Как мы создали приложение за 1 млн рублей: экономика, провалы и советы будущим стартаперам

Привет, мы Роман и Кристина — создатели приложения по изучению английского языка для детей с дополненной реальностью MeowLanguage AR. Рассказываем откуда пришла идея стартапа, какие были проблемы, где теряли деньги и что нужно знать, чтобы не допустить наших ошибок.

История

Мы с моей девушкой творческие люди — я художник, а она 3D аниматор. И в августе 2020 года мы решили создать бизнес, который в перспективе будет приносить деньги и можно будет уйти с наемной работы.

Практически сразу появилась идея создать что-то, где можно будет изучать иностранный язык. Дальше докрутили мысль и сузили ЦА до обучения детей. Родители хотят, чтобы их дети знали иностранный язык и не будут экономить на их обучении.

Потом появился вопрос: как обучать. Вариантов было несколько: сериал, обучающая платформа или приложение. После анализа рынка и подсчета бюджета на разработку каждой идеи было принято решение — делаем приложение.

Какие мы видели плюсы:

  • приложением может пользоваться любой, у кого есть телефон, а значит будет легко найти свою ЦА
  • достаточно сделать mvp, чтобы запустить и начать зарабатывать
  • разработка должна занять не сильно много времени (как же мы ошибались)

Минусы:

  • никто из нас раньше не создавал приложение
  • мы не знали, где искать разработчиков и как из них выбрать нужного

Делать обычное приложение, которых тысячи, не было смысла. Нужна была изюминка, которая позволит выделиться. И мы ее нашли — практика иностранной разговорной речи с мультяшным персонажем в дополненной реальности. Мы хотели, чтобы ребенок мог взаимодействовать с приложением, как со своим другом, и обучение проходило легче.

Юнит-экономика

Несмотря на то, что мы раньше не занимались бизнесом, было сразу понятно — нужно считать деньги. Наш приятель, маркетолог, скинул нам табличку, где расписаны все метрики, которые нужны для запуска проекта.

Юнит-анализ. Начали с простого — расписать все расходы и рассчитать точку безубыточности. Большую часть бюджета съедала зарплата. Дизайн и анимацию персонажей мы с Кристиной делали сами, чтобы не тратить лишних денег, но роль разработчиков, методологов и переводчиков на себя взять не могли :)

Возможно, кто-то прямо сейчас думает о создании своего стартапа и нуждается в такой таблице — вот ссылка на документ, который можно переделать и заполнить под себя. Цифры в ней указаны для примера.

Воронки продаж. Проработали каналы, через которые пользователи будут узнавать о приложении. В таблицу внесли примерные данные, которые хотели бы получить: охваты, конверсии, лиды и стоимость 1-го пользователя.

Бюджет распределили на самые популярные каналы: Google Adw, YouTube, Instagram и блогеры.

Разработка приложения и первый факап

Искать разработчиков не легкое занятие, особенно, когда ты не знаешь, какой он должен быть. Начали проводить ресёрч среди друзей, знакомых и на биржах фриланса.

Пока шел процесс поиска нам посоветовали обратиться в Сколково — команды там сильные и делают качественно. Мы написали им с нашей идеей и нам насчитали порядка 4,5 млн рублей за разработку такого приложения. В эту суму бы вошла аналитика, маркетинг и сама разработка. На то время нам показалось, что это несоизмеримо дорого и от такой идеи нам пришлось отказаться. Хотя одну услугу они нам все таки оказали — провели анализ рынка и показали, на какие ключевые моменты обратить внимание.

Первая команда для разработки была найдена. Мы составили для них ТЗ и отдали в работу. Уже после нескольких месяцев работы стало понятно, что:

  • Нужно уметь правильно составлять ТЗ для разработчиков. ТЗ должно быть максимально подробным, насколько это возможно. Если вы думаете, что задача уже полностью описана — это не так.
  • Не все будут готовы вникнуть в ваш продукт и предложить правильные варианты решений. Разработчик возьмёт и начнет писать код, а не станет вдумываться, зачем он вообще нужен и как это будет работать в будущем.
  • И главное: если вы хотите начать делать свой IT-продукт, то вникните в тему очень подробно. Пообщайтесь со всеми, c кем можно, чтобы не допустить нашей ошибки.

Факап. Пообщавшись с командой разработчиков мы определили, что нужно писать на React Native. Но, как оказалось позже, без Unity не обойтись, так как нам нужно интегрировать дополненную реальность и использовать 3D-персонажа в сцене. Бэкенд был уже в работе и нам срочно пришлось искать Unity разработчика.

Довольно скоро мы нашли нужного нам специалиста с оплатой 30$/час, оценили задачи, сроки и начали разработку. Его предыдущий опыт и уверенное начало внушало доверие, но вот незадача, при первых тестах посыпались баги, правки которых мы ждали около двух месяцев, но так и не дождались. Специалист ушел на другой проект, так и не закончив работу над ошибками, а мы остались с неработающим приложением, бэкенд тем временем был готов.

Спустя месяц бэкенд программист, нашёл аутсорс команду, чтобы продолжить работу с Unity и доделать приложение. Они оценили код как «сделанный на скорую руку» и не масштабируемый, что очень сильно помешает нам дополнить приложение словарем и мини играми. Команда исправила баги, доделала приложение и начала работу над словарём.

Наша ошибка и отсутствие экспертизы в самом начале, обошлась в потере 250 000 рублей, но что ещё хуже, потерей около четырёх месяцев.

Всего за разработку приложения до написания статьи мы потратили около 700 000 рублей.

Лендинг и работа с друзьями. Спойлер: не работайте с друзьями

MeowLanguage AR отличается от большинства приложений по изучению языков и нужно правильно донести его ценность до нашей ЦА. Было принято решение сделать лендинг, где мы расскажем про особенности продукта и предложим пользователям заполнить заявку на бета-тест.

Обратились к нашему общему другу и попросили сделать сайт, за деньги конечно же. Страница была сделана спустя 1,5 месяца, правки вносились очень долго. Сам сайт был развернут на хостинге друга, к которому у нас не было доступа, что уже было не хорошо.

Первый факап нас ничему не научил, поэтому получился и второй. Было принято решение подойти к вопросу более тщательно. Оплатили работу маркетолога, который проработал ключевые моменты для сайта. Заказали текст на страницу у редактора, который еще нарисовал прототип дизайна. И начали думать, где же сделать сайт.

Какие были варианты:

  • Wordpress — движок, на котором можно сделать все, но нам не нужен был большой функционал для обычного лендинга. К тому же, стоимость разработки уникального дизайна и его верстка на WP стоила достаточно дорого и не вписывалась в бюджет.
  • Самописный сайт — дорого, но ты никому больше не будешь должен. Вариант хороший, но опять требовалось искать веб-разработчика и дизайнера, которые нарисуют и сверстают сайт. А при желании что-то поменять — плати деньги.
  • Конструктор сайтов — дешево и ты сам сможешь вносить изменения на сайте без особых знаний. Минус в том, что нет доступа ко всем файлам сайта.

Решили попробовать 3 вариант, так-как было важно менять сайт по ходу развития проекта и не закладывать на это дополнительный бюджет.

К выбору конструктора подошли основательно. Нам было важно, чтобы он был: недорогой, простой в использовании, с красивым дизайном готовых блоков, имел мобильную версию и интеграции с сервисами аналитики и CRM.

Спасибо vc.ru за то, что тут бизнес предлагает особые условия для читателей. Как раз в марте увидели пост от конструктора сайтов Weblium, где полагались скидки новым пользователям. Мы написали в поддержку и показали наш прототип дизайна. Нужно было понять, можно ли сделать все, что запланировано на их движке. Оказалось можно, и теперь у нас есть достойный дизайн сайта с мобильной версией и разными интеграциями, на который можно направлять трафик.

На разработку сайта ушло: 35 600 ₽, из них:

  • маркетолог — 7 000 ₽
  • редактор — 15 000 ₽
  • подписка на конструктор — 3 600 ₽ за год
  • друг — 10 000 ₽

Что затягивало запуск приложения

Если коротко подвести итоги 10 месяцев работы над приложением, то вот 5 причин:

  • Выбор разработчиков на аутсорсе, когда ты не понимаешь, как правильно их выбрать
  • Двойная разработка из-за незнания возможностей языков программирования
  • Мало вопросов было задано самим себе и исполнителям перед началом работы
  • Неумение правильно составлять ТЗ
  • Желание сэкономить и работа с друзьями

Все эти причины затянули запуск приложения и выход на рынок. Сейчас мы закончили MVP и готовы показать его вам.

MeowLanguage AR — приложение для изучения иностранных языков для детей

Сейчас в арсенале 3 языка: английский, испанский и русский. Работает все просто: ребенок выбирает язык и ведет диалог с персонажем Нико.

Нико всегда дружелюбный и поддерживает вашего ребенка в диалогах.

Благодаря дополненной реальности ребенок сможет добавить Нико в любое место в квартире или на улице — достаточно открыть приложение и навести камеру в нужное место.

Искусственный интеллект помогает изучать предметы вокруг себя. Наводите камеру телефона на предмет и Нико говорит, как он называется.

Эмоции наших бета-тестеров показывают, насколько хорошо мы делаем работу.

Финал

Это конец статьи, а наш путь продолжается. Дальнейшие задачи, которые стоят перед нами: привлечь новых пользователей, доработать функционал и начать поиск инвестора.

Нам важно, чтобы вы поделились своими отзывами о приложении. Это поможет сделать продукт лучше. А чтобы это было делать приятнее, открываем бесплатный доступ ко всем диалогам в течении этого месяца.

Скачать приложение можно в AppStore и Google Play.

Спасибо за внимание, будем ждать ваш фидбек :)

0
24 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Попов

Отличная задумка и, похоже, неплохая реализация.

Удачи!

Спасибо, что поделились опытом

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Спасибо за отзыв!)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Спасибо за совет!
Специалист за $100 - 200 в час нужен на краткую консультацию? Для молодой команды ценник выглядит внушительно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Забыли указать важное - за тестовые тоже надо платить. Я конечно понимаю что оно имелось в виду, но незнакомым с индустрией может быть непонятно. Потому что норм спец не будет тратить время на неоплачиваемое тестовое. Те же кто будет - скорее всего и качества соотвествующего.

Ответить
Развернуть ветку
zxc cxz

Там чет загнул дядя
На снг рынке вполне можно найти жесткого помидора за 40 в час.
Его и юзать для консультаций. 
Но очевидно человек не будет болеть за ваш продукт, так что спорное решение. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
User175

Хорошая идея, молодцы. Можно принять участие в EdTech акселераторе

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Благодарим за отзыв!)

Ответить
Развернуть ветку
Nick K

Ребята, спасибо за шаринг документа. Подскажите, пожалуйста, как вы считали (откуда взяли) коэффициент ретеншена подписчиков? И в целом откуда для расчетов брали прогнозируемые величины? 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Bashkatov

На первых этапах искали в открытых источниках и консультировались с теми, кто связан с маркетингом в этой области. Сейчас всё больше тестируем самостоятельно. 
По метрикам ещё был вот такой бенчмарк по фейсбуку, гуглу и т.д.:

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Muchkaev

Дело неплохое, но немного смущает, что вы только вчера запустились (и еще не получили ни первых пользователей ни первых багрепортов) и  в первую очередь решили потратить время и деньги на статью в VC вместо банального ASO для приложения.

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Первые тесты с пользователями мы проводим больше месяца и получаем от них отзывы. По ASO уже занимаемся, спасибо за комментарий!)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Поздняков

Вы молодцы. Рабочее MVP есть. 

А с чем связан такой большой бюджет (30р) на сервер/облако? 
Вы сейчас переплачиваете и это с задатком на будущее?

Если переплачиваете - это плохо. Так как явно переплачиваете сильно. 
А если такой сервер уже сейчас работает на 100% - значит ждите потом проблем с DevOps'ом и масштабированием

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Спасибо! Цифры в таблице указаны для примера.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Крышень

Очень интересно. Грамматическая ошибка в начале диалога тема Семья ( в слове"сестёр" ) наверно опечатка)))

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Volodin

1. На Хонор 20 про не работает с камерой.
2. У жены на Хуавей п30 работает с камерой, но предметы распознает плохо. Он их видит, но если фоткать банан - пишет еда. Фоткаешь львенка - пишет кошачьи, Фоткаешь шорты - пишет одежда. 
Дикция у Ники "ниочинь".
В целом задумка интересная!
Но я бы детей обучал с носителем, чтоб сразу могли распознавать иностранный язык. А через приложение потом придется переучивать и ставить дикцию с нуля. 

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Благодарим за отзыв! Да, действительно, на некоторых моделях возникли проблемы с работой камеры, будет исправлено в ближайшем обновлении.
Дикцию и распознавание будем стараться улучшать!

Ответить
Развернуть ветку
MeowLanguage
Автор

Спасибо за замечание! Исправим)

Ответить
Развернуть ветку
Fora Soft

Классное приложение!

Многие наши клиенты, к сожалению, проходили такой путь: работали с фрилансерами, а не собственной / аутсорс командой. На первый взгляд фрилансер кажется более дешевым решением, что особенно важно, когда только начинаешь. Но такое вот опытное мышление и знание рисков — то, что реально помогает сэкономить)

Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
VAS Q FILM

Отличная статья, спасибо, что поделились своей историей!
А можете ссылку на полезную таблицу для юнит анализа продублировать, пожалуйста? В статье не открывается

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда