{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как масштабировать бизнес, если вы уже в масштабе — онлайн

Дети растут. Шутка ли, но многих этот факт пугает, когда речь идёт о бизнесе. Я знаю талантливых предпринимателей, создателей классных локальных проектов, которые (простите, ребята) наивно полагают, что бизнес может быть монументальным. Что можно в любой момент сказать “Горшочек, не вари!” или “Остановись, мгновение, ты прекрасно!” и ваш “малыш” не превратится в зубастую акулу шоу-бизнеса.

Одна моя знакомая была преданной поклонницей сервиса доставки наборов продуктов по подписке “Партия еды”. Ей прям всё нравилось — брендинг, идея, сервис и их уютный Инстаграмчик. В итоге их купил Яндекс и всё крафтовое и минималистичное в одночасье стало ярко-жёлтым и таким узнаваемым (это я про дизайн). Знакомая моя долго и эпично сокрушалась, зачем нужно было продавать такой классный проект. Пару душевных вечеров мы провели, проговорив за бизнес. Я открыла для себя кучу инсайтов, взглянув на свою школу глазами студентов. Что касается истории с “Партией еды”, сказать “да!” Яндексу это и был рост, точнее его понимание в моменте.

Взгляд на масштабирование бизнеса и аудитории порой не совпадает. Для меня это сложный момент. Я-то хочу двигаться вперёд. А вот мои любимые — самые вдумчивые, осознанные и преданные бренду пользователи — бывают упрямы и консервативны. Точнее, у них есть Позиция. С одной стороны, мотивы такой аудитории хорошо читаемы: если человек покупает фермерские продукты и хенд-мейд, игнорируя политику массмаркета, соответственно, ваша подросшая компания может насторожить. А инновации будут расценены как потеря уникальности и аутентичности, столь необходимой определённым сегментам аудитории.

Например, пока я любуюсь, как Сбер превращаются в IT-мультифункционал западных масштабов, я знаю людей, лояльность которых сходит на нет. Обычно мне говорят так: “Аня, знаешь, почему у меня очки Ray Ban? Потому что эта контора никогда не производила памперсы и не запускала такси в довесок, они всегда были сосредоточены только на оптике и здорово в этом преуспели.”

Но вернёмся к нашим баранам. В процессе роста пугает всё — новые бизнес-процессы, моральная неготовность меняться, отсутствие навыков и смыслов (зачем расти, мне и так хорошо?!). Но далеко не всё вы можете контролировать, выводя продукт на рынок. Быть скромником в бизнесе невозможно, а необходимость роста ощущается физически:

  • Вам не хватает рук на обработку заявок, делегировать больше некому, команда загружена под завязку.

  • Привычные сторонние сервисы и платформы перестают вас устраивать и резко становятся такими несовершенными. На самом деле, достигнув определённых объёмов сбыта, есть только один путь — создать что-то своё, будь-то сервис доставки, коммуникационную платформу или что-то ещё.

  • Вы не успеваете собирать и упаковывать ваш продукт под разные сегменты аудитории — поток заявок становится стихийным.

Тут варианта два: срочно бежать на hh.ru со свежими вакансиями и расширять штат, либо создавать компании по образу и подобию уже существующий.

Сегодня MOST — это холдинг из 5 компаний, представительства в 4-х странах и международная команда спецов. В общем, вы поняли: кому больше всех надо, ни в чём себе не отказывает и объединяет сразу два пути.

Масштабирование в теории похлеще “Войны и мира” Толстого — тут можно быть очень многословным, переосмысливать опыт легендарных (Google, Amazon, Hewlett-Packard) и рассуждать вечно. На деле ваши действия должны быть предельно конкретны и просты:

  • Чем больше компания, тем больше ассортимент. Расширяйте продуктовую линейку, тестируйте разные форматы и стоимость.

  • Меняются правила конкуренции — вы больше не боретесь со смежными компаниями. Начинайте вынашивать идеи для коллабораций.

  • Создайте что-то новое. Забудьте про айфон и Стива Джобса. Ваша задача создать инновацию в рамках вашего проекта, перевести его на новый уровень.

Отчаянно создавать филиалы в каждой стране мира — красивая идея, мне нравится. Собственно, поэтому школа бизнеса MOST не усидела в родном Таллине, “захватив” четыре соседних государства. Но и времена были другие. Сегодня у всех филиал один — онлайн. И это меняет правила игры.

По логике вещей дальше следовало бы перечислить и разложить по полочкам основные способы масштабирования. Честно, я не уверена, что могу выдать классику и спокойно спать после этого. Формат “онлайн” круто всё поменял, франчайзинг нынче годится разве что для вполне реальных себе кофешек. Большой вопрос — нужен ли вам большой интернет-магазин, когда вы смогли выйти на уровень серьёзного ритейлера в Инстаграм. Всё чаще мы видим эту тенденцию на примере новых СМИ — телеграм-канала или группы в VK хватает за глаза и за уши, чтобы собирать впечатляющие охваты. Крутые проекты обходятся без сайтов. А собрать многомиллионную аудиторию можно на мощности мобильного приложения в маленькой комнате, что и показал нам Clubhouse.

С франчайзингом тоже интересно. Знаю пример цифрового франчайзинга, когда человек просто взял неохваченный канал у конкретного бизнеса и по обоюдной договорённости сторон вырос в самостоятельный бренд по образу и подобию “главного”. Очень занятная, нешаблонная история.

Работа над ассортиментом, инновационное начало и грамотная партнёрская стратегия (инфлюнсеров никто не отменял) кажется мне идеальной связкой для реализации стратегии роста.

Отдельно хочется сказать про командообразование. Команда вырастет однозначно. Если у вас проблема договориться с одним человеком, в процессе роста ваш штат вырастет до 10, 20… 50 человек. Если люди хотят ваш продукт, вы же не скажете им нет?! Поскольку расширять штат так или иначе придётся, готовьтесь к этому заранее. Пропишите регламенты, распределите задачи, придумайте систему мотивации и заведите отдельное “облако” для хранения и передачи данных.

Итоги таковы:

  • Бизнес всё равно будет расти, хотите вы этого или нет

  • Процессы масштабирования не так страшны, как кажутся, но требуют крепкой стратегии
  • Поскольку открывать офисы по всем городам и весям, кажется, больше не придётся, сосредоточьтесь на командообразовании и адаптации к процессам удалёнки

  • Не всем вашим клиентам понравятся изменения. Будьте добры ко всем, кто постучится в ваши двери, аккуратно транслируйте ваши достижения через контент, но не будьте навязчивы.

А я тут немного разоткровенничалась и записала видео, в котором рассказываю, какие качества помогли мне вырасти и утроить показатели в бизнесе. Школе бизнеса MOST в этом году стукнула десяточка! За кадром осталось миллион историй и классных людей, но признания в любви команде ещё впереди. Не переключайте канал :)

КАКИЕ ТРИ КАЧЕСТВА ПОМОГЛИ МНЕ УТРОИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ В БИЗНЕСЕ
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда