Как понять, что копирайтер «запорет» проект

Я копирайтер с более, чем 10-летним стажем. И за время своей работы как выполняла задания сама, так и сотрудничала с командой фрилансеров. По моему опыту, найти хорошего копирайтера — не сложно, а ооочень сложно.

Да, на биржах и в соцсетях полно копирайтеров, который дёшево выполнят любой заказ. Но сколько раз мне приходилось переделывать такие тексты – и не сосчитать…

Сейчас у меня, с моим опытом, получается быстро отсеять некачественных исполнителей. Поэтому я решила помочь всем, кто сталкивается с подбором подрядчиков по копирайтингу.

Изучаем резюме и портфолио

  • Да простят меня создатели курсов по копирайтингу – я с недоверием отношусь к их выпускникам. Для меня основополагающим является образование и опыт работы с крупными заказчиками. Конечно, выпускникам курсов тоже нужно где-то зарабатывать – но на крупный серьезный проект лучше привлечь более опытного специалиста. И да, журналистское и филологическое образование совсем не значит, что ваши тексты будут великолепны. Филологи часто пишут длинно, сложно и витиевато. А для мастерства копирайтинга важен еще и маркетинговый подход.
  • Главное в копирайтерских текстах – убедительность, четкость и лаконичность. Хороший копирайтер не будет писать «большая прибыль», «огромный опыт» и «долгие годы разработок». Он четко указывает необходимую информацию в цифрах.
  • Обилие тем, за которые берётся специалист, не говорит о его компетентности в каждой. Почитайте тексты портфолио – любую ли тему копирайтер раскрывает со всех сторон? Сколько полезной информации несёт в себе текст? Действительно ли копирайтер раскрывает тему так, что она становится понятной?
  • Лонгрид, пост в Инстаграм, пресс-релиз – разные по стилю работы. Посмотрите, насколько хорошо копирайтер справляется с различными форматами.
  • И мое любимое – интернет-текст не должен быть похож на газетную заметку начала 90-х. Канцелярские фразы из серии «многие из нас», «не секрет, что» и т.д., мудреные приложения, обилии деепричастных оборотов - это не копирайтинг, а графоманство.

Портфолио изучено, что дальше?

А дальше я отмечаю те «сигналы», которые помогут отсеять некачественного копирайтера. Это:

  • Неграмотная переписка. Посмотреть портфолио – очевидный шаг. Но оно может быть вылизанным после редактора или – что тоже часто бывает – украденным. Поэтому я слежу за тем, как человек общается в переписке – какие слова использует, делает ли грамматические ошибки. При малейшем сомнении принимаю решение не сотрудничать с человеком.
  • Отсутствие брифа у копирайтера. Прежде всего копирайтер должен запросить целевую аудиторию, цель текста и место размещения. Если тема сложная – спросить, какие источники можно использовать. В общем, если копирайтер подозрительно ничего не спрашивает и сразу берётся за задание – повод задуматься.
  • Готовность выполнить задачу прямо сейчас. Да, как вы уже догадались, это значит, что у копирайтера полно свободного времени. А почему у него нет заказов, когда вокруг столько запросов? Наверняка что-то тут не так…
  • Выставление стоимости за 1000 знаков – без уточнения, куда и для каких целей нужен текст. Тексты и темы бывают разные – где-то нужно прочитать пару статей, а где-то сделать целое исследование. И короткий емкий текст написать сложнее, чем водянистый лонгрид. Некачественные исполнители часто пользуются схемой оплаты за знаки, искусственно увеличивая объём текста. Какое качество ожидает вас на выходе? Очевидно, что неудовлетворительное. Опытный исполнитель никогда не скажет точную стоимость сразу – сначала он изучит бриф и определит свои временные трудозатраты.
  • Нежелание обсуждать правки. В идеале, если вы составили четкое ТЗ, правок должно быть по минимуму. Если в результате вы получаете от копирайтера совсем не тот текст, есть смысл еще раз пройтись по ТЗ вместе с исполнителем. Качественный исполнитель обязательно прислушается к правкам и уточнит, что именно нужно исправить в тексте.

Идеальный копирайтер - кто он?

Резюмируя статью, можно составить портрет действительно компетентного специалиста. Он обязательно присылает бриф, не работает за оплату по знакам, готов разбираться в правках и называет точные сроки и стоимость после полного ознакомления с заданием.

Конечно, такие специалисты стоят дорого – но они сэкономят вам время и деньги после бесконечных переделок у горе-копирайтеров. А где искать хороших исполнителей – поделюсь в следующих статьях.

А еще мне очень интересно узнать, какими критериями при подборе специалистов руководствуетесь вы. Пишите в комментариях!

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Амбиент Музыкантов

А как назвать копирайтера с десятилетним стажем, который учит других, как найти годного копирайтера, но который в своей же статье делает охулион ошибок, которые говорят о том, что как  копирайтер он - говно?

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

1. Про ошибки в статьях копирайтера Вы можете почитать мою предыдущую статью.
2. Данная статья - не часть моего портфолио и не тестовое задание, а лишь личный бложик.
3. Если прорецензируете статью и напишете ошибки, с радостью их исправлю, чтобы не резало Вам глаза :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
M S

тоже самое хотел сказать

Ответить
Развернуть ветку
Irina Gagina

Копирайтер не может быть некачественным, он не товар на полке. Но он может быть неквалифицированным или низкоквалифицированным.
Странно это видеть от человека, который заявляет, что написание текстов его основная работа.
Я могу разобрать каждое ваше предложение, но не буду. Найдите "своё"дело, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Штош, можете считать такие сочетания слов моим авторским стилем, я не обижусь)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Щербаков

Вы копирайтер или филолог? А то это ещё одна болезнь российского копирайтинга - мол, если тексты на сайты писать, то обязательно красный диплом филфака местного педа. Без него вообще никак. А на выходе получаем правильно написанные предложения о "большом опыте" и "индивидуальном подходе".

Ответить
Развернуть ветку
CUYS.ru

С копирайтерами, я их называю по своему сленгу - шобла-ебла. Работаю более 15 лет. Сам в свое время когда был молодым год учился активно всему и вся. Так вот. Копирайтер - это не профессия тчк

Есть редактор, есть корректировщик и тд. И это профессии. Все остальное чушь. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

"Есть редактор, есть корректировщик и тд. И это профессии. Все остальное чушь." 

То есть, писать не надо никому, это не профессия. Ясно-понятно

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Ну, видимо, крупные компании, с которыми я работаю, так не считают)))

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Курсы - согласен. ЧСВ возрастает до небес. Особенно, если пришел на них чел без опыта. "Начитанный дурак хуже обычного дурака"
Цифры - безусловно
обилие тем - разумеется. Сам тоже про это говорил, приводя в пример тренерскую концепцию "тотального футбола" 70-х годов и "современный копирайтинг". Если эволюция футбола подразумевала тогда универсализм, то эволюция копирайтинга - узкую специализацию :)
Про газетные заметки тоже согласен - недавно скачал подборку одного спортивного еженедельника, который активно читал в нулевых за неимением интернета. И ужаснулся - хосспади, явно видно, что авторам платили за килознаки и забивку полосы. 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Илья, спасибо большое за комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
CUYS.ru

Копирайтер - это не профессия, а модель поведения. Запомните мои слова. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алёна Textasy
Автор

Интересная позиция... А можно поподробней?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Василий Степаненко

Если быть точнее, то копирайтер – это специальность, рекламист (или рекламщик) – профессия, скриптрайтер – специализация. Со второй половины 20-го века и до середины 2000-х понятие "копирайтер" имело несколько иную трактовку, чем ту, которую предлагаете вы и автор поста. Но что самое интересно, просто задумайтесь, а что вообще из себя представлял копирайтинг на рубеже 19-20 вв. задолго до того, как появились первые отделы маркетинга и интернет.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Темченко

Веду подсчёт за тысячу знаков и никаких проблем не знаю. Никто ещё не возвращал мою работу обратно.
Статьи как найти хорошего работника - полная чушь, как и работа HR специалистов.
Ни в одной статье не увидел, с какой тематикой работают у них горе копирайтеры и профессионалы. Если типичная тема ремонта, машин, как озвучивать стоимость? За проект? Вы все равно потом будете считать цену за тысячу знаков, или сто слов.
Большинство умников вроде автора статьи боятся говорить о ценниках. Адекватные заказчики при вопросе сколько стоит работа примут предложение хоть в тысячи знаков, хоть в словах, хоть за проект. "работаю в крупных проектах" (где платят 50 рублей за статью) - дизреспект за понты и заблуждение тех, кто ищет релевантные кадры

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир Темченко

И кстати, про заметку 90х это единственный интересный момент в статье

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Владимир, с удовольствием поделюсь своим прайсом. За килознаки не работаю, т.к. воды налить может каждый, чтобы заработать побольше. А так, статьи на подобные порталы - от 6000 руб.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Илья Щербаков

По критериям:

когда работал с удаленщиками, то:

обращал внимание в первую очередь на отрицательные отзывы. Если их нет, то подозрительно. Хотя исключения были
сразу отметал тех, кто не задает вопросов (четко брать под козырек тут не надо). Бриф сюда же - это наше все. Но я сам всегда составлял его подробно и просил просто его внимательно читать. Достаточно потратить время на талмуд, зато потом все вопросы точно отпадут

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Идеальный заказчик - тот который четко знает, чего хочет и сам составляет бриф))

Ответить
Развернуть ветку
Елена Елесина

Согласна, что найти хорошего автора архитрудно, особенно при скромных бюджетах. Бывала по разные стороны баррикад. Не согласна с категоричным - хороший копирайтер не работает за килознаки. Вот я хороший и работаю:) Конечно, все зависит от формата, какие-нибудь UX-тексты за килознаки писать не будешь. И просто заметки на полях - думала, что статьи для VC вот прям вылизываются-перевылизываются, что там сидят страшные суровые редакторы и корректоры, которые никогда не выпустят работу хотя бы с одной несчастной опечаткой. Ан нет. Такое впечатление после данной статьи, что никто вообще не смотрит, вороти что взбредет. Как-то авторитет портала прям упал в моих глазах)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Ну, на самом деле, корректоров тут нет) Так что, действительно, кто как хочет - так и пишет. Это же сродни личному блогу) 
А так - да, я специализируюсь на UX-текстах и на работах, которые сложно посчитать в килознаках. Если Вы работаете за килознаки и Вы хороший специалист - что ж, могу признать, что исключения из правил бывают)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ольга Киреева

Блин, офигеваю, конечно, сколько невротиков накинулись на вашу статью.
По мне копирайтер должен быть еще и лёгким, а тут прям жесть какие люди-человеки, прям заковырки какие-то

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Ох, не знаю, почему так... Ну, надеюсь, им стало легче после того, как они указали на мои ошибки, неграмотность и ЧСВ))

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда