{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Сойти с дистанции: почему закрываются успешные проекты

Уход с рынка компании, входящей в тройку лидеров — редкий, но не уникальный случай. Именно так произошло с myToys.ru. За 10 лет мы доросли до топ-3 онлайн-игроков рынка детских товаров. Но это не спасло компанию от закрытия.

Такие события вызывают много слухов и домыслов в бизнес-среде, реальные же причины известны немногим. В этой статье я не буду раскрывать все нюансы принятого решения, но с согласия наших акционеров все же решил поделиться полученным опытом и вынесенными из него уроками.

Уход из России

В мае 2021 года Мартин Ширер, СЕО Mytoys Group, объявил о закрытии проекта в России. "Это решение связано с глобальной стратегией группы: Mytoys Group полностью фокусируется на европейском рынке немецкоязычных стран, инвестируя ресурсы в направление, имеющее больший масштаб и потенциал. За последний год Mytoys Group значительно ускорила темпы роста и планирует продолжать развиваться быстрее рынка в Европе", – объяснил он.

В 2018 году по аналогичной причине было закрыты местные подразделения двух других немецких интернет-магазинов. За последние 12 месяцев ушла с рынка британская Castorama, немецкий концерн REWE Group продал свою сеть гипермаркетов Billa “Ленте”, Honda заявила об окончательном прекращении поставок автомобилей в Россию. Эти события никак не связаны между собой, но отражают долгосрочный тренд снижения интереса иностранных инвесторов к российскому рынку в условиях геополитических рисков и падения курса рубля. Валютные инвестиции, на которые чаще всего развиваются местные подразделения европейских компаний, потянули экономические показатели компаний вниз после очередного обвала рубля в 2020 году, когда он потерял около 30% к евро и почти 20% к доллару. Кстати, было любопытно, как некоторые издания, анализируя открытую бухгалтерскую отчетность нашего бизнеса, пытались не совсем корректно выстроить связь между кратным ростом убытков в 2020 году и закрытием бизнеса.

Еще с конца 2019 года мы начали смещать фокус на продажу одежды собственной торговой марки Björka и продукции европейских производителей, пока слабо представленных на российском рынке, а также сокращать долю популярных, но низкомаржинальных брендов и товарных категорий. Это позволяло отстроиться от основных игроков рынка и не конкурировать с ними по одинаковым позициям. Пандемию myToys.ru прошёл хорошо – продажи были выше плановых. Локдаун подстегнул желание родителей покупать игрушки, развивающие игры и товары для творчества, ведь в отсутствие детских садов и школ детей нужно было чем-то занять дома, а после снятия ограничений существенно вырос спрос на одежду и обувь. Была уверенность, что независимо от того, кто станет владельцем myToys.ru, магазин продолжит развиваться и приносить родителям пользу, а своим собственникам - доход.

Однако, общемировые экономические риски, вызванные пандемией коронавируса, смена менеджмента в штаб-квартире Mytoys Group и решение о продаже бизнеса существенно скорректировали наши планы на конец 2020 года. Была выбрана стратегия оптимизации, в рамках которой мы значительно снизили бюджеты на закупки с высокой долей предоплаты (новые коллекции одежды, импорт из Европы и Азии), и несмотря на технические ограничения в полуручном режиме начали подключать поставщиков по модели маркетплейса. Это, безусловно, привело и к замедлению собственных продаж в сравнении с 2020 годом, и к снижению маржинальности. Но эти изменения были прогнозируемыми, и владельцы абсолютно осознанно шли на них, чтобы высвободить связанные стоком денежные средства. Для штаб-квартиры в приоритете оставались продажи в Европе, а российское подразделение пропало из сферы первостепенных интересов. Хочу подчеркнуть, что всё это относится исключительно к проекту myToys.ru и никак не касается других проектов Otto Group (частью которой являлся myToys.ru) в России, которые в настоящее время чувствуют себя уверенно на российском рынке и продолжают активное развитие

В шаге от заключения сделки

Ещё в апреле текущего года мы рассчитывали, что myToys.ru продолжит работу – с новым владельцем. С момента принятия решения о продаже и до последнего времени мы дважды находились в шаге от закрытия сделки с разными покупателями.

Интерес к российскому активу Mytoys Group проявляли иностранные и местные компании. Они понимали, что сегмент товаров для детей в России – важный рынок, менее других подверженный влиянию кризиса и способный приносить значительный доход. Это подтверждали и экономические показатели проекта в прошлые годы. В 2018-2019 годах myToys.ru был в числе лидеров по обороту на российском онлайн-рынке детских товаров.

За полгода после принятия решения о продаже актива с учетом разных условий и ограничений была проведена большая работа по предпродажной подготовке, поиску заинтересованных компаний и организации переговоров. Я активно участвовал во всем цикле продажи компании - от этапа поиска покупателей и презентации до due diligence и подготовки контрактов и активов для продажи/передачи. Дважды сделки срывалась за несколько дней до финального подписания по обстоятельствам, которые корректнее всего будет назвать “человеческим фактором”.

Принять такой результат после полугода очень интенсивной работы и колоссальных вложений личных сил и времени было непросто.На основе полученного опыта я сделал для себя ряд выводов, которыми хотел бы поделиться с предпринимателями и топ-менеджерам, планирующими продажу бизнес-активов.

Ключевые уроки и выводы

1. Тщательно изучайте потенциальных покупателей. Не экономьте время на сбор и анализ информации о них. Узнайте, что за компании проявляют интерес к вашему проекту, кто и как принимает решения по сделке на разных уровнях. Это позволит понять, с кем стоит продолжать переговоры, а с кем можно их прекратить. В какой-то момент у myToys.ru было одновременно два заинтересованных покупателя, и мы остановились на одном из них. Возможно, при более глубоком анализе мы сделали бы другой выбор. И результат переговоров сейчас выглядел бы иначе.

2. Не рассчитывать, что сделка может быть простой. Даже если вы договорились об условиях сделки с покупателем, и она кажется максимально простой, скорее всего это не так. Согласование юридических формулировок, уточнение уже принятых условий, поиск технических решений - всё это может растянуть казалось бы простую транзакцию на многие месяцы. Особенно если в процессе задействованы команды из разных стран и культур. Вместо ожидаемых нескольких недель сделка затягивалась на несколько месяцев, что значительно увеличивало её стоимость с точки зрения денежных ресурсов (например, оплата труда юристов) и времени команд.

3. Фиксировать все договоренности между сторонами в переписке. В первую очередь - все изменения условий сделки. Это не является гарантией успеха, но позволит исключить любые недопонимания сторон. Необходимо регулярно синхронизировать информацию, перепроверять её и уточнять детали. Это увеличивает время закрытия сделки и нагрузку команд, но положительно влияет на результат. Важно изначально договорится о каналах коммуникации и придерживаться их. В силу разных стандартов в наших российском и немецком офисах, а также у покупателя мы использовали одновременно 6 каналов коммуникации, что сильно усложняло и путало процесс

4. Сделки нет, даже если контракты уже подписаны одной из сторон. Я дважды оказывался в ситуации, когда все договоры согласованы до последней запятой и подписаны одной из сторон, а через пару дней ожидается подписание второй стороной. Но затем следовал отказ. Такая ситуация может произойти, даже если все условия соблюдены, аудит успешно пройден, и сделка кажется взаимовыгодной. Инициатором отказа может выступать как покупатель, так и собственники “от продавца”.

5. Генеральному директору необходимо настаивать на своем участии в продаже с самого начала. Понятно, что любая сделка – это транзакция между владельцем бизнеса или топ-менеджерами головной компании и покупателями. Но СЕО конкретного подразделения лучше знает все детали бизнеса. Он понимает, какие формулировки должны быть в контрактах для успешного закрытия сделки, последовательность шагов. Именно СЕО будет «жить» с последствиями сделки, поэтому необходимо его участие в ней с самого начала.

6. Очень важна «химия» между сторонами сделки. В первую очередь между топ-менеджерами или CEO покупателя и продавца. Это то же самое, что и «химия» между инвестором и стартапом. Если её нет - не стоит даже начинать сотрудничество.

7. Нельзя 100% своего времени, в том числе личного, посвящать работе над сделкой. Необходимо уделять внимание семье и друзьям, заботиться о здоровье и восстановлении энергии. В какой-то момент я перестал соблюдать этот баланс. Спустя какое-то время качество жизни заметно ухудшилось, а эффективность работы просела. Ваше самочувствие напрямую связано с вашими результатами, нужно об этом всегда помнить.

8. Не останавливаться в случае неудачи. После первой внезапно сорвавшейся сделки казалось, что закрытие бизнеса неизбежно и произойдет со дня на день. Однако, нам удалось достаточно быстро найти две новых заинтересованных компании. Да, финальный результат остался отрицательным, что в процессе работы над сделкой казалось мало вероятным. В следующий раз, обладая полученным опытом, уверен, результат будет другим.

Из найма – обратно в бизнес

Я ни разу не пожалел о том, что вернулся в команду myToys.ru в роли CEO. Хотя последние 12 месяцев, были, пожалуй, наиболее сложными в моей профессиональной деятельности. Именно в этой компании я дольше всего проработал в найме, сперва как маркетолог, затем в роли генерального директора, и потому относился к проекту, как к собственному. Это потрясающий опыт – как с точки зрения профессионального опыта, так и с позиции развития soft skills менеджера.

Основной вывод, который я сделал: главное в любом бизнесе – это люди. Их желание двигаться тебе навстречу, ответственность, профессионализм и просто человеческое отношение играют решающую роль в успехе.

Мне повезло работать с сильной командой в myToys.ru, я благодарен этим людям – коммерческой и маркетинговой командам, финансистам, аналитикам, юристам в Москве и Гамбурге, нашим партнерам из инвестиционного банка и, безусловно, всему директорскому составу в Германии – за активное участие и помощь в подготовке обеих сделок.

После завершения всех обязательств перед myToys я хочу взять небольшую передышку, чтобы очистить голову, перезагрузиться и решить, куда двигаться дальше. Вероятней всего это будет собственный бизнес с фокусом на зарубежный рынок. Моего возвращения ждет парочка западных проектов, в которых я участвовал до возвращения в myToys.ru 2 года назад.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Лев Щенин

Неужели я один знаю простую причину закрытия немецкого магазина - снижение покупательной способности жителей России?
Тут уже два года карантин на дворе, масса народа по домам сидит на "самоизоляции". 
Откуда деньги на немецкий игрушки по оверпрайсу?
(Алиэкспресс в помощь !)
Как я догадался раньше всех?
Просто рекомендую всем телеграм-канал "Толкователь".
Автор канала - Павел Пряников - известный московский журналист, имеет высокие аналитические способности, выкладывает у себя на канале массу статистики по уровню бедности в России.
Бедность россиян - главная причина закрытия иностранных производств и магазинов в России !

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Условная аналитика. Безусловно покупательская способность влияет на некоторые покупки, но в детской индустрии большую часть влияет демография, т.е. рождаемость.
С 2009/2010 года и до 2015/2016 года у нас наблюдался прямо беби-бум, после произошло замедление, а в 2019 году началась заметная стагнация.
Можно возразить, что ПС влияет на рождаемость, конечно, но не всегда прямая зависимость. Мое мнение, что после 2024 года рождаемость опять пойдет вверх.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда