Как запустить в VK школу по подготовке к ЕГЭ по литературе: история Кристины Митряйкиной

Когда в 13 лет идёшь работать, чтобы купить новые вещи, в 15 начинаешь читать, чтобы понять, о чём песни группы Jane Air, а в 22 — запускаешь для девочек курсы подготовки ЕГЭ по литературе, которые прошли уже 4 500 учениц.

Меня зовут Кристина Митряйкина, и сегодня я расскажу о своей онлайн-школе ЛИТ.PRO ВКонтакте.

Выпуск ЛИТ.PRO 2019 года

О себе

В 15 лет я впервые начала осознанно читать. Подруга показала мне рок-группу Jane Air, сейчас часть этого коллектива входит в Little Big. В текстах песен было много отсылок на художественные произведения — например, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. Я начала гуглить, чтобы понять, о чём это.

Так Jane Air открыли мне новый мир художественных произведений, где были вещи, о которых никто в моём окружении не говорил. Тогда я подумала: «Ага, значит, есть что-то ещё в жизни!». В одиннадцатом классе на одном из уроков литературы мы проходили Бродского. Это был мой второй культурно-литературный шок! Я стала учить наизусть его стихи.

Про то, что деньги — не равно смысл жизни

Я — обычный подросток из Тульской области. Росла в многодетной семье, родители — простые рабочие. С тринадцати лет я начала подрабатывать во время школьных каникул. В семье меня никто не обделял, но мама говорила: «Если хочешь больше, иди и работай». А мне хотелось! Больше одежды, всяких новых вещей, больше карманных денег. Поэтому я работала.

Как-то после смены в супермаркете, познакомилась с парнем. Разговорились. Мне было интересно: чем живет взрослый человек. Спросила, на что он тратит заработанные деньги. Он сказал: «Ну как на что — на еду, на развлечения».

Я пришла домой и говорю маме: «Получается, зачем человек живёт вообще? Зарабатывает деньги, чтобы потратить их на еду и развлечения? Что это за жизнь такая?». Мама в ответ спросила: «А ты сама зачем работаешь?». И тут до меня дошло, что я работаю для того же — чтобы купить классную одежду и съездить на концерт. Я ужаснулась от того, что жизнь — это схема «заработай-потрать-заработай-потрать-умри».

Про образование

Jane Air — коллектив из Петербурга. Родина Бродского — Ленинград. Так и появилась мечта о переезде в Питер. Университет выбрала сама: СПбГИК, библиотечно-информационный факультет. Мечтала о профессии «книгоиздатель». Оказалось, что в школе я сдала не тот экзамен — надо было историю, а не обществознание. Вселенская глупость! Обучение на платной основе я даже не рассматривала — в семье, кроме меня, ещё двое детей. А я уже самостоятельный человек — сама накосячила, сама и решай, что делать.

В тот год я вместе с подругами поступила в педагогический колледж в Туле. Там проучилась полгода и пошла устраиваться на работу в ресторан. Меня взяли, потому что на собеседовании я наизусть прочитала Бродского. По меркам того времени зарабатывала очень хорошо: 50 000 рублей. Для меня это вообще были нереальные деньги. Но я знала, что уйду: вовсю готовилась к экзамену, сдала эту дурацкую историю и поступила на свой библиотечный факультет в СПбГИК, на бюджет.

Про бизнес

Ресторанный опыт был крут, потому что именно там мне показали, как правильно работать: как относиться к людям, как создавать сервис, из чего складываются долгосрочные отношения между брендом и покупателем. Больше нигде я не встречала такого отношения к людям, как у моих руководителей к их клиентам. «Каждый человек значим» — этот паттерн я перенесла в свою жизнь и в свой бизнес-проект.

На четвёртом курсе я подумала и решила, что надо создавать что-то своё. Делать бизнес! Тогда в Питере была школа предпринимательства под названием «Бизнес-Квартира». Курс стоил около 50 000 рублей. Деньги на обучение мне дал мой молодой человек. Программа была насыщенная: занимались почти каждый день по 2–4 часа. В итоге я попробовала сделать несколько бизнесов — продавала одежду, посредничала в сфере ремонта квартир, ещё что-то было. Всё получалось нормально, но как будто не хватало огня.

В конце курса я пришла к одному из основателей и сказала: «У меня что-то не очень получается». Он меня спрашивает: «А что ты вообще любишь-то?», я говорю: «Ну, мне нравится за волосами ухаживать. Ещё литературу люблю». А он такой: «Вот и возьми что-то из того, что любишь, и попробуй сделать на этом бизнес».

Был конец 2015-го. Я рассуждала так: в «волосах» меня ждёт видеоблог. А с литературой я могу создать свой мир! Мой собственный литературный мир — это звучит круто! И решила начать с последнего варианта.

Я выбрала подготовку к ЕГЭ — из всего, что связано с литературой, это казалось самым практически применимым. Я села и посчитала: единый госэкзамен по литературе сдаёт пятьдесят шесть тысяч человек в год. Даже если ко мне придёт сто человек, уже хорошо. Мне говорили, что это бред: если нет конкурентов, значит, это никому не нужно. А я думала, ну как же бред, если где-то есть эти пятьдесят шесть тысяч никому не нужных человек? Вот мне-то они и нужны!

Про ЕГЭ

В 2016 году я переформатировала паблик ВКонтакте, в котором продавала одежду, в сообщество о литературе — ЛИТ.PRO. К тому времени там уже было около ста человек — какая-никакая аудитория! Это были первые курсы подготовки к ЕГЭ по литературе в соцсетях.

Тогда я понятия не имела об авторском праве: подбирала в инете прикольные картинки, связанные с литературой, и постила. Параллельно придумывала способы, как находить людей. Через через пару месяцев набралось где-то пятьсот человек. Началась движуха!

В январе я набрала первую группу — 2 ученицы офлайн. Получила на первой занятии предоплату в 3000 рублей за месяц вперёд. Я была счастлива!

Весной стартовал мой первый онлайн-курс. Это были мои первые 16 учеников в онлайне! А затем новый курс — 50 человек. Спустя несколько месяцев я начала зарабатывать шестизначную сумму в месяц. Со дня основания до настоящего момента мои курсы прошли более 4 500 учеников.

Выпуск ЛИТ.PRO 2020

ВКонтакте

Для продвижения — паблик, для курсов — закрытые или частные группы. Где искать клиентов? Вот, пожалуйста, ВКонтакте! В бизнес-школе рассказывали и про другие платформы, но они казались сложными. ВКонтакте была интуитивно понятной, я зарегистрировалась тут ещё в 2009.

ВКонтакте можно делиться любыми материалами: аудио, картинки, видео. С помощью отложенного постинга можно разместить контент любого формата. Я думаю, успех моих курсов связан и с тем, что ученикам не нужно где-то дополнительно регистрироваться — всё рядом, доступно и понятно. Нет необходимости разбираться в каких-то других программах — это важно для образовательного процесса, потому что любой намёк на тревожность может плохо повлиять на результат.

Сообщество ЛИТ.PRO

Учебный процесс

Сначала выстроила учебный процесс так, как казалось правильным именно мне. С каждым учеником по завершении курса я проводила интервью. Они рассказывали, что было не так, советовали, что можно исправить и улучшить. Все замечания и пожелания я учитывала, и через три года выкристаллизовался продукт, который работает сейчас.

Мой подход — про быстрое достижение результата. Методом проб и ошибок я пришла к курсу длительностью в один месяц.

В 2020 году я стала экспертом ЕГЭ, удостоверение ФИПИ. Cейчас у меня 3 ступени курсов. Первая ступень — базовая, вторая — поэзия, третья ступень (она длится неделю) — литература второй половины ХХ века. На курсе занимаемся каждый день по два часа. Получается, за один курс ученик занимается 56 часов. Для сравнения — в школьной программе 10–11 класса всего около 200 часов литературы в год.

За месяц мы осваиваем прозу. Во втором месяце мы «добиваем» всю поэзию. Эти два месяца эквивалентны почти трём годам школьной программы.

За год я запускаю шесть месячных курсов. Ближе к ЕГЭ идут короткие курсы по 1–2 недели. Цена курса — от 3500 до 7500 рублей в зависимости от приобретённого пакета.Цель курса — не разобрать каждое произведение до ниточки, а сформировать систему знаний, с которой человек сможет самостоятельно «добить» школьную программу. Мы прорабатываем идею, темы и основные вопросы на ЕГЭ по каждому произведению. И пишем двадцать сочинений за курс.

Сначала мы не оценивали образовательный результат. Спустя какое-то время запустили тестирование в конце курса. Сейчас оцениваем разные компетенции: знание произведений и биографий, тесты, сочинения. Ещё я веду статистику по баллам учеников на экзаменах. Но, к сожалению, знаю только результаты тех учеников, которые возвращаются с обратной связью. За 5 лет — 85 человек стобалльники. 31 человек только в прошлом году. Это те, кто пришёл говорить спасибо и рассказал о своих достижениях.

Визуализация литературы

Идея визуализировать литературу родилась у меня в шестнадцать лет. Я прочитала книгу «Эмобой». Автор — Антон Соя. Это была первая книга, которую я «увидела глазами». Я проклинала себя за то, что не умею рисовать. Мне это казалось настоящим чудом.

Когда я начала вести паблик, специально находила какие-то прикольные картинки, связанные с литературой. Подбирала мудборды для стихов. И это заходило аудитории. Я начала учиться визуализации, чтобы самостоятельно создавать изображения. Тогда я узнала, что такое авторское право.

Потом подумала, а почему бы не предложить идею визуализации ученикам? Назвала этот проект «Создатели». Идея в том, что я, как научный руководитель, говорю — ребят, вот у нас есть такие темы — образ Раскольникова или ещё кто-то из произведений кодификатора. Вы можете взять и нарисовать, как вы это видите, а потом мы с вами выберем лучшую работу. С одной стороны, это конкурс, а с другой — ученики прокачивают своё видение персонажа. Это имело офигенный успех. Сейчас у меня около четырёхсот таких проектов. Эти проекты репостят в свои группы даже официальные паблики писателей и поэтов.

Мы экспериментировали с разными форматами интерактива в литературе — музыкой, видео. Но изображения и инфографика все же в приоритете — по ним удобнее и интереснее учиться. Всё, что делаем, попадает под наш товарный знак: мы его очень долго и мучительно делали, но в итоге создали.

Курсы для девочек

Это просто технический момент: 99% из тех, кто приходил ко мне готовиться к сдаче литературы — девочки. Решила из этого сделать конкурентное преимущество. Я понимаю, как работать с женской мотивацией, с такими людьми, как я сама. С молодыми людьми мне работается тяжелее — у них другой уровень эмоционального вовлечения, а два часа в день долбить литературу — это не каждый сможет. У меня пока нет разработанной системы, чтобы молодые люди получали высокий результат. Поэтому решила сконцентрироваться на том, что могу делать на «пять».

Команда

Сначала всё делала сама: и учила, и продвигала, и проверяла домашки. Сейчас это делает команда из 20 человек. Почти все — мои бывшие ученицы, которые получили 100 баллов на ЕГЭ по литературе и поступили в топовый вуз нашей страны на бюджет. Это люди, которые любят литературу, также как и я. Которые хотят помогать другим, также как я.

Делегировать оказалось просто. С самого начала мне очень помогал мой молодой человек. После смен на заводе проверял со мной тесты, занимался поиском клиентов, настраивал отчётность. Потом он ушёл с завода, и мы стали полноценными партнёрами в этом бизнесе.

Маркетинг

Очень многому научилась у конкурентов: смотрела, как и что они делают. Инструменты меняются, надо постоянно искать что-то новое.Сейчас на продвижение уходит 0,5% от выручки. Это необычная цифра для рынка, но я продаю эмоциональный и хороший продукт. Поэтому мои основные каналы — это контент-маркетинг и «сарафан».

0
121 комментарий
Написать комментарий...
Daniil Gladchenko

ЕГЭ по литературе, само по себе звучит пиздецово - люди читают море книг классических авторов, чтобы потом просто.. сдать сраный экзамен? И такое количество людей его сдающих тоже поражает, они все потом поступают на филологов, и потом пополняют ряды работников общепита, потому что на рынке такое их количество ненужно. Что то надо с этим делать, количество мест в вузах сокращать, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

вот и мне интересно, куда все эти выпускницы педагогических пту идут. ну кто-то статьи для глянца пишет, кто-то бульварную психологию начинает в массы двигать и гороскопы составлять. но остальные процентов девяносто чем заняты?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Я уже давно убедился, что гуманитарное образование - это для того, чтобы ещё 6 лет посидеть на шее у родителей под предлогом «ну я же ещё учусь», что делать дальше они не задумываются. Выборка не репрезентативная, но у меня очень много таких знакомых, которые поступали на социологов, филологов, регионоведов, и тд, и не парились, можно спокойно чилить ещё 6 лет, а потом такие «что то работы нету(«.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

у меня одна подруга детства училась на филолога в мгу по специальности романские языки или как-то так. что-то с бесполезными языками связанное в общем. я еще удивлялся как это вообще в жизни может пригодиться. потом вижу у нее в фб статус, в Goldman Sachs работает. думаю, хуясе, гуманитарий, а как сумела, не иначе еврейские контакты задействовала. а оказалось, она там каким-то офис менеджером работает. я хз что это такое, не работал в офисе никогда, но есть подозрение что это такое более ласкающее слух обозначение секретаря, а то и чего похуже

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

да какая там входная, она так до сих пор секретарем и работает, сейчас зашел в фб посмотреть, после ГС administrative manager в J&J, facility manager в Mondelez и и так на протяжении почти 20 лет

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда