{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как создаются стартапы и что мешает расти украинской стартап-экосистеме?

Виталий Фиш — бывший советник премьер-министра Израиля по развитию стартап- экосистемы, и сейчас внештатный советник замминистра цифровой трансформации Украины.

Для YouTube-канала про IT и предпринимательство «Большая рыба» Виталий Фиш рассказал о своем опыте в Израиле, о том, чем он занимается в Украине, как создаются продукты, как формируется стартап-экосистема, что мешает этому процессу в Украине, и как этому помочь.

— Как работает troubleshooting в стартапах и чем именно ты занимаешься?

Моя ключевая компетенция — это решение проблем в продуктовых IT-проектах: что добавить в продукте, что оптимизировать или изменить, чтобы это принесло лучшие KPI и мы приходили к нужному результату.

— После переезда из Израиля в Украине, у тебя было несколько попыток собрать стартап-тусовку или стартап-инкубатор в Харькове — что получилось, а что нет?

Моя основная деятельность — помогать продуктам, и если продуктов нет, то мне, по сути, не с чем работать. То есть, я могу просто ждать, пока они появятся, либо делать что-то в этом направлении. В Украине изначально я начал искать продуктовые компании, и в процессе поиска понял, что специфика IT в Украине — сервисная.

— Почему в Украине сложилась именно такая картинка и как это изменить?

Начнем с того, что в Украине много бизнесменов и мало предпринимателей, а есть разница между мышлением предпринимателя и бизнесмена.

Бизнесмен работает с готовым понятным бизнес-процессом. У предпринимателя же есть гипотезы, что существуют проблемы, за решение которых готовы платить — и под эти проблемы он готов создать какое-то предложение.

Бизнесмен работает не с гипотезами — он работает со статистикой и с бизнес-процессами.

Быть предпринимателем — это ад. Быть наемным сотрудником — тоже ад, но еще и бесперспективный.

В сентябре 2019 года Алексей Гончарук, премьер-министр Украины, в Канаде встречался с известными предпринимателями и инвесторами, и попросил сформировать рекомендации для нового правительства по созданию стартап-экосистемы в Украине.

До этого момента весь мой опыт со стартапами в Украине заключался в том, что я где-то по кусочкам щупал проблематику. А в той рабочей группе, которая была создана для сбора рекомендация правительству, мы обсуждали реальные проблемы на текущий момент.

Главная проблема в Украине — отсутствие большого количества предпринимателей. По этой причине 98% проектов не доживают от идеи до позитивного MVP (минимально жизнеспособного продукта).

Ситуация точно улучшилась с 2012 года, но рынком называть это пока рано. Отсутствие правового государства, отсутствие безопасности собственности и налоговое законодательство — вот основные помехи развитию экосистемы в Украине.

Есть множество причин, почему у нас мало предпринимателей — это и религия, и достаточно низкая стоимость жизни (в Израиле 36% населения оформлены как предприниматели, потому что только так они могут пользоваться заработанными деньгами), и долгое царствование коммунизма, и т.д.

— Как вы собираетесь решать этот вопрос?

Популяризация предпринимательства — непростая задача, и мы только в процессе ее решения.

Не так давно мы организовывали мероприятие: собираются команды студентов по 5 человек, приходят 2 IT-специалиста, рассказывают о 2 технологиях, и задача студентов — за час придумать бизнес-модель, которая использует одну или обе технологии, сделать презентацию и выйти ее защитить. Из-за того, что у студентов нет опыта — они очень открыты к креативу. Идеи нежизнеспособны, но их можно доточить и допилить. Но скреативить так, как они, мы не сможем — мы скованы знанием, что в этом случае будет вот так. Имея опыт, тяжело креативить.

Подобные мероприятия прокачивают софт-скиллы — а их недостаток тоже сказывается на количестве предпринимателей (тебе нужно находить информацию, общаться, обсуждать свои идеи).

На муниципальном стартап-центре наша программа показала, что люди, которые хотят делать стартапы, понятия не имеют, что такое продукт, а думают только о том, где взять деньги. И не знают, что будут с ними делать.

Хотя по факту ты можешь вообще не привлекать инвестиции — если твоя прибыль позволяет тебе масштабироваться и ты успеваешь реинвестировать то, что тебе нужно.

— Насколько важен фактор наличия свободных денег на рынке, чтобы развивалась продуктовая индустрия в Украине?

На сегодняшний день из подобных направлений лучше всего развивается блокчейн, потому что в него легче всего привлекать деньги и лучших специалистов — и соответственно накапливать компетенцию.

— Сейчас я помогаю тем проектам, в которых я adviser или акционер, и выделяю часть времени на общественную деятельность, без которой я чувствую себя простым потребителем.

Для меня важен не только результат, но и сам процесс. Чтобы что-то делать — нужно пробовать.

Когда ты думаешь, что рынку что-то нужно — необходимо проверить гипотезу, создать MVP, протестировать. Если ты видишь, что цифры, к которым ты пришел в процессе трекшна, недостаточно интересны, можно переключаться на что-то другое. Но ты должен устанавливать себе рамки: если за такое-то время, потратив столько-то денег, я не достигну определенных показателей, то нужно либо пересмотреть затраты времени и денег, либо отказаться от этого направления или заморозить его на время.

— Как понять, правильный ли у тебя трекшн, когда в начале ты далеко не всегда понимаешь, что будет в конце?

Чтобы пройти путь, нужно знать точку А, точку Б и идти.

Существует 5 видов «exit» стартапа: выход на IPO, поглощение, cash cow (проект, возможно, не будет расти, но будет приносить тебе деньги), продажа бизнеса, закрытие.

Модель твоего exit может поменяться в процессе, но тебе нужно изначально понимать, к чему стремиться.

Часто продукты делают под поглощение — так YouTube делали четко под Google.

Когда Google делал свое Google Video, «Мафия PayPal» поняла, что Google с этим может не справиться — и разработала свой продукт. При этом они четко понимали, что этот продукт при никаком другом владельце кроме Google масштаба не увидел бы — такое количество серверов и трафика было только у Google.

— В чем основная проблема, которая не дает украинской стартап-экосистеме развиваться?

Есть ремесленники, а есть бизнесмены. Бизнесмен всегда смотрит на тренд, а ремесленник делает то, что он умеет делать. И так происходит с очень многими продуктами.

Основная боль украинской стартап-экосистемы — это отсутствие компетенции, и как следствие, засилье инфоцыган.

Когда люди не берут чужих денег на развитие продукта — они готовы совершать ошибки. Когда люди берут чужие деньги, на них ложится ответственность, и чтобы не делать ошибок, они слушают всех, кто говорит, что надо делать.

В любом случае, советы человека, который сделал успешный бизнес — это информация к размышлению, а не формула к выполнению.

0
4 комментария
Алексей Шатин

Мне кажется, на мове очень трудно делать стартапы, в ней просто нету слов кроме бытовой и сельской тематик.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

У чувака все вокруг виноваты, и быть наемным это вообще ад. Мое мнение - дело в нем. Чувак с подобным внутренним миром словно бочка с кислотой. Ага, и ещё все вокруг него инфоцыгани.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Karasik
в Израиле 36% населения оформлены как предприниматели, потому что только так они могут пользоваться заработанными деньгами

Hmm? Можно подробнее? Звучит *очень* странно.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Камень

Чому нэ державною? Путин же нападёт!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда