{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Думал, буду с кальяном встречать гостей»: какие уроки вынес предприниматель, который без опыта в общепите купил кафе Статьи редакции

Нарушил закон, поссорился с друзьями и чуть не лишился основного бизнеса.

Валерий Пеньков из Томска ещё подростком научился делать сайты и на заработанные деньги пробовал заниматься разным бизнесом — от аренды PlayStation до логистической компании. Но больше всего хотел открыть кафе.

Разовая разработка сайтов переросла в студию и приносила хорошие деньги, на которые предприниматель однажды купил ресторан. Он думал, что сможет вести два бизнеса параллельно и наведываться в заведение только по вечерам.

С первых же дней всё пошло не по плану: сотрудники не вышли на работу, на кухне к обеду заканчивались продукты, а сам Пеньков работал в зале и мыл посуду.

Предприниматель рассказал, почему его детская мечта обернулась долгами и разрушенной дружбой и к чему нужно быть готовым в общепите.

Ресторан «Чайхана №1», который купил Валерий Пеньков

Заработок на сайтах в школе и первые бизнес-проекты в студенчестве

Валерий Пеньков в школьные годы увлекался созданием сайтов. Сначала они с друзьями делали персональные страницы для кланов в компьютерных играх, потом для знакомых, а с 2004 года стали получать первые заказы на сайты для компаний.

Закончив школу, в 2008 году Пеньков открыл компанию «Топовая томская студия». Она приносила несколько миллионов рублей выручки в год. Около 80% дохода приносили сайты. Иногда компании заказывали продвижение в соцсетях и рекламу в онлайне и офлайне.

Заказчиками студии тогда были музыкальный магазин, отделочная фирма, автосервисы — небольшой томский бизнес, который мог позволить себе сайты за 50-60 тысяч рублей. Самый крупный клиент — местный молочный завод «Деревенское молочко».

В то время Пеньков заочно учился на архитектурном факультете в Томском государственном архитектурно-строительном университете — так хотели родители. Параллельно с учёбой и работой в студии он пробовал запускать разный бизнес.

Один из них сезонный — именные видеопоздравления от Деда Мороза, идею которых он подсмотрел в Москве. Вместе с друзьями они продавали их детским садикам. За две-три недели команда зарабатывала 200-300 тысяч рублей.

Сайт проекта именных видеопоздравлений

В 2009 году Пеньков создал логистическую компанию «Том Авто». Сначала она работала как посредник: находила перевозчикам клиентов на бирже грузоперевозок ati.su и других форумах. Чаще всего это были рейсы «Томск — Москва» и «Москва — Кемерово», вспоминает предприниматель.

Сайт компании «Том Авто»

Потом «Том Авто» взяла в аренду 20-тонный «КамАЗ» и нашла постоянных клиентов: производителя утеплителей Юргинский завод и предприятие «Севкавкабель». Также у компании было 10-15 разовых клиентов в месяц.

Это бизнес, где люди до сих пор живут 90-ми, поэтому мы постоянно решали проблемы. У нас грабили груз, резали тент у фуры, причём на платной стоянке. Однажды водитель запил и неделю не выходил на связь, а мы несли убытки.

Бывало, что грузы разбивались. А однажды мы перевозили катушки с проводами, и одна из них выкатилась и разбила соседний автомобиль. Нам пришлось покрывать владельцу ущерб. Было много весёлых историй.

Валерий Пеньков

Другой транспортный проект Пенькова — диспетчерская служба такси. Он не арендовал машины, а привлекал знакомых, которые таксовали. Ещё предприниматель сдавал в аренду консоли PlayStation, которые развозил по адресам сам и зарабатывал на этом 40-50 тысяч в месяц. Также Пеньков пробовал вместе с друзьями открыть спортзал, но он проработал недолго.

Почти все эти проекты начинались без денег. Порог вхождения минимальный. Чтобы открыть логистическую компанию, нужен был просто компьютер: ищешь одних, ищешь других и сводишь их между собой.

Для диспетчерской службы нужно было всего пару раций, компьютеры, телефоны — и погнали. Нам не нужно было несколько миллионов, чтобы что-то начать.

Деньги на эти проекты мне приносила разработка сайтов. В моей студии было всего пару менеджеров, один дизайнер, а я был основным производящим ресурсом.

Соответственно, зарплатный фонд был небольшой, тем более по региональным меркам, поэтому я вынимал практически все деньги из компании.

Валерий Пеньков

К 2012 году предприниматель скопил 1,5 млн рублей и в 23 года решил осуществить детскую мечту — открыть своё кафе в Томске.

Я представлял, что это простой бизнес: нанял поваров, официантов, договорился с поставщиками продуктов, снял помещение и погнали.

Зовёшь друзей, их друзей и всё в шоколаде. Думал, буду сидеть такой за столом с вискариком и кальяном, авторитетный, встречать уважаемых гостей.

Валерий Пеньков

Покупка «Чайханы №1»

Предприниматель понял, что не сможет на свободные деньги сделать заведение с нуля, поэтому купил готовый бизнес. Он изучал объявления на «Авито» и местных сайтах объявлений — «ру09» и «Фотодоске» — и понял, что с его бюджетом найти что-то стоящее нелегко.

Некоторые объявления мне просто визуально не нравились: не такое кафе я себе представлял, не видел себя в нём и не понимал, как дальше его можно развивать.

Другие заведения были совсем в жопе мира, и я не понимал, как вообще человеку пришло в голову открыть кафе в таком месте.

Я находил много дешёвых небольших забегаловок, которые мне казались не очень перспективными. Были и достойные варианты, но продавались они слишком дорого.

Валерий Пеньков

Предприниматель выбрал несколько вариантов и встретился с их владельцами. После первичных бесед он остановился на ресторане восточно-европейской кухни «Чайхана №1».

Ресторан находился в удачном месте: рядом было несколько бизнес-центров, большой торговый комплекс, два студенческих корпуса и ночные клубы. По словам прежнего владельца, дневная выручка в будни составляла 5-15 тысяч рублей, а в пятницу и субботу 20–60 тысяч рублей.

Аренда помещения обходилась в 100 тысяч рублей в месяц. Персонал состоял из четырёх человек: двух поваров, официанта и мойщицы посуды. Каждому из них хозяин платил по 500 рублей за смену.

Владелец вложился в интерьер, и Пенькову понравилось заведение, но покупать его он не торопился: сомнения вызывал хозяин кафе. Он рассказал, что приехал из Узбекистана и продаёт бизнес, потому что его должны депортировать на родину вслед за женой.

Я понимал, что скорее всего он приукрашивает. Пару недель я ходил в ресторан сам и подсылал друзей. Спрашивал людей, почему они сюда приходят.

Одни оказались постоянными гостями, другие — работали рядом и приходили на обед. Так я понял, что это реальные посетители, а не друзья или родственники хозяина.

Мы даже общались с владельцем соседнего кафе, который был земляком и приятелем хозяина. Он показывал фото, где они вместе в Узбекистане. Только после нескольких недель наблюдения я решил купить кафе.

Валерий Пеньков

В объявлении на «Авито» ресторан стоил 1,5 млн рублей, но Пеньков сторговался с хозяином на 1,3 млн. На оставшиеся деньги он купил более дорогую посуду, а часть отложил на оплату аренды за первый месяц в случае форс-мажора.

Прежний владелец хотел отличаться от соседа, у которого было заведение национальной узбекской кухни, поэтому у него было восточно-европейское меню. Я добавил больше европейских блюд и сезонные предложения типа окрошки.

Ещё в процессе оформления сделки я ввёл кальяную карту, изменил меню в стиле «дорого-богато», сделал сайт, завёл соцсети.

Создал заведению красивую обёртку, ресторанную подачу и поднял цены. Наценка на блюдо была 60-70%. Рядом было много офисов, поэтому я делал ставку на бизнес-ланчи и деловых людей.

Валерий Пеньков

Что пошло не так

Предприниматель рассчитывал, что быстро поставит работу на поток. Он хотел днём вести дела в студии, а вечером заглядывать в ресторан. Но в заведении сразу же начались проблемы, и Пеньков понял, что вынужден уделять этому бизнесу всё своё время.

Ненадёжный персонал

В первый же день в обед на кухне кончились продукты, и повар не мог приготовить бизнес-ланчи, вспоминает предприниматель. Шеф с вечера составлял список покупок на весь следующий день, но каждый раз к обеду всё заканчивалось.

Из-за неточных расчётов приходилось ходить в магазин несколько раз в день, и у Пенькова закрадывались подозрения, что работники воровали продукты. Предприниматель тоже не закупал большие партии на неделю вперёд, чтобы еда была свежей.

В «Чайхане №1» остался работать прежний персонал: никто из них не говорил по-русски и все были без документов, рассказывает Пеньков. Он не понимал, что они обсуждают, и не мог их контролировать.

Для них было нормой без предупреждения не выйти на смену или проспать, говорит предприниматель. Поэтому он искал новых сотрудников, а в это время на кухне работали его мама и друг-повар.

С поиском официантов проблем не было: в Томске много студентов, которые ищут подработку. Когда никого не удавалось вызвонить, Пеньков сам работал в зале. Проблемой было найти мойщиц: никто не хотел на эту должность, поэтому посуду он тоже часто мыл сам.

Через три-четыре месяца новый владелец «Чайханы №1» сменил почти весь персонал, и работать стало проще. Новые сотрудники были более ответственными и, в отличие от предыдущих, воспринимали его как начальника, вспоминает предприниматель.

От прежнего хозяина остался только шеф-повар без документов. Увольнять его я не хотел — если меняется шеф-повар, то неизбежно меняется вкус блюд. У каждого шефа свои пропорции, и еда получается уже другая.

Конкурент из соседнего заведения знал, что у прежнего владельца работали одни нелегалы. Мы каждый день улыбались и общались друг с другом, а потом он решил нас устранить и подослал проверку из миграционной службы.

За одного повара без документов проверяющие выписали небольшой штраф и рассказали, кто его сдал. У нас была потом с конкурентом профилактическая беседа, но больше мы друг другу не улыбались.

Валерий Пеньков

Нарушение авторских прав

Предприниматель был не в курсе, что за видеоклипы и музыку в заведении нужно платить правообладателям. Однажды в заведение пришли агенты из Российского авторского общества (РАО) и выдали ему предупреждение.

Перед ним стоял выбор: прекратить включать музыку либо делать делать ежемесячные отчисления в РАО. Пеньков купил несколько видеоклипов и платил за музыку около 5000 рублей в месяц.

Предприниматель также не знал, что прежний владелец скопировал бренд и логотип московской ресторанной сети «Чайхона №1» Тимура Ланского.

У нас в Томске не было этой сети. Я понятия не имел, что там происходит в Москве и в других регионах. Когда покупал, загуглил только, что такое «чайхана». Решил, что название неплохое.

Меня ещё удивило, что для Томска всё сделано качественно: нормальный шрифт и логотип хорошо собран.

Слава богу, про это никто не узнал. Я сам выяснил только спустя полгода владения. У меня была идея поменять фирменный стиль, но в итоге я продал заведение.

Валерий Пеньков

Низкая маржинальность

После смены владельца в ресторан перестали ходить друзья прежнего хозяина и мигранты, но заведение стали чаще посещать студенты.

Трафик я не считал. Всего было 80 посадочных мест. У нас было два топчана, которые считались VIP-залами. Там можно было закрыться и сидеть — тогда это было необычно.

В выходные были заняты два топчана и как минимум половина зала. В будние дни вечером были заняты один-два стола, а в обед — 70-80% зала.

Валерий Пеньков

Предпринимателю нравилось, что у заведения большой оборот — 500-700 тысяч рублей в месяц. Но после всех обязательных расходов оставалось в среднем 50-80 тысяч рублей прибыли.

Ежемесячные расходы «Чайханы №1»:

  • Аренда и коммунальные платежи — 100 тысяч рублей.
  • Зарплаты — 60 тысяч рублей.
  • Продвижение (ресурсами студии Пенькова) — 3-4 тысячи рублей.

  • Музыка — около 5 тысяч рублей.

  • Продукты — около 300 тысяч рублей.

Предприниматель понял, что дело не стоит потраченных времени и усилий и не приносит ему никакого удовольствия. Но к продаже его подтолкнула другая неприятность.

Проблемы с законом

«Чайхана №1» платила единый налог на вменённый доход, который рассчитывался по количеству посадочных мест и площади помещения. Вне зависимости от суммы оборота ресторан платил один и тот же налог.

Дружочек предложил: «Давай-ка мы проведём через тебя нормальные деньги и просто обналичим их под определённый процент». Я взял и согласился. Оказалось, что его тоже попросили.

Ко мне сразу же пришли с проверкой из управления экономической безопасности и других органов и назначили штрафы. Я должен был выплатить всю сумму, которую мы провели через компанию.

Валерий Пеньков

Пеньков получил штрафы на общую сумму 3 млн рублей. На их оплату не хватило процента, который он получил за обналичивание. Пришлось продать заведение и брать кредиты в нескольких банках.

Как из-за кафе предприниматель чуть не потерял студию

Предприниматель нашёл покупателей на свой ресторан, но в итоге продал его другу за 1,2 млн рублей. Это была очередная ошибка, признаётся Пеньков. У него бизнес тоже не пошёл, из-за чего они потом долго не общались.

Приятель искал, куда вложить деньги, и его мама тогда была в поиске работы. Я думал, что так я помогу и ему, и себе. У меня были ещё покупатели, и я не хотел срочно избавиться от заведения, это была осознанная продажа.

Кафе и так приносило деньги, а если за ним нормально следить, то можно было хорошо заработать. Он человек более ответственный, чем я, а его мама могла грамотно всем управлять. Мне казалось, что это идеальное сочетание.

Но в итоге люди, которые работали со мной, почему-то не захотели работать с ним. Его мама оказалась более требовательна к персоналу. Они попытались сменить меню и концепцию. Не знаю, что повлияло, но они проработали только год.

Валерий Пеньков

Но предпринимателю было некогда думать об испорченных отношениях с товарищем: за год владения рестораном пошёл на спад его главный бизнес — студия сайтов.

Многие процессы в компании были завязаны на нём, и без его участия работа не продвигалась дальше макета. В результате студия потеряла клиентов, а команда уволилась.

Для студии это был переломный момент. Я сидел в офисе один без персонала, но с кучей долгов и осмыслял, что делал неправильно.

В 2013 году я начал вести дела по-другому. До этого у нас были холодные продажи и ставка на их количество. Мы не работали на качество, главное было получить деньги и сдать сайт.

Потом мы начали выстраивать HR-бренд и стратегию заботы о клиенте. Теперь мы делаем упор именно на качестве работ. Благодаря этому мы стали больше зарабатывать.

Валерий Пеньков

В 2012 году годовая выручка студии была около 2-3 млн рублей, в штате работали два-три человека, а основную работу делал Пеньков. Все клиенты были из Томска.

По словам предпринимателя, теперь «Студия Т» приносит более 30 млн рублей выручки в год. В компании работают 38 человек, а в числе клиентов «Яндекс», S7 Airlines, «СберКапитал», «АльфаКапитал», Pandora и другие бренды.

Помимо сайтов компания теперь полноценно занимается продвижением в соцсетях, рекламой, перфоманс-маркетингом и делает коммерческие ролики в своём видеопродакшне.

Выводы

Теперь Пеньков вкладывает ресурсы только в развитие одного бизнеса. На свободные средства «Студия Т» покупает акции компаний, которые торгуются на Московской бирже — «Детского мира», ПИК и других.

Личные деньги предприниматель инвестирует в акции западных технологических компаний вроде Tesla и Facebook. Но год назад в разгар пандемии он снова чуть не купил кафе.

Я довольно часто хожу в это заведение и знаю собственника. Один раз он пришёл ко мне и сказал: «Валер, я знаю, что у тебя есть деньги, я знаю, что у вас всё в пандемию хорошо, а я на грани. Я либо влезу в огромные долги, либо продам кафе. А продавать его кому ни попадя я не хочу».

Я знал всю ситуацию изнутри, никакого подвоха не было. У меня было огромное желание попробовать ещё раз, но всё-таки разум победил. Я не стал ввязываться в это.

Валерий Пеньков

Из первого опыта в общепите Пеньков сделал несколько выводов:

  1. Нормальный готовый бизнес продают редко.
  2. Надо привлекать к сделке специалистов, которые смогут грамотно оценить бизнес.
  3. Общепит — чертовски сложный, маломаржинальный бизнес. Ему нужно уделять кучу времени.
  4. Не надо ввязываться в совсем глупые авантюры и оценивать риски. Лёгкие деньги = большие риски.
  5. С друзьями нужно дружить. Займы, партнёрство, бизнес и всё, что измеряется деньгами, выводит ваши отношения на совсем другой уровень. К этому нужно быть готовым.
0
182 комментария
Написать комментарий...
Alexey Akimychev
Валерий Пеньков в школьные годы увлекался созданием сайтов. Сначала они с рузьями делали персональные страницы для кланов в компьютерных играх, потом для знакомых, а с 2004 года стали получать первые заказы на сайты для компаний....Закончив школу, в 2008 году Пеньков открыл компанию

Ниче не понятно.
Какие такие кланы в 2001-2002?
Это какие такие сетевые игры были по диалапу в то время?
Валерий начал делать бизнес в 11 лет? 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Какие такие кланы в 2001-2002?

Ну допустим, БК(Бойцовский Клуб). Олдам просьба не плакать над ноутом ).

 Это какие такие сетевые игры были по диалапу в то время?

Ох уж эти зумеры.. Да хотя бы Quake или Warcraft II.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Нет, Starcraft позже появился

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Про

А второй Варкрафт в 96

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Любимый Трудоголик

Не в курсе, никогда не играл в клубах и тем более в старкрафт.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
179 комментариев
Раскрывать всегда