 лидера двух разных ниш: школы английского языка и онлайн сервисы для бизнеса:

Нас интересует циферка — кол-во визитов в месяц.

И структура трафика.

Теперь смотрим те же показатели у лидера ниши онлайн сервисов:

У Starpack видим 190 410 визитов в месяц.

83% SEO трафика.

Основные выводы:

В нише онлайн сервисов, вы можете пробовать выйти на 190410 * 83% = 158040 SEO трафика. В нише английского же это будет 8840*63%=5569 SEO трафика в месяц. Это базовые общие неточные цифры, но они хорошо отражают общее положение дел. Если за основу брать только количество агрегаторного SEO трафика, то ниша онлайн сервисов выглядит более перспективно. Так вы можете проверять любые ниши: клиники, школы танцев, авиабилеты и так далее.

Итак, предположим, вам нравится ниша (или вы в ней специалист) и вы просчитали, что в ней можно собрать достаточно SEO трафика. Пока это ещё очень малое кол-во данных для каких-либо выводов. Идём дальше.

4) Как высока конкуренция в данной нише? Конкуренцию можно пытаться определить по-разному. Что смотрел лично я:

а) Сколько сильных, стабильных агрегаторов в нише. Просто смотрите поисковую выдачу и выписываете все агрегаторы в табличку. Прописываете для каждого текущий трафик. И вы поймёте с кем вам придётся конкурировать. С 2-мя сильными игроками или с 10-ю.

б) Сколько стоят клики по Семантическому ядру данной ниши. Возьмите хотя бы 30-50 высокочастотных запросов, можно для точности взять ещё СЧ и НЧ запросы и в том же Яндекс Директ (прогноз бюджета) посмотреть сколько стоят клики. Это тоже своеобразный показатель конкуренции.

в) Можно ещё использовать разные сервисы или программы. Например старый добрый Key Collector, который считает коэффициенты конкуренции по нише.

Чем меньше конкуренция, тем проще Вам будем пробиться на верх поисковой выдачи. Всё просто:)

5) Какой средний чек в нише. Вы должны понимать, что платить вам будут либо комиссию с продаж, либо какие-то рекламные бюджеты. В любом случае, есть разница, если вы зарабатываете 10% от продажи в 30 000 рублей (например, ниша детских лагерей) или 10% от 1200 рублей (парикмахеры). Второй вариант тоже имеет место быть, но тогда вам нужны большие объёмы.

6) Смотрим структуру трафика. Я использую инструмент https://www.keys.so/ru/. Нужно понять на какие страницы лидеры ниши собирают основной трафик.

Нас интересует данная вкладка.

Делаем экспорт из вкладки Страницы сайта, сортируем по Видимости. Через фильтры смотрим какие страницы собирают основной трафик. У агрегатора как правила 4 основные типа страницы: а) страница объекта; б) страница отзывов объекта; в) страница листинга (списка всех объектов); г) главная страница. Эта информация важна, чтобы понять, на какие страницы вам делать упор при развитии.

Делаем Customer Development — есть ли инфраструктура.

Вам нужно выяснить, какое количество игроков потенциально станут с вами работать. Про Customer Development написано много хороших книг. Если кратко, нужно спросить правильные вопросы. Например: у вас есть на данный момент потребность получать дополнительных клиентов с агрегаторов. Вы можете нанять кого-то или сами потратить неделю и обзвонить всех партнёров других агрегаторов в вашей нише. Это очень важный пункт. Даже если в нише есть агрегаторы, может ниша перегрета и Ваш новый агрегатор уже будет лишним.

Сколько нужно денег на развитие агрегатора в конкретной нише?

Последний в списке, но главный, на мой взгляд, по значимости пункт. Поэтому написал кэпслоком. Постарайтесь максимально детально спрогнозировать сколько вам нужно денег. Ещё раз повторюсь, агрегаторы, как правило, работают на SEO трафике, нужно терпение и средства, чтобы дождаться его и весь пазл сошёлся. Что считал лично я:

Сколько денег нужно на создание контента?

Вы хотите делать агрегатор в нише детских лагерей. Смотрим лидера ниши. https://incamp.ru/camps/

У них добавлено 4400 лагерей. Контент можно парсить, можно делать уникальным. Если хотите бороться за SEO, нужно максимально делать уникальный контент. Предположим, вы прикинули, что на создание контента для 1 лагеря вы потратите 200 рублей( беру плюс/минус среднюю условную цифру)

4400*200 = 880 000 рублей.

Вопрос. Вы тяните? или может взять нишу уже?

Возможно, можно сделать агрегатор для какого-то узкого сегмента. Например, детские лагеря только в Подмосковье. Вы теряете в объёме, но минимизируете риски. Если же хотите начинать бадаться с лидером ниши по всем лагерям, нужно иметь запас бюджета.

Сколько денег нужно на движок?

Агрегатор — это всё-таки далеко не лендинг пейдж. Это сайт с достаточно сложной архитектурой. У вас должны чётко работать шаблоны. Вы должны уметь генерировать десятки тысяч уникальных страниц. На этих страницах будет работать уникальный для агрегатора функционал. В одном пункте не описать все технические особенности такого сайта, но могу сказать на своём примере, что мы переделывали движок не один раз, пока не пришли к последней версии, в которой всё уже работало как часы. Я уже говорил, что на каком-то этапе мы приняли решение продавать свой движок ( вы можете детальнее узнать условия у нас на сайте agregator-wp.ru), так как он универсальный, а мы просто физически не можем закрыть все ниши. На одну нишу уходит много сил и фокуса. Если Вам интересно напишите мне в личку, или в комментах, я расскажу подробнее. Но хочу подчеркнуть, что выбор купить готовый движок или делать свой — это выбор каждого. Если Вам интереснее разработать движок с нуля, пройдя все этапы — это тоже отличный, интересный вариант, но вдруг Вы хотите не тратить деньги и время на движок, а скорее начинать работать над контентом, SEO и заработком, то возможно тогда вариант с готовым движком для Вас наиболее актуален. Могу Вам честно сказать, что мы вложили в движок намного больше, чем его текущая цена у нас. В студии же с вас возьмут ещё больше.

Но в любом случае посчитайте, и заложите эту сумму (купите ли готовый или будете развивать свой) в ваш бизнес-план в самом начале!

Сколько денег нужно на команду.

Я перечислю роли специалистов, которые так или иначе в какие-то периоды участвовали в работе над агрегатором:

- Программист PHP

- Дизайнер

- Верстальщик

- Контент-менеджер

- Менеджер по работе с клиентами (менеджер по продажам)

- SEO-специалист

- Специалист по другим каналам привлечения пользователей ( директолог, smm-специалист)

Цены на работы данных специалистов Вы можете проверить на разных биржах фриланса или на рынке труда. Постарайтесь заложить по каждому специалисту сколько его труда понадобиться в проекте на Ваш взгляд. Опять же, если вы, предположим, купили готовый движок, то роль программиста и верстальщика становится вспомогательной.

Наиболее частые проблемы

1. Сначала трафик, потом продажи.

Мне часто задавали запрос оценить, что не так в агрегаторе. Я всегда начинал со статистике. И часто очень удивлялся. У многих ребята просто не было трафика, но они уже сильно мучались вопросами монетизации (как же лучше монетизировать сайт) или вопросами улучшения функционала.

Не забывайте, в первую очередь нам нужно получить трафик. Это супер простая истина. Весь трафик для агрегаторов я делаю на два типа:

SEO трафик

Платный трафик.

Не то, чтобы SEO трафик бесплатный. Вам нужен SEO консультант (если вы сами таковым не являетесь), нужно тратить деньги на контент, на покупку ссылок и так далее. Но всё-таки есть типы трафика, где вы платите за клики. И это уже в прямом смысле платный трафик.

Я видел интересный пример ниши, где один парень поднял свой сайт по конкурентным запросам условно: компания А — отзывы, компания Б — отзывы на первые места, и качал SEO трафик. Партнёры ему платили хорошие комиссии и агрегатор процветал. В этой же ниши другие ребята старались всё улучшать функционал, не понимали, почему у них не идёт. Всё просто. У них не было SEO трафика, который чаще всего является основной агрегатора.

2. Мало SEO трафика в нише.

В некоторых ниша просто достаточно мало SEO трафика. Это важно понять на начальном этапе, пока вы ещё не начали делать агрегатор. Тут важно учесть, что понятие мало-много — относительное. Но есть ниши, где прямо совсем мало трафика. Лучше ответить себе на вопрос — сколько я хочу зарабатывать на данном проекте? Сколько SEO трафика у лидера этой ниши? Подходит ли мне данная цифра? Есть ли у меня понимание, как получить альтернативные источники трафика в данной нише?

3. Сложность масштабирования

Вроде бы следует простой вывод. Нужно наращивать трафик. Но как? Откуда? Если ниша такая узкая. Например в нише школ английского языка, которую я развивал, все 2 года мы старались улучшать сайт, работать над SEO, и как следствие мы занимали Топ 2-3 выдачи по семантическому ядру, но этого всё равно было мало.

Единственным выходом была покупка платного трафика.

Я тестировал все возможные каналы, но вывести в плюс юнит экономику по ним так и не удалось.

Если посмотреть все топовые агрегаторы в этой нише, никто не покупает платный трафик.

При этом, хотел бы подчеркнуть такой немаловажный на мой взгляд момент, как структура и качество трафика. За время работы с агрегатором я обратил внимание, что часто это слабо берут в расчёт. Приведу пример:

У агрегатора А 100 000 трафика в месяц

У агрегатора Б 20 000 трафика в месяц

Но 70% трафика агрегатора А — это трафик с двух статей, условно, алфавит английского языка и страница переводчика. Конверсия с такого трафика в покупку в 10 раз ниже, чем с коммерческих страниц. Например со страницы школы.

На выходе для себя я понял, что в такого рода сайтах, важным показателем является Профит с одного юзера. Считать можно по-разному, но например

Агрегатор А в месяц заработал 200 000 рублей

Агрегатор Б заработал 180 000 рублей

Профит на 1 пользователя А = 200 000 / 100 000 = 2 рубля на пользователя

Профит на 1 пользователя Б = 180 000 / 20 000 = 9 рублей на пользователя

Эта информация важна, если вы например будете продавать свой агрегатор. Многие сразу спрашивают, а сколько у вас трафика. Но намного важнее, сколько вы зарабатываете с 1го пользователя.

За сколько и кому можно продать агрегатор?

Мне удалось продать 2 агрегатора. Один с мультипликатором 15. Второй, на стадии (без трафика). Покупатель не хотел конкуренции и хотел купить уже готовы проект, хоть и без трафика. Сделал предложение, от которого я не смог отказаться.

Мой личный опыт показывает, что агрегатор, как и любой бизнес, можно достаточно выгодно продать.

Можно изначально выстроить стратегию на продажу. Знаю, что кто-то так и делает. Развиваете 1-2 года агрегатор, далее его продаёте. У меня такой стратегии не было.

В первом случае, я решил, что ниша школа английского языка для меня изжила себя. Я вышел на максимальный показатель = 250 000 рублей в месяц и понял, что хотел бы продать данный актив, чтобы реинвестировать средства в новые ниши. Я сделал предложения самим школам английского языка. Одна из школ заинтересовалась предложением и купила агрегатор.

То есть в первую очередь я бы посоветовал предлагать свой агрегатор кому-то из ниши. Либо самим объектам, либо каким-то игрокам, кто варится в этой нише.

Выводы и заключение

1. Агрегатор — как бизнес-проект, на мой субъективный взгляд, является достаточно перспективным направлением. Горизонт заработка очень разнообразный и большой. Многое зависит от ниши и реализации. Из личных примеров знаю ниши, где заработок 100 000 рублей, 350 000 рублей, 500 000 рублей, 4 млн рублей.

Важно понимать, что чем выше потенциальный заработок, тем больше нужно вкладывать времени и средств, так как выше конкуренция.

2. Основным плюсом агрегаторов всё ещё остаётся чистый онлайн и возможность автоматизации процессов. Если вы потратите время и терпение, то поддерживать такой проект можно из любой точки мира. Не нужно держать склад товаров, заниматься логистикой и другими процессами. Большинство процессов в проекте, на стадии, когда у вас уже есть трафик, можно автоматизировать. В каком-то смысле проект превращается в большей степени в пассивный доход.

3. Просто и без вложений развить агрегатор не получится. Обратил внимание, что некоторые люди думают, что можно сделать сам сайт (агрегатор) и бизнес "попрёт". Конечно же это не так. Как и большинство бизнесов — это достаточно трудоёмкий проект, который требует терпения сил и вложений. Про детали я написал выше в статье, а именно, сколько денег в какой нише нужно закладывать в затраты, какие специалисты нужны.

Удачи всем!

Если будут вопросы, пишите мне в телеграм

0
69 комментариев
Написать комментарий...
Руслан Ніколаєнко

@Инспектор  это нормально когда за один обоснованный минус персонажу, он просто тупо по злости заминусил мои комментарии с разных постов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

угу, но я специально не заходил на вашу страницу и не минусил ваши комментарии с других постов, так тоже можно?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда