{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мы набивали шишки с Mental Wellness мобильным приложением

Привет! Меня зовут Максим, я основатель продуктовой студии в Белоруссии. В свободное время от создания продуктов для наших партнеров — мы создаем продукты для себя.

Сегодня мне бы хотелось рассказать об истории создания одного из наших первых продуктов Mental Mirror - нашей попытки выйти на mental wellness рынок.

Процесс создания и валидации данного продукта является очень интересным опытом, которым мне хочется поделиться со всеми, кто грезит созданием чего-то того, что сможем сделать этот мир чуточку лучше.

Сразу скажу, что продукт о котором сегодня пойдет речь, был создан гораздо раньше нашей студии и к сожалению мы не имели того опыта, который имеем сейчас. Поэтому тут все будет так, как любит vc комьюнити — метрики, бюджеты и сбор всех возможных граблей своим мотивированным лбом.

Ну, полетели!

Для тех, кто не любит лонгриды.

  • Предыстория
  • Исследование и Early Adopters
  • Разработка продукта
  • Proof of concept
  • Результаты
  • Новые гипотезы и итерация

Предыстория

Итак, начнем. Сейчас будет та самая история, которую обычно ставят в описание людей из top 100 Forbes.

В дни затяжного локдауна в начале пандемии (хотя у нас в Беларуси не было строгих карантинных ограничений) я все таки старался оставаться дома и никуда не выходить. Иногда мне было крайне сложно, так как я любитель поработать в кофейнях, и в целом человек я довольно коммуникабельный, черпающий энергию из общения с другими людьми.

Локдаун оказался периодом глубокого душевного волнения для меня. В придачу к этому в апреле 2020-го года на меня навалилось множество личных проблем, за чем, несомненно, последовало усугубление моего и без того крайне беспокойного внутреннего состояния.

Представьте человека, заточенного в собственной квартире наедине с собой, который начинает медленно сходить с ума. Таким человеком был я, и, думаю, многие из вас смогли разглядеть и себя в этой неприятной картине.

Я начал изучать и практиковать эмоциональные установки, чтобы хоть как-то научиться контролировать наплывы негативных ощущений. Я был в постоянном поиске новых инструментов, которые помогли бы мне справляться с подавленным настроением, как только такое случается. Именно в тот момент ко мне пришла интересная идея. Идея создания кладезя знаний о рефлексии и самоанализе, которые помогут найти эмоциональные шаблоны и смогут стать решающим инструментом в борьбе с человеческим разумом.

Так родился наш проект – Mental Mirror – изначально задуманный как сборник каждодневных персонализированных практик рефлексивной медитации, которые бы помогали человеку находить способы решения тех или иных проблем. Шаг за шагом, продукт претерпевал изменения, но его идея и суть оставались неизменными.

Исследование и early adopters

«Посмотри на Headspace или Calm – это все уже давным-давно сделано в лучшем виде. Где же тут новая идея?». Да-да — все так. Наша изначальная стратегия – эффективно конкурировать с продуктом, который уже пользуется спросом, но делать это в определенной нише.

Итак, первая цель – определить ту самую нишу. Буду капитаном очевидностью и скажу, что все, кто планируют запускать что-то новое, должны первым делом провести определенное исследование. Мы накидали шаблоны и сделали первые UI нашего продукта.

❌ Ошибка

Главной ошибкой на этом этапе стала трата большого количества ресурсов и создания UI/UX дизайна всего приложения, когда все что мы должны были сделать - отрисовать и прототипировать основные user-flow, которые доносят главную ценность приложения.

Марго 🌸, Creative Lead - Remdev Studio

Для валидации первоначальных гипотез мы выбрали несколько каналов о которых я расскажу ниже.

Reddit

Я считаю Reddit одним из лучших каналов привлечения качественных лидов, если это делать правильно и давать ценность комьюнити. Кому интересно посмотреть на перформящие кейсы в реддите — зайдите сюда и посмотрите паттерны продаж, которые стали источником первых пользователей, а так же принесли не мало лидов в нашу студию.

Для первых тестов Mental Mirror — мы запустили серию постов в Reddit для разных аудиторий. Идея состояла в том, чтобы изучить техники рефлексивной медитации (с целью повышения продуктивности/осознанности) в рамках определенной целевой аудитории. Честно говоря, мы, к сожалению, не получили должного фидбэка от пользователей сообщества.

❌ Ошибка

Сейчас я уверен, что ошибкой сбора информации в этом канале было то, что мы просили людей поделиться мнением и не давали никакой ценности (экспертизы/мнения как решить их проблемы). Я думаю, что это помогло бы вывести людей на диалог

Влад 😎, Product Manager - Remdev Studio

Facebook Ads

Второй идеей стала небольшая рекламная кампания в Facebook и продвижение бесплатного раннего доступа к приложению. Мы также приобрели 3 рекламных поста в инстаграмме у нано-инфлюенсеров.

Мы использовали простой лид-магнит на котором попытались объяснить главную ценность и показать решение, используя ранее созданные дизайны. Главной целью был сбор имейлов.

Посмотреть на сайт, который мы использовали для сбора имейлов вы можете тут

✅ Инсайт

49$ потрачено на рекламную кампанию в Facebook, 50$ – на рекламу нано-инфлюенсеров. В итоге мы собрали 150 имейлов. Не нужно быть гением математических наук, чтобы посчитать цену за один имейл — 0,66$.


Результат кампаний оказался очень впечатляющим. Хотя фактически на момент запуска рекламы приложения как такового еще не было, люди начали проявлять значительный интерес к проекту, и это, безусловно, придало мне больше уверенности в процессе разработки продукта.

Макс 🚀, Founder - Remdev Studio
Лид магнит для сбора имейлов

Для любителей хардкора — Instagram директ

Уберите детей от экранов. То, что я предпринял далее – вариант для тех, кто однозначно не ищет простых путей. Я начал «холодную» рассылку в Instagram по хештегам, связанным с психологическим здоровем, продуктивностью и тд. Даже сложно представить, сколько сообщений было разослано, но в, конце концов, мне удалось добавить 10-15 новых человек в лист ожидания. Честно говоря, это не наилучший способ продвижения, если у вас нет свободного часа или двух в день. Тем не менее это полностью бесплатно. Поэтому рассылка может стать довольно неплохим вариантом для поиска первоначальных пользователей.

Разработка продукта

Дизайн

Одной из главных целей в дизайне было создание удобного и незабываемого опыта пребывания в приложении. По моему мнению, пользовательский интерфейс является одним из основных критериев выбора приложения среди конкурентов.

✅ Инсайт

UI/UX дизайн занял две недели. Не было потрачено ни цента бюджета, ведь мы все делали сами. Но, если вам интересно узнать расценки, то приблизительная стоимость MVP-версии UI/UX продукта составила ~5k$

Ваня 🧑‍💻, Mobile Tech Lead - Remdev Studio

Первым делом было необходимо создать архитектуру сессий рефлексивной медитации. Для этого мы неоднократно консультировались с экспертами в области психологического здоровья и когнитивно-поведенческой терапии. На картинке ниже вы можете ознакомиться с мокапами первой сессии рефлексивной медитации.

Следующим шагом был UI/UX дизайн. На этом этапе было протестировано множество подходов. Ниже вы можете увидеть пару дней плодотворной работы, ловко умещенные в одну картинку: )

В результате был создан первый прототип Mental Mirror, которым я с нетерпением хотел поделиться со всем миром.

Разработка

Релиз приложения был намечен на 1-е июля. Ниже вы можете ознакомиться с родмапом разработки продукта.

Очень плохой родмап, знаю :) Это единственное, что осталось с прошлой версии

Приложение было разработано на React Native, так как на тот момент мы уже имели значительный опыт работы с фреймворком и могли гарантировать высокую нативную производительность на обеих платформах (спойлер: производительность приложения суперская). Для бэкенда был выбран NodeJs как наиболее эффективный способ разработки API MVP-версии продукта.

Разработка длилась 2 месяца и 2 недели, после чего состоялся релиз приложения в App Store и Google Play.

✅ Инсайт

Учитывая, что мы разрабатывали и бек и фронт, бюджет всего процесса разработки составил ~17k$ 💰

Ваня 🧑‍💻, Mobile Tech Lead - Remdev Studio

Proof of concept

Тесты и запуск на Product Hunt

Ох, это незабываемое чувство, когда ты разрабатываешь собственный продукт… Эти бессонные ночи неустанных мечтаний и надежд о революционности своих идей, будущих миллиардах заработанных долларов и грандиозных экспедициях на SpaceX с Илоном Маском… Но в один момент ты просыпаешься и оказываешься в неутешной реальности. Ноль пользователей в системе аналитики. Что делать в этой ситуации?

Как способы валидации первоначальных гипотез мы использовали работу с вейтлистом, Product Hunt и Reddit.

Нашей целью было максимальное количество интервью с пользователями. Мы хотели знать о них все: Как выглядит их день, на каких работах они работают и как решаю свои проблемы.

Работа с вейтлистом

В день запуска приложения мы разослали оповещения всем людям из вейтлиста. При этом весь список был разделен на сегменты:

  • Пользователи, которые запустили приложение только 1 раз. Этот сегмент пользователей – наиболее важный и наименее поддающийся мотивации с нашей стороны. Мы использовали разные каналы коммуникации и способы мотивации (например, платили 20 долларов за участие в интервью), но данное исследование не увенчалось успехом, так как таких пользователей оказалось слишком мало.
  • Пользователи, которые запустили приложение 2-3 раза. Это тоже очень полезный сегмент, проанализировав который, можно обнаружить существенные недочеты в приложении. Данные пользователи значительно более мотивированны, так как они уже уделили определенное внимание продукту. Мы связались с 3-4 пользователями и провели опросы. Главный фидбэк состоял в том, что пользователи не были заинтересованы в длительном использовании приложения. Другими словами, они не получали должной пользы от продукта на постоянной основе или не были достаточно мотивированны, чтобы ее получать.
  • Пользователи, которые запускают приложением на постоянной основе. Очень больно и очень полезно осознавать, что только 1 человек использует наше приложение каждый день. В ходе последующего интервью он обозначил, что использует только одну функцию — трекер настроения — потому что она самая простая и очевидная. Тем не менее этот фидбэк мы получили только от одного пользователя, а значит он не может быть объективным.

Мы решили привлечь больше пользователей, чтобы можно было создать поведенческие паттерны для каждого типа аудиторий.

Product Hunt

Для нас главным источником бесплатного трафика стал Product Hunt. Этот способ, безусловно, хорош. Рекомендую его всем, кто хочет избежать лишних растрат на первоначальные валидации. Правильно подготовив проект к запуску, вы сможете привлечь 500-1000 пользователей (зависимо от категории), которые могут дать вам фидбек. Ещё одно преимущество — возможность установить долгосрочные коннекты с сообществом и отдельными людьми.

День запуска ознаменовался новыми знакомствами и событиями. Некоторые из коннектов открыли перед нами крутые возможности.

Благодаря запуску на Product Hunt нам удалось достичь отметки в 520 уникальных пользователей за 2 дня. Это позволило нам воссоздать поведенческие модели для отдельных типов аудитории и собрать немало фидбэков.

Влад 😎, Product Manager - Remdev Studio

Результаты

В процессе анализа результатов интервью и метрик приложения мы обнаружили ряд проблем текущей версии:

  • Плохой онбординг и процесс регистрации
  • Бесполезные графики и фичи
  • Неудачное нишевое позиционрование.

"Вот и все" — скажете вы. "Нет" — скажу я. Это только начало. Анализ результатов дал нам четкое понимание того, что стратегия привлечения хорошо работает, а следовательно интерес к проблеме существует. Проблема была в самом решении. Оно непонятное и очень сложное для понимания обычному пользователю. Я решил полностью переосмыслить концепцию и упростить подход:

Проблема до: Тяжело распознать эмоциональные паттерны и отдельные эмоции, которые имеют наибольшее влияние на вас

Проблема после: Тяжело получить быструю помощь в моменты стресса и тревожности.

Новое «решение» звучит так: Mental Mirror даёт возможность прокачать мозг, словно мышцы в зале. Периодическое использование приложения поможет развить правильные навыки для жизни в этом непредсказуемом мире.

Итого, наше приложение — ежедневная помощь для преодоления сложных жизненных ситуаций. Вот и все. Никакого rocket science 🚀.

Новые гипотезы и итерации

Вот к таким гипотезам мы пришли:

  • Пользователи стремятся выучить медитативные упражнения и понять способы их применения в жизни.
  • Пользователи хотят получить оперативную помощь в сложных жизненных ситуациях.

Изначально мы решили начинать с направляемых медитативных сессий и упражнений, чтобы максимально облегчить процесс медитации и помочь пользователям в борьбе с их проблемами. В принципе, до нас это давно уже сделал Headspace, но, думаю, у нашего приложения есть преимущество — простота и занимательность подачи материала, а также его воплощения в жизнь. Вам больше не нужно блуждать по бесконечным библиотекам Headspace в поисках той самой техники медитации. Ведь с Mental Mirror вы можете всего с помощью трех кликов зайти в личную подборку медитаций.

После этого мы начали новую итерацию разработки и дизайна На этот раз мы создали целых две серии направляемых медитативных сессий и убрали почти весь их изначальный функционал.

Мы создали очень крутой кейс стади для новой версии продукта в которой вы можете увидеть новый интерфейс приложения приложение, процесс разработки и пройти свою первую медитативную сессию.

Марго 🌸, Creative Lead - Remdev Studio

Дальнейшие шаги

Итак, сегодня состоится наш повторный запуск на Product Hunt. Если вам действительно понравился продукт, будем рады вашему отзыву :)

Надеюсь, скоро вы увидите продолжение этого поста с результатами запуска.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Артём Прокопенко

Спасибо за статью, особенно про процесс поиска early adopters.

Надеюсь будет продолжение с конверсиями, стоимостью привлечения, окупаемостью и тд, так как направление достаточно интересное, но перегретое. 

Удачи! 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Mamoyco
Автор

Артём, спасибо!

Думаю соберём метрик и сделаем ещё один пост :)

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Масон

Русская версия есть? 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Mamoyco
Автор

К сожалению сейчас работаем на US маркет, русской версии нет

Ответить
Развернуть ветку
Nikas Mazerri

Спасибо за интересную статью. Буду ждать продолжение!
Большой удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Mamoyco
Автор

Спасибо, будем стараться :)

Ответить
Развернуть ветку
i h8ers

Информативно. Ниша, конечно-же забита разными треккерами, но успехов! А, теперь вопросы: Какую проблему решаете?(одним предложением). Кто ваша ЦА? И, ключевые отличия от конкурентов? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чепрасов
UI/UX дизайн занял две недели. Не было потрачено ни цента бюджета, ведь мы все делали сами. 

OPEX вышел из чата

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда